(накатило из френдленты)
***
- Вам помочь с выбором?
Барышня N идёт на покупателя грудью.
Покупатель в панике отступает к выходу.
Всего покупателей в магазине три.
Барышня N разворачивает башню ко Второму:
- Вам помочь с выбором?
Второй покупатель к атаке готов – он видел атаку на Первого:
- Спасибо, девушка, нет.
Барышня N разворачивается на каблуках и со всем нерастраченным профессионализмом наезжает на Третьего.
- Вам помочь с выбором?
Третий уворачивается – он видел вообще всё - и красиво отражает наезд ударом в челюсть:
- Господи, ну чем вы (?) можете помочь мне (!)?!
-и выражает лицом нечто среднее между аристократизмом и рвотой.
Барышня N давно не обижается на дураков – она привыкла. Дураки-покупатели попадаются барышне часто, почти всегда.
Барышня N мечтает стать хозяйкой бутика, а пока – пока она вынуждена работать продавцом-консультантом. В её обязанности входит продавать, консультировать и не обижаться на дураков.
При удачном раскладе жизненных обстоятельств хозяйкой бутика барышня станет. Для того, чтобы стать хозяйкой бутика, не нужны никакие умения, кроме умения правильно раскладывать жизненные обстоятельства. Хорошим продавцом барышня не станет никогда.
Потому что для этого нужно иметь талант.
Можно иметь два высших торговых образования, диплом магистра психологии и ноги от ушей - если ты бездарен, ты бездарен во всем, и удел твой – дураки, недостачи и классовая ненависть.
Можно быть дурой, можно быть косноязычной дурой, можно быть невоспитанной косноязычной дурой с облупленным маникюром – но, если у тебя есть талант, если ты умеешь угадывать, чего хочет покупатель, и умеешь ему это дать - ты будешь хорошим продавцом (выбросим в мусоропровод лицемерную добавку «консультант»- продавец должен продавать).
Однако, сразу оговоримся: хороший продавец - это не тот, кто способен продать снег эскимосу, а гавно - ассенизатору. Хороший продавец- это тот, кто может продать ассенизатору гавно, и убедить его в том, что гавно, купленное в этом магазине –лучшее гавно в мире, и покупать его нужно не реже, чем раз в неделю.
Хороший продавец – это артист, психиатр и Эвелина Хромченко в одном флаконе. Это вовсе не означает, что хороший продавец должен каждого учить, лечить и развлекать – напротив, чаще всего артистизм и психиатрические навыки нужны для того, чтобы вовремя и корректно уйти в сторону. Мой покойный отец - автор универсального для всех работников торговли Правила Номер Один: «Смотри в глаза покупателю». Там все написано – кто он, чего он хочет, какова его кредитоспособность, не милиционер ли он, и как часто он занимается сексом. Нужно только уметь читать. А прочитав, нужно уметь правильно использовать полученную информацию. Только и всего.
И никогда не забывать – продавец покупателю друг. А не враг. Если об этом помнит продавец, покупатель всегда поймёт, что перед ним не враг. И расслабится, и спрячет иголки, и почувствует себя как дома -и купит, и обязательно придёт ещё. (Впрочем, иногда покупатели чувствуют себя настолько как дома, что хватают продавца за сиськи, пускают ветры в примерочной и требуют связать им вот такую же кофточку, только пятьдесят четвертого размера и за пятьсот рублей - но это уже совсем другая история, и я, кажется, никогда её не расскажу)
Вернемся к нашей барышне N. Имя её вам, уважаемый читатель, знать ни к чему – это совершенно стандартная, среднестатистическая, обыкновенная барышня, каких пруд пруди в любом магазине вашей шаговой доступности, универсальный солдатик прилавка. Их нынче сотнями штампуют дешевые коммерческие ВУЗы, в которых они думают, что учатся на юристов.
Если сделать такой барышне замечание по поводу её танковой тактики общения с клиентами, она обязательно сделает круглые глаза еще круглее, и скажет: «а нас так учили на тренинге». Ну конечно - барышня где-то уже успела поработать. В каком-нибудь большом сетевом магазине – они все начинают с сетевых магазинов. Через месяц их оттуда выгоняют за леность и неуместные амбиции, но – увы, успевают навсегда испортить тренингами и семинарами. Странные люди, называющие себя психологами и специалистами в области управления персоналом за немалые и регулярные деньги учат сотрудников сетевых магазинов, как надо отпугивать покупателей.
Неокрепшие девичьи умишки загружаются инструкциями, суть которых состоит в следующем:
а) поймать покупателя у входа;
б) палить из всех орудий: «чем вам помочь! могу ли я помочь с выбором! у нас прямые поставки! не желаете оформить кредит! мы предлагаем дополнительное гарантийное! нокия плохой телефон! самсунг хороший телефон! все размеры в зале!»
в) ни в коем случае не позволять покупателю себя перебить.
Может, они и в самом деле думают, что это работает, но вот покупатели, как правило, думают, что было бы чудесно, если бы в торговых залах работали роботы.
На вопрос «чем вам помочь?» существуют только один логичный ответ: деньгами. Штампованные фразы рождают непробиваемое недоверие. Чтобы убедить человека, пришедшего в Евросеть за интеллигентной Нокией, что ему нужен галлюцинирующий, но нарядный Самсунг, нужно использовать какие-то невероятно эффективные и тонкие инструменты – даже не знаю, какие именно, может быть, кувалду. Прилично одетых людей приставания с кредитом нервируют – им кажется, что они одеты неприлично.
Армии бездарей указывают цель, дают команду: «кру-гом! шагом арш!», армия разворачивается к цели многотысячной жопой и буром прет в противоположную сторону. Вместо того, чтобы взять готовые быть отданными деньги, бездари всячески дают понять потенциальным клиентам, что их встреча была ошибкой, и больше в этот магазин приходить не стоит. Командование армии, судя по всему, тоже чего-то не понимает.
Конечно, талантов на всех не напасешься. Конечно, в этой профессии всегда было и всегда будет много случайных людей. Конечно, эта профессия считается престижной только в Египте. Конечно, все хорошие продавцы давно согреты и обласканы своими работодателями. Конечно, в условиях огромной торговой сети невозможно учесть индивидуальные особенности каждого идиота.
Но есть единое для всех идиотов правило: идиоты и креативность не совместимы.
Идиоты с креативностью не справляются - они её извращают, уродуют, выворачивают идею наизнанку. Лучше было бы, если бы их учили молчать. Если бы великолепный Чичваркин личным примером показывал своим продавцам, как надо втюхивать Самсунг, я покупала бы по Самсунгу в неделю. А пока я обойдусь своим стареньким –лишь бы на меня не наезжал мальчик с немытой головой: «вам помочь с выбором! самсунг хороший!». Да и Чичваркин всё равно уже эмигрировал..
Что сказать на прощанье барышне N? Что лучшее для нее –это Макдоналдс? Так не поверит же. Пойдет дальше креативить согласно тренингу. Года через два разочаруется в торговле окончательно и уйдет в маникюрши. Они все потом уходят в маникюрши. Редко кто становится хозяйкой бутика - да никто, практически..