Георгий Янс
http://echo.msk.ru/blog/yans/984250-echo/
Было бы нелепо и опрометчиво судить о православии в целом только, по словам и поступкам ее высших иерархов. Это примерно то же самое, что оценивать российское общество по законодательному бреду депутатов Госдумы.
Лицо церкви - ее приходские священники. Сельские и городские. За последние пятнадцать лет мне посчастливилось познакомиться с самыми разными сельскими и городскими попами. Они все разные, как и мы впрочем. Либералы и консерваторы. Умеренные и радикалы. Красноречивые и косноязычные. Внимательные и не очень. Поэтому в одном и том же храме к одному священнику на исповедь длинная очередь, к другому – несколько человек.
Они не всегда разделяют мнение своих начальников (из моих знакомых священников никто не одобрил «сиротскую» поправку), но почти всегда подчиняются жесткой церковной дисциплине, точно такой же, как в армии. Но если в армии нередко попадают против своей воли, то священнослужение абсолютно добровольный и осознанный акт.
Они редко публично говорят о политике. Я ни разу не слышал в проповедях «обсуждение текущего политического момента». Главный разговор всегда идет о душе, о ее спасении, о необходимости безоговорочной веры в Бога. Поэтому в проповедях священники цитируют именно это место из Евангелия от Матфея: «И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»
Сразу хочу заметить, что спор о вере и безверии бессмыслен. Вера или есть, или ее нет. Вера в Бога – это дар, который не каждому дан.
Наши православные священники полностью отдают себя на служение другим. Это не пафос. А всего лишь констатация факта. Есть, как и везде исключения. Но они лишь подтверждают правило. Мы полагаем, раз они служат Богу, то должны заботиться и думать о нас. Поэтому литургии, требы, исповеди, беседы и практически круглосуточно. Мы приходим к ним, считая свои проблемы самыми главными и важными, свою исповедь и свое здоровье основными. Каждый хочет высказаться, выговориться.
Еще они ходят к старикам и больным, ездят по больницам и тюрьмам. С каждым надо поговорить, каждого выслушать. Видеть столько людского горя и несправедливости. И при этом не озлобиться.
Перед Новым годом с моей женой случилось несчастье. Сломала ногу. Спасибо, врачам. Ногу вставили на место. Но душевное состояние моей супруги, сами понимаете, оставляло желать лучшего. Без звонка и без приглашения в больницу приехал отец Владислав. Узнал о нашей беде и приехал.
В больничной палате он провел с женой порядка двух часов. После его приезда ее дела резко пошли на поправку. Нога ногою. Но думать надо о душе.
Не будем забывать, что батюшки в большинстве своем многодетные отцы. Своим детям тоже внимание необходимо. Отец Павел, про него я недавно писал, у которого четырнадцать детей ( шесть из приемные) почти полгода в свободное от работы время навещал смертельно больного человека. Ездил вместе с детьми. Сажал в микроавтобус (подарок столичного правительства) и в путь.
Другой батюшка вместе с матушкой для своих детей и детей друзей организовал летний лагерь. Потом присоединились дети друзей друзей. И так много лет. Живут в палатках. Дети сами готовят, культурную программу матушка обеспечивает. Тематические вечеринки, походы, танцы, бальные, конкурсы, песни под гитару у костра. Для московских детей это вообще было что-то сногсшибательное. Они туда годами ездили. Ездят так давно и так дружно, что сыграли уже несколько свадеб.
Таких примеров можно привести множество. Но об этом не принято распространяться. Зачем говорить о том, что является нормой жизни. 50% из тех 72% людей, назвавших себя православными, в церковь ходят два раза в год – на Рождество и на Пасху.
Именно они « празднуют Рождество Христа, а самого Христа не очень-то празднуют». Но это уже наши проблемы, а не богочеловека. Он сделал все, что мог.