Гобелен |
|
Говоря о своем хобби, человек нередко говорит с легкостью о вещах трудных, требующих больших затрат времени и терпения. Обыватель порой с легкостью подтверждает подобное высказывание об очевидной пустячности подобной затеи. "Подумаешь, вязание! Хм! Неделя - и дело в шляпе..." Гобелен - дело необычайно увлекательное, но трудоемкое, результат работы превосходит порой все мыслимые ожидания, а вот затраты, как материальные, так и временные, могут отпугнуть нетерпеливого ученика. Тем не менее у автора этой статьи, как и у многих людей, уже научившихся делать гобелены, не возникает сомнений, что единомышленники найдутся... В задачу данной статьи не входило описание какого-либо конкретного случая. Ни в коем случае авторам материала не хотелось бы сковывать фантазию читателя. Скорее автор проекта и журналист при помощи фотографа попытались продемонстрировать принципы, служащие основой любых начинаний. "Все в гобелене зависит от фантазии, темперамента и вкуса..." - такими словами встретили нас в семье А. Ю. Смирновой-Галченко, художника по гобеленам, которая вот уже 20 лет занимается гобеленоткачеством.
Вступление
Когда все необходимое припасено, начинаем делать раму с расчетом, чтобы она была не менее
Для крепления основы на раму надо вбить в верхний и нижний брусья гвозди или ввинтить шурупы, предварительно нанеся разметку: в настоящем примере шурупы закреплены по три в ряду по диагонали. Для этого разделили ширину бруса на три равные полосы, а вдоль этих горизонтальных полос через 1 см нанесли поперечное деление. В перекрестие линий ввинтили шурупы. При этом, если ковер маленький, можно натягивать основу на раму цельной нитью. Так, две нити основы прикрепляются на один гвоздь. Если же ковер большой, необходимо вбивать гвоздь для каждой нити. При таком способе каждая нить основы крепится на раму отдельно и между ними нет связи. Диагональное крепление шурупов вызвано тем, чтобы брусья не растрескались, да и натягивать нить основы так удобнее.
Основа закрепляется на первом шурупе снизу и каждый раз натянутая снизу вверх обматывается вокруг шурупа - таким образом добиваемся натяжения нити, которое способствует формированию плотности ковра. На первые шурупы нить наматывается
За натягиванием основы на раму следует переплетение нижним бердо (специальными узлами завязанная нить для укрепления нижнего края гобелена). Для изготовления бердо обычно берется льняной шнур-макей. Один конец его привязывается к брусу рамы с одной из сторон. Из идущего с катушки шнура приемом "вязание крючком" делается цепочка, через каждое звено которой проходит нить основы. Бердо должно оставаться плотно натянутым между боковыми брусьями рамы, только при этом можно получить хорошую однородную поверхность ковра.
Бердо располагают от нижнего края на такой высоте, какая нужна, чтобы позднее связать длинную бахрому. Прежде, чем делать бердо, следует сильнее натянуть основу при помощи поперечных планок. Для этого сначала продеваем через всю основу, чередуя нити, первую планку, а затем вторую с обратным чередованием - они поддержат ткань, да и нити основы будет легче отделять друг от друга, не путаясь в них.
Толщина нитей для бердо зависит от толщины нитей основы. Петля бердо, сделанного из чрезмерно толстого материала, берет много места между двумя нитями основы, и следовательно, невозможно держать с его помощью основу горизонтально натянутой. Бердо, сделанное из чрезмерно тонкого материала, требует для правильной плотности основы дополнительных петель между ее нитями. Это для работающего попросту неудобно. Нити основы на одинаковом расстоянии друг от друга.
Затем третью гладкую рейку или круглую палку небольшого диаметра, несколько длиннее ширины рамы, продевают между основой так, чтобы нечетные нити ее оказались на палке, а четные под палкой. Промежуточная рейка держится за счет натяжения нитей основы вверху ковра. Таким образом и подготавливается основное действие...
Завязка
Ткать ковер начинают с кромки, которую, когда ковер готов, подворачивают или распускают. Преимущественно используют светлую шерстяную нить. Нить утка - специального клубочка - наматывается восьмеркой вокруг пальцев левой руки в маленький клубочек, который закрепляют через четыре-пять витков, конец нити проталкивают под последний виток. Клубочек-уток разматывается с начала нити.
Одной рукой "открывают" первый промежуток длиной около 10 см, "набирая" нити основы снизу, а другой проталкивают в образовавшийся зазор уток. Остающийся в промежутке материал утка - шерстяную или льняную нить - набивают ткацкой лапой или большой тяжелой вилкой. Затем, опять набирая основу снизу, ведут нить из утка назад. Опять набив нить ткацкой лапой, ведут нить в третий раз - в результате получается прямая полоса одного цвета.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основное действие
Нижний край ковра переплетается нитью одного цвета на
Обычно ковер ткут в ширину (в этом случае картон закрепляют с поворотом на 90°), но можно ткать и в длину, как в нашем примере. Особенно тогда, когда на картоне много вертикалей. Ковер ткут по рабочему чертежу. Отдельные части ковра можно плести сантиметров на 20 выше сотканных поверхностей. Если своевременно не заполнять промежуточные поверхности, ковер легко сужается.
В гобеленовом переплетении часто так бывает, что между нитями утков в местах перехода цветов нет связи - уплотненные ткацкой лапой, нити сами держат изделие, а в том случае, если образовывается зазор между вытканными поверхностями, их можно скрепить между собой с изнаночной стороны при помощи шва. Отдельную нить утка обвивают вокруг одной нити основы там, где соседствуют цветные поверхности.
Кульминация
В классических гобеленах сравнительно толстая, плотная основа и тонкая нить утков - они полностью покрывают основу и поверхность ковра получается однородно плотной и гладкой. Нетрадиционный подход позволяет разнообразить фактуру, которую получают, используя вместе либо различные материалы, либо различные техники ткачества. В этом случае подчеркнуто грубая и толстая основа употребляется с таким расчетом, чтобы в ковре виднелся и материал основы, придающей ткани своеобразную прелесть. Наряду с традиционными утковыми материалами - шелковыми и шерстяными нитями, употребляются также и другие естественные волокна (лен, кожа, хлопок, пакля, сисаль, манила, джут и т. д.), синтетические волокна, металлическая нить, полоски ткани, нарезанные полосками чулки и многое другое, по желанию "экзаменующегося". Материал утка, вплетаемый между основой, может быть как одинаковой толщины, так и разной толщины. Некоторые поверхности - тонкоуточные, иные - гораздо грубее, гладкие поверхности могут чередоваться с ворсистыми; скромная матовая поверхность располагаться рядом с блестящей - из шелка или металла.
В основу фактуры кладется несколько технических решений - разное плетение, чертежи узлов вывязывания. Предлагаем для начинающих несколько примеров: соединение узлов на одну нить основы, соединение утков, границы цветовых участков, обычное гобеленовое плетение, сумаковое плетение (создает впечатление вывязываемой поверхности), египетское плетение - при использовании толстой пряжи такая поверхность выглядит, словно она составлена из вертикальных рядов бусин.
Заканчивается работа верхним краем полотна, который должен быть одинаковой ширины и толщины с нижним. Сверху вывязывается бердо, которое перед снятием ковра затягивается и тем самым препятствует распусканию нитей утка во время отрезания нитей основы. Перед снятием нити, выводившиеся наружу, срезаются. Нити, хорошо прибитые ткацкой лапой, не могут распуститься. Отрезание основы осуществляют, отступив снизу к шурупам рамы, сверху на такое же расстояние; нити основы по две связывают в изящную бахрому. Ковер растягивают на полу или большой раме и прибивают по краям гвоздями, накрывают мокрой тканью, а через день, когда ткань подсохнет, ее снимают. Освободив от натяжения, подворачивают нижний и верхний края, прячут под них узлы и приметывают, затем через тряпку гладят утюгом. Изделие можно не снимать с рамы и поместить в багет, получив гобеленовую картину.
Развязка
Предпочтем оставить открытый финал и не ставить морализаторских вопросов, а тем более не навязывать свои решения. Изготовить ковер без станка и специальных навыков - в ваших силах, поверьте.
|
http://www.ivd.ru/document.xgi?id=4386
Серия сообщений "ТКАЧЕСТВО,гобелен":ткачество,гобеленЧасть 1 - Ковроткачество или ковры ручной работы
Часть 2 - Ткачество: Урок 1. Как проложить нить
...
Часть 15 - Ткачество: Полезные советы начинающим ткачам
Часть 16 - Гобелен своими руками
Часть 17 - Гобелен
Часть 18 - Изготовление ткацкого станка. Мастер-класс
Часть 19 - Ткачество: Как сделать нетканый гобелен (вышивка в ковровой технике)
...
Часть 24 - Коврики (ткачество).Журнал "Tear Passo a Passo" 44
Часть 25 - Ручное ткачество или гобелен из закромов.Гобеленовые сумки
Часть 26 - Гобелен.Мастер-классы
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |