Церковь Николая Чудотворца находится в 120 км от Петербурга, в Кингисеппском районе, в старинном селе Котлы. Название этого села произошло, возможно, от "котлов" или ям, которые использовали для варки смолы или от характера местности в виде котловины. В окрестностях села располагались обширные месторождения бурого железняка, поэтому большая часть местных жителей еще с 15 века занималась железорудным промыслом, а также выгонкой смолы. В то время Котлы и стали центром Котельской волости.
С 1730 года в Котлах находилась усадьба Альбрехтов. Она не раз перестраивалась. Ее останки сохранились в Котлах и сейчас. Это разрушенное здание со служебными постройками и остатками когда-то прекрасного парка относится к 1820 году. Авторство каменной двухэтажной усадьбы Альбрехтов с бельведером принадлежит архитектору А.И. Мельникову (который также построил в Петербурге Никольскую единоверческую церковь). В этих местах уже с 12 века получило распространение христианство. До сих пор здесь сохранилось много захоронений с каменными крестами. Например, рядом с Екатерининским собором в Кингисеппе установлен каменный крест 12 века, привезенный из деревни Войносолово с могилы раба Божия Тарасия (это рядом с Котлами).
В 1500 году в Новгородском княжестве проводилась перепись населения. Земли княжества делились на пятины. Приход тогда находился в Водьской пятине ("водь" - финно-угорский народ). Никольская церковь упоминается в писцовых книгах Водьской пятины.
В 1870 году котельские крестьяне обратились с прошением в Духовную Консисторию, чтобы в их селе была построена церковь, так как старая уже обветшала. На месте обветшавшей деревянной Никольской церкви в период с 1881 по 1888 годы на пожертвования местных крестьян, а также Альбрехтов, владельцев усадьбы, по проекту архитектора Н.Н. Никонова была построена каменная Никольская церковь с одним куполом и колокольней. Выполнена она была в русско-византийском стиле. Когда строительство было завершено, храм освятил отец Иоанн Кронштадтский. Церковь была построена на помещичьей земле, на ровном месте. С лицевой стороны церкви была установлена каменная ограда.
В 1937 году храм закрыли. В период с 1941 по 1942 годы в Котлах немецко-фашистские захватчики организовали концентрационный лагерь, в помещениях церкви и близлежащих постройках содержали советских военнопленных. В 1942 году, во время немецкой оккупации, храм отдали верующим, но по причине отсутствия священника мирским чином службы совершала монахиня, которая прибыла вместе с военнопленными.
В период с 1945 по 1959 годы службы велись разными священниками, последний – отец Григорий Потемкин, который многое сделал для того, чтобы восстановить храм. В декабре 1959 года храм был закрыт, а в период с 1960 по 1991 годы здесь находился сельский клуб.
В мае 1991 года храм Святого Николая Чудотворца вернули верующим. Он был отреставрирован. В храме находится ковчежец с частицей мощей святого Николая Чудотворца – такой, как и в Старой Ладоге, в Никольском мужском монастыре. Рядом с алтарем храма похоронена местная благочестивая подвижница Екатерина Жарова. Еще в отрочестве родители отдали ее в небольшой монастырь недалеко от Копорья, где она жила 39 лет. В 1917 году после закрытия монастыря она пешком совершила паломничество в Иерусалим, а также и к другим святыням. Бог наградил Екатерину даром прозорливости. Во время Великой Отечественной войны она пророчила, что победа над фашистской Германией произойдет в тот год, когда праздник Пасхи совпадет с праздником святого Георгия Победоносца, что и произошло 9 мая 1945 года. Подвижница просила похоронить ее рядом с церковью в Котлах. Так и сделали. И сейчас сюда приезжают люди из разных мест, чтобы помолиться.
Неподалеку в деревне Пиллово находится святой источник.
Источник:
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=11086#ixzz4A7XN3dAz
УСАДЬБА В КОТЛАХ
Котельская мыза перешла во владение семейства Альбрехт в 1730 году, когда императрица Анна Иоановна пожаловала ее своим указом Ивану Ивановичу Альбрехту, майору лейб-гвардии Преображенского полка.
В 1760-х годах наследником усадьбы становится полковник Лев Иванович Альбрехт. Именно он построил первый каменный господский дом (1768 год), а также новую приходскую деревянную церковь (1770 год), у ее стен заложена родовая усыпальница Альбрехтов, а на месте старого храма сооружена каменная часовня (1784 год), ставшая частью чугунно-каменной ограды.
При Иване Львовиче Альбрехте в 1820-е годы была произведена перепланировка усадьбы. Перестроен усадебный дом: двухэтажный особняк в стиле классицизма с шестиколонными портиками и каретным подъездом с пандусами. Фронтон главного фасада венчал герб рода Альбрехтов (частично сохранился). Авторство проекта особняка приписывается архитектору А.И.Мельникову. Перед домом разбит фруктовый сад.
Фото Мартынова Константина
После смерти Ивана Львовича в 1839 году имение Котлы, как и усадьбу Утешение, наследует его сын, Карл Иванович. При нем был сооружен ряд хозяйственных построек (сохранились амбар и сарай)
Карл Иванович Альбрехт изображен О.Кипренским в своем имении Котлы Ямбургского уезда Петербургской губернии.
На портрете представлен с орденом Орла III класса,которым был награжден в 1814 году.
Участник Бородинского сражения.
На дальнем плане - первая жена Карла Ивановича, Варвара Сергеевна (1803-1831, урожденная Яковлева, внучка Саввы Яковлева, похоронена в Александро-Невской лавре) с сыном Александром.
К.И.Альбрехт был женат дважды. После смерти первой жены, вступил в 1841 году в брак с Александрой Углицкой, троюродной сестрой М.Ю.Лермонтова.
Их сын Петр стал последним, из рода Альбрехтов, владельцем имения.Петр Карлович был женат на Александре Петровне Годейн, которая продала портрет Русскому музею в 1903 году.
В конце 19 века усадьбой владел А.И. Мамонтов, в 1893 году ее приобрела Нина Александровна Сапожникова - дочь астраханского купца. Усадьба перешла во владение дочерей - Марии, супруги Леонтия Николаевича Бенуа - известного Петербургского архитектора, и Ольги, в замужестве Мейснер.
В семейной коллекции произведений искусства в Котлах находилась картина "Мадонна с цветком" (или "Мадонна Бенуа") кисти Леонардо да Винчи, купленная в Астрахани А.А. Сапожниковым. В 1912 году она была продана Эрмитажу
После революции в усадебном доме располагался клуб, склеп был вскрыт и разграблен (в 90-х скульптурная композиция "Голгофа" вывезена в художественную галерею (?) Кингисеппа).
Во время войны особняк подвергся разрушению, был перестроен в послевоенное время, в нем располагалась воинская часть.
После 1980-х имение находится в запустении. В 2009 году обрушилась большая часть стен особняка.
К настоящему времени сохранились руины усадебного дома, остатки склепа, грот и часть хозяйственных построек. Построенная в 1888 году по проекту Н.Никонова церковь находится в хорошем состоянии.