Вопросы к экзамену |
В билете 4 вопроса. По одному из каждой темы.
Тема 1
1) Определение науки как сферы деятельности человека. Этапы становления науки и их краткая характеристика.
2) Раскройте отношение понятий: наука, лженаука, псевдонаука. Проблемы борьбы и разоблачения. Приведите примеры из действительности.
3) Организация и субъекты научной деятельности в странах постсоветского общества.
4) Организация и субъекты научной деятельности в развитых странах.
5) Наука постиндустриального общества. Отличия от черт предыдущего этапа.
6) Классификация наук по предметной области. Определите предметную область для каждой категории наук.
7) Доказательность в науке. Системы доказательности.
8) Авторитетность в науке. Ее проблемность и способы оценки.
9) История и роль университетов в развитии науки в Европе (включая Российскую империю)
10) Что такое системный подход и парадигма в науке? Приведите примеры.
11) Структурированное облако тэгов дисциплины ОНД. Разъясните связи между тэгами.
12) Характеристики научных исследований: актуальность, практическая ценность, научная новизна.
13) Понятие научного метода. Раскройте содержание методов научного познания.
14) Классификация наук по признаку практической значимости.
15) Качественно-количественные показатели научной деятельности.
16) Языковая картина научного мира. Сравнение значимости сегментов. Выводы.
17) Понятия истины и объективности в науке. Каким образом они достигаются?
18) Содержание понятий: Гипотеза, Теория, Парадокс.
19) Структура отчета о НИР. Содержание её разделов.
Тема 2
1) Пути получения информации в современном обществе и различия между ними. Отношения информации и науки. Потребление информации и информационная безопасность человека в современном мире. Информационные атаки и войны.
2) Роль интернета в современной научной деятельности.
3) Краткая история интернет-технологий. Значение их для образования.
4) Дистанционное образование. Возможности Виртуальных учебных сред. Их достоинства и недостатки (с использованием примеров).
5) Понятие web 2.0. Исторический переход к Web 2.0. История развития социальных сетей. Их классификация и сущность их использования.
6) Информационный кризис (коллапс). И способы его преодоления. Необходимость и методы ранжирования информации в сети.
7) Блогосфера как средство общения и обучения. История блогосферы. Особенности сетевого общения.
8) Возможности, которые предоставляют специализированные форумы для поиска технической информации. Приведите примеры форумов и их возможностей. Принцип устройства Wiki-ресурсов. Достоинства и недостатки. Для каких задач они могут быть использованы?
9) Раскройте понятия: Библиографическое описание, Библиографическая запись. Библиографический список. Общие правила составления библиографического описания. Его разновидности.
10) Нормативная документация в сфере проведения НИР и оформления отчетов, содержащих научно-техническую информацию (в том числе курсовые и дипломные проекты). Классификация и принципы использования данных НД.
11)Всесторонняя классификация источников информации, используемых для литературного обзора. Задачи использования в литературном обзоре.
12) Литературный обзор: Определение, задачи. Стили литературного обзора и их применение. Логика и содержание литобзора. Вариативность предметной области.
13) Развернутый план выполнения научно-исследовательской работы. Краткая характеристика содержания каждого пункта.
14) Индекс цитирования. Его необходимость и преимущества. Импакт-фактор. Компании-держатели индексов цитирования. Их краткое сравнение: авторитетность, влиятельность.
15) Характеристика глобальных полнотекстовых и реферативных баз данных с точки зрения специалиста химика-технолога или химика-исследователя.
16) Основные алгоритмы поиска через интернет. Ключевые слова и поисковые запросы. Методы получения ключевых слов. Расширение поля ключевых слов с помощью переводчиков. Ресурсы качественного перевода технических терминов. Расширение и сужения поля поиска.
17) Патенты и авторские свидетельства. Патентный поиск как подвид литературного поиска. Его особенности и задачи. Патентные базы и их характеристика.
18) Пирамида Пола Грэма. Ее роль в дискуссиях.
19) Сравнение традиционных и современных методов поиска научной информации.
Тема 3 Обработка эмпирических данных
1) Способы представления и обработки эмпирических данных.
2) Принцип и применимость линейной интерполяции. Достоинства и недостатки метода.
3) Интерполяция полиномом Лагранжа. Канонический вид полинома, Методика расчетов коэффициентов полинома. Достоинства и недостатки метода. Область применения.
4) Интерполяция полиномом Ньютона. Канонический вид полинома. Методика расчетов коэффициентов полинома. Достоинства и недостатки метода. Область применения.
5) Принцип сплайн-интерполяции. Достоинства и недостатки метода. Область применения.
6) Теория и практика аппроксимации функций методом наименьших квадратов.
7) Сравнение полиномиальной аппроксимации и интерполяции как методов обработки эмпирических данных.
8) Локальная и глобальная задачи интерполяции. Примеры и решения.
9) Оценка адекватности результата интерполяции и аппроксимации.
10) Метод проверки функции на линейность.
11) Методы проверки эмпирической функции на квадратичность.
12) Методы подбора вида эмпирической формулы с двумя параметрами
13) Использование стандартных средств Эксель для обработки эмпирических данных.
14) Приведите примеры выравнивания функций. Использование логарифмических шкал для обработки эмпирических данных.
15) Отличия понятий эмпирической формулы и функции.
16) Абсолютная и относительная погрешность. Грубые ошибки и их влияние на статистический анализ. Доверительный интервал и его интерпретация для практики.
17) Дисперсионный анализ в статистической обработке математических моделей. Дисперсия. Расчет дисперсии ошибки опыта.
18) Выбор метода интерполяции по априорной информации.
19) Основные правила оформления графической информации в отчетах и для иллюстративного материала. Структура доклада о научной работе (исследовании).
Тема 4.
1) Понятие и вид математической модели, используемой для планирования эксперимента. Уравнение регрессии. Поверхность отклика.
2) Математическое планирование эксперимента и его преимущества.
3) Основные понятия планирования многофакторного эксперимента: факторное пространство, диапазон варьирования (область определения факторов), интервал варьирования, уровни планирования, Требования, предъявляемые к изучаемой системе.
4) Основные виды семейств планов, применяемых в химической технологии. Аргументация выбора метода.
5) Основные разновидности планов ПФЭ. Аргументация выбора плана. Кодирование факторов и его последствия.
6) Полный факторный эксперимент первого порядка. Общий вид уравнения регрессии. Принцип составления матриц. Методика обработки и анализа результатов.
7) Полный факторный эксперимент второго порядка. Общий вид уравнения регрессии. Принцип составления матриц. Методика обработки и анализа результатов.
8) Дробный факторный эксперимент . Общий вид уравнения регрессии. Принцип составления матриц. Методика обработки и анализа результатов.
9) Зависимые и независимые переменные. Выбор и отсев факторов. Значение предварительных экспериментов и априорных данных для планирования эксперимента.
10) Расчет и оптимизация количества опытов для проведения активного многофакторного эксперимента.
11) Анализ полученной математической модели ПФЭ: уравнения регрессии и поверхности отклика. Задачи анализа.
12) Методы проверки коэффициентов уравнения регрессии на значимость и последствия этой проверки. Методы проверки уравнения регрессии на адекватность.
13) Диаграммы «состав-свойство». Область использования. Принцип построения симплекс-решетчатых и симплекс-центроидных планов
14) Планы «состав-свойство» первого и второго порядка. Построение планов и соответствующих форм уравнения регрессии.
15) Планы «состав-свойство» псевдотретьего и третьего порядка. Построение планов и соответствующих форм уравнения регрессии.
16) Вид и применение планов ПФЭ, дополненных звездными точками.
17) Переход от планов первого порядка ко второму порядку. Необходимость и оптимизация.
18) Физический смысл взаимодействия факторов в уравнении регрессии. Априорная оценка значимости взаимодействий. Рандомизация и блокинг при планировании.
19) Анализ математической модели, полученной по планам Шеффе (уравнения регрессии и поверхности отклика). Задачи анализа и их решения.
Рубрики: | Руководящие материалы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |