Ян Вермеер (Johannes Vermeer, 1632-1675, Dutch) - нидерландский живописец Золотого века |
В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Другие варианты — Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Дельфтский
Johannes Vermeer
Кружевница
The Lacemaker
1669-1670 24.5 x 21
Louvre (Musée du Louvre), Paris.
Родился в Делфте (отсюда прозвище – «Делфтский») в семье предпринимателя, который занимался производством шелка для портьер и обивки мебели, а также торговлей картинами.
Johannes Vermeer (1632–1675)
Дама в голубом, читающая письмо
Woman reading a letter
circa 1662-1663 (1647-1675)
oil on canvas 46.5 cm 39 cm
Rijksmuseum Amsterdam
Johannes Vermeer
Дама, пишущая письмо
A Lady Writing
C. 1665. Oil on canvas, 45 x 39.9 cm.
Courtesy National Gallery of Art, Washington.
В 1662–1671 состоял деканом гильдии делфтских художников. Испытал значительное влияние К.Фабрициуса. Ранние картины на мифологические и евангельские темы (Диана с нимфами, Маурицхейс, Гаага; Христос у Марии и Марфы, Национальная галерея, Эдинбург) свидетельствуют о влиянии итальянского барокко. Позднее обращался исключительно к мотивам окружающей жизни, придавая им по-своему мифологическую, полную тонких поэтических аллюзий окраску.
Johannes Vermeer
Солдат и смеющаяся девушка
Officer and Laughing Girl
1655-60. 50.5 x 46
Frick Collection, New York.
Johannes Vermeer
Аллегория католической веры
The allegory of faith
1670-74. 114.3 x 88.9
Metropolitan Museum of Arts, New York.
Johannes Vermeer
Женщина с лютней
Woman with a Lute
1662-64. 51.4 x 45.7
Metropolitan Museum of Arts, New York.
Свидетельством безусловной творческой зрелости служит композиция У сводни (1656, Картинная галерея, Дрезден). Любовь в самом широком, равно плотском и духовном, смысле, остается с той поры лейтмотивом его картин. Героини Вермера вникают в амурные послания, музицируют, любуются драгоценностями; все эти сцены, в большинстве случаев однофигурные, полны покоя и уюта, чему способствует замечательное умение мастера передать атмосферу жилой среды, вкрадчиво привлекающей зрителя на роль кавалера (тем паче, что в подавляющем большинстве случаев фигура последнего в картине знаменательно отсутствует).
Johannes Vermeer
Ответное послание
Lady Writing a Letter with her Maid
1670-71. 71.1 x 58.4
National Gallery, Dublin.
Johannes Vermeer
Портрет молодой женщины
Study of a Young Woman
1665-67. 44.5 x 40
Metropolitan Museum of Arts, New York
Johannes Vermeer (attr.)
Девушка в красной шляпе
Girl with the Red Hat
1665-66. 22.8 x 18
National Gallery of Art, Washington.
Даже там, где эротические намеки уступают место чистому жанру, сохраняется чувство тайной симпатии, призванной надежно связать зрителя и образ. Мягкий бархатистый колорит картин тонко воспроизводит неяркий дневной свет, являющийся в то же время (если использовать язык философии того времени) «естественным светом разума», постигающего загадки натуры, причем процесс этого постижения отнюдь не переходит у Вермера в сухую дидактику.
Johannes Vermeer (attr.)
Приписывается Вермееру
Девушка с флейтой
Girl with a Flute
1665-70. 20 x 17.8
National Gallery of Art, Washington.
Johannes Vermeer
Концерт
The concert
1665-66. 72.5 x 64.7
Isabella Stewart Gardner Museum, Boston.
(картина украдена из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон - мое примеч.)
Johannes Vermeer
Концерт (деталь)
The concert
1665-66. 72.5 x 64.7
Isabella Stewart Gardner Museum, Boston.
(картина украдена из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон)
К лучшим вещам такого рода, написанным в основном в конце 1650–1660-х годах, принадлежат Девушка с письмом (там же), Женщина у окна (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Солдат и смеющаяся женщина (Собрание Фрик, Нью-Йорк), Дама, примеряющая ожерелье (Картинная галерея, Берлин), Служанка с кувшином молока (Государственный музей, Амстердам), Кружевница (Лувр, Париж). Особой, по-своему автобиографичной сложностью своего образного строя выделяется Мастерская живописца (Художественно-исторический музей, Вена).
Johannes Vermeer (1632–1675)
Диана и её свита
Diana and her Companions.[
circa 1653-1654
oil on canvas 97.8 cm 104.6 cm
Royal Picture Gallery Mauritshuis
Johannes Vermeer
Христос в доме Марии и Марфы
Christ in the house of Martha and Maria
1654-55. 160x142
National Galleries of Scotland, Edinburgh.
Применяя, как и многие его современники, камеру-обскуру – в качестве вспомогательного средства для перевода реального мотива на поверхность картины – в своих городских видах Вермер достиг почти фотографической объективности, привычно соединяя ее с задушевной поэзией (Улочка, Государственный музей, Амстердам; и Вид Делфта, Маурицхейс, Гаага). Некоторые его картины представляют собой обобщенные жанровые портреты.
Johannes Vermeer
Св.Пракседа
Saint Praxedis (authorship is controversial)
1655, 102x83
Private Collection
Johannes Vermeer
Спящая женщина
A Maid Asleep
1656-57. 87.6 x 76.5
Metropolitan Museum of Arts, New York.
(повтор неслучаен, др. типография полотна - мое примеч.)
Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственной Души, – как бы тоскующей на темном, «ночном» фоне в Девушке с жемчужиной (там же), – либо, напротив, образами пытливого и мужественного Разума – в поздних Географе (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) и Астрономе (собрание Ротшильд, Париж).
Johannes Vermeer
Бокал вина
The Glass of Wine
1658-60. 65x77
Дрезденская галерея
Johannes Vermeer
Бокал вина
The Glass of Wine
1658-60. 65x77
Дрезденская галерея
Johannes Vermeer
Бокал вина (деталь)
The Glass of Wine
1658-60. 65x77
Дрезденская галерея
Johannes Vermeer
Бокал вина (деталь)
The Glass of Wine
1658-60. 65x77
Дрезденская галерея
Johannes Vermeer
Женщина, занятая весами
Woman Holding a Balance
1663
Свойственная ряду произведений мастера религиозная символика (к примеру, Дама, взвешивающая жемчуг, – Национальная галерея, Вашингтон, – измеряет «сокровища души» на фоне картины со Страшным Судом) предстает несколько вычурной и сентиментальной в Аллегории Веры (Национальная галерея, Вашингтон), которую принято считать последней из известных его картин.
Johannes Vermeer
Женщина, занятая весами (деталь)
Woman Holding a Balance
1663
Johannes Vermeer
Дама у вирджинала
A Young Woman standing at a Virginal
1670–1672 51.7 x 45.2
National Gallery, London.
Johannes Vermeer
Прерванный урок музыки
Girl Interrupted at Her Music
1658–59. 39.4 x 44.5
Frick Collection, New York.
Работая, вероятно, достаточно медленно (до нас дошло немногим более 30 картин), для поддержания большой семьи из одиннадцати детей художник вынужден был в поздний период по примеру отца заняться антикварной торговлей. Похоронен Вермер в Делфте 15 декабря 1675.
Johannes Vermeer
У сводни (деталь)
The Procuress
1656. 143x130
Old Masters Picture Gallery
(Gemäldegalerie Alte Meister), Dresden
Johannes Vermeer
Улочка Дельфта
The Little Street
1657-58. 54.3 x 44
Rijksmuseum, Amsterdam.
Johannes Vermeer
Улочка Дельфта (деталь)
The Little Street
1657-58. 54.3 x 44
Rijksmuseum, Amsterdam.
Johannes Vermeer
Улочка Дельфта (деталь)
The Little Street
1657-58. 54.3 x 44
Rijksmuseum, Amsterdam.
«Вид Делфта» (нидерл. Gezicht op Delft) — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера, на которой изображен родной для Вермеера город Делфт. Является одной из самых больших по размеру картин художника и одним из двух его пейзажей.
Johannes Vermeer
Вид Дельфта
View of Delft
1660-61. 96.5 x 115.7
Mauritshuis, Den Haag.
Серия сообщений "живопись старых мастеров \7\":
Часть 1 - Питер Брейгель Младший (Pieter Brueghel the Younger, 1564-1638, Flemish) - Фламандские пословицы.
Часть 2 - Ян Брейгель Младший (Jan Brueghel the Younger, 1601-1678, Flemish) - Пейзажная живопись \1\
...
Часть 19 - Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi, 1459-1537, Italian) - Портретная живопись и религиозный сюжет \2\
Часть 20 - Ян Вермеер (Johannes Vermeer, 1632-1675, Dutch) - Портретная и жанровая живопись \1\
Часть 21 - Ян Вермеер (Johannes Vermeer, 1632-1675, Dutch) - нидерландский живописец Золотого века \2\
Рубрики: | Живопись люди искусства Искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |