-Я - фотограф


0 фотографий

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Людмила_Есипова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.08.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 20086


Мысли впись

Суббота, 12 Декабря 2015 г. 19:34 + в цитатник
Критика системы образования вечна, как само образование. Предложений много, но они все местечковые: искоренять предлагают кто министерство, кто учеников, кто учителей, иногда всех и махом. Ностальгия по советскому обучению бродит в подобных опусах фоном даже у тех, кто СССР застал только в слюнявом возрасте.

Но почему-то никому не приходит желание высказаться по вопросу: а что делать-то потом с этим образованием?

Ломать не строить, большого ума не надо. Достаточно только разрушительной энергии, что ниже пупка скапливается в нереализованной форме, и всё, разрушительное дело произведено, чувство удовлетворения достигнуто. На пять минут.

Дальше надобно для завершения почесать затылок или что там чешется, и всё. Дело в том, что разрушители по сути своей никогда не бывают созидателями. Поэтому, если кто-то предлагает весь мир разрушить, а потом построить новый, пустобрёхи и недоумки. Кто был ничем, тот никогда не станет всем.

Это только в эзотерике ноль есть ничто и всё.

В материальной будничной жизни человечка всё, как в учебнике физики. Одноимённые полюса отталкиваются, а разноимённые, соответственно, притягиваются. И минус на плюс даёт минус, граждане и ничего более. Хотите разрушить существующую систему? Не нравится просто потому что не нравится её качество? А может министр лицом не по нраву, или классная дама Марьивана нахамила?

Да, образование трясёт по всем инстанциям. Так это не само по себе, а в системе общественно-экономических отношений. А какие сейчас у нас общественно-экономические отношения? Капитализм с дикой мордой? Опустившийся социализм в возрасте маразма?

А может честно признаться, что и не прекращался ни на минуту рабсизм. Что рабство с появлением денег ни на минуту не прекращалось. Советский строй был самой замаскированной его формой: эксплуатация с выдачей социальных пряников по разнарядке и игра в свободу слова и выбора большинства с учётом меньшинства.

Справедливости ради надо признать, что социализм из всех измов самый человечный и близкий к народу. Но родимые пятна остались.

Так что образование всегда, во всех системах было направленно не на развитие творческой личности, а на обучение винтика в системе. Возможно качественного и даже умного, но винтика, который будет служить верой и правдой существующей системе.

Творческие личности всегда пробивались во все века с трудом, с большим риском для жизни.

Самая большая сложность, с которой столкнулось современное сообщество обучителей -это нежелание обучаемых ими детей быть винтиками. Нынешним детям вообще проще прикинуться не желающими быть кем-то, притвориться глупыми и бездельниками. Аутистами, наконец.

Они такие.

Так, что имеем в сухом остатке?

Кризис системы, в том числе и образования. Неспособность найти разумное решение данной проблемы и отсутствие методов превращения хаоса в систему. Не на развалинах старой построить, а начать с её переосмысления и переделки мягкими способами. Не навредить.

Можно, конечно, проще.

Поставить высокую планку при приёме в ВУЗ. А параллельно провести честную аттестацию на способность преподавать самих преподавателей, вплоть до ректора.

Запретить частные ВУЗы.

Останется минимум, здоровый и грамотный. Года через 3 обучение будет качественным, немногочисленным и главное, под контролем.

Как видите, в отличие от фантазёра Сандукова ( тут ссылка http://obrazovanie.by/sandakov/kak-razvalit-obrazovanie.html), я не убить предлагаю, критикуя систему, а оздоровить,и перед этим малость придушить.

Но мы же ещё не совсем ум потеряли, да? Собирать негатив и хаять систему заодно с первоисточниками хая не будем? Хотя это и проще, но бессмысленно.

Итак, первый и главный вопрос: Чего мы хотим от образования школьного и вузовского? Давайте думать, думать, честно думать.

А пока немного исторических зарисовок.

До пятилетнего возраста Алексей Михайлович Романов по обычаям того времени воспитывался в тереме Московского дворца и был окружен мамками и няньками.

С пяти лет его воспитателем и единственным учителем был назначен боярин Борис Иванович Морозов. Сначала он учил маленького царевича грамоте по букварю. Потом чтению церковных книг: Часослова, Псалтыри и Деяния святых апостолов.

И только через два года в возрасте семи лет царевич начал обучаться письму, а в девять — церковному пению.

Царевича Петра I также начали обучать грамоте с 4-х лет. Его учителем был дьяк Никита Зотов, который "хотя и не знал наук и языков, но был... довольно сведущ в истории, особенно отечественной".

Зотов рассказывал царевичу о лицах и событиях родного прошлого, пользуясь в качестве иллюстраций к своим рассказам самодельно изготовленными для того "потешными книгами» с картинками. Они вместе строгали, пилили, делали деревянные игрушки.

В 8 лет, научился читать и писать.

Уже став царём, Пётр I, чтобы научиться строить боевые корабли, тайно едет в Голландию работать простым корабельным плотником. Затем отправился учиться корабельному делу сначала в Амстердам, потом в Лондон. У немцев в Кенигсберге Петр постигал искусство артиллерийской стрельбы.

Несистемное образование, полученное им в детстве, позволило Петру I навести в русском языке хаос, который потом пришлось разгребать Ломоносову, но это другая история.

Своему сыну Алексею Пётр I нанял уже несколько учителей, которые учили его не только чтению и письму, но и геометрии, иностранным языкам, истории, военному делу.

По приказу Екатерины II в России появляются первые городские школы, училища, Смольный институт благородных девиц, основана Российская академия наук.

А для царских детей Императрица разработала особую программу обучения и воспитания: наследников не баловали, приучали к физическому труду.

К обязательному обучению чтению, письму, математике, иностранным языкам, истории и военному делу распорядилась добавить новые уроки.

Екатерина II указывала:

“Доброй походке и наружности ничем лучше выучиться нельзя, как танцеванием”…

Следует обучать царских детей “всему тому, что телу придает силу и поворотливость…”. А именно: верховой езде, фехтованию, вольтижированию, плаванию, ружейным приемам.

А если дети изъявят охоту точить или заниматься каким-либо другим ремеслом, то не отвращать их от этих занятий.

Таким образом, добавились такие уроки как музыка, рисование, труд, география, астрономия, фехтование, плавание, физкультура, танцы, верховая езда и вольтижирование.

Павел I установил порядок престолонаследия - от отца к старшему сыну.

Это позволяло более или менее точно знать, кто будет следующим государем, а значит воспитывать и обучать цесаревича сообразно его великой миссии.

От рождения и до 7 лет царских детей по старой традиции воспитывали женщины: русские кормилицы и няни-англичанки.

Уже с 5 лет детей начинали учить грамоте. Пятилетнего цесаревича приучали к стреляющей пушке, показывали, как сменять караулы и разводить часовых.

С 7 лет

– цесаревичу присваивается офицерское звание;

– русская рубашка заменяется на гусарскую куртку;

– на придворных церемониях он теперь будет появляться в качестве офицера.

– за цесаревичем прекращается уход нянь.

– его отделяют от братьев и помещают в Собственные комнаты;

– его воспитателями и учителями становятся военные офицеры

Николай II учился 6 дней в неделю по 10 часов в день.

Для Ники – будущего царя Николая II лекции читали учёные с мировым именем.

Больше всего Николай увлекался историей, с особым вниманием и интересом изучал жизнь и дела великих полководцев и правителей прошлого. Царский библиотекарь снабжал его лучшими книгами из разных стран.

Неплохо цесаревич играл на фортепьяно, обучался игре на скрипке, рисовал. Усидчивость и аккуратность — вот что отличало мальчика уже с раннего детства.

В программу образования Николая II входили путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом.

В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер «Память Азова» в составе эскадры для путешествия на Дальний Восток. За девять месяцев со свитой посетил Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а позднее — сухим путем из Владивостока через всю Сибирь возвратился в столицу России.

За 13 лет обучения Николай II окончил большой гимназический курс и получил 2 высших образования.

Став царём, Николай II позаботился об образовании своего народа: было открыто много бесплатных школ, создано множество техникумов, институтов и университетов в разных городах. И вскоре Россия обогнала в этом отношении другие европейские страны, стала мировым лидером в области технического образования.

Советские историки часто ссылались на перепись 1897 года, она свидетельствовала, что в Российской империи только 21 процент населения умеет читать и писать. Однако то, что происходило в дальнейшем, предпочитали не замечать. Но вот данные первого издания Большой советской энциклопедии об уровне образования новобранцев в Российской империи. В 1900 году насчитывалось 49 процентов грамотных призывников. А накануне Первой мировой войны уже 73 процента новобранцев были обучены грамоте.

Получается, за 13 лет в царской России почти ликвидировали неграмотность. Это неудивительно, учитывая, что каждый год в империи открывалось 10 тысяч школ. Согласно переписи 1911 года начальную школу посещали только 43 процента детей. Но надо учесть, что в те годы в крестьянских семьях отправлять девочек учиться было не принято. Академик Сапрыкин утверждал, что «к 1917 году в великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков и 50 процентов девочек».

Последний император вошел в отечественную историю как государственный лидер ХХ века, при котором расходы на образование росли быстрее, чем военные расходы. По расходам на обучение на душу населения мы опережали другие страны Европы.

В Англии тратили 2,84 рубля в год на человека, в Германии - 1,89, а в России - 3,7 рубля.

При нем в 1908 году было введено бесплатное начальное образование.

Кстати, учителя тогда были уважаемым сословием. Минимальная зарплата школьного преподавателя составляла около 1000 рублей в год (рабочий получал 260 - 270 рублей). Нетрудно высчитать месячный оклад: царский педагог получал 91 тысячу рублей ежемесячно в пересчете на наши деньги.

Заметьте, отец Владимира Ленина в качестве директора народных училищ Симбирской губернии зарабатывал в общей сложности 3500 рублей в год. Это около 300 тысяч рублей в месяц в условиях нынешней России.

Бытует расхожий тезис, что при царе пропуск в университеты для «кухаркиных детей» был заказан. Безусловно, общество было разделено сословными барьерами. Но недавно центр социологических исследований Московского государственного университета составил портрет студента МГУ образца 1904 года. Выяснилось, что 19 процентов студентов были выходцами из деревни. При этом каждый пятый учащийся происходил из семьи, имущественное положение которой оценивалось ниже среднего.

Стоит добавить, что только у каждого четвертого студента отец имел высшее образование. Это говорит о том, что изрядное число студентов самого престижного вуза империи были представителями социальных низов.

Доктор исторических наук Сергей Волков приводит другие цифры: в 1897 году доля потомственных дворян среди студентов всех вузов составляла 22,8 процента. Через 20 лет, перед революцией 1917 года, их прослойка сократилась до 10 процентов за счет притока в вузы представителей «подлого племени». Именно эта волна дала миру основателя вертолетостроения Сикорского, крестного отца телевидения Зворыкина, выдающегося авиаконструктора Туполева...

КСТАТИ

Какое образование получил Остап Бендер.

Помните этот диалог из «Золотого теленка» между Остапом Бендером и Васисуалием Лоханкиным:

«... - Скажите честно, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность?..

- Из пятого, - ответил Лоханкин.

- Золотой класс! Значит, до физики Краевича вы не дошли?..»

Этот пассаж полон тайных смыслов, которые легко расшифровывали современники Ильфа и Петрова.

Константин Дмитриевич Краевич, однокурсник Менделеева, был автором «Курса физики», изучать который начинали в 6-м классе царской классической гимназии. Он был написан исключительно тяжеловесным, заумным и сложным для понимания языком. Чаще всего из гимназии исключали именно в связи с неуспеваемостью по физике.

Авторы «Золотого теленка» подчеркивают, что Лоханкина исключили еще до начала изучения физики Краевича, для того чтобы сделать образ «интеллектуала» еще карикатурнее. Ильф и Петров отказали своему сатирическому герою, либеральному интеллигенту, не только в силе воли и мужестве, но и в уме.

Кроме того, этот эпизод лестно характеризует уровень образования Остапа Бендера. Он не только знаком с физикой Краевича, но и сохранил довольно точные представления об этой науке. Впоследствии мы встретим такую цитату: «Вы знаете, Зося, - сказал Остап, - что на каждого человека, даже партийного, давит атмосферный столб весом в 214 кило. Вы этого не замечали?»

В книге есть указание на учебное заведение, где учился великий комбинатор. Это частная гимназия Илиади, которая была открыта в Одессе в 1906 году (сейчас школа № 68). Выпускник гимназии должен был свободно владеть двумя иностранными языками, помимо латинского и древнегреческого!

Помните, как с помощью латинских исключений «Пуэр, соцер, веспер, генер, либер, мизер, аспер, тенер!» Остап поверг в смятение ксендзов и выиграл битву за бессмертную душу Козлевича? Вероятно, Остап Ибрагимович окончил курс гимназии, а значит, его уровень образования можно сравнить с багажом знаний выпускника ВУЗа.
Рубрики:  мыслители и я с ними
оздоровление
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку