-Метки

crfprf shpruch Карлов Мост Фаина Раневская Шекспир акварель александр блок ангел англия архитектура барышня болгария булгаков веер вербное воскресенье версаль весна гадание горы дерево дом с историей египет женский образ живопись замок изумруд икона иллюстрации иллюстрация индия история карикатура карпаты картина костюм кофе крылатая фраза легенда любовь мадонна макро макромир мистика миф мода монастырь море москва натюрморт новый год озеро осень открытка париж пасха пейзаж песах пещера питер поздравление портрет пословица прага прага. чехия природа притча птица пушкин религия ретро рождество роза роза. цветок россия санкт-петербург саратов сирень сказка сказка. осень снегурочка собор стихотворение сюрреализм театр тест традиция туман фарфор фото фотография франция храм художник художники картины живопись искусство цветок чай чехия шоколад юрий егоров. стихотворение япония

 -Рубрики

 -Стена

Нина-Яковлева Нина-Яковлева написал 16.11.2014 23:23:22:
мррррр)
БуТоН БуТоН написал 28.07.2014 00:14:17:
Мадлена_де_Робен Мадлена_де_Робен написал 16.07.2014 01:38:48:
ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ !!!!!!!
OlgaCHET OlgaCHET написал 20.05.2014 20:12:34:
Нина-Яковлева Нина-Яковлева написал 24.04.2014 10:23:03:
Обожаю Вас!)))

 -

Быстрый переход по страницам блога Мадлена_де_Робен:

 -

Радио в блоге

[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер себе
© Накукрыскин


Гений русского стиля. Фёдор Григорьевич Солнцев

Среда, 16 Июля 2014 г. 18:11 + в цитатник

 

Фёдор Григорьевич Солнцев  (1801-1892) - русский художник-археолог и художник-график, создатель целого направления в церковных художествах XIX столетия.

Фёдор Солнцев был блистательным художником, запечатлевшим в своих творениях Древнюю Русь. По эскизам художника в XIX в. создавалась церковная утварь, оклады к чудотворным иконам, раки и ларцы-ковчеги. А также созданы самые знаменитые сервизы в русском стиле – Константиновский и Кремлевский. Создавал художник и эскизы мебели.

Он был, как писали его современники, «одним из тех лучших и немногих, которые учили нас всех ценить и любить настоящую коренную Русь». Художественно-археологическая деятельность академика живописи Фёдора Григорьевича Солнцева оказала сильнейшее воздействие на культуру и культурную политику XIX столетия. «Древности Российского государства» и «Керченские и Фанагорийские древности», восстановительные работы в теремах и церквях Московского Кремля, художественное решение залов Кремлевского Дворца, открытие и восстановление мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Дмитровского собора во Владимире - этими трудами Федор Солнцев утверждал «русский стиль» и отстаивал художественное понимание значимого для России и русского народа триединства: «Православие, самодержавие и народность». В 1876 г. во время празднования 50-летия художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева главный редактор журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский указал, что работа его сопоставима только с ролью Н.М. Карамзина в развитии русской исторической науки и А.С. Пушкина в русской литературе.

 

Что такое русский стиль? Пять человек из десяти скажут, что это кокошники, наличники и матрешки. Трое - что это вид борьбы, какой-нибудь русской самозащиты. Двое пожмут плечами и отойдут в сторону. И никто, наверное, не назовет имя создателя русского стиля - замечательного художника, иконописца Федора Григорьевича Солнцева. А ведь вклад его в русскую культуру без преувеличения огромен. Вот почему и выставка, посвященная его наследию, которая открылась в Самарском епархиальном церковно-историческом музее, названа так: «Федор Солнцев - гений русского стиля». Открытие выставки состоялось 3 декабря 2010 года, она продолжится до 3 марта 2011. Для почетных гостей и первых посетителей выставки экскурсию провела Галина Владимировна Аксенова, кандидат исторических наук, Лауреат всероссийской историко-литературной премии имени Александра Невского, автор книги «Федор Солнцев - гений русского стиля». Выставка в Самаре стала и презентацией подготовленного Аксеновой этого уникального издания.

Фёдор Григорьевич показал, что знание своей истории и владение национальной культурой дает ту мощь и ту основу, которая позволяет государству успешно развиваться, - считает искусствовед Галина Аксенова. По мнению исследователя, Федор Солнцев в своем творчестве сумел соединить заново, создать мощный духовный мост между Россией допетровской, исконной и Россией его времени. Биография Федора Григорьевича Солнцева удивительна, необычна. Многие стереотипы про «отсталую», «лапотную» Россию показывают свою полную несостоятельность, стоит лишь бегло взглянуть на жизненный путь художника. Федор Григорьевич Солнцев был из крепостных крестьян графа Мусина-Пушкина (предок которого обнаружил единственный список «Слова о полку Игореве»). Родился и вырос будущий художник в селе Верхнее Никульское, что на Мологе, в Ярославской губернии. И сам из крепостных, сумел поступить в Санкт-Петербургскую Академию Художеств и блестяще ее окончить! В Академии Федор Солнцев пишет картину "Крестьянское семейство перед обедом" (1824), за которую получает золотую медаль. Перед ним открываются заманчивые перспективы. Он был назначен главным художником издательства Святейшего Синода и более двадцати лет преподавал иконопись на специально «под него» открытых иконописных курсах в Санкт-Петербургской Духовной семинарии! Такой карьере позавидовал бы, наверное, даже его барин, подаривший семье вольную. Но скорее всего, он был рад за своего гениального холопа. В 1830—1853 годах художник регулярно выезжал в древние русские города, где он «без устали зарисовывал старинную утварь и вооружение, предметы церковного культа и облачения, археологические находки и здания, иконы и фрески. Сохранилось около 5 тысяч акварельных рисунков художника, на которых запечатлены древности Киева, Чернигова, Новгорода, Смоленска, Полоцка, Рязани, Владимира, Суздаля и других городов и монастырей. Это своего рода энциклопедия русской средневековой и народной жизни в её вещественных памятниках». Сословные предрассудки не были помехой и для его брата, Егора Солнцева - он стал удачливым художником-мозаичистом, который увековечил свое творчество мозаиками в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Сам Федор Солнцев, пробившись «в люди», не забыл своих братьев-крепостных: стал помогать художникам из крестьян, которых тогда немало училось в Академии художеств. Всю жизнь поддерживал - и между прочим не дал ему спиться! - замечательного художника Андрея Рябушкина («Семья купца», «Русские женщины в храме»), помогал другому известному «академисту», Василию Максимову (наиболее известна картина «Приход колдуна на сельскую свадьбу»).

Огромная работа, проделанная Солнцевым по восстановлению Теремного дворца Московского Кремля, была высоко оценена императором. Его наградили бриллиантовым перстнем и пожаловали Кавалером ордена св. Владимира 4 степени.

- Русский стиль это то, что входит в наше сознание с молоком матери. Церковь Покрова-на-Нерли, София Киевская - это русский стиль. Ну а Федор Солнцев сумел развить это направление, придать ему черты современности, связать с новой уже эпохой. Русский стиль создан им на очень хорошей академической основе. За настоящим стилем всегда стоит крепкое академическое образование и подлинное знание. Этим и отличается стиль от китча - который лишь скользит по поверхности. Федор Солнцев обратился к древнерусскому искусству, переработал его - и уже на новом витке нам его преподнес, - говорит Г.В. Аксенова.

Фёдор Солнцев, ровесник века, прожил замечательную, плодотворную жизнь. Радующее долголетие, прожитое с большой пользой для любезного Отечества.

Рубрики:  история... костюма....
Россия забытая и неизвестная
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 8 пользователям

masha29   обратиться по имени Четверг, 17 Июля 2014 г. 05:50 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
эрилика   обратиться по имени Четверг, 17 Июля 2014 г. 13:32 (ссылка)
Интересно.
_1_~1hg (400x100, 45Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку