[редакция]
(с) Москва, 2007
Пролог.
История группы "Агата Кристи" похожа на сказку о детской дружбе, которая переросла в нечто большее, о взаимоотношениях, которые, если и завязались, то их уже не разорвать. “Группа ”Агата Кристи” – это жизнь. Чтобы ее понять, нельзя вырвать из нее один день, даже самый привлекательный – говорит Глеб Самойлов. Нельзя взять одну песню или один альбом - тогда жизнь станет не полноценной”. Группе сейчас двадцать лет, однако, корни их сотрудничества уходят еще дальше, в годы школьной самодеятельности, когда на общей почве музыцирования познакомились, Петр Май, Александр Козлов и Вадим Самойлов. Этот по сути своей сказочный коллектив, в силу, наверное, своей провинциальности, не дает спокойно жить многим умам музыкальных критиков. По их мнению, музыка группы невеселая, если не сказать больше, мрачная и депрессивная. Розовой линией, в творчестве которой проходят темы любви, войны, смерти, одиночества, безысходности.
Если кто-то думает, что рассказать о Самойловых правду, не попавшись на их кулаки легко, пусть попробует сам. Всему, что они умеют, чему научились, они благодарны книгам, музыке и маме, которая воспитала их. Суть творчества "Агата Кристи, в том, что оно человека от депрессии не избавляет, а пытается вживить в нее, чтобы он смог понять её изнутри. Тоска смертная, вот основной стимул в творчестве.
В музыке коллектива есть почти все: провинциальный сибирский задор, и тоска питерских подворотен, и разврат столичных ночных клубов. Им повезло, они успели заскочить на последний уходящий состав поезда российского рок-движения. Музыканты в своем творчестве синтезировали все лучшее, что накопил русский рок за недолгое время своего существования. Они четко и тонко чувствуют время. ”Агата Кристи” стали одной из групп первого эшелона, которые, застолбив надежно свою нишу, застряли в ней надолго. И покидать которую пока еще не собираются.
Группа "Агата Кристи" принадлежит второй волне свердловской школы, для которой характерен особо профессиональный подход в первую очередь к музыкальному, а затем уже к словесному началу. По мелодизму "Агата Кристи", как никакая другая группа свердловского рок клуба, поначалу ассоциировалась со "звездным" "Наутилусом Помпилиусом". Однако, если у “Наутилуса“ на первом плане был надрывной вокал Бутусова, то у "Агаты Кристи" - экспрессия и энергия и в музыке, и в текстах.
Официально годом своего рождения “Агата Кристи” считает 1987 год, когда объединились усилия трех авторов - Вадима Самойлова, его младшего брата - Глеба и Александра Козлова, которые записали в аудитории №237 радиотехнического факультета Уральского политехнического института в Свердловске свою первую электрическую программу.
Все начиналось в конце 70-х в маленьком индустриальном городе Асбест, в 100 километрах от Свердловска. Это город с небольшими улицами, с несколькими крупными карьерами, в которых ползали экскаваторы, электровозы и здоровые машины ”БелАЗы”. Город, где куча фабрик, которые из добываемого асбеста вырабатывали "горный лен". Когда весь город потряхивало от взрывов в карьерах - это было обычным делом. Квартира Самойловых одной стороной выходила на восток, другой на запад. Все детство братья прожили красивыми рассветами, закатами. “Мы зависали между сказками, читали книжки, слушали песенки, жили, скорее, внутренним миром. У нас дома всегда собирались посиделки, разговаривали, пели про виноградную косточку, это было так проникновенно”, - вспоминает Вадим Самойлов. Асбест - это мальчишеские походы к карьеру, подбрасыванием щебенки или гвоздей на рельсы, и наблюдением за тем, как поезд их давит. В этом провинциальном городке и выросли Александр Козлов, братья Самойловы и Петр Май, - первый настоящий состав группы “Агата Кристи”. Асбест тогда был в расцвете всей своей славы. В мире существует всего три места добычи асбеста - в Канаде, правда, у них асбест плохого качества, в Казахстане, но там его мало, и в Асбесте. И, пока во всем мире была в нем необходимость, не было асбестозамещающих материалов, соответственно и город был достаточно процветающим. Жителям можно было спокойно гулять по улицам и ночью, и рано утром - никакой преступности в то время не существовало, что не скажешь о современной действительности. “Хотелось быть счастливым – рассказывает Глеб Самойлов. – А счастье ассоциировалось с тем, что было в детстве: мама, папа, Вадик, Асбест, солнце, мы смотрим телевизор или с балкона, как заходит солнце за лес, похожий на океан. Вот это было счастье”.
Родители музыкантов попали в город по распределению, как молодые специалисты, закончив институты в Свердловске. Папа, Рудольф Петрович (!), был горным инженером и прошел путь от мастера до начальника горного института. Мама – Ирина Владимировна – врач. Приблизительно таким же образом попали в Асбест родители и Саши Козлова и Петра Мая. У Козлова мама работала врачом, а отец инженером на фабриках. Родители у Мая - преподаватели в горном техникуме.
Ирина Владимировна всю жизнь проработала в реанимации хирургом-анестизиологом. “Её могли даже в 2 ночи поднять с постели и увезти в больницу. Помню, отдыхали мы на пляже, приехала скорая помощь и забрала нас - рассказывает Вадим Самойлов. - Мне, наверное, год был с небольшим. Меня возили в ясли, и вот как дети в санках сидят, полулежа - голова к небу - помню деревья, дорогу... А когда в садик водили - там была какая-то труба, вот и я запомнил: подъезд садика и над ним труба. Мне приятны воспоминания только о самом раннем детстве. Потому что потом... в семье не все хорошо было, городок маленький, провинциальный, и воспоминания скорее негативные. Например, родители решили нас водить в баню - в общую баню. Мне хватило двух походов, чтобы устроить скандал и сказать, что больше я туда не пойду. Ну, представь: общая баня, пиво, рыба, бабушки, носящие тазики, куча голых мужиков…” Ирине Владимировне очень не легко пришлось с сыновьями. Она до сих пор живет три жизни одновременно – своя, Вадима и Глеба. “Не представляю, как она это выносит все. Мы всегда к ней хорошо относились, но сейчас мы с Глебом доросли уже, видимо, чтобы заботиться о нашей мамочке по-настоящему. Мы это очень хотим”. Мама Вадима и Глеба Самойловых никогда не хотела, что бы ребята стали музыкантами, так как ансамбль – это значит рестораны, алкоголь, наркотики. Значит конец.
В детском саду Вадим любил организовывать разнообразные интересные игры - с раннего детства у него было развито чувство лидерства, правда, почему-то был жутким молчуном. Вадим Самойлов, очень рано полюбил музыку, слушал, подбирал любимые мелодии на фортепиано. Одной из первых мелодий которую он подобрал, была из кинофильма "Достояние республики". В это время он еще даже в школу не ходил, ему было где-то шесть лет.
Когда Вадим перешел во 2-ой класс, родители отправили его в музыкальную школу. Поступил он добровольно, тем более что она была рядом с домом. А закончил ее благодаря геройским усилим своей мамы. Как позже рассказывал Вадим о своих воспоминаниях детства: окончил музыкальную школу ради своей мамы, и только ради нее. Самойлов учился по классу фортепиано, и как к культу к учебе не относился, для него это было продолжением музыки. Разумеется, Вадик вступал в конфликты с учителями. Прогуливал уроки. Все как полагается. В музыкальной школе Самойлову никогда не нравилось учиться. Единственный любимый предмет у него был – сольфеджио. Вадик щелкал его как орех. А все остальные предметы терпеть не мог. В особенности, "музлитературу". В 5 классе общеобразовательной школы папа, подарил ему первую гитару. С этого момента и началось творчество. Начались первые песни, о которых Вадим сейчас уже и не помнит. Где-то около года Вадим учился брать барэ, но в какой-то момент у него раз и получилось.
Как-то раз зимой вся семья Самойловых, включая маленького Глеба на санках, вышла погулять. Неожиданно кто-то из родителей поскользнулся, толкнул другого – и все вместе свалились на двухлетнего малыша. Итог прогулки – Глеб заработал перелом ноги. Вадим частенько помогал маме в воспитании брата. Каждый день перед школой отводил его в детский сад. Но однажды Вадим опаздывал на уроки и решил, что младший брат сам дойдет до детского сада. Глеб только кивнул головой и пошел. В какой-то момент Вадима пронзило огромное чувство ответственности, он обернулся и увидел маленького понурого человека в своей старой куртке топающего по направлению к детскому садику. Вадим догнал брата, взял его за руку и, плюнув на школу, довел его до сада.
Самойлов Глеб родился 4 августа 1970. Вадик хотел, чтобы его назвали пупс. И долго потом капризничал, когда брата нарекли православным именем - Глеб. С малых лет Глеб очень любил рисовать. Потом, уже в 10 классе ученикам раздавали их рисунки, у всех одноклассников Глеба были облака, домики, ёжики, а у него рок-ансамбль с хаерами, гитарами, барабанами. Родители попытались его отдать, как в свое время Вадима в музыкальную школу, но Глеб не смог там учиться - очень уставал. Очень ленивым ребенком рос Самойлов младший.
Одна из первых книжек которую прочитал Глеб, была - “Робинзон Крузо”. Это было в первом классе. С тех пор Глеб книжки только глотал и глотал, в отличие от старшего брата, который был с техническим уклоном. Спустя несколько лет Глеб открыл для себя Гофмана. Потом были кончено и Булгаков, и Уэллс, и Грин, и Достоевский, очень много авторов. Но роман “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова был для Самойлова вторым откровением после Гофмана. Дома, в семье Самойловых, всегда стояло в углу пианино, на котором старший брат что-то наигрывал, потом появилась гитара. На инструментах Глеб научился играть сам. Гитара давалась ему с трудом. Не то, что пианино. Когда старший брат Глеба попал в музыкальную школу, родители купили ему пианино. Просто так вокруг пианино Глеб не мог ходить и периодически, сначала 1 пальцем, потом 2 пальцами прикладывался к нему. Потом Вадим научил его играть 2 руками. Нотной грамоте Глеб научился буквально за неделю, не без помощи брата. Первая сыгранная мелодия на пианино Самойловым младшим была музыка кинофильма "Тегеран -43". “Мне она очень понравилась, и захватила меня полностью – вспоминает Глеб Самойлов. В 8 лет первая депрессия – Глеб узнает, что все люди умирают.
До 8-го класса ничего особенного у Глеба не происходило. Где-то в 6 классе Глеб попал в школьный ансамбль, который состоял из 9-и классиков, у которых не было басиста. На одной из репетиции, Глеб взял бас-гитару и сыграл. Все удивились. С появлением гитары написание песен у Глеба происходило уже прилюдна. Играл Глеб всегда совершенно не то, что слушал в то время, а то, что самому хотелось играть. Глеб Самойлов раза три сыграл с ними на танцах, и все. Играли они тогда не свои песни, а танцевальный репертуар тогдашней эстрады. Глеб был жутким металлистом, носил в ухе клипсу, прическу характерную. Это был страшный период в его жизни.
Одним из ярких впечатлений молодого Самойлова была музыка Шнитке. В первый раз с творчеством Альфреда Шнитке, последнего гения и волшебника 20 века, Глеб Самойлов познакомился в 13 лет, когда увидел впервые фильм ”Сказка странствий”. Самойлов влюбился в этот фильм. Позже Глеб уже стал интересоваться Шнитке подробно, покупал виниловые пластинки со всеми его произведениями, находя в каждом из них что-то свое, близкое. Смерть Шнитке сильно шокировало Самойлова. Альфред Шнитке умер в Москве в 1998 году. “В школе – вспоминает Глеб, - у меня по русскому языку были одни пятерки. Я много хорошей поэзии и прозы перечитал. Описывать явления круглыми фразами, поверти, не так сложно. А вот постараться внедриться в разговорный язык – это интересно. К тому же я не претендую на лавры ни поэта, ни даже поэта-песенника”.
“Стихи начались лет в семь, – вспоминает Глеб Самойлов, - но это были такие стихи – прикладные очень. Акынские такие - что вижу, то и описываю. Позже уже, лет в четырнадцать, когда все вокруг писали любовные признания, я сочинял стихи о социальном положении нашей страны и о перестройке. Я просто обожал писать поэмы о перестройке. До сих пор не прошло”. Большинство из этих произведений выбрасывались в мусорное ведро.
В классе 9-м Глеб попытался создать свой коллектив, параллельно увлекаясь нижним брейк-дансом. Все школьные инструменты к тому моменту были разломаны - застой кончился, началась перестройка, поэтому у школы денег не хватало на инструменты. И это дело быстро издохло. В то время Глеб терся в кругу одной компании, которая была помешена на серебряном веке и на футуристической поэзии одновременно, и в 10-м классе вдруг все начали писать стихи. И, Глеб стал писать песни - на их стихи. У Самойлова Глеба была два школьных приятеля – Михаил Коковин и Влад Валеев, с которыми он сколотил свой первый рок-бэнд. Ребята выступали на выпускных вечерах, сценарий к которым писал Глеб вместе со совим братом Вадимом. Первые песни, которые позже стали хитами ”Агата Кристи”, Глеб исполнял впервые, как раз на этих выпускных вечерах в составе своего рок-бэнда ”Циклон”.
В 1972 году Вадика отправили учиться в школу. Стоя на линейке и наблюдая в толпе маму, он вдруг увидел старшеклассника, который поднял на руки первоклассницу с колокольчиком в руках, и подумал, что у него будет все точно так же, как и сейчас. Что и произошло спустя 10 лет. Вадим взял первоклассницу, поднял её на руки прошел круг. Девочка искренне улыбалась и звенела колокольчиком. Вадим подумал: “Вот и все…”.
Школа №1 города Асбеста, считалась одной из лучших школ города. Директор школы - Анна Тимофеевна Чупракова, выделяла деньги на электрогитары, усилители, и во многом содействовала своим ученикам. Частенько отзываясь о Самойлове старшем, как о гордости школы, но не лучшем ученике. Учеба Вадику давалась легко, и от этого он беззаботно к ней относился. Очень часто преподаватель русского языка и литературы с радостью ставил старшему Самойлову единицу за не сданное вовремя очередное сочинение.
В конце 70-х старший двоюродный брат Самойловых из Барнаула, привез магнитофон, кучу записей, и тогда Вадим и 8 летний Глеб подсели на "Pink Floyd". Потом у Саши Козлова мама начала из Москвы привозить пластинки. Потом ребята стали у спекулянтов покупать пластинки. Заслушивали до дыр. На тот момент в умах молодежи звучали такие группы, как "ELO", "Talgerine", "Pink Floyd". Потом, разумеется, последовало увлечение хард-роком.
“Первая любовь меня не посетила. В шестом классе нужно было смотреть на учителя, а я смотрел сидя в пол-оборота в сторону девочки, сидевшей за моей партой. Я ей симпатизировал. Симпатии закончились после того, как проводил ее домой. Вдруг мне стало не интересно ее провожать. Толи стыдно, толи не уютно, не понимал, что происходит. А потом в классе 10 классе, у меня была подруга, у нас с ней были хорошие теплые отношения. И у нее значит, была сестра младшая, училась в 4 классе. И когда мы с девушкой у нее на кухне целовались, в какой-то момент повернули головы в сторону входной двери и увидели там её, она стояла завороженная и смотрела на нас. Это что касается первых переживаний” – делился своими воспоминаниями Вадим Самойлов.
Во время обучения Самойлова старшего в седьмом классе, в Асбесте проходил городской
конкурс ВИА. И среди коллективов Домов культуры, управлений, единственным школьным оказался ВИА первой школы, который выступил очень неплохо. Особенностью выступления являлось то, что практически все песни исполнялись ребятами на разных инструментах, т.е. Вадим играл одну песню на барабанах, другую - на гитаре, третью - на клавишах.
Историческое начало не обошлось без вездесущих “Битлз”. Впервые молодые люди столкнулись на сцене, когда Вадим учился в 6 классе, во время исполнения “Леди Би” (“Битлз”), Вадим играл на фортопияно и пел. Позже, что касалось музыки, ему удавалось на редкость хорошо. В то время школьный ансамбль состоял из старшеклассников, когда в нем появились вакансии - Саша Козлов и Петр Май стали там рулить. Репетировали они в комитете комсомола, дверь, которой была приоткрыта все время. В один прекрасный день школьный ансамбль покинул очередной старшеклассник, и появилось вакантное место для клавишника, но поскольку клавиш не было, а была Ионика, то Козлов и Май предложили невзрачному, худощавому мальчику встать за инструмент. Так Вадим Самойлов влился в состав школьного
ансамбля. Самойлов был самым молодым участником коллектива. Они играли на всех инструментах, существовала полная взаимозаменяемость друг друга. Как правило, встречались у Саши или у Вадима дома, включали микрофон на запись и играли так называемые сейшаны на свободные темы, иногда это были 20 –30 минутные композиции, лимит времени ограничивался пленкой на магнитофоне. Было очень интересное для них троих время - понимали друг друга с полу ноты, не то, что с полу взгляда. Им был подвластен любой репертуар, от Аллы Пугачевой до группы “Yes”. Ребята как-то быстро сыгрались, появилось дыхание у группы, стали думать о том, почему бы, не попытаться играть что-то свое. Многие музыкальные отрывки появлялись из пустого бряцания по клавишам, вскоре у ребят стало появляться что-то свое. Они всегда держались втроем. Они втроем могли отыграть целый вечер на танцах. Периодически маленький Глеб заглядывал на репетиции к ребятам, на выступления, сопереживал им.
Саша Козлов был самым чутким из всех в коллективе. Он всю жизнь был консультантом во всех психологических состояниях группы. Огромное количество раз вытаскивал Самойловых из дегрессий. Он, всю жизнь болел за Вадима и Глеба. Однажды, во время посиделок в одном из ресторанов, когда Вадим Самойлов уже клевал тарелку, Саша сказал: “Знаешь, я никогда не приму тебя таким, но все равно буду с тобой до конца!”. Так и случилось.
Родился Козлов Александр Константинович 25 сентября 1961 года в городе Асбест. Мама – врач. Работала заведующим пульмонологическим отделением, лечила больных легочного профиля. Отец был рядовой инженер асбестовой промышленности по технике безопасности. Саша был единственным ребенком в семье и достаточно поздним. В школе всегда был в учениках, которых ставили в пример. Проводил много времени во дворе, и пока родители раза три-четыре не позовут из окна или лично не выйдут на улицу, его было не загнать и до позднего вечера. Двор был совершенно не музыкальным, мало того, что никто сам там не пел и не играл на гитаре, даже музыкой никто не интересовался. Обсуждали вещи, которые к музыке отношения никакого не имели - хоккей, футбол и т.д. В 5 классе общеобразовательной школы родители отдают его в музыкальную школу по классу скрипка. Козлов не сопротивлялся воле родителей. Хорошего скрипача из него, правда, не вышло. Саша периодически забивал на музыкальную школу, оставляя скрипку у бабушки. А сам в это время занимался своими делами. В связи с этим у него были серьезные разговоры с родителями, порой даже с применением вспомогательных средств, будь то ремень... И ему приходилось учиться дальше. Проучившись шесть лет, Саша вдруг стал понимать, что дело-то нужное и необходимое. “Услышишь какую-то мелодию по телевидению, возникает желание ее подобрать – рассказывал Александр Козлов. Начинаешь подбирать - да, получается, так становится внутри весьма приятно, и чувствуешь, в общем, что к музыке приобщаешься, сам сможешь чего-то подобрать, намурлыкать, напеть, голос был у меня ужасный, я, конечно, ни перед кем не пел, но для себя часто устраивал концерты”. Где-то в 13-14 лет, родители Саши купили магнитофон "Комета", катушечный. Козлов увлекся музыкой. Стал собирать у друзей различные пленки вокально-инструментальных ансамблей. Крутил их, подбирал, так вот и получалось вхождение
в мир музыки Александра Козлова, будущего клавишника. В детстве Александр никогда не мечтал стать музыкантом, любил собирать конструкторы, модели самолетов, мечтал быть летчиком или пожарником.
Музыкальную школу Козлов так и не закончил, поскольку последний класс школы пришелся на десятый общеобразовательной. Были серьезные выпускные экзамены, времени не хватало, желание, и интерес к музыкальной школе пропали. Но музыка для Саши осталась одной из главных в жизни. Он с утра до вечера слушал различные того времени коллективы. Это продолжалось года два. Вхождение в более-менее серьезную музыку импортного производства произошло у Александра, через венгерский рок. Однажды, родственница мамы привезла несколько виниловых пластинок, и тогда Козлов почувствовал огромную качественную разницу между нашей и венгерской музыкой, во всем - в звукозаписи, в саунде, в музыцирование самом, в аранжировках - такой свежий был воздух, такая мощная подпитка, что где-то года на два-полтора Саша стал фанатом венгерской музыки, искал эти пластинки, собирал. Набралось их достаточно много - штук 30-35. Самые сильные первые впечатления от музыки связаны у Козлова с расцветом диско. И первые две пластинки, по-настоящему западные, были "Бони М" и "АббА". "Бони М" с "Аббой" произвели шокирующее впечатление на юного Козлова, потому что уже даже по сравнению с венгерской музыкой это был даже не шаг вперед, а неизмеримое расстояние по качеству всего, что только можно ценить. "Абба" была одна из самых любимейших ВИА Козлова на протяжении всей жизни музыканта. До 88 года к музыке относился как к любительству. На кафедре, где он проходил ординатору, достаточно хорошо относились к его участию в группе, разрешая ему иной раз часа на два опоздать.
"Я никогда специально не задумывался о том, чтобы стать музыкантом – рассказывал Александр Козлов. Произошло это спонтанно. Тогда-то я вообще не думал о музыкальной карьере, а тут как-то вдруг старшеклассники, которые играли до нас в этом ансамбле, ушли в институты. Освободились вакансии. И тут ни с того ни с сего я решил: а почему бы мне не попробовать. И мы с ребятами распределили свои обязанности. У меня оказалась бас-гитара. Вот так, начиная со школы, я начал играть в различных составах".
К концу 80-го года у ансамбля появился свой репертуар. Тексты в основном придумывали
Вадик Самойлов и Александр Козлов, и музыку также они. Было много хитов, которые в школе проходили на ура, были люди, которые их ждали, ребята это знали, что вот эта песня - это топ, и всегда играли ее с большим энтузиазмом.
В десятом классе на Самойловых обрушилась лавина самой разнообразной музыки. Они слушали все, но висели на "Yes", "Queen" - то есть, на самой прогрессивной, в основном, английской, музыке. Одной из любимых местных групп для братьев была группа Александра Пантыкина - "Урфин Джус".
В промежутках между школой и паяльником Вадим поет в хоре. Вместе с ним поет еще только один мальчик – все остальные девочки. Несмотря на столь выгодное стратегически окружение, все чаще выходя из дома с улыбкой до ушей, помахав маме рукой, Вадим спокойно доходит до здания музыкальной школы, потом, резко завернув за угол, уходит дворами от хоровых произведений Дунаевского и Шостаковича на репетицию своего собственного ансамбля. Следы Самойлов заметает безукоризненно, но со временем потеряв бдительность, дает повод родным заподозрить его в пристрастии к музыцированию. Мама очень не хотела, что бы он играл в ансамбле.
Против хора родители Вадима Самойлова никогда не возражали, так как это было обязательным занятием. Вскоре в 9 классе голос у Вадима стал ломаться, и он получает освобождение от занятий в хоре, и, пользуясь этим освобождением он и на следующий год не стал ходить. Все это время он посвящал себя в участие в ансамбле. Его мама долго ходила в школу. Ругалась с директором, что, мол, нужны руководители, серьезные занятия, что там они предоставлены сами себе. Рядом стоял Вадим и, опустив глаза - улыбался… Долгие разговоры и с отцом и с матерью ни к чему не приводили. Младший брат все знал и прикрывал старшего брата. После окончания 10 класса Глеб пошел по стопам брата.
Первым школу закончил Саша Козлов. После выпускного бала он уехал учиться на врача в медицинский институт в Свердловске. Поступал туда Козлов совершенно осознанно. Было желание лечить людей. Учился он с большим энтузиазмом, первые четыре года вообще ничем, кроме учебы, не занимался. Закончил лечебный факультет мединститута, терапия и кардиология. И, поскольку Александр был очень хорошим учеником, его тут же отправили дальше учиться, в клиническую ординатуру, и два года еще учился там, одновременно играя и выезжая с "Агатой Кристи" на различные на фестивали и концерты. Вслед за Козловым, годом позже, в Свердловск уехал и Петр Май. Май поступил в Уральский Политехнический институт на механический факультет. А через два года туда же, в УПИ, поступил и Вадим Самойлов. И дорожки друзей немного разминулись. Ребята стали заниматься музыкой каждый в своем коллективе.
Пока Александр Козлов и Петр Май учатся в институтах на первых курсах, они не забывают Самойлова старшего, который к концу 8 класса остался официально один в школьном ансамбле. Ребята по выходным приезжают к нему, запираются опять втроем в красном уголке школы и продолжают репетировать и сочинять музыку.
Самойлов Вадим выпускник 10А класса, в 1982 году строен, подтянут, горд и независим, у него пробивались усики, которые он не бреет, носит прическу в стиле “ветерок” - прямой пробор, что среди провинциальных мальчиков было развито, которая мало радовала взрослый глаз. Ко всему прочему у Вадика было куча других не достатком в связи с его увлечениями, на фоне которых внешний вид будущего музыканта уходил на второй план. Самойлов занимается каратэ и поражает всех астбестовских учителей правильностью английского произношения. Когда на уроках английского отвечать вызывают ученика Самойлова Вадима в классе все стихает, что даже слышен шум горно-металлругического комбината за окном. Вадик с легкостью выдает правильно построенные английские фразы, выученные им наизусть в результате многолетнего прослушиваний “Пинк Флойд“ и “Квин“. Периодически директор школы вызывает его к себе на ковер, и настаивает на поступлении Вадима в МГИМО. Но Самойлов мотает головой, ибо его душа отдана другой страсти – радиолюбительству. Дома комната братьев Самойловых завалена всевозможными платами, лампами, диодами, особенно выделяются тонны откуда-то взявшихся кнопочных выключателей. Дверца шкафов открывать опасно, так как они забиты до отказа корпусами, трансформаторами и конденсаторами. В этом бардаке младший Самойлов не мог найти ни одного своего оловянного солдатика. Найдя в куче железа какую-то не понятную штуку, поднимает глаза на старшего брата и в его глазах читает – а это что? На что Вадим Рудольфович, с трудом оторвавшись от паяльника, неохотно цедит сквозь зубы – это гетеродин. Не трогай. И возвращается обратно к катушечнику Юпитер 202 с вечно снятой панелью, колдовать над разъемами. Вообще братья жили дружно, все время прикрывали друг друга. Были случаи, когда старшеклассники обижали Самойлова младшего и Глеб, естественно жаловался брату. И наказание были ужасны. В класс обидчика входил старший брат, а за ним Глеб, Вадим хватал обидчика и держал ему сзади руки, а Глеб лупил его со всей дури по лицу.
Музыка для Вадика – это страсть по жизни. Он не обладает никакой виртуозностью, пытается скромными средствами как-то себя в ней выразить. Самойлов старший выходит из Асбеста в большую жизнь озабоченный материнским предзнаменованием. Он осознавал, что с выпуском из школы он переедет в Свердловск, что эта школьная жизнь закончиться. Начнется совершенно новая.
Вадим Самойлов много раз за всю 20 летнею историю группы говорил, что “Музыка всегда шла рядом с нами. Она всегда была главной. Но надо было параллельно учиться в институте, в общем - жить обычной жизнью. А, что называется, для себя главным было сочинять, играть, выступать. И именно об этом и мечталось - а не о том, на каком радиозаводе я буду работать. Для услады родителей мы поступали в различные институты, но я об этом не жалею. Со времен школьного ансамбля тоже многое осталось: например, мы записывали "Ураган", и Глеб вспомнил мелодию с тех давних пор, и эта песня вошла в песню. Пластиночки еще какие-то были, выпущенные столь же нелепым образом. Записаны "Beatles" или "Deep Purple", а написано следующее - вокально-инструментальный ансамбль, на английском языке”.
В 1982 году Вадим Самойлов поступает в Уральский политехнический институт на факультет “Конструирование радиоэлектронных устройств”. Учился он не очень хорошо, потому как специальность на факультет ему не была интересна, но зато студенты этого факультета находили себе применение в других сферах: работали в стройотрядах и участвовали в самодеятельности. Из-за избытка времени благодаря полной потере интереса к учебе Вадим очень активно участвовал в жизни коллектива. Во время учебы Вадим проживал в общежитии, изредка, но выбирался по выходным в Асбест к родным.
Оказавшись снова в одном месте в одно время, ребята не торопились возобновлять свою совместную музыкальную деятельность. Петр Май музицировал где-то среди своих стройотрядовских ансамблей, Вадим Самойлов собрал свою группу, на базе факультета. Подбирал Самойлов музыкантов с точки зрения: кто понимал его. Саша Козлов учился в медицинском институте на кардиолога и вообще не брал в руки инструмента, хотя и частенько навещал товарищей, помогал им ценными советами, подыгрывая иногда на клавишах.
“Набрал музыкантов, начал подбирать аппаратуру. Импульс стал играть на танцах. А у нас аппаратура лучше была - вспоминает Петр Май. - Однажды он приходит ко мне - я уже был на 4 курсе - и говорит - Мы альбом записываем. Все готово, осталось только барабаны наложить. Я предложил сыграть, он говорит - нет, я сам. Тут я вообще удивился. Ну, давай - поставил пультик, магнитофон подключил, он отыграл, несколько дней прошло. Я говорю - Вадь, ну ты же видишь... - Да, ты прав, надо вместе. А у них барабанщик вообще никакой был. И только в конце моего 4-го и Вадикового 2-го мы начали потихоньку играть”.
Первое публичное выступление коллектива состоялось в конце 1983 года на смотре-конкурсе концертных программ ССО, на котором отбирались участники фестиваля "Весна УПИ". Самойлов был членом комитета комсомола радиофака и сумел выбить хорошую аудиторию со сценой для репетиций. Будущие "агатовцы" представляли стройотряд "Импульс" РТ и играли они в то время хард-рок. Но уже тогда пытались искать более сложные формы самовыражения. Такой, к примеру, была композиция "Прощай". В период 82-83 год была записана на подручном оборудовании радиотехнического факультета работа, от которой осталось лишь название – “Кредо”. Вдохновение для написания первой, как принято считать сейчас, лабораторной работы: из книг, любимой музыки и своей головы. Многие песни ”Импульса” помогал аранжировать Игорь Крапеников и сокурсник Вадима Самойлова – Александра Кузнецов, который помимо звука играл еще на бас гитаре.
Новый этап творчества начался в 1984 году, когда Вадиму и Петру стали узки рамки стройотрядной и факультетской самодеятельности. В один прекрасный день, Вадим решил записать концертную программу своего ансамбля и позвал на помощь Мая, который с большой радостью согласился поучаствовать в записи, в качестве барабанщика. Опыт оказался удачным, и вскоре Петр не отказался и от предложения Вадима выступить на смотре художественной самодеятельности. В это время за клавишами играл Игорь Крапеников. Смотр самодеятельности завершился шумным падением колонки в зал и не менее шумным выступлением рок группы, игравшей низкопробный тяжелый рок. На басу играл Александр Кузнецов.
Весной 1984 года “Импульс“ сделали пробную запись на магнитофон концертной программы. Магнитоальбом получил название “Если…”. Репетиции и сочинение материала заняли практически весь 1983 год. В то время ребята писали песни на стихотворения различных авторов вычитанных из книг. Например, стихотворение Киплинга - “Если…”, которое дало название “первому“ магнитоальбому коллектива:
О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь, злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь,
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым, в сущности, цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова -
Без прежних сил - возобновить свой труд,
И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: “Держись!” -
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег,
- Земля - твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты - человек!
Перевод С. Маршака
Магнитоальбом “Если…” сразу высветил несколько проблем: во-первых, необходимы были более подготовленные в профессиональном плане музыканты, во-вторых, они поняли всю сложность работы со звуком. Вадим Самойлов и Саша Кузнецов стали активно заниматься техническими проблемами, накапливали материал. В эти годы ребята занимались тем, что учились любыми способами создавать естественную ревербацию, вплоть до того, что вытаскивали колонки с микрофонами в институтский коридор из радио рубки. Барабаны записывали в соседней гулкой комнате, устанавливая микрофоны не только в непосредственной близости от установки, но и в вдалеке, добиваясь внушительного звука.
В магнитоальбоме Если… можно было найти по крайне мере три стиля, вытащенных из европейского рока. Ребята старались придать общему строю музыкального языка конкретность и выдержать единый принцип в гармонии и аранжировке.
Одновременно с этим ребята пришли к выводу: хард-рок не для них. В это самое время и родилось название "РТФ УПИ". Весной 1985 года “РТФ УПИ“ выступили на смотре художественной самодеятельности радиофака и получили лишь "два" балла из десяти. Жюри посчитало выступление слишком громким и ничего нельзя было разобрать. Зато тогда вместе с братом на сцену впервые вышел, уже старшеклассник, Глеб Самойлов. Он исполнил песню "Собачье сердце", текст которой был позаимствован из одноименного произведения Булгакова. Ребята не падали духом - продолжали работать. У Глеба уже на тот момент был большой багаж песен. Песня же “Собачье сердце“ Глеб написал в 8 классе незадолго до Весны УПИ 85 года сидя в очередной раз один дома, отрываясь от книжек. В тот день он читал Булгакова. Почитает-почитает и к пианино, в один момент руки сами заиграли мелодию. Вскоре, после Весны УПИ 85, через три месяца Петр Май уехал по распределению в Сургут, а за ним осенним призывом ушел клавишник Игорь Корпенко в армию. В это время новым солистом группы стал друг Александра Козлова, который учился вместе с ним в мединституте. С этим же вокалистом в 86 году, в рок клубе, была показана первая концертная программа. Вадим Самойлов был всегда против нового солиста в группе, но Козлов настоял.
Пока Вадим Самойлов переживает трудности своего институтского коллектива, Глеб сочиняет песни и играет их вместе со своей школьной рок бандой на вечерах и танцах. Тогда и были сочинены песни ”Глюк”, ”Сытая свинья” и другие. ”Сытая свинья” в 85 году звучала совершенно по-другому, очень под стандарт, который потом буквально пятью годами позже внедрила группа “Nirvana”. ”Сытая свинья” - это была песня в две гитары: бас и электрическую. Куплет был очень тихий такой, кочумный, на три или четыре повторяющихся аккорда, а припев, наоборот, очень громкий. На гитаре включался “фузз“, и на те же аккорды. В общем, это был типичный грандж, но поскольку “Агата Кристи” тогда это воспринимали как недостаток аранжировки, сами не поняли, что родили новый стиль, поэтому Вадим все это дело, как пришло время, привел к знаменателю звучания группы “Агата Кристи”.
Самым сложным периодом для коллектива была осень 85-го - в группе осталось только два человека: Самойлов и Кузнецов. Ребята не пали духом. Нарабатывали материал, искали и покупали новую аппаратуру, подбирали людей. Через некоторое время, после неудачного выступления на фестивале "Весна УПИ" группе на выручку поспешил Саша Козлов, севший за клавиши. С этого времени у группы стали появляться свои песни. Придумывали их в основном Вадим Самойлов и Александр Козлов и, потихонечку играли на репетиционной базе УПИ. Время шло. Студенты УПИ активно увлекались стройотрядами, в частности Вадим Самойлов был одним из постоянных участников Знаменки, был постоянным участником. Для Вадима выступить на "Знаменке" было, важнейшим событием в те годы; Вадим и с женой Татьяной познакомился на "стройотрядовской ниве".
В 1985 году, класс, где учился Глеб Самойлов выиграл конкурс политической песни, и в качестве премии классу предложили билеты на концерт Владимира Кузьмина в Свердловске. Глеб уже давно слышал о питерском роке, свердловском… концерт Глебу запомнился на долго.
В начале 1986 года группа записала программу под названием "Свет”. Весной ребята подали заявку в городской рок-клуб и в конце декабря дебютировали там. Выступление было не самое удачное, потому что “РТФ” не хватало времени на настройку инструментов. Во время концерта гитары "забили" клавишные, и у зрителей создавалось искаженное впечатление, что группа играет хард-рок. Хотя музыка уже в то время у них была более разноплановая, сложная - так называемый прогрессивный рок. Благодаря этому выступлению музыканты извлекли для себя полезный урок, что концертному варианту программы недостаточно только тщательной музыкальной проработки, нужен и продуманный видеоряд. Ибо от того, как коллектив держит себя на сцене, зависит многое. Но, не смотря на все эти коллизии, группу аттестовали. Это дает им право на публичных выступления в пределах Свердловской области. На то время таких групп в Свердловске было всего четырнадцать. В тот вечер ”РТФ УПИ” исполнили семь композиций, две из которых были полностью инструментальны. Дебют группы в мастерской рок-клуба в декабре 1986 года, помог им найти барабанщика Альберта Потапкина.
В этом же году, летом, Вадим Самойлов пишет первый свой хит ”Пантера”. Поначалу эта песня существовала лишь в акустике и лишь позднее получила утяжеленную электрическую аранжировку.
Тем временем, Глеб Самойлов заканчивает 10 класс, сочиняет песни, многие из которых вошли в дебютный альбом группы (”Гномы-каннибалы”, ”Пинкертон” и ”Неживая вода”, последняя композиция в 1992 году перетерпела некоторое изменение и должна была войти в новом звучании во второй сольный альбом Глеба, но работа над пластинкой так и не была закончена, так как Самойлов ушел с головой в ”Агата Кристи”, многие песни, написанные в этот период появились, в более поздних работах группы, например текст Серое небо (альбом Ураган) был написан Глебом в 17 лет, а позже Вадим написал музыку). Глеб периодически приезжает в рубку УПИ на репетиции группы. Репетиции проходили поздним вечером, так что после них Глеб оставался ночевать у брата в общаге. В то время Глеб сбривал виски, накалывал на одежду булавки. Имел в своем арсенале 2 прикида. Первый – в стиле ”металл”: кооперативные штаны с большими карманами, куртка черная из кожезаменителя вся в булавках, бритвочках, значках, в ухе железная клипса и настоящие темные очки для слепых. А второй – выходной: белые кооперативные штаны, белые кроссовки на липучках, белые перчатки, голубой приталенный пиджак и белая клипса в ухе. Вот таким был Глеб Самойлов модником.
До последней в студенческой жизни Вадима Самойлова сессии, остались считанные дни. Днем Вадим учиться, вечером – репетиции. “ВИА РТФ УПИ“ готовят новую программу. Экспериментируют с музыкой, пытаются уходить от штампов. Вадим Самойлов ограничивает себя всевозможные прослушивания. Пытается больше слушать только народные мелодии. Т.к. советский рок должен нести свои национальные традиции. В то время советский рок в основном подражательный. Вадим Самойлов ищет новые формы. В новый 1987 год, года зайца, группа вошла в составе 5 человек: Вадим Самойлов – гитара, вокал; Александр Кузнецов (единственный, кто остался из первого состава) - бас-гитара, Александр Козлов - клавишные, Алик Потапкин - ударник, Александр Иванов – гитара.
Чтобы студенческий ансамбль мог выступать на публике, его участникам нужно было утверждать свою программу на худсовете. У “ВИА РТФ УПИ“ уже накопилось немало своего материала, но по тогдашним правилам в репертуаре самодеятельного коллектива должно было быть 80% песен советских композиторов и всего-навсего 20% своих. Музыканты хитрили: играли собственные композиции, а в документах указывали, скажем, музыка Добрынина, слова Дербенева. Ну, а поскольку в худсоветах, большей частью, заседали люди, далекие от музыки, обман сходил с рук.
Еще никому не известный барабанщик Альберт Потапкин некоторое время поиграл с Вадимом Самойловым и Александром Козловым, но вскоре, в конце марта, Потапкин покидает “РТФ УПИ“, и в апреле уже уходит в армию. За это время коллектив успел записать свой третий по счету магнитоальбом “Голос”.
В конце июня Глеб Самойлов предпринял попытку поступить в университет, на исторический факультет, но вытянул как назло архисложный билет: восстановление народного хозяйства то ли после Гражданской войны, то ли после Великой Отечественной войны. Глеб понял, что с народным хозяйством ему не справиться, и страна навсегда потеряла историка Глеба Самойлова. Сразу после бесславно окончившихся вступительных экзаменов Вадим начинает уговаривать младшего брата вступить в ряды своей старой группы с новым названием. Глеб начинает ездить на репетиции в Свердловск, параллельно подрабатывая лаборантом в школе, которую и закончил. Глебу Самойлову доверили бас-гитрау. Т.к. все остальные инструменты были уже разобраны. Первые четыре песни, которые они отрепетировали вместе, это: ”Пантера”, ”Гномы-каннибалы”, ”Пинкертон” и ”Ты уходишь”. Эти песни и составляли основу первых выступлений коллектива. ”Гномы-каннибалы” – это первая песня Самойлова-младшего, где ему удалось достаточно ярков выразить свой протест против мира взрослых, который красной нитью проходит через все творчество ”Агата Кристи”.
Тем временем студенчество участников квартета "РТФ" заканчивалось, и надо было срочно решать, что делать дальше. Осенью 1987 года получилась такая ситуация, что Вадик с Сашей Козловым остались вдвоем в "РТФ". На тот период у Глеба было достаточно большой материал накоплен, много песен. И Вадик, как бы заочно, попросил включить эти песни в свой репертуар. Начались совместные репетиции. Это продолжалось где-то с месяц, было даже два концерта, где они втроем выступали. На дне первокурсника УПИ во "Дворце молодежи" – играли под записанные барабаны, а для новогоднего вечера в том же УПИ была уже записана часть подкладки ко "Второму фронту". В результате Глеб там ничего не делал, только изображал, что струны дергает. Саша Кузнецов становиться звукоинженером группы вплоть до 1995 года. Получив в школе корочки кинодемонстратора, спустя год, Глеб становиться полноправным участником коллектива.
После завершения института Вадиму предложили остаться при факультете в помощь новым студентам в роли младшего сотрудника. Вадим согласился. Черный романтик русского рока покинул стены родного института лейтенантом.
Когда еще и половины "нулевого" альбома "Второй фронт" не было придумано, молодые люди уже стали задумываться над новым названием своего коллектива. С начало Вадим предложил назвать группу именем собственным, "может быть Жак Ив Кусто" - предложил Самойлов, но особого энтузиазма это предложение не вызвало, и группа, в конце концов, перестала об этом даже думать... И вот когда альбом "Второй фронт" был уже собран и надо было начинать его записывать, опять встал вопрос о названии группы.
Как-то раз, во время очередной попытки подыскать подходящее название для коллектива, Александр Козлов вдруг произнес: "Агата Кристи". Позже Саша признался, что читал пару детективных романов английской писательницы, но они показались ему довольно скучными. Тем не менее, музыкантам это имя пришлось по душе. С этого момента они стали “Агата Кристи”. Осенью "РТФ УПИ" переименовывается в "Агата Кристи".
В декабре 87-го Вадим Самойлов позвонил Петру в Сургут и попросил его помочь записать новый материал. Май быстро собрался и приехал на три дня в Свердловск. Музыканты заперлись в аудитории №237 и за одну ночь разучили 11 композиций. Еще две ночи ушло на запись барабанов, бас, ритм-гитары и Петр Май снова уехал. Запись проходила следующим путем. Занятия в УПИ длились до пятнадцати минут десятого. ВИА РТФ УПИ сдвигала все парты, настраивали микрофоны, цепляли кабели, какой-то звук поймали. Вадим Самойлов, Саша Козлов и Александр Кузнецов начинают что-то играть, Май с трудом вспоминает, что это за песня, и репетировал ли он ее с ребятами. Тем более он сидит в соседней аудитории, где установлены барабаны. Кое – как, отрепетировав и записав несколько дублей, переходят к другой песни. И так далее. После нового года Вадим Самойлов прописал сольные партии гитары и клавиш. В записи нулевого альбома Самойлов-младший не смог принять участие, так как были большие проблемы с работой, вместо него партии бас гитары исполнил Александр Кузнецов. При записи альбома Вадим Самойлов отстраивал звук своей гитары с помощью пластинки группы "Скорпионс". Звук таки удалось настроить и, по словам Вадима, весьма схоже с оригиналом. [!] За долгую историю группы, многие звукорежиссеры удивлялись, как такой звук можно было сделать, как можно было найти именно такой звук и вставить его именно туда, и так выстрелить. [!] Для музыкантов все эти вопросы остаются загадками, так как они ничего особенного и не делали, просто занимались тем, что им нравиться. Просто старались делать это очень хорошо и профессионально.
Среди песен, записанных тогда для своего нулевого альбома "Второй фронт", было два трека с альбома "Коварство и любовь": ”Инспектор По…” и “Пантера“. Несмотря на сравнительно простую систему записи “Второго фронта“ (наложением на два рок клубовских магнитофона “Электроника“), не все композиции удалось зафиксировать после нескольких прогонов. Особые сложности возникли во время записи “Неживой воды“ и “Пенкертона“, отмеченных замысловатыми гитарно-барабанными партиями. Эти композиции писались на измор с огромного количества дублей до тех пор, пока количество не переходило в качество. Драматургия альбома была выстроена следующим образом. Открывал первую сторону цикл из трех рок боевиков. В припевах “Инспектора По…“ Вадиму Самойлову помогал подпевать вокалист группы “Встречного движения“ – Владимир Махаев. “Гномы каннибалы“ напичканы безумными гитарными рифами. Одна из самых сильных композиций – “Пантера“, в которой вокал Самойлов срывался местами на мальчишеский вопль, выгодно отличалась своей жестокостью и сыростью от своей же более поздней электронной версии, вошедшей в “Коварство и любовь“. В январе альбом сразу же был отдан в рок-клуб, а чуть позже, 20 февраля 1988 года, “Агата Кристи” представила его на публике. Это был первый концерт группы, который состоялся в зале Уральского Политехнического института - полная неподвижность на сцене, черно-белая гамма костюмов, почти оперные пассажи вокалиста, обилие минора в хрупких, порой картинно-красивых мелодиях и - буйная, яркостная энергия, выплескаемая в зал с неудержимой молнии. Этот концерт является отправной точкой в истории группы "Агата Кристи". Но за полтора месяца до этого, у "Агата Кристи" было выступление, в том же УПИ, на новогоднем вечере. На тот момент барабанщик группы находился в другом городе, а группа готовила запись нового альбома. В то время не было многоканальных магнитофонов: сначала записывались барабаны и бас, далее воспроизводилось, и поверх на втором магнитофоне записывались клавиши и далее голос. Все это называлось тогда болванкой. Вот под такую болванку барабанов и баса, некоторых партий клавиш и гитары, ребята отыграли свой первый нулевой концерт. Саша стоял за клавишами в сером английском костюме и в кепке, Глеб почти перед самым выступлением постриг себя сам ножницами, Вадик - кожаных штанах и пятнистой блузке в разводах.
После записи “Второго фронта“ Вадим провел разъяснительную беседу с Кузнецовым о том, что пора Глебу уже официально брать в руки бас-гитару, а ему осваивать все тонкости работы за ”пультом” звукорежиссера. Тем более что Глеб уже не раз репетировал с группой. Кузнецов согласился. Отнесся к этому болезненно, но с пониманием. Когда Глеб взял бас, выяснилось, что он музыкант очень сильный. Какие-то технические вещи он схватывал прямо на лету. А потом появился кураж - довольно быстро, с первого концерта. Единственный минус – видит он не важно. Посадили его на стул, а по сцене ходил Вадим. Самойлов довольно быстро из этого извлек некую оригинальность. По этому поводу по рок клубу ходили разные слухи, что басист у “Агаты“ инвалид с детства.
20 февраля 1988 года: нарисованные вручную плакаты - "Группа "Агата Кристи" приглашает своих друзей", зал "УПИ" - пришло тогда около 300 человек. Это был первый концерт, в котором на басу играл Глеб. Концерт прошел в холодном актовом зале на "ура!". Выступление началось с длинного вступления барабанщика. Петр Май выходит в черном плаще, в черных очках, при галстуке. На сцене в углу стоит вешалка. Май вешает плащ, садиться за барабаны и начинает играть вступление. Выходит Вадим Самойлов, Александр Козлов, Глеб Самойлов с черным зонтом. Раскрывает его и ставит неподалеку от своего стула. Звучит ”Инспектор По…”. В те годы была совершенно другая ситуация, люди ходили не на хиты, а на группы. Люди действительно хотели узнать, что-то новое. Группа ”Агата Кристи” очень быстро становилась популярной. Но, несмотря на все это, самый первый настоящий концерт, с большой буквы "Н" был в ДК им. Свердлова, где группа выступила вместе с "Кабинетом". Выступили удачно, народ их очень хорошо принял. Далее "Агата Кристи" с успехом выступила в медицинском институте с "Чайфом". Вообще весь их первый период гастролей был наполнен только победами. Самый первый триумф у “Агата Кристи” состоялся на фестивале 1988 года "Уральский рок", весной. Идея его была проста: собрать лучшие группы со всего Урала - Перми, Кургана, Челябинска, Уфы, Свердловска - и провести такой смотр. Так как в то время в Свердловске были очень сильные группы - "Наутилус" приобрел всесоюзную известность – рок-клуб решил выставить группу помоложе и потенциального лидера. Это была группа "Агата Кристи", и она заняла первое место, тем самым, подтвердив статус восходящей звезды. Они готовились к этому фестивалю. Они выступили так феерично, с такой отдачей зрителю энергии, что после этого фестиваля стало ясно всем - родилась новая звезда. Интерес к свердловской музыке был большой, и достаточно было быть членом рок клуба, чтобы тебя командировали в Казань, Ижевск, Курган. Программу "Второго фронта" плюс новые вещи группа прокатывала вплоть до октября 1988 года. В конце каждого концерта группы зал вставал на уши.
Самый первый выезд на гастроль у группы состоялся где-то в середине 88-го года в город Казань. Там проводились ежегодные фестивали, очень авторитетные тогда. И первый выездной
публичный концерт состоялся именно там. Состояние у музыкантов было страшное перед концертом, адреналин крови, волнение. Первые полгода существования у группы было яркое нежелание выходить на сцену. Они панически боялись сцены. Ребятам хотелось бросить это дело и вернуться к более спокойным занятиям. Но, они собрались, приехала и вышли на сцену. Концерт прошел на ”ура!”. Это был для них шок - настоящее потрясение, потому что и у Вадима, и у Козлова, и у Глеба было ощущение - лишь бы отыграть, а уж как там получится - Бог с ним, лишь бы отыграть... А тут, буквально с первой песни, зал зашумел. Раза 2 группа вышла на бис. По тем временам это был суперуспех. “Агата Кристи“ вышли со сцены - звездами.
Летом 1988 года Глеб поступает в ”Чайник” (Свердловское музыкальное училище имени П.И. Чайковского) на эстрадное отделение, бас-гитара. Это совпало со временем, когда группа “Агата Кристи“ начала более-менее нормально гастролировать, и надо было выбирать: либо учиться музыке, либо зарабатывать деньги. Глеб выбрал легкий путь: рок-музыку. В этом же году проходят одни из знаковых концертов группы, в самом фешенебельном зале Екатеринбурга - "Космосе". Тогда мама Самойловых первый раз приехала, посмотрела на сыновей, и поняла, что ничем страшным они не занимаются.
В какой-то момент, Вадим Самойлов использовал своего младшего брата в качестве бас-гитариста на записи предполагаемой заставки для КВНа. Песня была записана, но так никуда и не вошла. Вадим 2 раза принимал участие в КВН в команде от УПИ. Единственное условие, которое предъявил Самойлов, что вся музыка, которая будет звучать во время игр команды - будет его. Так и случилось. “Меня пригласили, как музыканта для оформления программы КВН – рассказывает Вадим Самойлов. – У меня были жуткие бои с нашими кэвээнщиками, потому что в клубе веселых и находчивых почему-то принято брать известную мелодию и на нее петь слова, а я упирался, говорил, что нужно использовать авторскую музыку, предлагая свою. Меня даже к ректору по этому поводу вызывали, но я настаивал на своем”.
В эти годы, конца 80-х, пошла мода на политические песни, “Агата Кристи“ не стала исключением. "Танго с дельта планом" (тогда был другой текст), "Кондуктор" (другой текст в куплетах: куплеты написал Вадим, Глеб – припевы, позже Глебом были переписаны и куплеты), "Наша правда", "Родной завод" и другие. "Наша правда" впервые была исполнена на фестивале, причем последние нюансы текста песни были придуманы перед самым выступлением.
Осенью 1988 года, когда стало ясно, что "Наутилус Помпилиус" распадается, "Агата Кристи" очень сильно играла и закрепила свое лидирующее место среди всех свердловских групп. А случилось это на 3 рок-фестивале в Свердловске. Концерты шли три дня - в пятницу, субботу и в воскресенье. Выступление ”Агата Кристи” должно было состояться в воскресенье? вместе с ”Кабинетом”. Все основные мероприятия, которые были до этого, включая концерт "Наутилуса", прошли без особого энтузиазма. Народ очень хотел незабываемых эмоций, горел, но со сцены им не доставалось того, чего они ждали. Перед фестивалем группа, как всегда усилено тренировалась. И как обычно это бывает, предыдущее выступление задержали, и произошло смещение по времени. ”Агата” только вышла настраиваться, и сразу же ломанулся народ в зал. Звукорежиссер кое-как, матерясь, настроил звук. Группа выдержала это испытание, и публике был представлен альбом “Коварство и Любовь“, без 2-3 песен. Музыканты на сцену вышли с ужасным настроением, страшно злые, но уже на 4 песне зал взорвался. Вадим носился по сцене, Глеб, словно, акробат крутился на стуле, вертя вокруг себя гитару. С этого концерта ”Агата Кристи” посвили в один ряд с такими группами, как “Урфин Джюс”, ”Кабинет”, ”Наутилус Помпилиус”, ”Чайф”.
В то время для каждой группы основным событием был не выпуск пластинки, а участие в ключевых фестивалях в Москве, Питере и Свердловске. Этим определялся рейтинг, "крутизна" группы. Было некое сообщество, выросшее из этого андеграунда и на полулюбительском уровне занимавшееся критикой. Группы рассчитывали годовой цикл таким образом, чтобы выступить с новой программой как раз на фестивале. Были и промежуточные фестивали: открытие сезона осенью и день рождения рок клуба в марте. Через некоторое время рок-клуб развалился, поскольку исчерпал всю свою историческую роль.
Очень важную роль в судьбе группы сыграло и то, что перед "Уральским роком" у коллектива встал вопрос профессиональной работы. 1987 год был определяющим для всех свердловских групп, которые чего-то хотели добиться в плане карьеры. Мало было изредка выступать, нужно было больше концертов, зрителей, оценок и т.д. "Агата" мучительно решала эту проблему. После каждого выступления шел анализ: что сыграли хорошо, что плохо и почему. Каждое выступление было важно, каждое выступление было ростом, шагом вперед. Вскоре группе понадобился менеджер. “Агата Кристи” обратились к Николаю Грахову, и он попросил одну свою знакомую, Елену Чистову, стать директором группы, которая, имела большой коммерческий потенциал. Она была женой Юры Чистова, дизайнера, который рисовал эмблему свердловского рок клуба, знаменитую ворону с сыром и с гитарой. У нее было экономическое образование и пробивной характер. Все началось с того, что через два дня после знакомства "Агата Кристи" с ней, она сказала - все, ребята, едем на две недели во Фрунзе. Группа сыграла десять концертов подряд, по два в день. Это был испытательный выезд на длительное гастролирование. Все 10 концертов прошли при полном зале Русского театра драмы. Это была проверка группы в физическом отношении, потому что такое количество концертов за пять дней довольно сложно отыграть. Чистова Елена очень много сделала для успеха группы. Группа дает ежемесячно по 8-10 концертов. Позже, в начале 90-х, Вадима уговаривают уволить Чистову, так как он и сам прекрасно может организовать гастроли группы.
2-4 декабря 1988 года состоялся рок-фестиваль "Сырок" в городе Москве, где "Агата Кристи" непосредственно принимала участие. Были исполнены песни "Инспектор По...", "Пантера", "Африканка", "Крысы в белых перчатках" и другие. Фестиваль "Сырок" снимался силами программы "Взгляд". В 88 годы музыкальным редактор “Взгляда” была Марина Лозовая, видимо ей понравилось выступление группы, и она совершенно без всякой просьбы с их стороны, без каких-либо взяток, включала в каждую вторую передачу "Взгляда" какие-нибудь кусочки этого концерта. Но первый раз фрагмент выступления группы был показан в 1988 году в программе ”Игра в детектив”. В качестве музыкального антракта была вставлена песня “Белый клоун“ (позже Вадим назвал ее “Viva Kalman!“). Музыканты и сами, не ожидали, что в качестве рекламы, режиссер вставит их концертную съемку, видео которой показали практически полностью. В конце 80-х это была феноменальная раскрутка для группы, которую до этого почти никто не знал в широких слоях. С легкой подачи Марины Лозовой, группу стали приглашать на различные фестивали, связанные с телекомпанией ”Вид”.
В мае 1989 года из группы уходит Петр Май. Его место занимает, вернувшись из армии, Альберт Потапкин. Потапкин прихватил с собой второго клавишника - Льва Шутылева, из проекта "Флаг". Благодаря Льву Шутылеву группа приобрела на концертах околосимфоническое звучание. "Агата Кристи" с самого начала своей карьеры была прагматичной группой. Когда они познакомились с менеджером (Чистовой), они сразу нацелились на зарабатывание денег. И прошли быстро этот путь от любительской группы, до - коммерческой. С этого момента начинается активная гастрольная жизнь групп - Германия, Франция (2 раза), Болгария, Кипр, Данию. "В 89-ом году мы поехали выступать в Болгарию. Оказалось, что нам предстоит выступать на антисоветском фестивале. Так что когда объявили группу из Советского Союза, начался свист и топот. Но мы на эту провокацию не поддались, и в результате к концу выступления под нашу музыку танцевали все болгары", — вспоминает Вадим Самойлов. Чуть позже ”Агата Кристи” была отобрана для участия в фестивале Глазго на Дни советской культуры в Шотландии (осень 1989 года), где выступали на семинаре по проблеме рока. На этом фестивале были исполнены новые песни группы “Канкан” и “Герои”. Этот концерт поставил все точки над “и” - пришло собирать камни. Менеджеру "Агаты Кристи" была предоставлена возможность, пролить свет на рок-промоушн в горбачевскую эру. Она уговорила директора фабрики, производящей музыкальные инструменты не очень высокого качества, субсидировать группу суммой в 40 тысяч рублей. Взамен она предложила упоминать название фирмы и рекламировать ее продукцию. Это лишь небольшой перечень стран, в которых побывали музыканты со своей концертной программой. До этого группа выступили на фестивалях "Интер Шанс" и "Ступени к Парнасу" - это было уже на излете первой волны интереса к ним, побывала в городе Петропавловск (16-18 июня), а через некоторое время Андрей Разбаш пригласил "Агата Кристи" на фестиваль "Вида", прошли съемки для "Муз Обоза".
В 1989 году группа принимает участие в 4-ром фестивале свердловского рок клуба. Сам фестиваль получился кислым, все его обхаяли, но "Агата" выступила очень хорошо. Был просто улёт - зал взорвался. В центре сцены фронтмэном стоял Вадик Самойлов - уже пухлый, но еще без взбитых вверх, а ля Роберт Смит волос - с пресловутой прилизанной челочкой, навевавшей вполне фашизоидные ассоциации. Распираемый изнутри полубессмысленной энергией, он подпрыгивал злобным мячиком - в темно-сером костюмчике и белой сорочке с накрахмаленным воротничком - эдакий молоденький баварский бюргер. Он яростно выкрикивал в микрофон что-то про свою африканку, умеющую владеть ситуацией, и тут же срывался в жуткий германоязычный клекот - под звуки собственной стаккатообразной гитары, вплетенной в спрессованно-истеричную эстрадную музыку группы, - сущий Рассел Мэйл, беснующийся в цепких объятиях Джорджо Мородера. В противоположность сызмальства тучному Вадику тогда еще не располневший Глеб - юный и хрупкий Самойлов-младший - отрабатывал довольно революционный в ту пору образ сидячего на стуле басиста. Он далеко вытягивал вперед тонкие отроческие ноги, шевелил носками в такт и принимал безумные диагональные позы, не раскачивая при этом стул. Бас звучал так же глухо, как в оригинале (”Тhе Сurе”), но рисунки напоминали скорее ускоренного Фила Торнелли, нежели ортодоксального Гэллапа. Лицом же Глеб тогда слегка смахивал на молодого Блока - правда, в несколько скругленном варианте. Из-за клавиш мерцал золотым зубом и бурно всплескивал руками над черно-белой костью низкобровый Саша Козлов. На порталах его пассы выливались в свирепый опереточный оркестр - эдакую милитаризованную “Сильву”. После чего пошли братания, пьянки, Слава Бутусов и Андрей Макаревич их поздравили, сказали, что получили огромное удовольствие. В период за декабрь 1988 года по июнь 1989 года Агата Кристи дала порядка 90 концертов от Калининграда до Красноярска.
Свою годовщину рок-группа УПИ - “Агата Кристи“ решила отметить отчетным творческим концертам. Они состоялись в институте. Несмотря на то, что “Агата“ молода, она имеет собственное лицо. Ее отличает мелодизм, любопытные аранжировки, основанные на сочетании гитарной работы в стиле новой волны и клавишных неоромантического звучания. Сценический образ группы помпезен, и все это во вполне определившемся гротесковом стиле “Агаты“. В музыке “Агаты“ есть некоторая угловатость, свойственная тому же "Кабинету", они драматичны и расточительны в формах, поскольку воспитаны на балладах "Урфина Джюса". Они стараются быть чувственными и искренними, как и "Настя", потому что им нравится чувственность и искренность "Наутилуса". Но, вместе с тем, они более динамичны и любим гротеск, как и "Апрельский марш". ”Мы - группа новой волны свердловского рока, однако и у нас есть свой взгляд на рок-музыку вообще и свердловскую в частности”, так в середине 1989 года говорили о себе музыканты ”Агата Кристи”. В песнях "Агаты" ситуация и настроение не заданы раз и навсегда, они развиваются: это гротеск разной степени - от злой сатиры до беззлобной ехидники. Парадоксальность группы в том, что, неся в своей музыке и текстах достаточно тонкую эстетику и выражая ее в довольно сложных формах, она пользуется широкой популярностью в самых разных кругах слушателей и специалистов.
В это время по телевиденью гремел во всю один из первых культовых сериалов, в СССР - “Рабыня Изаура“, главная тема сериала звучала из всех форточек. В то время уже была написана песня “Африканка”, и, отдавая дань моде, ребята решили в песню включить этот незамысловатый мотивчик. Африканка - первое обращение музыкантов к немецкому языку. Позже во многих песнях звучали немецкие словечки. Плюс ко всему Африканка - это совместное творчество, доведенное до абсурда: музыка в куплетах Глеба - стихи Вадима, в припеве стихи Глеба, а музыка Вадима. Песня была принята на ура.
В конце года у Александра Козлова возникли проблемы: либо работа либо музыка. Ребятам настолько понравилось играть друг с другом, выступать, это настолько встрепенуло их жизнь, что выбор между тем, оставаться ли Саше в медицине, или продолжать заниматься музыкой, становился все очевиднее. К этому времени Александр закончил ординатуру - очень хорошо, проявил там недюжинные способности, его сразу же взяли ассистентом на кафедру. ПС.ПРОДОЛЖЕНИЕ В МОЕМ ДНЕВНИКЕ, ЕЩЕ ; ЧАСТИ