Как свалять войлок (высокохудожественный :)) |
Вот такой например:
Мы собрались втроём: Роза, её дочь Аня и я, мы управились с работой за 2 часа с объяснениями и фотографированием.
Материалы:
1.Шерсть в волокне (непряденная) на фото в этом курсе:
"мерино" - самая тонкая (19-21 микрон), попробовать можно разную. по кол-ву не скажу, не считала. но из 50 г пасмы получается неск. образцов - зависит от техники и от желаемой толщины войлока.
2.Для украшения - разл. другие волокна - шелк, лен, шерстяные (например мохер) нити, кусочки шерстяной и шёлк. ткани.
крашенные волокна шерсти - кудри "прямо с овцы":
Подручн. средства:
1. Полиэтил. плёнка "с пузырьками" - размером чуть больше образца и таких 2 раза - чтобы подложить и сверху укрыть
2. мыло - попроще, детское, хозяйственное.
3. 2 полотенца кух. махровых
4. емкость для воды - ванночка от 1 кг мороженного к примеру.
Образец 1 - лоскут.
Кусок полиэтилена положить на стол пузырьками кверху.
Укладывать шерсть надо на площадь размером побольше чем планируемый образец (включите в расчет усадку на 1\3 - т.е. если вы хотите лоскуток шириной 20 см, то сухую шерсть укладывать на ширину 30 см) . Если у вас длинная пасма шерсти, оторвите от нее кусок длиной в см 30 для удобства.
Возьмите пасму шерсти в одну руку (руки сухие!) и другой рукой вытягивайте из нее отдельные тонкие плоские прядки. Имейте в виду, что волокна длиной примерно 8 см, т.е. держать пасму нужно в 8 см от конца с которого вытягиваете прядки.
Вытянутые прядки укладывайте на плёнку в одном направлении "внахлёст" друг на друга (потому что к краям прядки редеют). Если где получилась разреженность - положите сверху еще прядку.
Следущий слой укладываем также, но в противоположном направлении.
Слоёв может быть разное кол-во - в зависимости от того, насколько тонкие прядки вы вытягиваете. Для образца остановитесь на 4-6 слоях, потом сориентируетесь на будущее по своему результату. Если вы хотите двусторонний войлок - в два цвета, то то положите 2и2 или 3и3 слоя соотв. Можно сделать одноцветый образец с украшением на последнем слое - будет панно на стену.
Итак - вы положили 4 слоя каждый раз меняя направление. Вот такая пушистость у вас получилась:
Равномерность укладки тоже влияет на эффект. Здесь я говорю о ткани равномерной толщины - чтобы с нее начать. Если укладывать неравномерно - получится что-то другое. Например, я видела очень красивый войлок с фактурой как у молодого каракуля - это скорее всего результат специальной неравномерной укладки. Сама пока не пробовала.
Теперь украшения. Я советую для первого опыта попробовать разные материалы и посмотреть как они себя ведут.
Композиция Ани (кудри крашеной шерсти, скатанная в колобки непряд. шерсть и она же просто "плюшками", шелк. волокна):
Мой образец (клетка из шерсти контр. цвета и шелк. волокна. Всё на основе из шелк. ткани(бледно-сиреневого цвета, просматривается еле-еле). позднее я еще положила 2 кусочка шерст. ткани):
Обрацец Розы (спирали из шелк. влокна, водоросли из кудрей крашеной и нат. овечьей шерсти):
Аня решила украсить еще и с другой стороны, уже после намачивания и переворачивания, так что отход от правил тоже возможен:
можно сделать свисающие детали: привалять кудряшку шерсти у её основания к образцу:
Готовую композицию надо намочить.
Побрызгайте на неё руками или из распылителя. Для ориентировки - каплями должна быть покрыта примерно половина площади образца.
Аккуратно накройте образец сверху пленкой, слегка смазанной мылом (пузырьками к образцу), прижмите и разгладьте, чтобы вода намочила все слои шерсти равномерно. Слишком большой влажности стоит избегать - чтобы волокна не "уплыли" из образца. Если воды не достаточно, можно всегда открыть и добрызгать.
Если при снятии пленки шерсть прилипла - не пугайтесь, аккуратно снимите и уложите на место.
Намыльте руки. Уложите ладони на работу и начните легонько прижимать и прихлопывать. Поскольку образец лежит украшенной стороной кверху - не трите слишком сильно, чтобы не исказить рисунок.
Когда мыло распределится, накройте работу пленкой и переверните как блин. Намыльте руки опять и повторите процедуру уже на этой стороне. Потом начинайте легонько "втирать" всей площадью ладоней - т.е. очень короткими движениями, больше прижимая, чем двигая руками. Двигать сильно не рекомендую - волокна будут сдвигаться, а наша цель - сцепить их, "втереть" друг в друга, не корёжа рисунок (который сейчас находится внизу, руками вы работаете первым делом по изнанке).
Когда изнанка обработана - можно валять и по лицу:
Добавляя мыла, продолжайте тереть с обеих сторон. Если воды слишком много, все "плавает" - положите на работу махровое полотенце, скатайте вместе с пленкой и аккуратно отожмите, не выкручивая.
Когда вы увидите, что волокна уже не лежат свободно (двигаются относ. друг друга), а сцепились (часа эдак через пол после начала валяния - с опытом это будет быстрее) - можно накрыть работу пленкой, скатать в трубочку и покатать эту трубочку как скалку раз эдак 30 или 50. Потом развернуть, свернуть в противоположн. направлении и опять покатать раз 30-50.
Потом можно собрать образец в комок и помять. Не бойтесь, ничего с ним не случится, главное - не перекручивать.
Как понять что войлок уже готов? Хорошо видно, когда вы делаете двухцветный войлок - на каждой стороне должны появиться отдельные волокна другого цвета, это означает, что волокна проникли через все слои. Также просто можно потеребить пальцем - насколько волокна лежат отдельно на каждой стороне. Должны сцепиться и не двигаться по-отдельности, не отделяться от ткани, должно быть уже не видно направления, в котором вы укладывали верхний слой, должна появиться некая однородность некая "клетчатость" переплетения.
Проще всего конечно показать на пальцах, но на собственном опыте тоже можно понять.
Вот что получилось у нас:
У Розы
У меня (я тоже добавила кусочки шерстяной ткани уже в процессе валяния, и несмотря на это они хорошо закрепились в войлоке):
Обратите внимание, что засчет усадки шерсти шелковые волокна (которые почти не дают усадки) пошли волнами.
Образец Ани к сожалению не получился на фото.
Готовый образец прополоскать в неск. водах. Последний раз - с добавлением уксуса (бесцветного!) для закрепления цветов. Можно отжать образец в центрифуге (стиральной машине на отжиме). Высушить в расправленном виде на плоскости.
Если после высушивания вы решили, что войлок "не довалян", то его всегда можно намочить и продолжить. Так же можно обойтись с вещами, которые "заколосились" после продолжительной нОски.
Заметки:
- стирать вещи руками в теплой воде (порошком для шерсти), сушить на плоскости.
- шерсть натуральных цветов (белый-экрю, бежевый, серый, коричневый и т.п.) сваливается быстрее - потому что волокна не измучены хим. красителями.
Соотв. ярко-красный, розовый, и проч. валяются дольше и мучительнее :)
- чтобы свалять войлок по площади больше, чем ваше рабочее место (шарф, ткань на одежду) - используется "пошаговое" валяние: свалять доступный размер до полуготовности, край разреженный, утонченный - потом скатать и "привалять" к краю кусок дальше. В самом конце скатать всю площадь в трубку и катать, то же в др. направлении. Сама я это еще не проделывала :)
В книжке видела картинки, как целые ковры закатывают в рулоны, упаковывают, привязывают и таскают по земле, по кочкам за велосипедом или тележкой - "сбивают-сваливают"
Валяние на основе из шёлковой или др. ткани:
тот же самый процесс, только слоёв можно укладывать меньше, хоть вообще 1 разреженный (в зависимости от задуманного) - потому что основа уже есть.
Я попробовала тонкий и разреженный шелк:
При усадке шерсти из шелка будут образовываться так назыв. "буфы" - в зависимости от плотности-толщины шёлка разные. В моем случае они почти не видны, очень мелкие - ткань разреженная.
Если это будет тонкий, но плотный шелк и слой шерсти будет поразреженней - то и буфы будут крупнее, разного размера и выпуклые.
Простор для творчества огромный - от однородной "ткани" войлока (с узором из волокон шелка поверху, например) до узорчатой фактуры с прозрачностью шелка и "прожилками" шерсти - любые сетки и проч. очень красиво выглядят.
Если до меня доберётся фотография шарфа, который я сделала и подарила тут же, быть ей на этом месте :)
Так же я видела у женщины, где я проходила курсы войлок на разн. других основах - например на ткани с металл. (или имитацией металла) нитями. Они очень загадочно проблескивают сквозь шерсть.
Продолжение последует, если есть желающие:
Метод валяния бесшовной вещи - пинетки, сумочки, шапочки.
Вот еще мой пост был на тему:
http://www.livejournal.com/users/yarosho
тут можно посмотреть степень "довалянности" и фактуру крупнее
Успехов тому, кто решится попробовать :))
Серия сообщений "Валяние из шерсти":
Часть 1 - Видео-уроки по валянию
Часть 2 - Мастер-класс "Шарф-паутинка из пряжи"
...
Часть 14 - Рисуем шерстью картину
Часть 15 - Шерстяное меню
Часть 16 - Как свалять войлок (высокохудожественный :))
Часть 17 - НУНОФЕЛТИНГ-морозные светильники
Часть 18 - Шарф в Крейзи вул "Осенний поцелуй"
...
Часть 25 - Фактурный войлок
Часть 26 - Картины из шерсти
Часть 27 - Куклы Миррей (валяние)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |