Еще несколько слов о ювелирных домах,изготовляющих тиары
В конце XVIII века перед Великой французской революцией и крушением династии Бурбонов право носить драгоценные украшения на голове или в причёске сохраняла за собой только аристократия и придворные. В эпоху Наполеона Бонапарта «драгоценности для головы» стали доступными не только для императорского двора, но и для состоятельных буржуа. Одним из главных специалистов в изготовлении подобных украшений считался французский Дом Chaumet, основатель которого ювелир Нито спас некогда Наполеону жизнь, а впоследствии делал для императора коронационные украшения. Разница между диадемой и тиарой заключается в размере (тиара обладает более лёгкой конструкцией), а вот эгрет—почти самостоятельное украшение. Это может быть тонкий ободок или даже просто заколка, сделанная из драгоценных материалов, а её отличительной особенностью является птичье перо. Эгрет был лёгким бальным украшением, а также украшением для посещения театра, в то время как тиары и диадемы предназначались для торжественных приёмов и различных церемоний.
Балканские королевские дома
Helen of Greece-Romania,Мария, принцесса Румынии,Мария Эдинбургская
Дом Chaumet был и остается главным европейским специалистом по "драгоценностям для головы". Даже в наши стремительные дни, когда подобные величественные украшения предназначены почти исключительно для коллекционеров, в Chaumet не изменяют вековой традиции. Практически в каждой ювелирной линии этого дома в качестве флагманской драгоценности выступает вовсе не колье (как это бывает у всех без исключения других высоких ювелирных домов, от Cartier, Van Cleef & Arpels и Bvlgari до Harry Winston и Tiffany & Co.), а именно украшение для головы.
Основатель дома в 1809 году Мари-Этьен Нито умер. Дело наследовал Франсуа-Реньо, который создавал не менее прекрасные украшения, чем его отец, но лишь до 1815 года. Возможно, он посчитал, что с закатом эпохи Наполеона лучшие времена для семьи Нито остались в прошлом. Или решил, что денег уже заработано достаточно. Не исключено, что свою роль сыграли и обе эти причины, но в 1815-м, когда Наполеону пришлось вторично отречься от престола, Франсуа-Реньо продал дело управляющему своими мастерскими Жан-Батисту Фоссену.
Жюль Фоссен долгие годы был личным ювелиром императрицы Евгении и ее родственников. Первые украшения для этой владетельной дамы он создал еще к церемонии ее бракосочетания. Однако впоследствии Фоссен впал в немилость. Он отказался прервать отношения с жившим в изгнании семейством уже покойного Луи Филиппа, что вызвало негодование императрицы, обратившейся к другим ювелирам. Это не сильно поколебало позиции Фоссена, поскольку значительная часть клиентов сохраняла верность своему мастеру. Среди них – Матильда Бонапарт (кузина Наполеона III и супруга князя Анатолия Демидова), парижские банкиры Ротшильды и многие другие влиятельные лица.
В 1862 году Жюль Фоссен, так же, как и Франсуа-Реньо Нито за полвека до того, продал дело своему управляющему – Просперу Морелю, а тот, в свою очередь, передал его в 1885 году собственному зятю Жозефу Шоме. Наступала новая эра. Титулы аристократов девальвировались, капиталы буржуа росли. В списке заказчиков Chaumet появляются американские миллионеры и их жены. Но основными клиентами фирмы на рубеже XIX – XX столетий по-прежнему оставались представители доживавшей свой век настоящей французской аристократии, утраченный мир и дух которой оживает сегодня для современников разве что в произведениях Марселя Пруста. Для истинных аристократов диадемы в это время были не просто очень дорогим украшением, но и своего рода символом противостояния «плебейской» культуре или, скорее, несогласия с новыми ценностями республиканского строя.
Среди русских аристократов изделия фирмы пользовались популярностью еще со времен Фоссенов. Клиентами Chaumet были Орловы, Шуваловы, Оболенские, Багратионы, Голицыны, а также представители императорского семейства, в частности, тетя Николая II великая княгиня Мария Павловна и его племянница Ирина Юсупова. Князь Феликс Юсупов – тот самый, который организовал убийство Распутина, – писал в своих воспоминаниях: «Ювелир Шоме прекрасно огранил Иринины фамильные камни».
Бизнес в России развивался успешно, и Шоме открыл представительства в Санкт-Петербурге и Киеве. Но 1917 год сыграл с его фирмой злую шутку. Аристократии в России пришел конец, многие счета остались неоплаченными, а прежние заказчики Chaumet были вынуждены продавать свои драгоценности в Париже.
Queen Olga Constantinova of Greece
Одним из шедевров дома Шоме является диадема Княгини Юсуповой «Тройное солнце» (1914): оригинальная форма (источником вдохновения для Жозефа Шоме послужил русский кокошник).Она изготовлена из платины с бриллиантами, сходящимися вверху к огромной серой
жемчужине. Секрет диадемы в том, что, вынутая из оправы, она
становилась брошью.
Виктория-Евгения испанская,королева Александра (Британия)
Infanta Eulalia with Olga Paley
Victoria Eugenia of Spain
Тиары-кокошники
http://mysocietystyle.blogspot.com/2009/12/pesnya-o-golovnom-attrape-moi-edition.html
http://www.robbreport.ru/article/?articleid=985&rubricid=3
http://www.nice-places.com/articles/europe/paris/103.htm
www.kutuzovskiy.ru/document.asp-ob_no=398&print=1.htm