-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Иришка_Маськина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Умелые_ручки

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.12.2009
Записей: 9634
Комментариев: 474
Написано: 10355


Музыка форм. Архитектор Ф. Шехтель

Суббота, 07 Апреля 2012 г. 00:27 + в цитатник
Цитата сообщения La_belle_epoque Музыка форм. Архитектор Ф. Шехтель

Наши современники часто и с грустью вздыхают по красотам модерна, находя их куда более привлекательными, нежели современное архитектурное "безобразие". Но вообще-то само слово "модерн" подразумевает новации в наисовременнейшем духе - и столетие назад, когда творил Федор Шехтель, именно так все и выглядело.

Не проводя параллелей с сегодняшним днем (нынче многое обстоит по-другому), все же заметим: к архитектурным новациям начала прошлого века люди привыкли на удивление быстро. Довольно скоро стали заметны не только ужасы, но и достоинства внедряемого стиля - его слегка отстраненная элегантность. Все чаще стали говорить о таланте архитекторов новой генерации. Имя Шехтеля в этом списке было самым громким. Именно ему удалось за считанные годы превратить архитектурную "блажь", завезенную из-за границы, в сугубо национальный феномен.

У истоков русского модерна оказался человек с минимальным профессиональным образованием - можно сказать, самоучка. В саратовской гимназии будущий архитектор выказывал весьма посредственную успеваемость, а из Московского училища живописи, ваяния и зодчества был изгнан за прогулы через два года после поступления. Зато юный Франц (так его звали от рождения: Федором этот потомок обрусевшего баварского рода стал лишь в 1915 году, перейдя в православие) обладал природным талантом и, что немаловажно, связями в художественной среде. Его мать после смерти мужа переехала с детьми из Саратова в Москву и служила экономкой в семье Павла Третьякова - по сути же считалась здесь почти родным человеком. Именно кругу людей, объединенных фигурой Третьякова, и был обязан Шехтель своими реальными познаниями и первыми успехами.

Правда, архитектурная карьера, о которой он мечтал, далась далеко не сразу. К получению инженерного диплома, без которого ни о какой самостоятельной работе не могло быть и речи, пришлось двигаться окольными путями. Несколько лет он подвизался помощником у модного архитектора Каминского - зятя Павла Третьякова, а также ассистировал Терскому и Чичагову. Эта практика и стала для Франца главным университетом. В ту пору едва ли кто-то рискнул бы предсказывать ему великое зодческое будущее. Страстное увлечение журнальной графикой и оформлением театральных проектов привело к тому, что в глазах окружающих он выглядел лишь рисовальщиком виньеток и декоратором, пусть даже талантливым. Например, его приятель Антоша Чехонте долгое время пребывал в уверенности, что истинное призвание Шехтеля - иллюстрировать книги.

Рубежом в карьере стал 1893 год, когда "олигарх" Савва Морозов заказал малоизвестному архитектору проект семейного особняка на Спиридоновке. Без протекции тут, понятно, не обошлось, но Франц Шехтель сразу же доказал, что способен оправдать любые рекомендации.

Глядя на список работ, реализованных этим архитектором на рубеже столетий, испытываешь почти головокружение. Он вел по нескольку проектов одновременно - в реестре фигурируют дачи, часовни, выставочные павильоны, городские особняки, доходные дома, театры, банки и вокзалы. О подобной востребованности бывшие однокурсники недоучившегося студента могли только мечтать... При этом Шехтель умудрялся не повторяться даже в деталях. Более того, он эволюционировал. Стиль модерн в его арсенале появился не сразу и остался не навсегда. До того были упомянутая неоготика и псевдорусский стиль (вспомним хотя бы очертания Ярославского вокзала), позднее возникли черты неоклассики и функционализма. И все же именно в стилистике модерна сделаны его самые значительные работы - не по размерам значительные, а по смыслу.

Элементы декора. Особняк П. Смирнова
Элементы декора. Особняк П. Смирнова


Фотографии в альбоме «Москва Ф. Шехтеля» N.Burmistrova на Яндекс.Фотках


Особняк Смирнова перестраивался в стиле «модерн» лучшим российским зодчим того времени Федором Осиповичем Шехтелем одновременно с особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке (сейчас Дом приемов МИДа). Шехтель не только готовил проект, но и контролировал строительство, лично сдавал объект заказчику. На примере этого дома можно проследить всю эволюцию творчества мастера. Шехтель перестраивал дом дважды – первый раз в 1901 – 1906 гг. и второй, по желанию наследников, в 1910-1913 гг., когда «модерн» уже вышел из архитектурной практики и конкурсные комитеты не принимали проекты, выполненные в этом стиле.


Тверской бульвар, 18.

Впервые дом на этом участке упоминается в архивах нашего города в 1759 году.

Петр Петрович Смирнов (1868 – 1910гг.) – директор торгового дома «П. А. Смирнов в Москве», был членом Московского совета детских приютов, попечителем Долгоруковского детского приюта, старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля. Смирнов купил особняк на Тверском бульваре в 1900 году (по легенде) для своей любовницы. В 1906 году он сдал дом под клуб московского дворянского собрания: здесь работал ресторан, проходили концерты, велись азартные игры. В 1912 году вдова Смирнова хотела, но так и не открыла здесь синематограф. После того как Евгения Смирнова продала этот дом и до самой революции здесь располагалось Московское судебное управление. В советское время народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили с Романском зале.
В настоящее время владельцем особняка является фирма «Мелодия». Сейчас в правом крыле здания находится московское отделение пенсионного фонда РФ. В помещениях пенсионного фонда неоклассические интерьеры...


Окно в особняке Петра Смирнова
Окно в особняке Петра Смирнова


"И все-таки особое обаяние модерна сохранили очаровательные шехтелевские особнячки. Для кого-то и сегодня облик Тверского бульвара определяется домом 18, предназначенным под выставочные залы и проживание виноводочного промышленника П.Смирнова и в 1901 - 1903 годах ловко перекроенного Шехтелем из раннего, ампирного строения." (stroi.ru)


Чудо-балкончик

Если обратить внимание...балкон находится на уровне окон.
Попасть на него невозможно. Он замурован и всегда выполнял только декоративную функцию.
И еще один интересный факт - в доме 4 этажа, а не два, как кажется на первый взгляд. Первый этаж из-за повышения культурного слоя Тверского бульвара на 70 см стал подвалом, а четвертый этаж – мансарда, так искусно надстроенная, что на фасаде она не видна и не ухудшила вид дома с бульвара.

***

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал связывает Москву с районами Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока (здесь начинается самая длинная в мире Транссибирская железнодорожная магистраль Москва — Владивосток длиной 9302 км), а также со столицами Китая, Монголии, КНДР. Также Ярославский вокзал принимает часть пассажиропотока Нижегородского направления .

Построен в 1862 на Каланчёвской площади (ныне Комсомольской) недалеко от Николаевского вокзала для Ярославской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Сергиев Посад отправился с вокзала 22 июля 1862 года.


Башенка

Место для вокзала было определено сразу и окончательно: поставили его, согласно регламенту для казенных зданий, по ранжиру, на одной линии со зданием Николаевского вокзала.
Как было записано в Уставе дороги, движение поездов должно быть открыто через три года после начала работ - срок истекал летом 1862 года.
Вся постройка обошлась в 220 тыс. руб.

При открытии Ярославской дороги было всего шесть станций: Москва, Мытищи, Пушкинская, Талица (с 1904 г. - Софрино), Хотьково и Сергиев Посад.

Практически без изменений вокзал этот простоял до 1900 года.


Советская символика, но как ...

Появление железной дороги от Москвы на север страны приходится на годы оживленного транспортного строительства в России, развернувшегося во второй половине XIX века. Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Васильевичу Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству первой русской (т.е. без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов, искавших выгодного помещения капитала. Активным его помощником в этом деле стал состоятельный и очень деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова, который многое сделал для ее развития.


Керамические панно на стенах

Проект нового Ярославского вокзала в Москве поручили архитектору Федору Осиповичу Шехтелю (1859-1926 гг.), яркому представителю модерна.
Применив новые строительные материалы: железобетон, металлоконструкции, облицовочные плитки, Шехтель построил в 1904-1907 гг., новое здание Ярославского вокзала в неорусском стиле.
Новый вокзал был втрое больше прежнего.
Верхнюю часть наружных стен украсили керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое
должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера.


Белые мишки. Ярославский вокзал

Цветные майоликовые и глазурованные плитки, выполненные по эскизам Ф. Шехтеля в известной Абрамцевской керамической мастерской Саввы Мамонтова, представляли животных и флору северного края.


Главный вход
Главный вход

***

Дом приемов МИД

Спиридоновка № 17 - знаменитый дом З.Г. и С.Т. Морозовых. Ныне здесь Дом приемов МИД России. Это первый особняк, построенный Шехтелем в Москве. Он выполнен в духе английской неоготики, по-видимому, таковым было желание заказчика: С.Т. Морозов жил несколько лет в Манчестере, где на него произвели впечатление особняки текстильных магнатов, которые строил знаменитый Альфред Уотерхауз. «Средневековый замок» на Спиридоновке даже более романтичен и одухотворен, чем его английские собратья. Внутри - настенные панно, скульптуры и витраж великого М. Врубеля, готическая парадная лестница из резного дерева, роскошные кабинеты и будуары, столовая из темного дуба и другие чудеса.


Особняк на Спиридоновке

Спецособняк МИД РФ находится по адресу Спиридоновка, д.17 и используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала “Большая Восьмерка”).
Особняк был выстроен талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в модном в конце XIX века неоготическом стиле.


Химера

Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты:

"Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу — особняк еще цел до сих пор."


Особняк Морозовых на Спиридоновке

История владения на Спиридоновке, близ Патриарших прудов, прослеживается с середины XVIII столетия, когда оно принадлежало И. Г. Воронцову.

29 апреля 1893 года старинную дворянскую усадьбу купила потомственная почетная гражданка Зинаида Григорьевна Морозова (1867—1947), жена Саввы Тимофеевича Морозова (1862—1905). Сразу после покупки Морозовы заказали новый проект усадьбы архитектору Федору Осиповичу Шехтелю (1859—1926).

Семейный клан Морозовых одним из первых разглядел незаурядный талант Ф. О. Шехтеля. План и композицию дома на Спиридоновке Шехтель разработал за два месяца. Уже в начале августа 1893 года чертежи были поданы на утверждение в Московскую Городскую управу. Они были одобрены, но строить по ним получил официальное разрешение архитектор И. С. Кузнецов. Дело в том, что вплоть до января 1894 года Шехтель не имел права самостоятельно вести строительные работы. Еще в 1878 году он бросил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а значит, не имел диплома и свидетельства на производство работ. Только исключительное дарование позволило в дальнейшем забыть этот факт. Шехтель сам преподавал в Строгановском училище, а в 1902 году получил звание академика архитектуры.

Строительство дома началось осенью 1893 года. Молодые владельцы и архитектор явно готовились поразить первопрестольную. Шехтель продолжал проектные работы по дому, а с 1894 года стал сам вести и архитектурный надзор. Собственноручно им сделано по зданию около 600 чертежей, среди них — фасады, планы, разрезы, развертки стен, детали, люстры, мебель. Задумывая дом как живой, единый организм, Шехтель стремился не допустить случайности ни в целом, ни в деталях.

Архитектору был необходим союзник-художник. Таким стал для него великий русский художник Михаил Александрович Врубель. Их совместная работа над домом Морозовых продолжалась четыре года. Два самобытных мастера не всегда сразу находили взаимопонимание. Но окончательный результат был великолепен и принес каждому признание и успех.


Фрагмент декора


Башенки на Спиридоновке

"В комнату вошла Сказка тихими неслышными шагами. У нее было светло-серое платье, и на нем были нашиты серебряно-бледные листья. В рыжих волосах горела бриллиантовая звезда. Она ступала тихо и мягко, как бы пряча свое изящество в простоте. Это был верх аристократической естественности." Так писал Андрей Белый о Зинаиде Морозовой, жене известного мецената.

Во имя любви к этой необычной женщине Савва Морозов построил в 1893 году замок, какого не бывало в Москве. Готические башенки, стрельчатые окна, зубцы на стенах – от дома веяло тайной, духом средневековья. Никто не мог предположить тогда, что этот особняк – первый вестник зарождающегося в России архитектурного стиля.


Декор. ул. Спиридоновка, 17

Архитектор Ф.Шехтель творил много и вдохновенно и постепенно стал одним из законодателей архитектурной моды в столице. Он пробовал себя в разных стилях - неоготическом, неорусском, неоклассическом, а также создал национальный вариант модерна, не имеющий аналогов по новизне конструктивных и декоративных решений. Шехтель построил столько, сколько не удавалось ни одному архитектору: 5 театров, 5 церквей, 4 часовни, 2 типографии, вокзал, банк, кинотеатр, 3 усадьбы, 6 дач и 30 особняков. Большинство из этого - в Москве.

***

Дом "Московского общества страхования от огня"и гостиница "Боярский двор"

Архитектор — Ф.О.Шехтель.
Год — 1901-1903.
Адрес: Старая площадь: дом 8, Никитников переулок: 5
Сейчас в здании: Администрация Президента РФ

Здание построено по заказу С.Т.Морозова. Гостиница "Боярский Двор" появилась в начале XX века вместе с другими известными новыми гостиницами высочайшего класса: "Метрополь" (1899-1904, архитектор В.Валькотт), "Националь" (1902 год, архитектор А. Иванов). В нижних этажах здания помещались конторы и магазины. В верхних - гостиница.

В 1914-1915 годах в одном из номеров гостиницы останавливался Максим Горький, здесь его посещали Федор Шаляпин и Иван Бунин. В 1920-е годы здание передано Наркомзему. И все дальнейшие годы в здании размещались государственные структуры - сначала ЦК КПСС, теперь администрация президента.


Центральный фасад

Архитектура крупного гостиничного комплекса характерна для творческого почерка Шехтеля начала 1900-х годов — она сочетает рационализм и тектоническую четкость фасадов с элементами декоративного модерна. Вертикальные членения, покрытые керамической плиткой серо-зеленого цвета, контрастируют со скульптурной пластикой темно-серых металлических балконов и лепными основаниями эркеров.


Ворота и арка
Вид на Китайгородский проезд


Дом "Московского общества страхования от огня" и гостиница "Боярский двор". Купол арки
Вид из арки со стороны Старой площади


Дом "Московского общества страхования от огня" и гостиница "Боярский двор"

Очень интересен интерьер проездной арки со стороны Никитникова пер., которая объединяет въезды во двор и подвальный этаж. Чрезвычайно выразительны короткие пузатые колонны с причудливыми «текучими» капителями в стилистике модерна, поддерживающие крестовые своды проездов.


Дом "Московского общества страхования от огня" и гостиница "Боярский двор"

Дом "Московского общества страхования от огня" и гостиница "Боярский двор"

Дом "Московского общества страхования от огня" и гостиница "Боярский двор"

Дом "Московского общества страхования от огня" и гостиница "Боярский двор"

Дом "Московского общества страхования от огня" и гостиница "Боярский двор"
Угол дома, выходящий на Китайгородский проезд


Рекомендую
Архитектурная сказка Федора ШехтеляАрхитектурная сказка Федора Шехтеля

Ф. О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи | Е. И. КириченкоФ. О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи | Е. И. Кириченко

Архитектурное наследие России. Федор ШехтельАрхитектурное наследие России. Федор Шехтель

Савва Морозов. Федор Шехтель. История шедевра | Людмила Сайгина, Наталья ДатиеваСавва Морозов. Федор Шехтель. История шедевра | Людмила Сайгина, Наталья Датиева

Архитектор Ф. О. Шехтель | С. М. Демкина, И. И. Давыдова, Е. Б. НовиковаАрхитектор Ф. О. Шехтель | С. М. Демкина, И. И. Давыдова, Е. Б. Новикова

Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque
Рубрики:  АРХИТЕКТУРА
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку