-Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.11.2009
Записей: 11674
Комментариев: 54603
Написано: 97236


Балтийские тигры облизываются

Воскресенье, 20 Августа 2017 г. 09:31 + в цитатник
Цитата сообщения Filadelfia19 Балтийские тигры облизываются

pavel_shipilin

На минувшей неделе произошли два важных события, которые могут изменить наши отношения с Прибалтикой: в Калининграде Путин собрал начальников на совещание, посвященное развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада, а в Риге впервые за четыре года состоялось заседание российско-латвийской межправительственной комиссии.



Нефтяной терминал «Усть-Луга ойл» — головная боль высыхающих портов Прибалтики. Фото коллеги Перископа, с которым я познакомился в прошлом году во время блог-тура по Польше. Отличный у него блог, кстати.

Балтийские тигры возбудились после слов нашего президента о том, что продукцию белорусских НПЗ, которая уходит на экспорт, нужно перенаправить с их терминалов в российские порты. Не сомневаюсь, что дело доведут до конца — осталось объяснить Батьке, почему ему выгоднее иметь дело с нами.

Он, конечно, будет сопротивляться, стараясь выторговать себе условия получше, но в итоге сдастся. Потому что, как правильно заметил Путин, нефть Новополоцкий и Мозырский НПЗ перерабатывают нашу — другой нет. Забавные попытки её заменить иранской или азербайджанской, как и ожидалось, кончились полным конфузом.

Так что аргументы у нас есть — мы наверняка сделаем предложение, от которого Батька вряд ли откажется. Хотя и покочевряжится и даже, возможно, слегка поистерит. Как обычно.

В отличие от белорусов, балтийские тигры всё поняли: скоро им останется лишь облизываться, глядя, как продукция белорусских НПЗ уходит вдоль границы в Усть-Лугу и другие гавани Ленинградской области.

Много надежд наши бывшие сограждане, временно присосавшиеся к другому интеграционному проекту, связывают с возобновлением торгово-экономических отношений с Россией. Во всяком случае, в Риге впервые за последние четыре года прошло заседание межправкомиссии. Гордая Латвия, несмотря на крепкую европейскую и трансатлантическую дружбу, решила забыть о Крыме и страшной российской угрозе и теперь усиленно работает над восстановлением порушенных связей. Поздновато спохватились.

Уверен, что Литва и Эстония внимательно следят за развитием событий. Наверняка уже позвонили коллегам и спросили, как пошло дело после четырёхлетнего перерыва, помурлыкали о том, есть ли шанс всё восстановить. А то ведь молоко скисает, сыр черствеет, сметану девать некуда, даже коты, меньшие братья тигров по зоологическому семейству, уже не едят — надоела.

Шанс восстановить, конечно, имеется. Не в прежнем объёме. И не торопясь.

С заехавшим на денек в Ригу сопредседателем межправкомиссии, министром транспорта РФ Максимом Соколовым поспешил встретиться местный премьер-министр. Заверил высокого гостя (по сравнению с политическим весом латышского премьера — просто гиганта), что Латвия заинтересована в конструктивных отношениях с Россией.

А мы им о чём все минувшие годы талдычили? Постепенно доходит, я смотрю.

_____

Причин жалобно мяукать у балтийских тигров много. О них я написал в статье для интернет-издания «Спутник-Литва» — подбирая выражения, конечно. Это в ЖЖ-блоге я могу себе позволить называть вещи своими именами.

Грузы из Калининграда проплывут мимо Прибалтики

Пусть читают и расстраиваются.

Совещание в Калининграде по вопросам развития транспортной инфраструктуры Северо-Запада России, прошедшее под председательством Владимира Путина, странным образом больше обсуждается в странах Балтии и Белоруссии, нежели в самой России. Можно сказать, рутинное региональное мероприятие, которые президент РФ проводит десятками по всей стране и по разным проблемам, вызвало международный резонанс.

Впрочем, понятно почему: Российская Федерация по-прежнему оказывает значительное влияние на постсоветское пространство — правда, не политическое, как пытаются представить западные эксперты, а экономическое.

Калининград и Литва

Прежде всего в Прибалтике забеспокоились по поводу не очень-то и нового логистического предложения — перевести потоки нефтепродуктов белорусских НПЗ из литовских и латвийских гаваней в российские. Битва за грузы идёт не первый год, по мере наращивания мощностей — строительства новых и реконструкции старых портов в Ленинградской области экс-республики СССР её проигрывают.

Однако на этот раз у заочной дискуссии между Путиным и прибалтийскими политиками появился нюанс. "Это не какие-то политические решения, мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где-то в другом месте", — обратился к собравшимся глава государства, комментируя задачу перераспределения грузовых потоков в российские порты. И подчеркнул, что условия здесь должны быть не хуже, чем в сопредельных государствах.

Отметим, что премьер-министра Литвы Саулюс Сквернялис в ответ лишь дежурно вспомнил о российском диктате, но основная его мысль касалась всё же бизнес-конкуренции. "Направление грузов по железным дорогам России через порты России для Беларуси может быть и невыгодно экономически, и опасно стратегически, если иметь в виду, что российские порты замерзающие и климатические условия там совершенно иные. Это особенно чувствительно, когда речь идёт о перевозке нефтепродуктов", — заявил он в интервью радиостанции Ziniu radijas.

Обратите внимание: Россию уже не обвиняют в давлении и принуждении — в качестве контрдоводов используются хотя и спорные, но всё-таки экономические аргументы.

Рига и Вентспилс

А в Риге состоялось первое после четырёхлетнего перерыва заседание латвийско-российской межправительственной комиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству. Это наиболее деловой формат отношений между странами, здесь не смакуются политические разногласия, а обсуждаются экономическое взаимодействие. Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис счёл необходимым встретиться с сопредседателем межправкомиссии, министром транспорта РФ Максимом Соколовым и заверить, что балтийская республика заинтересована в конструктивных отношениях с Россией.

Собственно, именно к конструктивным отношениям Москва давно призывает Ригу, Вильнюс, Таллин и все остальные европейские столицы. Разумеется, у России есть свои интересы, но её протекционизм вовсе не связан со стремлением нанести кому-либо экономический ущерб. Просто времена сейчас такие, когда своя рубашка ближе к телу.

На мой взгляд, это хорошо понимает Айвар Лембергс, мэр, возможно, наиболее пострадавшего от снижения грузоперевозок латвийского города — Вентспилса. «Сейчас из России в Латвию идёт очень мало нефтепродуктов, а терминалы, которые в месяц могут переваливать 300 000 тон, не могут собрать грузы для одного танкера, то есть 30 000 тонн», — заявил он на пресс-конференции. По мнению мэра, поскольку Латвия не может изменить российскую политику, то должна реагировать — стимулировать реструктуризацию экономики, чтобы не было серьёзных социально-экономических последствий.

То есть Лембергс полностью отдаёт себе отчёт в том, что отечественным портам конкуренцию у российских не выиграть. И призывает заранее подготовиться, переориентировать бизнес на другие направления. Что ж, разумно.

Вильнюс, Рига, Москва

Однако Россия тоже зависит от Литвы и Латвии — прежде всего речь идёт о Калининградской области, окружённой со всех сторон чужой землей. И если забыть об искусственных фобиях, перестать нагнетать обстановку, то соседним государствам всегда можно найти точки соприкосновения. Нужно лишь продолжать общаться, находить компромиссы, искать взаимовыгодные варианты.

"Хотим расширить пропускную способность паромной переправы в Усть-Лугу Ленинградской области. Важный шаг, поскольку наши дорогие соседи — и литовцы, и латыши, и поляки, и белорусы — любят поиграть на транспортном факторе, оторванности Калининграда от остальной России. Паромы позволят ни на кого не оглядываться. Договорились с Дмитрием Козаком: в следующем году начнут строить, чтобы в 2019 году закончить первый паром, а через год — ещё два. Это станет мощным переговорным аргументом для желающих задрать нам тарифы на транспортировку грузов по суше", — еще два месяца назад поделился планами врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов. На совещании с президентом РФ эти сроки подтвердились.

Проект предполагает строительство паромов длиной 200 метров, вместимостью 66 железнодорожных вагонов, с возможностью приёма автомобилей и порядка 150 пассажиров. Когда этот план будет реализован, миллионы евро начнут буквально проплывать мимо Литвы и Латвии.

Обратите внимание: для подкрепления собственной переговорной позиции опять предполагается использовать исключительно экономические рычаги. Россия стремится общаться с соседями по-деловому, без эмоций. И ждёт такого же конструктивного подхода в межгосударственных отношениях от стран Балтии. Нам есть, что друг другу предложить и кроме портов.

ru.sputniknews.lt

Павел Шипилин
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку