-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в галина_суханова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.10.2009
Записей: 2520
Комментариев: 62
Написано: 38502


Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф».Часть 1. Большой Петергофский дворец.

Среда, 06 Октября 2010 г. 04:24 + в цитатник

Петергоф (нидерл. Peterhof, «двор Петра») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга. Находится на территории города Петергоф (с 1944 года по 2009 год — Петродворец). От него происходит название Петергофской дороги. Находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф».

File:Peterhof Fountains 01 - Big Cascade 03.jpg
Вид на Большой Петергофский дворец и Большой каскад
Картинки кликабельны*

Впервые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. В 1710 году начинается строительство загородной императорской резиденции для Петра I. В 1714 году был заложен Большой дворец. На протяжении XVIII — начала XX века Петергоф формировался как дворцово-парковый ансамбль. После Октябрьской революции 1917 года дворцы превращены в музеи (1918 год). Во время войны был оккупирован немецкими войсками (1941—1944). Перед их приходом удалось эвакуировать свыше 8 тыс. предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако Петергоф был практически полностью разрушен артиллерией. После войны началось восстановление Петергофа, которое продолжается до сих пор. В 1945 г. открыт Нижний парк, в 1946 году — пущены фонтаны, в 1947 — воссоздан украденный гитлеровцами «Самсон». В 1952 году началось восстановление Большого дворца. 17 мая 1964 года для широкой публики были открыты первые музейные залы. Дворцы и парки Петергофа в настоящее время входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

Композиция паркового ансамбля

Файл:St Petersburg Peterhof 23453.jpg
Панорама Нижнего парка от Большого Петергофского дворца

File:Upper Gardens of Peterhof-the main gate.jpg
Главные ворота

File:Wiki peterhof I.jpg


File:Peterhof palace in Tobu World Square.jpg
1 / 25 масштаб миниатюрный дворец Петергофа в Tobu World Square (Tochigi ап, Япония).

Центр ансамбля — Большой дворец, построенный на приморской террасе и обращенный к морю. Первый дворец сооружен в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах, затем достроен в стиле «зрелого барокко». Важная часть ансамбля — парки с фонтанами: Верхний сад (с южной стороны) с пятью фонтанами и Нижний парк, где находится крупнейший в мире комплекс фонтанов. Площадь нижнего парка 102,5 га, фонтаны питаются от ключей в районе Ропши по водоводу длиной 22 км (1721—1724, инженер В. Туволков). Декоративным подножием дворца служит Большой грот с обрамляющими его каскадами (Большой каскад). Большой каскад спускается к бассейну и Морскому каналу. В центре бассейна — фонтан со скульптурой «Самсон, разрывающий пасть льва» (1802, скульптор М. И. Козловский) с высотой струи 20 м. По обе стороны от «ковша» расположены Большие (Итальянский и Французский) фонтаны и колоннады (1800—1803, архитектор Воронихин). От Большого Дворца к Финскому заливу ведёт Морской Канал, который делит Нижний парк на две части — восточную и западную. В восточной части парка находятся каскад «Шахматная гора» и два Римских фонтана, в западной — каскад «Золотая гора» (Марлинский) и два Менажерных фонтана. В 2008 году вдоль Морского канала была вырублена аллея голубых елей. В 2009 году на месте срубленных деревьев высадили европейские ели.

Большой Петергофский дворец

File:Peterhof Fountains 01 - Big Cascade 02.jpg


File:Петергоф (70).JPG

File:St.Petersburg Peterhof fountains.jpg

File:Petershof Bolshoy Palace 2005.jpg


Большой дворец и Фонтан Самсон в 1900-е


Дворец — основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен при императрице Елизавете Петровне в 1747—1752 годах по модели Версаля (архитектор Ф.-Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

Файл:Grand Peterhof Palace-main staircase.jpg
Парадная лестница. Аллегории Лета и Весны

File:Grand Peterhof Palace-main staircase-2.jpg.jpg


Десюдепорт с фигурами «Верность» и «Справедливость»

Парадный вход размещён в западном флигеле дворца. Такое решение позволяло Б. Ф. Растрелли развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада (этот принцип наиболее полно реализован архитектором в следующем по времени создания большом дворце — Екатерининском). Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы. Но основным элементом декора, традиционным для растреллиевских интерьеров, является золочёная резьба по дереву. Выполнение работ относится к 1751 году; бригаду русских мастеров возглавлял Иосиф Шталмеер.



Файл:Peterhof palace 03.jpg
Танцевальный зал

Танцевальный (или Купеческий) зал площадью около 270 кв.м занимает всё западное крыло дворца. По декоративному убранству —самый пышный интерьер дворца, разработан в особом праздничном ключе. Он создавался в 1751-1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли. Особенность Танцевального зала — фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. На противоположных им стенах — окна настоящие, большие, в два яруса. Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала. Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.


Файл:Peterhof palace 04.jpg
Фрагмент интерьера Голубой приёмной

Голубая приёмная - небольшая комната, связанная с Танцевальным и Чесменским залами; также имеет выход через стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с Гербовым корпусом. Своё название получила по отделке стен: они затянуты голубым шёлковым штофом. Вспомогательное помещение служило своего рода канцелярской; здесь постоянно располагалисть секретари, а также камер-фурьеры, которые записывали в специальные журналы дворцовую летопись (в них фиксировались прибытие или отъезд важных персон, курьеров, а также привоз предметов обстановки и т. п.). Интерьер создан Б. Ф. Растрелли и в дальнейшем не подвергался изменениям. В нынешней экспозиции музея в Голубой приёмной представлены предметы мебели середины XIX века в стиле «второго барокко», изделия из бронзы и вазы Императорского фарфорового завода в стиле ампир. Стены украшают живописные работы; одна из них кисти И. К. Айвазовского с Петергофским пейзажем («Вид Большого дворца и Большого каскада»). Приёмная выделяется множественностью перспектив, характерной для замыкающей комнаты барочной планировки: из окон видны Верхний сад и Нижний парк
 

Файл:Peterhof interior 20021011.jpg
Тронный зал

Самый большой (330 кв. м.) и наиболее торжественный зал дворца. Первоначально зал именовался Большим и не имел чётко выраженного предназначения. Интерьер создан Ю. М. Фельтеном в 1777—1778 годах. От предыдущего барочного интерьера, разработанного Ф. Б. Растрелли, остался только паркет. Интерьер, трактованный в стиле классицизма, но в барочном объёме, отличается сдержанной колотистикой с доминированием белого цвета и монументальным лепным декором. Основной элемент декорирования зала — живопись, ей отведены наиболее значимые места в интерьере.

Файл:Peterhof palace 05.jpg
Тронное кресло и картина «Шествие на Петергоф» 
(Конный портрет Екатерины Великой. В. Эриксен. 1762).


Файл:Peterhof palace 06.jpg
Люстры Тронного зала

Файл:Peterhof palace 07.jpg
Центральная часть плафона «Освобождённый Иерусалим» в Аудиенц-зале

Аудиенц-зал - относительно небольшой зал в числе парадных помещений дворца, интерьер которого разработан Б. Ф. Растрелли. Свод украшен единственным живописным произведением в Аудиенц-зале: плафоном, изображающим заключительный эпизод поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». Плафон был написан в 1754 году П. Балларини специально для «Аудиенц-камеры» (итальянский художник работал в России недолго и ничего больше здесь не создал). Живописная работа отличается от остальных плафонов дворца необычным выбором темы: вместо условных аллегорий избрана любовно-героическая поэма. В 1941 году при пожаре дворца плафон погиб; сейчас на его месте воссозданная Л. Любимовым и В. Никифоровым при участии А. Солдаткова в 1979 году копия. Зал использовался для малых государственных приёмов. В середине XIX века, когда стало практикой накрывать столы во всех парадных залах дворца для торжественных обедов, здесь отводилось место статс-дамам; зал получил своё второе название — Статс-дамская.


Белая столовая

Первоначальный декор Столовой, выполненный в традиционной для Б. Ф. Растрелли манере, просуществовал недолго. В 1774—1775 годах Ю. М. Фельтен существенно переделал зал, и по характеру переделки он получил своё нынешнее название. Белая столовая составляет выразительный контраст предыдущему интерьеру: после изобилия блеска позолоты и игры зеркал — почти полная монохромность и матовая текстура. Интерьер решён в строгих канонах классицизма. Белая столовая также выделяется среди остальных залов дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, в других интерьерах выполнявшие лишь вспомогательную роль. Все лепные панно выполнялись русскими скульпторами. Сюжеты барельефов — аллегории изобилия (амуры, поддерживающие корзины с плодами и цветами), композиции из охотничьих трофеев, в верхнем ярусе — композиции из музыкальных инструментов.

Панно «Охотничьи трофеи»

Люстра в Белой столовой

Файл:Peterhof palace 08.jpg
 
Белая столовая.«Веджвудский сервиз»

В современной экспозиции зала выставлен «Веджвудский сервиз» (или Husk-сервиз). Посуда, выполненная из фаянса необычного кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета выполнена на заводе «Этрурия» в Стаффордшире Дж. Веджвудом. Это одна из ранних работ английского керамиста, ставшего впоследствии всемирно известным. Екатерина II заказала сервиз в 1768 году; в 1779 он был получен полностью и включал в себя около 1500 предметов. Придворные обеды или ужины в XVIII—XIX веках носили церемониальный характер и продолжались по нескольку часов; меню включало в себя несколько перемен; чтобы за разговорами блюда не остывали, тарелки ставились на «водяницы», заполненные кипятком. Торжественные обеды и ужины обслуживались штатом до 500 человек, включая поваров, лакеев, кофешенков и т. д. В Белой столовой имеются изящные круглые печи из белых поливных изразцов русского производства. Белая столовая замыкает анфиладу больших парадных залов дворца. Её местоположение в планировке проводит границу между официальными залами и приватными дворцовыми покоями.


Диванная в Большом дворце Петергофа

Самыми экзотическими по декору помещениями дворца без сомнения являются Западный и Восточный Китайские кабинеты. Они расположены симметрично относительно центральной оси дворца, обрамляя собой Картинный зал. Это та часть дворца, которая существовала изначально; со временем она перестраивалась и изменяла всоё функциональное предназначение. В Восточном кабинете ранее, при Петре I, существовала столовая. Идея обустроить Китайские кабинеты принадлежит Екатерине II и была реализована в 1766—1769 годах и в дальнейшем существенно не изменялся. Интерьер разрабатывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. За основу декоративного убранства были взяты китайские лаковые ширмы, китайские лаковые миниатюры, привезённые в Россию ещё при Петре I.
Увлечение китайским искусством, характерное для XVIII века, помимо расписных шелков в Диванной имеет ещё одно отражение в Петергофе: во дворце Монплезир сохраняется «Лаковая камора» Петра I.



Картинный зал

Картинный зал - просторный двусветный зал, находящийся в обрамлении Китайских кабинетов, занимает центральное место в планировке дворцовых помещений; через него проходит композиционная ось не только самого дворца, но и Нижнего парка и Верхнего сада. Из больших окон-дверей нижнего яруса, выходящих на обе стороны, видна перспектива Морского канала, прорезающего Нижний парк и уходящего к Финскому заливу, и бассейны фонтанов Верхнего сада (окна-двери ведут на балконы, единственные во дворце).

Файл:Sea Canal of Peterhof.jpg
Перспектива Морского канала

Картинный зал — одно из старейших помещений Петергофского дворца, он создан ещё при строительстве «Нагорных палат» Петра I. В первоначальном варианте здания зал был самым крупным парадным помещением. Объёмы и пропорции зала за все последующие перестройки не изменялись; он даже сохранил элементы изначальной отделки по замыслу императора, который воплощали Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти.
Известно, что при Петре I интерьер украшали гобелены французской работы и 16 картин итальянских живописцев, за что зал именовался Итальянским салоном. В дальнейшем декор зала неоднократно переделывался. В 50-е годы XVIII века интерьер был изменён по проекту Б. Ф. Растрелли: в зале появился паркет, заменивший мраморную плитку, зеркала в барочных рамах, а также изысканные  десюдепорты.


двери с десюдепортом

В 1764 году зал обрёл свой нынешний вид, когда по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота была закончена шпалерная развеска картин, принадлежащих кисти П. Ротари. Приехавший в Россию в 1756 году граф Пьетро Ротари пользовался репутацией мастера идеализированного портрета, был назначен придворным художником и пользовался благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны. Он оставил след в русской живописи: у него учились Ф. С. Рокотов и И. С. Аргунов. В 1762 году Ротари умер; Екатерина II распорядилась приобрести у вдовы итальянского художника все его полотна, оставшиеся в мастерской. Часть их Ротари привёз с собою из Германии и Италии, но большинство были созданы в России. Большой знаток костюма, Ротари любил рисовать идеализированные портреты молодых девушек или мужчин в национальных одеждах (польских, русских, турецких, венгерских, татарских и т. п.). Большинство работ художника, попавших в Петергоф, — как раз такие портреты. Ротари был плодовитым и модным художником: в Китайском дворце Ораниенбаума есть кабинет Ротари, в Архангельском, подмосковном имении Юсуповых, — салон Ротари; его работы представлены в коллекциях российских и зарубежных музеев. Но самое крупное собрание работ художника представлено в Картинном зале: 368 полотен занимают почти всю площадь стен.Шпалерная развеска часто применялась для украшения интерьеров; в Петергофе таким же образом отделан павильон «Эрмитаж», в Большом Екатерининском дворце тоже есть Картинный зал, где реализован тот же принцип размещения живописных работ. Однако не было случая, чтобы шпалеры были составлены из работ только одного художника; в этом плане интерьер не имеет аналогов. Зал, во времена Елизаветы Петровны недолго называвшийся Старым, стали именовать Кабинетом мод и граций или Галереей Ротари; со временем за ним закрепилось современное название.

Интерьер дворца:


File:Peterhof musicroom 20021011.jpg
Французский стиль интерьера из Петергофа, музыкальный салон с арфой.


File:Peterhof interior scienceroom 20021011.jpg
Французский стиль интерьера из Петергофа, кабинет.


File:PeterhoffRoomWithHarp.jpg
комната с арфой, оформлены в 18 веке во французском стиле


File:Peterhof interior sleeping room 20021011.jpg
Французский стиль интерьера из Петергофа, спальные комнаты.




File:Grand Peterhof Palace-inside.jpg
Внутри Большого дворца Петергофа.

Церковь Петергофского дворца

File:Church building Petrodvorets.jpg

File:Церковный корпус.jpg

File:PeterhofEastChapel.jpg

А теперь немного видео






Источник Википедия
Рубрики:  Достопримечательности
Замки, дворцы
Метки:  

Процитировано 45 раз
Понравилось: 5 пользователям

Serdoliks   обратиться по имени Среда, 06 Октября 2010 г. 08:33 (ссылка)
Спасибо, Галочка! Очень люблю этот город!
 (447x600, 201Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Оксана_Лютова   обратиться по имени Среда, 06 Октября 2010 г. 10:13 (ссылка)
Спасибо большое... В Петергофе была, но во дворец попасть не удалось... С удовольствием посмотрела фотографии ...
Ответить С цитатой В цитатник
socker   обратиться по имени Среда, 06 Октября 2010 г. 13:05 (ссылка)
Спасибо :)
Ответить С цитатой В цитатник
галина_суханова   обратиться по имени Среда, 06 Октября 2010 г. 22:19 (ссылка)
Serdoliks, Пожалуйста! Я раньше часто там бывала и всегда восхищалась.
Ответить С цитатой В цитатник
галина_суханова   обратиться по имени Среда, 06 Октября 2010 г. 22:21 (ссылка)
Оксана_Лютова, А я, правда давно, часто бывала и и во дворце, и фонтанами любовалась. Сейчас вот смотрю и вспоминаю.
Ответить С цитатой В цитатник
галина_суханова   обратиться по имени Среда, 06 Октября 2010 г. 22:22 (ссылка)
CONSTANTIN_SUSLOV, Пожалуйста.
Ответить С цитатой В цитатник
ЕлВлАл   обратиться по имени Суббота, 06 Ноября 2010 г. 22:43 (ссылка)
Очень рада, что все это посмотрела! Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
vfulan   обратиться по имени Среда, 25 Января 2012 г. 14:47 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку