skazka-sad.narod.ru/_private/6.htm
ЭКСПЕРИМЕНТ В ДЕТСКОМ САДУ
Поступаем в детский сад
Развивающие игры
Наши достижения
Фотогалерея
Готовимся к школе
Главная
Главная Страничка психолога Эксперимент в детском саду Наши группы Наш профсоюз
Педагогами ДОУ ведется работа по организации поисково - исследовательской деятельности детей.
Руководит работой Батяшова Л. П., воспитатель гр. "Дюймовочка"
В ходе работы с детьми были выделены несколько основных правил, в основе которых заложены
2 главных чувства:
*
Уважение к детям!
*
Восхищение природой!
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать некоторые правила.
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ:
В ходе проведения исследований можно выделить несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения.
Главное - работайте творчески.
Для этого:
1. Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
5. Помогайте детям:
*
Учиться управлять процессом усвоения знаний;
*
Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
*
Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
*
Учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации
Основные правила организации исследовательской деятельности в детском саду:
1. Проблема (фиксация явления) должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной деятельности:
-в наблюдении,
- во время чтения художественной литературы, энциклопедий (прочитали о каком-то явлении или необычном факте, захотели узнать причину его возникновения или природу явления),
- в процессе труда (хозяйственно-бытового, в природе, ручного),
- в процессе рассматривания иллюстративного материала и др.
2. Гипотезу (предположение) о причинах происходящего, а также способы ее проверки (элементарные опыты) дети должны сформулировать и выбрать сами. Гипотеза должна быть сформулирована в рамках реального мира.
3. Воспитатель может предлагать новые (не имевшие место в прошлой практике) эксперименты, но не в готовом виде, а как предположение: «Если мы сделаем так……, что можем узнать?»
ИГРОТЕКА
Умение видеть проблемы – длительный процесс и развивается он в разных видах деятельности. Савенков А.И. предлагает некоторые упражнения, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи; например: «смотреть на мир чужими глазами», «наблюдаем настроение», игры "Карусель," "Волшебные превращения".
Проблемы:
Поиск проблемы – дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить ее. Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения.
1.« Посмотри на мир чужими глазами».
2. "Продолжи рассказ"( представь себя гуляющим во дворе с друзьями ; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу. )
3.Чтение детям неоконченных рассказов:
(С утра небо покрылось черными тучами, и пошел снег, Крупные снежные хлопья падали на дома , деревья , тротуары, газоны , дороги…)
Хороший эффект дают и устные рассказы.
4. « Составь рассказ от имени другого персонажа».
(Представь, что ты на какое-то время стал столом в групповой комнате; камешком на дороге, животным (домашним или диким); человеком определенной профессии.
Опиши один день этой воображаемой жизни.)
5. « Составь рассказ , используя данную концовку».
а) … нам так и не удалось выехать на дачу.
б)… прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски.
(Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оценивается логичность и оригинальность изложения.)
6. « Тема одна – сюжетов много».
Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например: « Осень», « Город», « Лес»
7. "Продолжи неоконченный рассказ от имени разных персонажей»
Текст: «Осеннее небо покрылось черными тучами, и пошел первый снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары. Газоны, дороги…….»
Задание: продолжить рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами (дайте ребенку следующую инструкцию):
« Представь, что ты ребенок и просто гуляешь во дворе со своими друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега?»
Или, представь, что ты – водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге.
Или летчик, отправляющийся в полет.
Ворона, сидящая на дереве.
Зайчик или лисичка в лесу.»
На первых порах следует воздерживаться от критики, не скупиться на похвалы и отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы
Дидактическая игра "Волшебные превращения"
Цель — развитие умения видеть проблемы.
Одному ребёнку предлагается роль огня. Остальные дети — капельки воды, которые в холоде замерзают, превращаются в снежинки — двигаются медленно, но как только приближается огонь — они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми.
Гипотезы:
В умение вырабатывать гипотезы можно потренироваться с помощью таких упражнений:
«Давайте подумаем, - почему муха не падает с потолка? Почему птицы поют? Почему дует ветер?»
Чтобы вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять, задавать вопросы. Существуют следующие упражнения, например:
1.
«При каких условиях каждый из этих предметов будет полезен?».
2.
Можно придумать условия, при которых будут полезными два или более предмета.
3.
Задания типа: «найдите возможную причину события – друзья поссорились».
4.
"Что было бы, если ли бы волшебник исполнил три самых главных желания человека на земле."
5.
«Высказать два самых логичных предположения и два самых логичных объяснения». (Можно предположить детям придумать два самых необычных, фантастических объяснения).
6.
"Представьте, что воробьи стали больше кошек. Что бы произошло?"
7.
Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим, допустим, возможно, если, наверное.
8.
« Давайте вместе подумаем».
Как птицы узнают дорогу на юг?
а). Может быть , птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.
б). Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.), которые указывают им направление полета.
в). Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
г) Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.
д) А может быть, у них есть внутренний компас – такой, как в самолете или на корабле.
Упражнения на обстоятельства
При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным?
Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?
Письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака.
Упражнение , предполагающее обратное действие.
При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
« Найди возможную причину события».
а) Трава во дворе пожелтела.
б) Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
в) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
Вопросы:
Много таких упражнений предлагают Урунтаева Г.А. и Афонькина Ю.А..
1) Задавать вопросы от имени другого;
2) Задать вопрос каждому герою стихотворения;
3) Исправить ошибку;
4) Найти загаданное слово. Здесь есть ограничение: нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание, например – «Это мост?».
Дидактическая игра « Найди загадочное слово».
Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов что, как, почему, зачем. Обязательное правило: вопрос не должен явно наводить на ответ. Например, вопрос об апельсине звучит не « Что это за фрукт?», а « Что это за предмет?».
Возможен и более сложный вариант этого упражнения. Ведущий загадывает слово , но сообщает всем только первую букву( звук) . Остальные задают ему вопросы, например: « Это то, что находится в доме?»; « Этот предмет оранжевого цвета?»; « Это не животное?».
Ребенок , загадавший слово, отвечает « да» или « нет».
Игра « Угадай, о чем спросили».
Ребенку шепотом задается вопрос. Он громко отвечает на него. Например: « Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, предупредите отвечающих детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
- Почему совы охотятся ночью?
- Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?
- Почему весной разливаются реки?
Упражнения на развитие наблюдательности
1. «Назови все детали» (условия: предмет должен быть ярко окрашен и имеет много деталей), «нарисуй по памяти» (условия: много ярких деталей, но не слишком сложных для рисования),
2.«Назови отличия в парных картинках»,
3.«Найди два одинаковых квадрата»,
4.« Найди, кто здесь спрятался»,
5.«На что похожи»,
6.«Найди ошибки художника»
Дивергентные задачи:
*
«Сочиняем сказку» - отличное средство для развития дивергентного мышления. Здесь надо придумать название сказки и выразить свои ощущения: понравилась она или нет и почему. «Сочини рассказ по схеме». Это задание очень интересно для развития творческих способностей, где сочетается, например, алгоритм и творчество: «Факт (что произошло) – причины – повод – сопутствующие события – аналоги и сравнения - последствия». Автор, что бы ни произошло, должен следовать этому алгоритму.
*
"Расскажи другими словами", например: «Сережа хорошо сегодня работал на занятии. Сережа – умница, у него сегодня все «получилось».
*
«Сочиняем сказку» - отличное средство для развития дивергентного мышления. Здесь надо придумать название сказки и выразить свои ощущения: понравилась она или нет и почему.
*
«Сочини рассказ по схеме». Это задание очень интересно для развития творческих способностей, где сочетается, например, алгоритм и творчество: «Факт (что произошло) – причины – повод – сопутствующие события – аналоги и сравнения - последствия». Автор, что бы ни произошло, должен следовать этому алгоритму.
Развитие умений и навыков экспериментирования
Эксперимент (проба, опыт) - важнейший из методов исследования и самый главный метод познания в большинстве наук. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких – либо практических действий с целью проверки и сравнения. Однако эксперименты бывают и мысленные, т.е. такие, которые можно проводить только в уме.
" Определяем плавучесть предметов».
Дети выбирают для исследования десять самых разных предметов, например: блюдце, пластилиновый шарик, камешек, яблоко, деревянный брусок, чайная ложка, металлический болт, пластмассовая игрушка, картонная коробочка.
Затем дети выдвигают гипотезы, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Эти гипотезы надо проверить. Дети не всегда могут предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко, или пластилин; кроме того, блюдце будет плавать, если его аккуратно опустить на воду, но если в него попадает вода, то блюдце тонет. После того как первый опыт будет закончен, продолжим эксперимент. Изучим плавающие предметы. - Все ли они лёгкие?
Познавательно-исследовательское занятие для детей старшего возраста (классификационная работа)
Тема: « Транспорт»
Цель: закрепление знаний видов транспорта .
Задачи: развивать восприятие, мышление и речь в процессе активных действий по поиску связей между различными видами транспорта. Формировать представления детей о предметах, облегчающих жизнь человека. Способствовать умению определять способ получения необходимой информации.
Предварительная работа: наблюдение с детьми на улице за движением транспорта. Рассматривание различных книг, энциклопедий, рассказывающих о разных видах транспорта. Загадать загадки о транспорте, чтение художественных произведений по теме « Транспорт».
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением транспорта, классификационная таблица по видам транспорта, карточки вырезки различных видов транспорта. Рассказ в стихах С. Маршака « Почта».
Ход занятия:
1). Чтение рассказа С. Маршака « Почта»
Вопросы: как путешествовало письмо? Что такое транспорт?
2) Сравним попарно транспортные средства, которые доставляли письмо.
Дидактическая игра: « Найди сходства и отличия"
а) Вертолет– корабль;
б) корабль – поезд;
в) поезд – автобус.
3) На какие виды транспорта их можно разделить. Первое основание классификации – среда передвижения. Где передвигаются?
Воздушный – водный – сухопутный.
Рассмотрите карточки – иллюстрации и разделите их на три группы.
4)Какие виды транспорта есть в нашем городе?
Кто на каком виде транспорта путешествовал? (Ездил на дачу, в дальние путешествия)
5) Что заставляет двигаться автомобиль, поезд, самолет? ( Двигатель, мотор).
6) А что вы видите на этих карточках? Можно ли назвать все это одним словом?
Что же тогда приводит в действие этот транспорт? ( Сила животных, ветер, течение воды).
Так чем же отличается автомобиль от лошади?
Вывод: есть транспорт с мотором и без него.
Физкультминутка:
Мы в автобус дружно сели, (дети садятся,)
И в окошко посмотрели. (смотрят по сторонам)
Наш шофер педаль нажал, («нажимают» на педаль)
И автобус побежал. ( убегают)
Что там чудится в тумане? (дети вытягивают руки вперед.)
Волны плещут в океане. ( машут руками, изображая волны,)
Это мачты кораблей, ( вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! ( приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулачке. (сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, -
Надо чаще приседать. (приседания)
7) Возьмите из коробочки по две каточки , внимательно рассмотрите картинки и заполните ими нашу таблицу по видам транспорта.
8) Дидактическая игра « Четвертый лишний»
Наборы картинок: ковер – самолет, машина, вертолет, лодка;
Печка Емели, автобус парусник, самолет; сапоги – скороходы, поезд, ракета, велосипед.
Ковер- что это в наши дни? А во что могли бы превратиться печка Емели и сапоги – скороходы?
Затем воспитатель предлагает детям нарисовать транспорт, на котором бы они хотели совершить путешествие.
Работа с карточками-метками в таблице:
*
Классификация транспорта: воздушный, наземный. водный, космический
Транспорт без мотора, с мотором.
Путешествие по « Реке времени»
Познавательно-исследовательское занятие
для детей старшего возраста
Тема: «История сухопутного транспорта»
Цель: формирование у детей представления об истории возникновения сухопутного транспорта.
Задачи:
1. Рассмотреть предпосылки возникновения транспорта, его изменения за время существования.
2. Формировать навыки исследовательской работы (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью мультимедийной технологии.
3. Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.
Коррекционные задачи: развивать голосовой и дыхательный аппарат, диалогическую речь детей.
Оборудование: наборы иллюстраций по истории транспорта, загадки о транспорте, мультимедийный проектор
Индивидуальная работа: вовлекать в диалог робких детей, обращать внимание на осанку детей
Словарная работа: телега (повозка на колесах), сани (повозка на полозьях – лыжах), гужевой транспорт ( с помощью силы животных, тянут за гужи).
Методические приемы: словесные (загадки), наглядные, дидактические игры, использование мультимедийной технологии, физминутка, гимнастика для глаз.
Ход занятия:
Дети, я сегодня приготовила для вас загадки. Попробуем их отгадать:
1. От дома начинается,
У дома и кончается. (Дорога)
2. Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках
А в резиновых сапожках. (Автобус)
3. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)
4. Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только крепче правь рулем. (Велосипед)
5. Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл)
6. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Будь внимателен при ней! (Машина).
Дети отгадывают загадки и пытаются обосновать свою отгадку.
Как одним словом назвать все то, о чем были загадки?
2.Д/ игра «Что сначала, что потом?»
Предлагаю взять детям из коробки по одной иллюстрации (лошадь, повозка, старинный велосипед, первый автомобиль, мотоцикл, современный грузовой автомобиль и электропоезд), внимательно рассмотреть, сказать, что изображено на них?
Задание: Положите картинки по порядку: что сначала, что потом. Объясните, почему вы так думаете?
Как в древности передвигались люди по суше, когда они еще не изобрели, не придумали колесо? (Пешком, верхом на животных).
Что значит тащить грузы волоком?
Каким был транспорт в старину, когда колесо придумали, но не изобрели мотор (использовали силу животных – гужевой транспорт: ездили на каретах, телегах, санях)
Как можно быстро перемещаться зимой, не используя колесный транспорт?
А мы с вами заведем сейчас свою машину.
Завели машину, (Крутят руль вправо и влево, произносят: «Ш- ш - ш»)
Накачали шину, («Насос» - наклоны вниз со звуком ш-ш-ш).
Улыбнулись веселей (Улыбаются друг другу)
И поехали скорей. (Крутят руль , произнося звук: «ш-ш-ш».)
Вот как хорошо доехали!
3.Д/ игра « Найди сходства и отличия»
Предлагаю дет сравнить две картинки (лошадь, запряженная в телегу, и автомобиль). Чем они похожи, а чем они отличаются?
( Животные передвигают грузы с помощью своей силы и питаются травой или сеном. Собаки – мясом, потому что они живые. Машины «питаются» (по аналогии с живыми существами) бензином, углем, электричеством, и передвигаются с помощью двигателя).
Отправимся дальше в воображаемое путешествие по «Реке времени»
Д/ игра «Лото» (история транспорта, с использованием мультимедийной игры
Задание: «Дополните остановки на «Реке времени» подходящим транспортом»
Располагайтесь удобно у компьютера, а я объявляю первую остановку: «Наше время».
(Ребенок выбирает картинку с современным транспортом и помещает ее с помощью мышки около ключевой картинки города).
Вторая остановка «Старина» - дети около старинной крепости располагают старинные виды транспорта.
Третья остановка «Древность» - около древнего человека располагают древние способы передвижения людей и грузов.
Гимнастика для глаз: « Метелки»
Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз, проговаривая текст:
Вы, метелки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите.
(Упражнение повторить 4-5 раз)
Вывод:
О чем мечтали в старину люди, сочиняя об этом сказки?
Что изобрели люди, чтобы исполнить свою мечту? (Сначала колесо, затем двигатель).
Батяшова Л. П., воспитатель гр. "Дюймовочка"