Повесть о ненастоящем человеке |
Элизабет Дюрэк
Про хорошего художника часто говорят «настоящий художник». Следуя этой логике, плохие художники могут быть обозначены, как художники «ненастоящие». Учитывая, какое количество таких «ненастоящих художников» развелось на Земле особенно в последнее время, просто диву даешься, узнав, что существуют на свете художники еще более «ненастоящие», то есть в буквальном смысле никогда не существовавшие и специально выдуманные. С какими целями это делалось и чем обычно заканчивалось, попытались разобраться «Знаки».
Нэт Тейт
1 апреля 1998 представители высшего света, богемы и художественного бомонда Нью-Йорка были приглашены на презентацию книги Уильяма Бойда «Нэт Тейт: Американский художник, 1928 — 1960», биографии недооцененного творца, стоявшего у истоков абстрактного экспрессионизма. И хотя приглашенные впервые в жизни услышали это имя, а ни один из фактов, приведенных в книге, не подтверждался другими источниками (например, ни одна галерея, работающая с Нэтом Тейтом, не существовала в действительности), они вполне серьезно отнеслись к идее переоценки наследия забытого художника. Даже дата проведения презентации никого не натолкнула на подозрения.
Нэт Тейт Фото: guardian.co.uk
И их можно понять: отрывки из книги читал на вечеринке владелец напечатавшего ее издательства 21 Publishing и, по его заверениям, многолетний коллекционер работ Тейта Дэвид Боуи, о дружбе Тейта с Пикассо и Браком рассказал известный искусствовед и биограф Пикассо Джон Ричардсон, а текст на суперобложке написал Гор Видал. Неудивительно, что после всего этого присутствовавшие на вечеринке коллекционеры, художники и тусовщики отвечали на вопросы журналистов, что, к их величайшему сожалению, с самим Нэтом Тейтом быть знакомыми им не пришлось, но они определенно что-то слышали о нем раньше. Разумеется, его имя навевало арт-ассоциации, ведь было составлено из названий двух крупных выставочных институций Лондона - Национальной Галереи и Галереи Тейт.
Совладелица издательства 21 Publishing и соратница Дэвида Боуи по розыгрышу объяснила прессе, что эта затея ни в коем случае не несла в себе злого умысла; компании шутников просто понравилось, как все безоговорочно признали существование мифического художника, чтобы не прослыть необразованными олухами.
Дарко Мавер
В 1998 году в масс-медиа начали появляться сведения об интересном югославском художнике Дарко Мавере. Вначале был сайт с короткой биографией и небольшой фотодокументацией творчества. Рожденный в сербской деревушке, в 8 лет оставленный родителями и помещенный в приют, в 1981 году будущий художник поступает в Белградскую Академию Искусства. Там он демонстрирует интерес к весьма провокационным темам и образам, создавая макабрические скульптуры из воска и пластика. Не встретив понимания профессуры, Мавер покидает академию и уезжает в Любляну, где некоторое время вращается в кругах артистической и музыкальной богемы. Впоследствии Мавер отправляется путешествовать по стране — именно такого кочевого образа жизни требует его перформанс «Танец паука», смысл которого сводится к тому, что художник оставляет обезображенные и загримированные манекены в общественных местах, так что обнаружившие их люди считают, что наткнулись на жертву убийства и вызывают полицию. В течение нескольких лет художник водит за нос своих коллег по цеху, простых граждан и полицейских, которые не могут понять, нужно ли считать эту деятельность делом рук сумасшедшего, группы террористов, пытающихся вызвать панику, или же это действительно работа художника.
В августе 1998 года, вскоре после появления веб-сайта, излагающего вышеприведенную легенду, у Мавера открывается первая выставка в известной галерее Любляны. А уже в октябре 1998 года становится известно, что он арестован по обвинению в «анти-патриотической» деятельности. На волне интереса к художнику-жертве политических репрессий в начале 1999 года в Болонье открывается громкая выставка Мавера. А еще через какое-то время, вскоре после начала военной операции НАТО в Югославии, сообщается, что Дарко Мавер был обнаружен мертвым в своей тюремной камере. Причем непонятно, то ли он был убит, то ли совершил самоубийство, свой последний и самый радикальный перформанс.
Дарко Мавер Фото: 0100101110101101.org
Именно после «смерти» и начинается настоящая «жизнь» загадочного художника. На Венецианской биеннале 1999 года неизвестные обклеили весь город стикерами с надписями «Дарко Мавер 1962 — 1999». Чуть позже состоялась ретроспектива художника в Риме. В конце концов Дарко «официально приглашен» в программу Биеннале — в сентябре в Итальянском Павильоне демонстрируется документальный фильм про художника: Darko Maver. The Art of War.
Добившись полной легитимизации своего персонажа и достижения им вершины карьерной лестницы современного художника — участия в Венецианской Биеннале — его создатели Франко и Ева Маттес, более известные как коллектив 0100101110101101.ORG*, издали официальный пресс-релиз, сообщавший, что никакого Дарко Мавера никогда не существовало. По свидетельству художников, не разоблачи они сами свою легенду, возможно, он мог бы продолжить жить своей жизнью в статьях арт-критиков, на выставках и в дискуссиях про искусство — ведь его история стала лакомым кусочком в контексте войны на Балканах, определения рамок дозволенного в искусстве и расширения границ радикального боди-арта.
Георг Пауль Томанн
Дарко Мавер дослужился до биеннале, но не был создан специально для нее. Короткая жизнь в искусстве Георга Пауля Томанна была предназначена именно для участия в биеннале — а конкретнее, в Сан-Пауло в 2002 году.
Этого выдающегося деятеля венского акционизма и концептуализма изобрела австрийская левацкая арт-группа monochrom. Последним совсем не улыбалась идея официально представлять на международном уровне страну, в которой в коалиционное правительство входила праворадикальная партия под руководительством одиозного Йорга Хайдера. Так что от Австрии в Бразилию «отправился» господин Томанн.
Место захоронения и портрет фиктивного художника Георга Пауля Томанна Фото: monochrom.at
Рожденный в лоне политической борьбы, Георг Пауль Томанн не сложил оружия и на самой биеннале. Так, когда руководство выставки пошло на поводу у китайских дипломатов и сняло табличку с надписью «Тайвань» с соответствующего павильона, Томанн подбил художников нескольких стран снять по одной букве-наклейке с названий своих стран и отдать их тайваньскому художнику, чтобы он мог восстановить свою национальную идентичность. Тайваньская пресса высоко оценила усилия малоизвестного австрийского художника.
К сожалению, столь ярко загоревшаяся звезда современного искусства довольно быстро погасла. Уже в 2005 monochrom объявили о трагической смерти Томанна и похоронили его со всеми почестями. На могильном камне художника вместо эпитафии значится адрес веб-сайта с описанием всего проекта.
Эдди Бёррап
В середине 1990-х годов австралийское искусство аборигенов переживало пик популярности у кураторов, галеристов и публики. Именно в это время на выставках и в журналах стали появляться работы ранее никому не известного Эдди Бёраппа, австралийского аборигена почти 80 лет от роду, который всю жизнь проработал на ферме, а владению приемами живописи учился во время своих кратковременных пребываний в тюремных камерах. Несмотря на отсутствие профессионального образования, Эдди создавал самобытные и явно талантливые полотна, так что довольно скоро его работы стали включать в престижные выставки искусства аборигенов и даже награждать различными призами и знаками отличия.
Элизабет Дюрэк Фото: elizabethdurack.com
В 1997 году в интервью журналу Art Monthly Australia Бёррап признался, что родился и существует в голове у белой австралийской художницы ирландского происхождения Элизабет Дюрэк. Несмотря на разгоревшийся скандал, в котором приняли равное участие как обиженные аборигены-художники, так и выставленные на посмешище кураторы, 82-летняя проказница не раскаивалась и прощения не просила. «Бёррап — мой alter ego, и точка» — заявляла она. Что вполне можно понять — в столь почтенном возрасте сложно менять свои убеждения и признавать ошибки.
Материал сайта znaki.fm
Рубрики: | Приколы Интересные сведения Живопись,рисунки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |