35 лет назад не стало Владимира Высоцкого |
25 июля исполнилось вот уже 35 лет с момента скорбного события в жизни многих, кто с детства (как я, например) слышал песни Владимира Высоцкого и видел его на экране. Увы, мне так и не довелось побывать в театре на Таганке, а вот с фрагментом спектакля «Гамлет» я знаком ещё со студенческих времён по дипломному фильму «Остановите Потапова!» Вадима Абдрашитова.
Кстати, составляя ровно пять лет назад список лучших, на мой взгляд, экранных работ Высоцкого, я включил эту среднеметражку в качестве «половинки» в перечень «8 1/2 ролей Владимира Высоцкого в кино и на ТВ». И поскольку являюсь кинокритиком, мне как-то сподручнее судить о нём как о киноактёре, отмечая те грани разностороннего дарования Высоцкого, которые ближе по собственному роду занятий.
Между прочим, мне посчастливилось однажды наблюдать за Владимиром Семёновичем во время работы - когда весной 1975 года на «Мосфильме» проводились кинопробы к будущей картине «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Александра Митты. Честно говоря, я был больше всего изумлён отнюдь не выбором именно этого исполнителя на роль прадеда Пушкина (а казалось бы - что общего у Высоцкого с арапом Ибрагимом Ганнибалом?!), а тем, как актёр явно звёздного статуса, если судить по нынешним меркам, неожиданно скромно, тихо и сосредоточенно существовал на съёмочной площадке - словно по контрасту кое с кем из менее прославленных партнёров, которые уже успели «зазвездиться» и вели себя довольно нахально и даже презрительно по отношению к другим.
Уже тогда у меня осталось впечатление, что Владимир Высоцкий будто стеснялся ажиотажа вокруг своей персоны и, вопреки ожиданиям, не был шумным, темпераментным, неистовым, буйным, каковым представлялся порою в песнях или же в некоторых ролях. Мне как-то по душе «негромкий Высоцкий», а также тот, что разрушал уже возникшие стереотипы относительно собственного имиджа и амплуа. Помню, что меня несколько резануло - в каком затрапезном и почти унизительном виде предстал он в небольшой роли в фильме «Единственная…» Иосифа Хейфица - поневоле казалось, что это довольно злой шарж на некоего доморощенного певца-забулдыгу. А всего лишь надо было отстраниться от ложного образа самого исполнителя и воспринять экранного персонажа в качестве точной и талантливо интерпретированной социальной зарисовки актёра с подачи режиссёра.
Кстати, у того же Хейфица двумя годами ранее была сыграна Высоцким действительно сложная и явно неоднозначная роль барона фон Корена в«Плохом хорошем человеке», экранизации чеховской «Дуэли», где даже можно было почувствовать в этом герое косвенные нотки предвосхищения идеологии немецкого фашизма. Скупость и лаконичность выразительных средств при воплощении вроде как благоразумного и вполне респектабельного по внешнему виду господина вступали в кардинальное противоречие с его демагогическими речами - и тогда оказывалось, что данный субъект, якобы выглядящий «хорошим плохим человеком», на самом-то деле опасен и страшен!
Человеческая двойственность и даже трагическое раздвоение мятущейся натуры редко когда дозволялись Владимиру Высоцкому на экране (как известно, список неутверждённых кинопроб может посоперничать с его не столь обширной фильмографией). Но отголоски этой актёрской темы, которая, по всей видимости, волновала и лично задевала Высоцкого, можно почувствовать не только в экранизации классики (как в роли Дон Жуана в «Маленьких трагедиях» Михаила Швейцера) или в одной из лучших советских лент о Гражданской войне - «Служили два товарища»Евгения Карелова. Как ни странно, определённый надлом в героях ощущается и в ранних картинах «Я родом из детства» Виктора Туроваи «Короткие встречи» Киры Муратовой, и даже в таком безусловном хите, обожаемом самой разнородной публикой, как минисериал «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Ведь Глеб Жеглов - почти что «Гамлет послевоенной Москвы», тоже по-своему мучающийся (только скрывая это глубоко внутри себя) из-за несоразмерности применяемых им решительных и порою не совсем законных методов в деле неотвратимого наказания тех, кто действительно вершит зло.
Не зря же исполнитель роли Гамлета с искренней болью произносил стихотворение Бориса Пастернака.
Вспомним и знаменитое пушкинское высказывание на этот счёт: «Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить умеешь ты свой труд. // Ты им доволен ли, взыскательный художник?».
Думаю, что Владимир Высоцкий точно был из породы истинно взыскующих и непреклонно взыскательных.
http://www.kino-teatr.ru/kino/blog/all/y2015/7-25/
Тут ещё есть интересный материал
Рубрики: | Высоцкий |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |