"Альвы - в скандинавской мифологии низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых), имевшие отношение к плодородию. Им был посвящен особый культ. В "Старшей Эдде" альвы противопоставляются высшим богам - асам (часто повторяется формула "асы и альвы"), иногда смешиваются, с одной стороны, с цвергами, а с другой - с ванами. В "Младшей Эдде" говорится о делении альвов на темных (живущих в земле) и светлых (белых). В героической "Песне о Велунде" ("Старшая Эдда") чудесный кузнец Велунд называется князем альвов'"
Я много рассказывал об Альваз и приводил из Видео
В народе их называют "албаны". Или Аруахи-духи прелков
Албаны - древний род, входящий в генеалогическую группу, сформировавшую Старший жуз казахского народа. На протяжении последних трех-четырех веков постоянная территория его проживания - северные склоны и предгорья казахстанской части тянь-шанских хребтов Аспантау (Алатау). При наименовании "албан" в нашей памяти, в первую очередь, встают образы защитника восточных рубежей казахской земли Раимбек-батыра и последнего гения казахской поэзии Мукагали Макатаева. На Кавказе жил когда-то народ, носящий имя "албан".
Наименование, схожее с именем "албан", есть в скандинавской мифологии об асах.
"В Великом Свитьоде есть албанцы, которые белы, как снег, и цветом волос, и кожей, пока они не состарятся; у них золотые глаза, и они видят ночью лучше, чем днем. Там есть земля, которая называется Квенналанд. Эти женщины живут рядом с албанцами и ведут между собой такие же войны, как мужчины в других местах, и женщины там не менее умны, чем мужчины в других местах"
Среди казахов Старшего жуза есть "парфянская группа", в которую входят албаны, суаны, дулаты, шапрашты, есты, ошакты, а также пришедшие позже с запада, в ногайскую эпоху, роды сыргели и шанышкылы, считающиеся хранителями "парфянской информации". Значит, между казахскими, кавказскими и скандинавскими албанами существует прямая связь.
Кавказскими албанцами правили цари из дай-парнской династии Аршакидов. Ну а казахские албаны вместе с суанами и дулатами своим праотцом считают Жарыкшака, или Аршака, то есть, возможно, нынешние албаны и не являются прямыми потомками того самого парфянского Аршака, но, во всяком случае, информацию об этом имени сохранили. В Южно - Кавказском регионе на территории современной Грузии есть историческая область под названием Сванетия. В этих местах издавна проживает народ, именующийся сванами. Сегодня сваны, вероятно, говорят на одном из диалектов грузинского языка, однако, на каком языке они говорили 2000 лет назад, мы не в силах сказать. Так вот, в этом имени "сван" нам слышится хорошо знакомое "суан". Поскольку названия родов Албан и Суан практически всегда употребляются вместе, можно предположить, что эта традиция присоединения одних к другим, говорящая о близости, родстве или соседстве, пошла еще с древнего Кавказа. К этой паре можно добавить и подрод дулатов Жаныс. Последнее имя в форме "Анс" также дает возможность провести параллель с древним парфянским Аньси (и сарматами-аланами - "ань-аньцай"). компонент "анс" не китайское слово, а точно переданное местное парфянское название306. Согласно Щербакову, Анс - это, возможно, "второе имя Аршака, который провозгласил себя царем в городе Асаак". То есть "анс" является синонимом слова "ас". Конечно, это лишь гипотеза. Хотя общая этимология этих слов вызывает у нас сомнения, наше внимание привлекает другой важный факт: понятие "анс" присутствовало в среде парфян. А если так, то ко всем вышеназванным аналогиям вполне можно прибавить и такие параллели, как жаныс-аньси и Жаныс - Аншыбай. Если предположить, что построенный Аншыбаем "город, спорящий с небом" и обжитый Аршаком, или Ансом, город Асаак (возможно, "асаак" - это тюркское "аскак", или же "асак", "асық", судя же по тому, что современные туркмены, живущие на земле древней Парфии, на протяжении 2000 лет сохраняли в своей памяти слово "асқ /асх" и включили его в название своей столицы Ашгабат/Ашгабад/Асхабад, вполне может быть, что это слово и в самом деле идентично прототюркскому "асык" - небесный) - это один и тот же образ, то почему бы и Жанысу не быть "отзвуком" этой среды?
Первое, что необходимо помнить, когда разбираешь образ албанов-альвов из скандинавского мифа, - это их противостояние богам-асам в качестве соперничающей божественной группы. То есть в отдельных мифах образ албанов обладает теми же функциями, что и образ мифических "ванов". Видимо, в самом древнем варианте мифа об асах, то есть в том мифе-эпосе, который появился не только задолго до того, как реальные асы пришли в Скандинавию, вряд ли добрались и до Кавказа, воспевалась страна, где шла битва двух миров - асов и албанов. А позднее образ этой "албанской оппозиции" стал вытесняться образом нового противника — "ванов". С течением времени в скандинаво-германской культурной среде он смешался с образом карликов "цвергов" и постепенно стал восприниматься как единый.
. Мифические албаны были первыми жителями после сотворения мира, над ними одержало победу новое поколение - асы, которые и изгнали их. Этот сюжетный мотив ясно прослеживается практически в любом евразийском мифе. Классическим примером может послужить "война поколений" в греческой мифологии, где олимпийцы (второе поколение богов) победили титанов (первое поколение) и изгнали их в нижний мир. Для нас важна характеристика, описание, портрет, даваемые в мифах, в соответствии с мировой мифической традицией, образам этих "первых жителей" (богов или людей, не имеет значения). Греческое слово "титан" означает "великан". В нартском эпосе таким созданием является "гумир" - и он "великан", в русском мифе также действует "великан", подобно этому, "албан" - тот же "великан", только здесь еще налицо и одно происхождение слов "албан" и "алып" (каз. "алып" - великан). Таким образом, имя великана "альва" из скандинавского мифа можно понять лишь посредством тюркского слова. Образованный европеец знает только два слова, сходных со словом "алып": первое - кельтское "альп" (означает "гора" - возможно, на древнем уровне у него одно происхождение с тюркским), второе - латинское "алб" (обозначает "белый" цвет). Исландский монах Снорри Стурлусон прекрасно знал латинский язык, поэтому описание "альвов" в качестве белоснежных созданий следует считать поздним, чисто европейским представлением. Тюрки тоже воспринимали "алыпа-великана" как позитивный, привлекательный образ, даже после принятия ислама, когда он стал отождествляться со словами "дау", "див", в отрицательный персонаж не превратился. Согласно нашей мифологической реконструкции, существовала "прототюркская мифоэпическая традиция". В представлении этой традиции алып (великан) - это житель древней земной страны предков, первочеловек (в одной архаической сказке упоминаются три батыра-великана: Тауды - талпан, Судысалпан, Аюалпан - это и есть древние мифические алыпы-алпаны-албаны). Не случайна и связь всех этих имен и названий с корнем "ал", и не случайно, что в именах таких, чисто тюркских по своему происхождению праотцов, как Алып Ер-Тунга и Алып Манас, присутствует слово "алып".
В подтексте слова "албан" лежит понятие о народе, который считается родоначальником древних тюрков.
Совсем не случайно, что предводитель албанов-альвов - Велунд, наделен функциями "кузнеца-коваля", что именно "кузнецом" является первый кеянид из эпоса "Шахнамэ" Кави Кавата - тюркский Кейкуат (напомним: царем его поставил Алпамыс — Алып-Манас), что в аланском эпосе того, кто нарекает главного героя именем, зовут Курдалагон, то есть "аланский кузнец", что в адайской генеалогии рядом с тем, кто дает имя, в качестве свидетеля находится Есентемир - тагашы ("мастер-коваль"), что одно из центральных зданий Асгарда - кузница, что сохранившийся в памяти нынешних осетинцев древний алан Удден тоже связан с металлом. Видимо, истоки эпоса лежат в той эпохе, когда человек изобрел бронзу либо научился выплавлять железо. Это, вероятно, и явилось поводом для того, чтобы первых людей из множества ремесленных навыков в первую очередь "наделяли" искусством кузнеца. Появление вариативных форм слова "албан" - "алван", "агван", должно быть, тоже обусловлено определенными историко-этнолингвистическими причинами. Однако для такого анализа не хватает материала, мы же попытались показать главное: асы, даже перебравшись на скандинавскую землю, слово "альв" понимали в его тюркском значении (великан, богатырь, гигант, титан). Поэтому, хотя и признаем этимологически допустимым сходство таких слов, как "ал-бан", "ал-ман", "ал-ван", "аг-ван", "ак-ман", "ак-пан" и др., ограничимся сказанным.
Казахские албаны, если они пришли из Закавказья или же из северных областей Ирана, то, скорее всего, в период 200-300-х гг., когда начался упадок Парфии. На казахскую землю они перебрались по нынешним туркменским и узбекским территориям либо по северному побережью Каспия. И мы совсем не удивимся, если название высокогорного пастбища Асы, которое находится в верхней части Тау-Тургеня близ Алматы, тоже принесли с собой албаны.
Понятно, что вслед за рассказом об албанах должен последовать разговор о суанах. Прежде всего вспомним, что Снорри Стурлусон называет пространство, на котором обитают асы, албаны/альвы и ваны из асской мифологии, "Великим Свить- одом", или "Великой Швецией". "Тьод" здесь обозначает на древнегерманском "народ, люди, общественность".
Слово "сви/шви" означает "свет", "солнце". В качестве примера оставшихся в казахском языке однокоренных слов можно привести "шуақ" (швак) — солнечный луч; "шұғыла" (швыгла) - радуга; "сәуле" (савле) - луч, свет, сияние. Но казахский язык сохранил и другой вариант — слово "қу" ("аққу" - в прямом переводе: "лебедь". - Пер.).
И в индоевропейских, и в тюркских языках есть одна общая закономерность: замена звука "с" (ш) на "к" (к, х, Һ)307 . Так что корень "св" (сыв) в каком-то другом тюркском языке или диалекте может превратиться в "кв", "хв" (кыв, хыв). Ну а "хыв" - это не что иное как названное нами слово "қу" - Аққу. В мифологии Акку - солярный образ. "Крылатое солнце" - это и есть Акку, Солнце, принявшее облик лебедя. Щербаков связывает слово "шви" с именем бога солнца в мифе древнего Урарту - Шивини, то есть с "крылатым богом Шивани". Это понятно, но вполне возможно, что слово "шивани" означает "лебедь", как и "акку".
Казахи называют иногда лебедя просто "ку" (вместо "ак-ку", где "ак" - "белый". - Пер.). Это древнее слово, вероятно, имело вариант "қуан", возможность выдвинуть такое предположение дает нам присутствие суффикса -ан в названиях животных ("қыран" -орел, беркут; "бұлан" - лось; "қоян" - заяц; "тышқан" - мышь; "боқан-бөкен" - антилопа; "құлан" - кулан; "жылан" - змея). На одном из диалектов древнетюркского языка "куан" уже обернется "суаном" (см. выше). То есть и Суан - Акку, и он "светлое крылатое Солнце". Но самое любопытное, что и в древнегерманском языке слово "лебедь" звучит как "сван". Да что там древний, swan из современного английского языка тоже переводится как "лебедь"! С этим словом связано и наименование Великого Свитьода (Швеции) в скандинавском мифе.
Если пробежаться взглядом по внутренним родовым именам албанов, суанов и соседних с ними казахских родов, то обнаружится немало слов, схожих с "сви/шви/хви": "шыбыл" у албанов и шапрашты может звучать и как "шывыл"; второе название рода балыкши у адаев - "шыбынтай", то есть "шывыл дай"; из "шымыр" у дулатов может получиться "шывыр" - другими словами, все эти наименования допустимо связать с понятиями "свет", "лебедь", "солнце". Можно сопоставить наше древнее слово также и с этнонимами "чуваш", "сувар", "савир", "сывыр", "савираш" ("шапыр-аш-ты").