-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
15:27 27.06.2009
Фотографий: 190

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нэдди

 -Интересы

собираю открытки с актерами.

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) NIAGARAMUSIC

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.11.2008
Записей: 133
Комментариев: 136
Написано: 372


АЛЛА НАЗИМОВА

Вторник, 22 Сентября 2009 г. 12:47 + в цитатник
1 (237x298, 6Kb)
22.05.1879 – 13.07.1945

Рост 160 см.

Ее творческая карьера, на первый взгляд, может показаться идеальным воплощением Американской мечты. Невысокая, хрупкая актриса Московского МХАТа стала звездой Бродвейских театральных подмостков и Голливудских киностудий, известной именно как Назимова безо всяких подделок под стиль «рюсс», всех этих «...офф» и прочие. Приезжавшей из своего особняка на съемочную площадку к приме, обращались почтительно и с боязнью: «Мадам» – суровый нрав актрисы был известен. И лишь близким друзьям позволялось ее называть «Аллой». Неутомимая «мадам» долгое время была самой высокооплачиваемой актрисой «Метро», финансируя собственные проекты и играя, естественно главные роли, она контролировала буквально все – от сценария до подбора актеров на второстепенные роли. Недоброжелатели завидовали ее энергии и таланту, остальные – боготворили.
Одаренная ученица школы Станиславского, она реформировала традиции театральной Америки. Ее называли второй Дузе, а Теннеси Уильямс, еще студентом видевший ее в «Приведениях» Ибсена, признавался: «Это было одно из тех незабываемых впечатлений, которые заставили меня писать для театра. После игры Назимовой хотелось для театра существовать».
Но ее роман с Голливудом, вопреки принятому мнению, сложился не так счастливо. Назимова была столь яркой индивидуальностью столь оригинальна и своеобычна была ее актерская манера, что почти все картины с ее участием оказывались намного ниже уровня самой актрисы. Назимова была звездой, чей свет выжигал все окружающее. Известно, что многим российским актрисам (Ольге Баклановой, Лиле Кедровой, Анне Стэн, Марии Успенской) довелось сделать вполне удачную заокеанскую карьеру. Но ни одна из них не имела столь шумного и скандального голливудского взлета как легендарная Алла Назимова. Кем может стать девочка, родившаяся в Ялте в семье фармацевта-еврея Якова Левентона? Наиболее вероятный сценарий развития событий – выход замуж за частнопрактикующего врача или аптекаря, воспитание детей, а для разнообразия - посещение синагоги и сплетни с соседками. Но судьба распорядилась иначе и возвела Мириам Эдес Аделаиду Левентон в звезды театра и кино.
Будущая актриса родилась 22 мая 1879 года в Ялте, и была третьим ребенком в семье крымского фармацевта-еврея Якова Левентона и его жены Сони Горовиц. Еврейская семья Левентон жила на Украине. Ее предки были изгнаны из Испании в XV веке. Ее родители часто ссорились друг с другом, и потому Мириам провела большую часть первых лет жизни на попечении у близких и дальних родственников. Затем ее семья перебралась в Швейцарию, где мать из-за рукоприкладства супруга развелась с ним. После развода родителей Мириам и двое ее братьев некоторое время жили на попечении в швейцарской семье. Там она изучала немецкий и французский языки и, с раннего детства обнаружив музыкальные способности, в возрасте семи лет начала брать уроки игры на скрипке. Там, под Цюрихом, она жила до десятилетнего возраста. Сын хозяина, умственно отсталый парень, приобщил маленькую, ничего не понимающую девочку к сексу. Несомненно, это было для нее серьезной травмой и, возможно, сыграло роль в том, что впоследствии Назимова станет бисексуальной. По мнению Фрейда, гомосексуальной ориентации способствует ранний страх перед сексом и отсутствие у ребенка "нормального отца".
Вскоре ее отец снова женился и увез дочь обратно в Ялту. Когда Алла вернулась в Ялту, ей пришлось сносить нотации суровой мачехи и побои жестокого отца… Оказавшись на родине, девочка продолжала совершенствовать игру на скрипке, и в 1889 году ее наставник пригласил Мириам выступить на ежегодном новогоднем концерте. Отец, считая увлечение Мириам постыдным и не желая, чтобы местная общественность узнала, что дочь состоятельного аптекаря выступает на сцене, настоял на том, чтобы она взяла псевдоним. Мириам выбрала свое второе имя Аделаида и фамилию Назимова, в честь героини недавно прочитанного романа «Дети улиц». Концерт прошел удачно, но после отец сильно избил Мириам, в результате чего в душе актрисы на долгие годы поселился страх перед аудиторией и склонность к депрессии после выступления. В 1895 отец отправил ее в католическую женскую школу в Одессе. Алла училась неровно, часто дерзила учителям.
Когда девушке исполнилось пятнадцать лет, она поступила в Одесское Филармоническое училище. В Одессе в Мириам впервые пробудился интерес к сцене — дочери владелицы пансиона, где она поселилась, выступали в местном театре и часто репетировали на глазах у девушки. После смерти отца Алла дошла до того, что с голоду воровала еду у постояльцев, а потом даже пыталась торговать собой. Спасло появление богатого любовника - горького пьяницы, который увлекся хорошенькой актрисой и снял для нее приличную квартиру.
Ее брат, к тому времени из-за болезни отца назначенный опекуном сестры, воспротивился ее желанию стать актрисой, но в 1898 году уступил, и семнадцатилетняя Мириам уехала в Москву, где под псевдонимом Алла Назимова стала брать уроки у знаменитого Константина Станиславского в его школе актерского мастерства при Московском Художественном театре.
В 1899 году Алла вышла замуж за молодого актера Сергея Головина. Их брак оказался неудачным. Супруги вскоре стали жить порознь, хотя неизвестно, развелись ли они когда-нибудь официально. Затем Алла вернулась в МХАТ, но уже через год, разочаровавшись в манере преподавания Станиславского, навсегда покинула школу и месяцем позже подписала контракт с кисловодским театром.
В Костроме, куда она приехала со спектаклем, Алла познакомилась с легендарным актером тех лет Павлом Орленевым, близким товарищем Чехова и Горького. Между актерами вспыхнул бурный роман. В 1904 году в составе театральной труппы они отправились на гастроли в Европу, где с блеском играли на сценах Лондона и Берлина. Публика с восторгом приняла Аллу, и вскоре она стала одной из ведущих театральных прим того времени. В феврале 1905 года Назимова и Орленев уехали в Америку и провели на гастролях полтора года, представив публике классические постановки «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Толстого, «Евреи» по пьесе Чирикова, спектакли по пьесам Чехова и малоизвестного тогда Ибсена. Менеджером труппы в этом турне была известная анархистка Эмма Гольдман. Поначалу казалось, что в Америке можно найти русскоязычную театральную нишу, играя для многочисленных эмигрантов пьесы Чехова, Горького и Ибсена. Но муж Назимовой не был «подарком» в быту и часто уходил в запой. Союз с Орленевым стал для Аллы прекрасной профессиональной школой, у него она училась виртуозному владению своим телом и голосом, запоминала его эффектные режиссерские приемы. Но жить с ним было тяжко. В пьяном виде он был невыносим, скандалил, называл Аллу жидовкой. Ей приходилось не только отхаживать Павла после запоев, но и работать на пределе сил: шить костюмы, заведовать бутафорией и музыкальной частью. В один прекрасный день нервы Назимовой не выдержали, и она возвратилась в Москву. Однако, испуганная грохотом «первой русской революции», она поспешила взять билет назад, за океан.
Несмотря на высокие оценки критиков, актеры были сильно стеснены в средствах, так как не ставили коммерческих постановок, и в мае 1906 года Орленев и остальная часть труппы вернулись в Россию. Назимова же осталась в США и подписала контракт с легендарным театральным продюсером Ли Шубертом. 27-летняя Назимова осталась одна в чужой стране. Ей было страшно. В дневнике она пишет, что завесила окна, заперла дверь и на полчаса "позволила себе роскошь" предаться отчаянию: каталась по полу, рвала на себе волосы и выла, как безумная. Но она была умной и стойкой женщиной. Ясно сознавая, что в Россию ни за что не вернется, она приготовилась жить и думать по-новому и решительно настроилась на успех.
Чтобы добиться признания за океаном, Алле необходимо было выучить язык, и она начала брать уроки английского у некоей Каролины Харрис. Будучи матерью-одиночкой, Харрис часто приводила на занятия своего сына Дикки, будущего актера Ричарда Бартельмеса (в 1916 году благодаря протекции Аллы он вместе с нею дебютировал в кино в фильме «Невесты войны»). Решив во что бы то ни стало завоевать настоящее признание американской публики, Алла Назимова за четыре месяца довела свой английский почти до совершенства и осенью 1906 года с шумным успехом сыграла свой первый англоязычный спектакль.
В 1912 году Назимова познакомилась с актером Чарльзом Бриантом. Несмотря на то, что ее брак с Сергеем Головиным скорее всего не был официально расторгнут, они считались супругами и были вместе до 1925 года. Бриант был партнером Аллы в десяти фильмах.
На протяжении следующих нескольких лет Назимова активно играла на подмостках Бродвея и добилась большой популярности. В 1915 году она сыграла главную роль в антивоенном драматическом спектакле «Невесты войны» — истории о женщине, которая, потеряв в Первой мировой войне двоих братьев, стала организовывать антивоенные акции протеста, в результате чего попала в тюрьму и там застрелилась. Талантливая игра актрисы привлекла внимание продюсера Льюиса Селзника. Он захотел снять фильм по мотивам пьесы и предложил актрисе гонорар в 30 тысяч долларов плюс тысячу долларов за каждый съемочный день сверх графика. Она согласилась и таким образом в 1916 году, когда актрисе было уже тридцать семь лет, состоялся ее дебют в кино. Популярность фильма обеспечила Алле пятилетний контракт на невероятно выгодных условиях с Metro Pictures. которая в 1924 году слилась с Goldwyn Pictures и превратилась во всемирно известную студию MGM. Кинокомпания предложила актрисе гонорар в 13 тысяч долларов в неделю — на 3 тысячи больше, чем получала Мэри Пикфорд, — и право самостоятельно выбирать режиссёра, сценарий и партнера для фильмов.
В 1918 году Назимова, не прекращая играть в театре, снялась в главных ролях в мелодрамах «Чудесное явление», «Игрушки судьбы» и «Око за око», и во всех трех картинах неизменным партнером актрисы становился ее любовник Чарльз Бриант, с которым она жила в гражданском браке с 1912 года. В последнем фильме, где она сыграла влюбленную во французского офицера дочь арабского шейха, Назимова помимо прочего выступила в качестве продюсера и со-режиссера Альбера Капеллани. Два ее следующих фильма, драмы 1919 года «Из тумана» и «Красный фонарь», вновь срежиссированные Капеллани, снискали не меньший успех, однако фильм «Непоседа» был принят более прохладно, и актриса впервые почувствовала вкус неудачи.
В 1919 году актриса приобрела за 65 тысяч долларов особняк в испанском стиле по адресу Сансет Бульвар, 8080, и назвала его Сад Аллы. Напротив входа располагался бассейн, а на территории вокруг дома Назимова разбила обширный парк. В этом доме актриса часто устраивала вечеринки, на которых собирались сливки голливудского киносообщества тех лет — Чарли Чаплин, сестры Дороти и Лилиан Гиш, Теда Бара, Глория Свенсон, Фатти Арбакль и многие другие.
Назимова продолжала работать и после роли танцовщицы-француженки в мелодраме 1920 года «Сильнее смерти», которая с успехом прошла в кинотеатрах, частично восстановила свое положение. Однако качество ее картин понижалось, и в начале 1920-х она скатилась с четвертого на двадцатое место в рейтинге популярных актеров журнала Photoplay.
В 1920 году на экраны вышла ее первая комедия «Миллиарды», снятая по сценарию Брианта. Художником по костюмам и декоратором фильма выступила Наташа Рамбова, подруга Аллы и будущая жена киноидола 20-х Рудольфа Валентино. В 1921 году Назимова снялась вместе с Валентино в экранизации романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.
После мелодрамы 1922 года «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена Назимова приняла участие в одном из самых известных своих фильмов — экзотической драме «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда. Режиссером фильма стал ее любовник Бриант, декорациями и костюмами вновь занималась Наташа Рамбова, а Назимова не только исполнила скандальную роль Саломеи, но и сама написала сценарий, спродюсировала и вложила в его производство собственные средства. Все это не спасло фильм от грандиозного провала в прокате, как в Америке, так и в Европе.
Так как репутация Аллы как киноактрисы была испорчена, она вернулась в театр. Примечательно, что именно ее выступление в спектакле по пьесе Ибсена «Привидения» вдохновило Теннесси Уильямса стать писателем (а тремя десятилетиями ранее ее игра восхищала другого выдающегося драматурга, Юджина О’Нила). Время от времени она продолжала сниматься в кино — в 1924 году появилась в картине «Уличная Мадонна», затем в 1925 году снялась в драме «Мой сын» и низкобюджетном фильме «Искупленный грех».
В 1928 году, испытывая недостаток в средствах, Алла была вынуждена продать свой любимый особняк, а после того, как внутри него был устроен отель под названием «Сад Аллаха», жила в одном из его номеров.
На сцене театра Алле продолжала сопутствовать слава, а на киноэкраны актриса вернулась только в начале 1940-х, сыграв после пятнадцатилетнего перерыва в пяти картинах.
Еще при жизни актрисы ходили слухи о ее гомосексуальности. Ее роман с юной художницей Наташей Рамбовой дал немало поводов для фривольных заметок в желтой прессе. Как впрочем, и скандальные ночные party, где предавались утехам любви тогдашние голливудские знаменитости. В 1921 году она сыграла с Рудольфом Валентино в «Даме с камелиями». И именно он вскоре нанес ей глубокую любовную рану, женившись на Рамбовой. Так, в числе ее любовниц упоминались Талулла Бэнкхед, первая жена Валентино Джин Эккер, Мод Адамс и поэтесса Мерседес де Акоста, известная своими лесбийскими связями со звездами Голливуда. В 60-х Акоста опубликовала мемуары, в которых красочно описывала свою первую встречу с Назимовой в 1916 году. Тем не менее, прямого указания на то, что между ними была любовная связь, в мемуарах не содержится, а суть их дружбы передается в очень завуалированных выражениях.
В 1936 году у актрисы был диагностирован рак груди. Последовала мастектомия, и после операции болезнь, к счастью, не возобновилась. Алла Назимова скончалась в лос-анджелеском Госпитале добрых самаритян от тромбоза веночных сосудов 13 июля 1945 года. Актрисе было шестьдесят шесть лет. На похоронах Назимовой читали вслух отмеченные ею отрывки из двух книг, лежавших на ее ночном столике: "Этика" Спинозы и "Размышления" Марка Аврелия. У Спинозы ее привлекла мысль об относительности понятий "хорошее-плохое", "красивое-уродливое" - человек произвольно дает эти названия тому, что он желает или отвергает. Марк Аврелий писал о тщетности славы, о том, как забывается и уходит в Лету все на свете...
А ведь наша соотечественница Алла Назимова прославилась как первая, поистине современная актриса американского театра и звезда Голливуда. Но после ее смерти, полвека назад, она почему-то оказалась забыта. И лишь в прошлом году, наконец, вышла первая книга, написанная Гэвином Лэмбертом и рассказывающая о ее жизни. Несмотря на преследовавшие ее неудачи, актриса сделала все что могла в своей яркой, сверкнувшей, словно комета, жизни. Не обстоятельства управляли ее судьбой - она сама. Игра Назимовой и фильмы, ею снятые – прежде всего «Соломея», - вошли в историю кино, как дерзкий эксперимент прививки европейского искусства к американскому коммерческому «дичку», и не вина актрисы в том, что эксперимент провалился. На фоне других вамп прошлого - Кабирии (« Кабирия» Дж. Построне), Клеопатры («Клеопатра» Дж. Кьюкора), королевы Атлантиды («Атлантида» Жака Фейдора), ее Соломея выделяется не только мастерством изобразительного решения, но и идейной трактовкой, отражающей тревоги «fin de siecle».
Этот шедевр Назимовой дал вдохновение целой череды «римейков» классического сюжета. Но ни Рита Хейворт в фильме Уильяма Дитерлея «Саломея», ни Гленда Джексон в «Последнем танце Саломеи» Кенна Рассела не внесли в трактовку образа чего-то существенно нового. Хрупкая, капризная нимфетка Назимовой навсегда осталась легендой Великого Немого… Маленькой актрисе не удалось побороть американского Левиафана. Но сегодня ясно, что без ее усилий кинематограф 20-х развивался бы несколько иначе. Очень жаль, что мало качественных фотографий.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

Назимова дружила с актрисой Эдит Лакетт и была крестной матерью ее дочери Нэнси, будущей жены 40-го президента США Рональда Рейгана.
Публика называла Аллу Назимову Мадам.
В 1977 году Кен Рассел снял фильм «Валентино» о жизни Рудольфа Валентино, в котором роль Аллы исполнила актриса Лесли Кэрон.
Актриса была удостоена звезды на Голливудской Аллее Славы.
Во времена нэпа ленты с участием Назимовой с успехом шли в СССР, однако, начиная с куда менее «либеральных» 30-х, ее имя было практически напрочь стерто из памяти соотечественников.



КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ:

*Послушайся совета старухи: найди счастье и цель внутри себя. Не надейся, что их дадут тебе другие - в конце это уже не получается*
*Чтобы себя выразить, следует быть свободной*



Метки:  

Процитировано 1 раз

Аноним   обратиться по имени Пятница, 25 Сентября 2009 г. 10:51 (ссылка)
Замечательно, что кто-то еще помнит Аллу Назимову- великую российскую и американскую актрису. Хочу добавить.На киноэкраны актриса вернулась только в начале 40-х годов, сыграв в фильмах "Побег"/антифашистская драма, 1940 г/, "Кровь и песок"/экранизация романа В.Бласко Ибаньеса ,1941 г/, "В наше время",1944 г.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Ketevan   обратиться по имени Среда, 28 Октября 2009 г. 01:10 (ссылка)
Нэдди, Спасибо большое,дорогая!!! С большим интересом читаю твои посты и многое узнаю!!!Прекраный пост!!!
колобок с листочками (115x84, 41Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку