-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в лорик3

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2011
Записей: 14444
Комментариев: 2944
Написано: 34750


Живопись Перова.

Четверг, 19 Сентября 2013 г. 15:56 + в цитатник
Цитата сообщения Ела2012 Русская живопись Перов Василий Григорьевич


Перов Василий Григорьевич (1834-1882)

«Автопортрет»
1870
Холст, масло 59,7 x 46 (овал в прямоугольнике)
Государственная Третьяковская галерея
Москва



Василий Григорьевич Перов — не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, стоящая рядом с такими мастерами, как П. Федотов, А. Венецианов, И. Репин, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства.
Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 году.
Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе.Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А.В. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры.
В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1856 году за представленный в императорской Академии художеств этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль. За этой наградой последовали другие, присужденные ему Академией: в 1858 году — большую серебряную медаль за картину “Приезд станового на следствие”, в 1860 году — малую золотую медаль за картины “Сцена на могиле” и “Сын дьячка, произведенный в первый чин”, в 1861 году — большую золотую медаль за “Проповедь в селе”. Эти четыре произведения Перова и написанные им вскоре после того “Сцена на могиле” и “Чаепитие в Мытищах”, были выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и представили художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор “Сватовства майора”.


«Приезд станового на следствие»
1857
Холст, масло 38 x 43
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«На могиле»


Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы. 1860 Литография.


«Проповедь в селе»
1861
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Сельский крестный ход на Пасхе. 1861
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Москва
В начале 1860-х Перов создает серию картин антиклерикальной направленности. Главой становится тема священства, забывшего свой долг. Мимо зрителя уныло тянется пьяная процессия с иконами и хоругвями. Крестьяне с полузакрытыми глазами бредут к обрыву, будто слепцы. Бросивший их поводырь – одуревший от хмеля священник, раздавивший ногой пасхальное яйцо. Рядом женщина с иконой, у которой утрачен лик. Поодаль – нищий, несущий икону вверх ногами. Но Всевидящее око на хоругви – будто предупреждение, что этим людям не избежать Высшего Суда. Пасмурный пейзаж, диссонирующие движения участников процессии, тоскливый рассвет подчеркивают убогость всей сцены. Картину удалили как "безнравственное" произведение с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, запретили воспроизводить в печати, а П.М.Третьякову рекомендовали не показывать посетителям.


«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
1862
Холст, масло 43,5 x 47,3
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Обычная на первый взгляд сцена чаепития под сенью дерева превращается у Перова в обличительную остросоциальную картину. Повернутый углом к зрителю стол со стоящим на нем самоваром делит пополам небольшое, по формату близкое к квадрату полотно. Так же на две части распадается и мир героев картины: по одну сторону оказывается толстый сытый поп, по другую – нищие старик и мальчик. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Вместе с тем воплощению мысли о необходимости восстановить справедливость и вернуть миру утраченную гармонию служат идиллический пейзаж фона и кругообразный ритм композиции картины.


Получив вместе с большой золотой медалью право на поездку за границу, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни (“Продавец статуэток”, “Савояр”, “Шарманщик”, “Нищие на бульваре”, “Музыканты и зеваки”, “Тряпичники” и другие), но вскоре убедился, что воспроизведение чужих нравов не дается ему так же успешно, как изображение родного русского быта, а потому с разрешения Академии в 1864 г. возвратился в Россию до окончания срока.


Савояр. 1863-64
Холст, масло


«Шарманщик»
1863г
Холст, масло 30,5 x 25
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Парижские тряпичники»
1864г


«Парижская шарманщица»
1864
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея


Дилетант. 1862
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Главной целью заграничной поездки, по его собственным словам, оказалось совершенствование “технической стороны”, так как, взявшись поначалу за различные сюжеты, сложные многофигурные композиции, он почувствовал, что “несмотря на все его желание” не может “исполнить ни одной картины, которая была бы удовлетворительна”. Это поездка стала замечательной возможностью получить новые впечатления и от встречи с мастерами, знакомыми по Эрмитажу, и от современных выставок, материал которых был не менее интересным и поучительным, позволявшим соотнести собственный уровень с “европейски признанным”. Но его постигает полная неудача. Именно здесь он остается прежде всего лишь иностранцем, фиксирующим “разнообразные сценки”, разнообразный типаж чужой страны.

Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать в том же направлении, которое выбрал в начале своей творческой карьеры, и в период с 1865 по 1871 годы создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе.
Первая картина, созданная им сразу же после возвращения, — “Проводы покойника” — сразу же определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения, формирующегося идейного реализма. В этой картине закладываются основные принципы передвижничества, открывается новое понимание живописи, ее социальная направленность и назначение, ведущая прямо к народу. Появление этой картины было подготовлено собственным предыдущим творчеством Перова и носившимися в воздухе художественными идеями. После этой картины критика нарекла Перова “отцом русского жанра”.


«Проводы покойника»
1865
Холст, масло 45,3 x 57
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Трапеза»
1865-1876
Холст, масло. 84 x 126 см
Государственный Русский музей


««Тройка». Ученики-мастеровые везут воду»
1866г.
Холст, масло 123,5 x 167,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Во второй половине 1860-х Перов создает лучшие жанровые произведения, в которых все сильнее звучит критика социального общества. В картине «Тройка» художник обращается к теме детского труда. Это наиболее крупное по формату жанровое полотно Перова и одновременно наиболее эмоциональное. Лица детей обращены к зрителю, в них соединились детское обаяние, кротость и страдание. Мрачно нависающие стены монастыря создают настроение безысходной тоски. Название картины заставляет вспомнить Ветхозаветную Троицу, возникает символически обобщенный образ ненормального «вывихнутого» мира, который художник отвергает во всех его проявлениях.



«Чистый понедельник»
1866
Государственная Третьяковская галерея


«Приезд гувернантки в купеческий дом»
1865г.
Холст, масло 44 x 53,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Эту картину Перова справедливо называют «федотовской». От П.А. Федотова идет яркая типажная характеристика героев, внимание к интерьеру, «говорящие» детали, уточняющие смысл происходящего. Однако она не становится цитатой из прошлого, и автор не утрачивает своей индивидуальности. Свойственная федотовским картинам романтическая гармония уступает место воплощению жизненного конфликта. Драгоценное сияние красок сменяет сдержанная цветовая гамма, а диагональ ковровой дорожки, по которой с поникшей головой идет навстречу купеческому семейству юная гувернантка, предполагает открытый контакт со зрителем.


Учитель рисования. 1867 Д. , м


«Последний кабак у заставы»
1868
Холст, масло 51,1 х 65,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Конец 1860-х годов отмечен в творчестве В.Г.Перова рядом стилистических изменений: художник в своих работах освобождается от обилия персонажей, резких обличительных характеристик и пестроты колорита. Живописная палитра мастера усложняется, а раскрытие фабулы развивается по пути более широкого обобщения и драматизма. В сумрачном свете холодного зимнего вечера зловещим символом предстали на фоне лимонно-желтого закатного неба царские орлы заставы. Тускло светятся окна кабака, где крестьяне, приехавшие в город, пропивают вырученные за день гроши. Под резкими порывами ветра зябко съежилась в санях жалкая фигурка, закутанная в платок. Это крестьянка ожидает загулявшего кормильца. Пространство картины играет активную трагическую роль, печальными аккордами звучат темные серые и коричневые тона, наложенные экспрессивными мазками, усиливая ощущение тоски и безысходности. Нет ни малейшего просвета, лишь пробирает до костей ледяной холод в этом пустынном мрачном месте. В зрелом творчестве художника Перова становится очевидным мотив глубокого сострадания человеку как жертве жестокой социальной несправедливости


«Птицелов»
1870
Холст, масло. 82.5 x 126 см
Государственная Третьяковская галерея


«Охотники на привале»
1871г.
Холст, масло 119 х 183
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Перов был страстным охотником. Но данная картина не столько воспоминание о любимом занятии, сколько вполне продуманная творческая задача. В 1870 году за картину "Птицелов" (1870, ГТГ) художник получил звание профессора и место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Осознавая ответственность подобной работы, Перов решает написать картину, чьи художественные данные доказывали бы его мастерство. К этому времени в своей живописи он отошел от драматических тем народной жизни, он не стремится "вскрывать язвы общества", а выбирает сюжеты о "малых" радостях "малых" людей. Фронтально развернутая композиция представляет три разных характера: опытный охотник-лгун, легковерный новичок и сомневающийся в правдивости рассказа. Персонажи даны на фоне незамысловатого осеннего пейзажа, а передний план заполнен весьма продуманным натюрмортом: подстреленная дичь и заяц, охотничье ружье, ягдташ и рог. Выдержанная в классической коричневатой гамме, картина созвучна "Охотничьим рассказам" И.С.Тургенева и демонстрирует новый этап в творчестве Перова-жанриста.



«На железной дороге»
1868
Холст, масло 52 x 66
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист).
1879
Холст, масло 104х179
Нижний Новгород


Старики - родители на могиле сына.
1874
Холст, масло,42х37,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Накануне девичника. Проводы невесты из бани. 1870
Холст, масло 48х72,
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Дворник - самоучка. 1868
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Москва


В 1866 году Перов получает степень академика; а в 1870 году он становится профессором. В 1871 — 1882 годах Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. В то же время Перов примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. В первые последовавшие за тем годы продолжал писать портреты и жанровые картины в прежней манере исполнения, которые надо признать во многом уступающими его предшествовавшим работам. В семидесятые годы основные усилия он направляет на историческую и мифологическую проблематику. Попытки эти не получили высокой оценки в художественных кругах. Лишь Н. Ге сказал о них добрые слова: “Начиная с обыденного жанра, его (Перова) талант развивался, и он поднимался все выше и выше. Он перешел в религию, она его в той форме, в которой он искал своих идеалов, не вполне удовлетворила.

Никита Пустосвят. Спор о вере 1881
Холст, масло.
В конце творческого пути Перов обращается к русской истории. Он выбирает тему религиозного раскола XVII века, возникшего в результате церковных реформ патриарха Никона. Никита Пустосвят (настоящее имя – Добрынин Никита Константинович; прозвище "Пустосвят" было дано сторонниками официальной церкви; год рождения неизвестен – умер в 1682), суздальский священник, один из идеологов раскола. Церковный собор 1666–1667 осудил его и лишил сана. В 1682 раскольники воспользовались восстанием стрельцов в Москве и выдвинули требование, чтобы церковь вернулась к "старой вере". В Кремле состоялись "прения о вере", где Никита Пустосвят выступал главным оратором. В центре – сам Никита, рядом с ним монах Сергий с челобитной, на полу – Афанасий, архиепископ Холмогорский, на щеке которого Никита "запечатлел крест". В глубине – предводитель стрельцов князь И.А.Хованский. В гневе встала с трона царевна Софья, раздраженная дерзостью раскольников. На следующий день Никита и его сторонники были обезглавлены по обвинению в возмущении народа. Картину очень высоко ценил В.И.Суриков.



Он перешел к истории и сделал только две вещи (“Суд Пугачева”, “Никита Пустосвят. Спор о вере”), которые не кончил, но которые имели громадное значение”. Не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием.


Суд Пугачева. Эск. картины 1875 г


Суд Пугачева. 1875
Холст,масло 150х238
Государственный исторический музей
Москва


Суд Пугачева. 1979
Холст,масло


Прием странника. 1874
Холст, масло. 93x78



Странница в поле. 1879
Холст , масло 63х94
Н. Новгород


Отпетый.
1873 Х. , м. 87, 5х113
Государственный исторический музей


Дворник, отдающий квартиру барыне.
1878 Ярославль


Голубятник. 1874
Холст, масло 107х80
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Вечер в Великую Субботу. 1873 Б. на к. , м. 20, 2х39, 1 ГТГ


Возвращение крестьян с похорон зимою. Нач. 1880-х
К. , м. 36х56, 7
Государственная Третьяковская галерея
Москва


отаник. 1874
Холст, масло 65. 5х79
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Блаженный. 1879
Холст, масло 153х103
Государственная Третьяковская галерея
Москва

И не только в историко-мифологическом направлении у Перова встречались неудачи. Как показала юбилейная выставка Перова в Государственной Третьяковской галерее (1984), на которой его наследие было представлено с почти исчерпывающей полнотой, перовская неподкупная лира исторгала порой и “неверные звуки”. И дело здесь не в недостатке таланта, а в своеобразии роли, предназначенной ему в отечественной живописи. Переход к реализму в середине XIX века был самым радикальным моментом в истории мирового искусства. Все предшествующие представляли собой переход от одного канона к другому, от одного стиля к другому. Теперь же впервые возникает искусство по существу не каноническое. Отсюда неровность русской живописи, принципиально отличающая ее от многих эстетических схем XX века и у нас, и на западе. Русский реализм — в главном своем направлении никогда не опускался до “производства” хорошо сделанных холстов, не одухотворенных мыслью о человеке, болью за него, долгом, совестью, гражданственностью, величие его притязаний приводили его к незавершенности многих начинаний, срывам и падениям. Все это мы наблюдаем в творческом наследии Перова. Перов не только формировал реализм, но и сам, в свою очередь, подвергался его влиянию, впитывал многое из достижений современников, но силой своего таланта поднимал эти достижения на гораздо более высокий социальный и эстетический уровень.

Кроме того, в это время его увлекает портретная живопись. Среди написанных им портретов многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, лучшие среди них — портреты А. Н. Островского, В. И. Даля, А. Н. Майкова, М. П. Погодина, все портреты — 1872 года, достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф. М. Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.


«Портрет драматурга А.Н.Островского»
1871
Холст, масло 103,5 x 80,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), великий писатель, наиболее читаемый русский автор за рубежом, создатель романов «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879–1880). В 1873–1881 издавал «Дневник писателя». Портрет создавался во время работы Достоевского над романом «Бесы».Психологическая драматургия произведения – контраст между сосредоточенным, застывшим лицом («головы с ее ледяным страданием» – слова И.Н.Крамского) и крепко сплетенных рук, будто еще помнящих кандалы. За участие в революционном кружке М.В.Буташевича-Петрашевского Достоевский был приговорен к смертной казни, замененной в последний момент каторжными работами. Супруга писателя А.Г.Достоевская говорила, что «Перов уловил… «минуту творчества» Достоевского… он как бы «в себя смотрит». Достоевский изображен в позе, сходной с позой Христа на картине Крамского «Христос в пустыне», это сходство для современников писателя не было случайным. По мнению Крамского, «…главным достоинством [портрета] остается, разумеется, выражение характера знаменитого писателя и человека».

«Портрет писателя Ф.М.Достоевского»
1872г.
Холст, масло 94 x 80,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет писателя Владимира Ивановича Даля»
1872
Холст, масло 94 x 80,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет историка Михаила Петровича Погодина»
1872
Холст, масло 115 x 88,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Под конец своей жизни Перов занялся литературным творчеством и напечатал в газете “Пчела” за 1875 год и в “Художественном журнале” Н. Александрова за 1881 — 1882 гг. несколько не лишенных занимательности рассказов из быта художников и свои воспоминания. Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы — под Москвой) 29 мая 1882.

фото
Перов
галерея



Серия сообщений "Русские художники":

Часть 1 - Русская живопись Брюллов Карл Павлович (1799-1852)
Часть 2 - РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967)
...
Часть 4 - РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Маковский Владимир Егорович (1846-1920)
Часть 5 - Русская живопись Шварц Вячеслав Григорьевич
Часть 6 - Русская живопись Перов Василий Григорьевич


Рубрики:  о лиру

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку