ВСЕУКРАИНСКАЯ ПРЕМЬЕРА СТРАСТЕЙ ПО МАТФЕЮ |
9 апреля 2009 г. я имел честь и огромное счастье участвовать в премьерном исполнении в Украине оратории епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) "Страсти по Матфею" - монументальном произведении для солистов, хора и оркестра.
Написанные в 2006 году, "Страсти по Матфею" епископа Илариона неоднократно исполнялись в Москве, Риме, Торонто (Канада), Мельбурне (Австралия) и других городах. И вот в апреле состоялась премьера у нас - в Днепропетровске.
В основу произведения положено повествование из Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа. Это повествование, разделенное на 16 частей, исполняется нараспев в манере, характерной для чтения Евангелия в православном храме. Евангельские отрывки, читаемые на русском языке, чередуется с музыкальными номерами – речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы и звучит на церковнославянском языке. Некоторые номера исполняются только оркестром, другие – хором а капелла, во многих номерах оркестр и хор звучат вместе, взаимно дополняя друг друга.
Об авторе оратории можно прочитать на его сайте - http://bishop.hilarion.orthodoxia.org/
Епископ Иларион (Алфеев) обучался по классу композиции в Московской специальной музыкальной школе имени Гнесиных и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. С 1987 года – священнослужитель Русской Православной Церкви, с 2002 года – епископ. Автор более 600 публикаций, в том числе 20 книг, переведенных на многие языки. Автор ряда музыкальных произведений, в числе которых вокальный цикл "Четыре стихотворения Ф. Гарсиа Лорки" для тенора и фортепиано (1984), произведения для хора а капелла "Божественная Литургия" (2006) и "Всенощное бдение" (2006), а также "Рождественская оратория" для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического окрестра (2007) и симфония "Песнь восхождения" для хора и оркестра (2008).
Масштаб концерта — и в духовном и во временном смысле — велик и знаменателен.
"Страсти" были исполнены объединённым хором Спасо-Преображенского кафедрального собора и Днепропетровской областной филармонии (хормейстеры: Ольга Пучкова и дьякон Вячеслав Марцинков) и камерным составом Академического Симфонического оркестра Днепропетровской областной филармонии. Солисты: Игорь Сахно – Евангелист, Алёна Бокач – сопрано, Светлана Сошнева – меццо сопрано, Игорь Чернявский – тенор.
Музыкальное произведение для хора и оркестра "Страсти по Матфею" имеют свою уникальную историю. Об этом зрителю со сцены поведал несменный ведущий концертов "Место встречи — Остров классики" бакалавр теологии из Москвы Иван Дяченко. Оказывается, что уже в IV столетии вошло в традицию читать в церквах евангельское повествование о Страстях Господа, Его Распятии и погребении. А вот в XIII веке на Западе эти чтения приобретают некий театральный элемент. Эти повествования начали распределяться, так сказать, "по ролям". Один из священнослужителей пел партию рассказчика (евангелиста), другой — слова Спасителя, еще несколько — слова остальных персонажей, народ изображал, естественно, хор.
В начале XVI столетия историю "Страстей" насыщают ариями, канонами, фугами, добавляют музыкальные инструменты. Жанр развивается и перерастает в музыкальную драму. К концу XVII века жанр "Страстей" переживает упадок и, наверное, под натиском оперы совсем бы вымер, но явился Иоганн Себастьян Бах. "Страсти по Матфею" Баха — самые грандиозные и, пожалуй, самые глубокие из когда-либо написанных "Страстей". Ничто созданное ни до, ни после в этом жанре, не может сравниться с Баховскими шедеврами.
И нужно было обладать смелостью, мудростью и, конечно, глубокими знаниями, чтобы не побояться представить мировой общественности на суд новое произведение, новые "Страсти по Матфею". Именно это сделал в 2007 году православный архиерей, в то время епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев).
Мировая премьера "Страстей по Матфею" епископа Илариона, состоявшаяся два года назад в Москве всколыхнула как церковную, так и музыкальную общественность. Событие почти небывалое: священнослужитель, архиерей, написал музыку не для пения на клиросе, а для исполнения в концертном зале. Надо отметить и то, что в истории всей русской музыки отечественные композиторы на протяжении последних двух веков не обращались к жанру страстей, как крупной музыкальной форме. И сочинение Владыки, в этом смысле прокладывает новый путь. А в контексте европейской культуры, тоже премьера — впервые в истории этого жанра музыки страсти Христовы передаются сообразно православной традиции. То есть так, что в рассказе о Страстях Господних отсутствует натурализм, театральность, "страдания" потрясают не своим описанием физических мук, а духовным смыслом, когда на первый план сокровенно проступает грядущее Воскресение из мертвых.
Прочитать полностью об Всеукраинской премьере "Страстей по Матфею" - http://www.lestvitsa.dp.ua/absolut/showarticle.php?id=693
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |