-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Иделия

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) БУДЬ_ЗДОРОВ ЖЕНСКАЯ_БЕСЕДКА Книга-лучший_друг

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2010
Записей: 4492
Комментариев: 430
Написано: 6119


Тамара Петкевич: "Я верила во всё счастливое и особое"

Пятница, 14 Апреля 2017 г. 15:49 + в цитатник
http://iamaglika.livejournal.com/35253.htmlНе обо всём прочитанном я берусь рассказывать: боюсь своими словами испортить слова понравившегося текста и не передать силы собственного желания, чтобы вы остальные книги отложили и именно эту взялись читать. Но тут я уже две недели советую всем: подругам, коллегам, одиннадцатиклассникам знакомым, которым, правда, сейчас ни до чего, кроме ЕГЭ, студентам. Вот дошла очередь и до жж.
Тогда по порядку и с самого начала.
Я люблю вышивать под видео на канале "Культура". Потом напишу как-нибудь, под какие передачи мне вышивается лучше всего, а пока не буду отвлекаться. Захожу на сайт в раздел "Видео", потом иду в "Документалистику" и отыскиваю там, что понравится. В этот раз тронуло меня название - "Жизнь - сапожок непарный". Как будто я уже слышала эти слова. Да, фильм далеко не новый, 2001 года, режиссёр - Марина Разбежкина. На застывшем кадре-картинке сидит в кресле пожилая женщина, за её спиной фотографии на стене. В комнате уютно, потому что сбоку книжная полка, а от лампы на столе падает тёплый свет на книгу и на чашку с блюдцем.
Начала "смотреть ушами", и чувствую, что не могу вышивать, что надо по-настоящему, глубоко смотреть и вслушиваться. Поразила меня красота лица в кадре: почти всё время шёл крупный план. Та ли эта старушка, которую я только что видела?! Ясные глаза, высокие брови. И очень молодой голос.
Героиня фильма удивительно складывала слова: они сами находили в её речи свои, особые места и им на этих местах было удобно и легко. И рассказывала женщина о жизни своей так, как будто вот сейчас, в этот момент всё жила заново:
"... Помню, как нас вели этапом в Средней Азии. Мы шли в таких верёвочных тапочках по пескам. Ночью. Нас вели, и даже собаки как-то не лаяли. А тапочки стёрлись быстро, и ноги были стёрты. Идти было очень тяжело. И я тогда думала только о том, что когда-нибудь я кому-нибудь, или кому-нибудь одному, или вот всему миру возьму и расскажу о том, как всё это было".
Так я узнала о Тамаре Владиславовне Петкевич и о том, что она написала книгу "Жизнь - сапожок непарный".
АУДИОКНИГАhttp://www.liveinternet.ru/users/3943565/post413244729/

Казалось бы, судьба Тамару Владиславовну всё время испытывала: арест отца в тридцать седьмом сможешь пережить? а смерть матери и младшей сестрёнки в блокадном Ленинграде? а мужа и свой арест и семь лет лагерей? а разлуку с сыночком?
Я понимаю, что душе хочется чего-нибудь радостного и нетревожащего. В этой книге действительно совсем нет летней неги, нет лёгкости, с которой караваны других историй пробегаешь глазами, чтобы завтра забыть. Но зато есть предельно честные воспоминания о детстве, есть поразительная история любви - в фильме Тамара Владиславовна о ней больше молчит, чем рассказывает, и есть уроки, которые получала она от самых разных людей.
Я книгу скачала себе в ридер, читала и на работе, если выпадало окошко, и в троллейбусе, а дома всё время выписывала в дневник важные для меня слова. Поделюсь, но простите, что в беспорядке:

"Вообще же я то и дело как вкопанная останавливалась перед собственными поступками или чувствами".
"Спасительным было одно: вручённое природой мироощущение. Оно возмещало то, что съедала проклятая угнетённость".
"...я растерялась. По моему разумению, отношения с людьми должны были быть отражением того, что сам несёшь к ним в сердце".
"Идущий по канату полагается на свой внутренний аппарат, чутьё. Канат был в руках произвола".
"Не может быть" было свергнуто с престола навсегда. Может быть всё! Отныне может быть всё!!!"
"Я оказалась голым человеком на голой земле. Всё надо было начинать с азов. Всё, что знала, думала, чувствовала, дочиста стёрто".
"Глубоко проникнув в свойства характера родителей, в то, что сотворено с моей семьёй, я теперь ощущала себя матерью своих отца и мамы. Живых или ушедших - роли не играло. Не в том было дело".

Это, конечно, отдельные слова. Но можно почувствовать главное.

В книге Тамара Владиславовна пишет об одной из своих подруг: "Есть люди, само существование которых помогает душе остаться живой". Это и к самой Петкевич относится в полной мере.
Думала, что написала последнее в этом тексте предложение, но вспомнила, что ещё хотела рассказать, как до войны Петкевич работала в театральной мастерской во Фрунзе и познакомилась там с художницей Натальей Николаевной Трусовой. Трусову все считали талантливой, но называли придурковатой: очень уж она смешно выглядела. Пожилая женщина, а волосы заплетает в две тонюсенькие косички и завязывает красными ленточками. И выражение лица всегда унылое. А Петкевич с ней подружилась и узнала об удивительной судьбе. Трусова училась в частном художественном училище барона Штиглица и как одна из лучших учениц была направлена в Италию. Вернулась в Советский Союз, вышла замуж, а через несколько месяцев после свадьбы была арестована.
"На допросы следователь выводил ее к линии железной дороги. На поводке вел собаку. Ей приказывал идти вперед.
— Ложись на рельсы, — командовал он.
В таком положении ей надлежало отвечать на вопросы, которые он задавал. Она слышала, как приближается состав, пыталась вскочить, Следователь кричал:
— Лежать!
Ей казалось, она сходит с ума.
Иногда следователь натравливал на нее собаку. Дрессированная овчарка по команде бросалась и только в последнюю долю секунды, когда Наталья Николаевна уже теряла сознание, он менял команду «возьми» на «не тронь».
Трусова пробыла в лагерях восемь лет. Муж Наталью Николаевну дождался, чтобы через две недели после возвращения жены умереть на её руках:
"— Как же вы живете сейчас? — потрясённо спросила я Наталью Николаевну.
— Как? У меня есть радости. Когда просыпаюсь ночью, можно зажечь свет, почитать. Могу открыть окно в сад и смотреть на звезды. Или выпить стакан компота, который варю себе с вечера.
И про бантики свои сама сказала:
— Я ведь знаю, что старая, только иногда забываю об этом. Те годы кажутся неотжитыми, вот я и путаюсь в этой неразберихе, беру и цепляю бантики. Надо мной, наверное, смеются. Впрочем, это все равно".

Понравилось: 1 пользователю

Сударыня_Галя   обратиться по имени Воскресенье, 21 Мая 2017 г. 19:42 (ссылка)
Спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Мая 2017 г. 12:06ссылка

Книгу Тамары Петкевич прочла за один день,на одном дыхании....
Здесьссылки
http://www.liveinternet.ru/users/3943565/post413244729/
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку