-Я - фотограф

ВЛАДИМИР ПАЛАМАРЧУК : персональная выставка

Художник с семьёй

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в arttania

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.08.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 684


Образы Великой Богини в Трипольской культуре.

Понедельник, 10 Октября 2016 г. 18:18 + в цитатник
Цитата сообщения Dancing_Witch Образы Великой Богини в Трипольской культуре.


Трипольская культура одна из археологических загадок, волнующих умы уже не первое десятилетие. Причем волнуются не только ученые, но и люди, не связанные с археологией ничем, кроме школьной программы пятого класса, политики, меценаты, культура и интеллигенция. Материалов из раскопок накоплено более,чем достаточно, написано уйму книг - достоверных и аполитичных, а так же абсолютно заангажированных, высосанных из пальца в угоду изменчивой политической ситуации - но куда и как исчезла довольно мощная цивилизация, сравнимая с теми, что существовали в аналогичное время на Ближнем Востоке, до сих пор толком не обьяснили...

Под Винницей сохранились земляные насыпи - валы - которые окружали одно из таких поселений древней истории:"в урочищі Городище, яке знаходиться неподалік Немирова, виявлено залишки поселення трипільської культури. В цьому ж урочищі знаходиться одне з найбільших (150 га) скіфських городищ VIІ – VI ст. до н.е. Воно оточене могутніми валами – 32 метри завширшки, 9 метрів заввишки та 5,5 км завдовжки. В Х – ХІ ст. на цьому місці існувало древньо-руське поселення."





Меня Триполье заинтересовало по чисто ведьмовским мотивам - я ищу истоки того, что мы сейчас называем языческой магией, народными обрядами и колдовством, а так же корни Старой религии. И хотя об этом уже писали такие "столпы" оккультизма, как Фрэзер и Элиаде, все знают о неолитических культах Богини-Матери - меня интересуют связи, которые возможно существуют между магическими традициями Старой Европы и тем колдовским наследием, что сохраняется сейчас в Украине. Как писал Рэйвен Гримасси в своей книге "Викка.Древние корни колдовских учений" - "я был посвящен в тайны многих волшебных промыслов, происходящих из Северной, Западной и Южной Европы..." Чувствуете, чего здесь не хватает? Правильно - Европы, но Восточной, то есть именно тех областей, которые во время написания книги находились еще за жесточайшим советским железным занавесом. А между тем, без того, что сегодня сохранилось у нас - картина волшебных верований Старой Европы совсем не так полна, как кажется. А то, что Украина как раз и находится в пределах, обозначенных как "Старая Европа" еще Марией Гимбутас - на сегодня не вызывает никаких сомнений.

The Old European Civilisation near 5000 BC (after M.Gimbutas, 1973) and Trypillya culture proto – cities (Цивилизация Старой Европы около 5000 до н.е. и трипольские протогорода)
Вот цитата из Марии Гимбутас, которая пишет:
"Термин "Старая Европа" применим к доиндоевропейской культуре Европы, культуре матрифокальной и, вероятно, матрилинейной, земледельческой и оседлой, эгалитарной и мирной. Она резко противоречила последующей протоиндоевропейской культуре - патриархальной, расслоенной, пастушеской, мобильной и ориентированной на войну. Она наложилась на всю Европу, кроме ее южных и западных окраин, в ходе трех волн инфильтрации из русских степей между 4500 и 2500 гг. до н. э. Во время этого периода и после него женские божества, а точнее, Богиня-Созидательница во множестве ее аспектов, были в значительной мере заменены преимущественно мужскими божествами индоевропейцев. После же 2500 года до н. э. возникла некая смесь этих двух систем мифов - староевропейской и индоевропейской. /Marija Gimbutas. The Goddesses and Gods of Old Europe (Berkeley: University of California Press. 1982)/
Вобщем, я хотела найти, что из европейских викканских колдовских традиций могло бы попасть на Украину и вписаться в наши местные верования, а что, возможно, могло прийти в европейские практики с тех неолитических территорий, что мы сегодня называем украинскими. А Трипольская культура как раз и есть тот бездонный источник, откуда пришли к нам и узоры на пысанках, и росписи на стенах хат, и надвратные знаки у гуцулов, и круглые окна-розетки в христианских храмах, и вера в очищающую силу огня, свастики, "инь-ян" и целый сонм женских божеств - вернее, ипостасей одного-единого женского божества.



Реконструкция трипольского поселения - протогород.
Что бы не создавать очередную безумную гипотезу, ничем не подтвержденную, я взялась за книгу тех, кто является безусловными специалистами по Триполью - украинских археологов Н.Б.Бурдо и М.Ю.Видейко, посвятивших полевым исследованиям более 30 лет жизни и участвовавших в создании "Энциклопедии трипольской цивилизации".

Их новая работа называется "Трипольская культура. Воспоминания о Золотом веке" и начисто лишена каких-бы то ни было инсинуаций -политических, эзотерических, славянофильских, религиозных и т.д. и т.п. Только факты, сухие данные из раскопок и музейных фондов - были там и тут, нашли то и это - без излишнего полета фантазии, создающего почву для различных общественных течений, вроде веры в то, что Иисус Христос был на самом деле хохлом...:)
Вобщем, на основе всех имеющихся фактов, специалисты признают наличие связей между Трипольем и Центральной Европой в эпоху неолита, когда зарождались и магические практики, ставшие сегодня тем, что мы называем ведьмовством. Считается, что "расширение элементов центральноевропейских культур на восток в медном веке между 4300-2700гг. до нашей эры...связано с моделью хозяйства, близкой к трипольской". Кроме того, "поиск сырья (кремний, камень, металл, медь)...тоже стал не менее важным основанием для "общих интересов".Возможно, именно кремневые и металлургические транзакции открыли путь и создали основание для этого процесса - ведь в Центральной Европе в V тис. до нашей еры уже наверняка могли знать, какая сказочно богатая страна с бескрайними плодородными землями лежит на восток от Карпат".
Но меня интересовали не железо и камень, а волшебные верования, я чувствовала, что должна быть связь - слишком многое в украинских народных традициях перекликается с западно-европейскими.
И действительно, там же читаю :"определенные культурные компоненты можно обьяснить распространением культовой практики, то есть влияниями в сфере идеологии...трипольский мир был открыт для контактов с соседями на западе, и они были постоянными, динамично развивались".
Обнаружились связи и аналогии в верованиях даже с микенской культурой :"...аналогии женскому образу, воплощенному в керамике, встречаются среди трипольской пластики (то есть статуеток, фигурок из глины - D.W.).Наиболее яркий пример - женская статуетка из поселения Яблона, обвитая змеями.Фаянсовые фигурки богини, обвитой змеями, или с жезлами в виде змей в обоих руках, найдены в Кносском дворце и датируются 1600-1500г. до н.е.

Возможно, образ микенской богини со змеями осовывается на сакральном прототипе, схематично воплощенном в трипольских артефактах. В связи с обнаруженным в трипольских материалах сакральным образом Великой Богини, увитой змеями, напомним доеллинский миф творения в изложении Р.Грейвза, согласно которому эвринома, богиня всего сущего, зачала ребенка, когда ее тело обвил змей Орион.

Но архетип образа Богини, связанной с Луной и змеей, значительно старше трипольской культуры.
Традиция изготовления антропоморфных посудин в Триполье могла быть унаследована от неолитических культур Балкано-Карпатского региона, с которыми трипольская культура связана генетически. Отсюда цепочка аналогий символического смысла лунной Богини тянется через неолит юга Балкан до неолита Анатолии и Северной Месопотамии".

Итак, связь магических традиций имеется, теперь я просто выборочно процитирую некоторые части главы из книги "Трипольская культура. Золотой век", а именно то, что касается сакрального и магического мира Триполья. По-моему, все это прекрасно восполняет пробел в информации о волшебных традициях Восточной Европы.
"ТА, ЧТО ИМЕЕТ ТЫСЯЧУ ИМЕН :
Известный ученый Роберт Грейвз, опираясь на данные археологии, религиеведения, сравнительной мифологии, воссоздал путем реконструкции из еллинских мифов образ Великой Богини, появление которого относил к архаичному периоду, эпохе, когда "в древней Европе еще не было богов.Великая Богиня считалась бессмертной, неизменной и вечной" и представлялась соответственно трем фазам луны, ведь она, в определенной степени, и была Луной...
Мария Гимбутас - автор концепции про существование в Европе 7000-3500г до н.э. "цивилизации Богинь" - собрала бесчисленные материалы, которые свидетельствуют про разные атрибуты и функции Великой Богини, которая аккумулировала сакральные образы населения Старой Европы. Среди них - Богиня-Змея, Богиня-Корова, Богиня-Птица. Мистерии древнего европейского населения были сосредоточены вокруг отождествления богини и Луны. Три фазы Луны - растущая, полная, убывающая - отвечали трем функциям Богини, которые проявлялись в трех ипостасях, соответствующим фазам Луны. Богиня даровала жизнь, давала смерть и обеспечивала превращение и возрождение, подобно тому, как рождался, умирал и обновлялся Месяц.

Даже после гибели мира, что отображен в мистической "цивилизации Богинь" Старой Европы, многочисленные образы богини еще долго продолжали существовать в субстрате, на котором базировалось дальнейшее развитие европейской культуры. они обогатили европейский дух, а образы, представленные в изделиях эпох неолита и энеолита, воплощены в христианстве. Так, Богиня в образе беременной находит свое продолжение в средневековой иконографии в изображении Марии, что понесла во чреве своем. Богиня-Дева почитается, как непорочная Дева Мария, а предтечей образа Мадонны с божественным младенцем были схематичные женские фигурки, которые прижимали к груди ребенка.

Под разными именами Великую Богиню почитали бесчисленные народы с наидревнейших времен. Бесграничны могущество и величие Богини. Но прежде всего ее почитали как Великую Мать богов и всего сущего. Этот образ - один из наивыжнейших среди архетипов - универсальных символов и прообразов сакрального. В священных традициях большинства народов Великая богиня в ипостаси Богини Матери играла важную роль в мифологии и обрядах. Титул Великой Матери получали на протяжении всех эпох в разных цивилизациях уважаемые богини. В античном мире это Деметра, Кибела, Артемида, Гея; в Месопотамии - Инанна, Иштар; у древних семитов - Аспират;у египтян - Хатор, Исида, Таурт; в текстах "Ригведы" - Притхиви, Пришни.Вот почему в эпоху еллинизма Великую Богиню, поклонение которой расширилось по всему Средиземноморью, так и называли: "Та, у которой тысяча имен".

Навряд ли мы когда-нибудь узнаем, какими именами называли ее те, кто почитал Богиню на протяжении V-III тис. до н.э. между Карпатами и Днепром. Но многочисленные археологические находки подтверждают, что цивилизация Старой Европы, в которую входили и земпли Карпато-Поднепровья, на протяжении тисячелетий находилась под неизменным заступничеством бессмертной, неизменной Великой Богини, которая имела множество имен и проявляла свое всемогущество во многих ипостасях.Разнообразные проявления Великой Богини воплощены в керамических изделиях трипольской культуры, потому ее образи оказались практически неподвластными времени и даже почти вечными, подобно богам.

...Трипольская пластика выполнена преимущественно в схематично-натуралистичном стиле, наполнена символизмом. исследователи скульптуры древних хлеборобских культур считают, что разнообразные иконографические типы женских терракот воплощают немало скральных образов, которые отображают разные функции и проявления Великой Богини, а так же свидетельствуют про разные способы использования статуеток в обрядах...женские статуетки распределяются на две большие группы по позе.Чаще встречаются фигурки, которые стоят, выпрямленные или наклоненные вперед, иногда с руками, сложенными в определенном жесте.Статуетки, которые сидят, тоже изображают женскую фигуру, чуть отклоненную назад, иногда с моделированными в определенном жесте руками или наклоненную кпереди...Можно предположить, какие именно ипостаси Великой Богини, известные нам из письменных мифологических традиций, воплощаются в иконографических типах трипольтских женских фигурок.
Наиболее распространенный персонаж трипольской пластики - ДЕВА.Статуетки изображают стоячую выпрямленную фигурку с грудью в виде маленьких округлых налеплений, с тонкой талией и широкими бедрами на раннем этапе и более стройной в позднейшее время.

Этот трипольский женский образ находит соответствие в эллинской мифологии, где почитали девушку - Кору, дочку Деметры.
...ГОСПОЖА - ипостась >jubyb? что воплощается в образе женщины-матери, от которой ведется родословная, может быть связана с трипольскими сидячими фигурками с прямым или отклоненным назад торсом.Они имели меньшую распространенность, чем стоячие.

Но все варианты сидячих статуеток встречаются на протяжении всего периода существования трипольской культуры...Часто у сидячих фигурок грудь передана налеплениями-валиками, а не округлыми выступами, что, по мнению исследователей, отображает провислую грудь немолодой женщины.
ОРАНТА - та, что молится.Ее образ воплощен в стоящих прямо или с откинутым назад корпусом женских фигурах.


(культ Оранты - оберегающей, до сих пор очень популярен у православных, она даже стала эмблемой компании по страхованию жизни - D.W.)
Их лица подняты кверху, они обращаются к высшим силам.Руки обычно переданы небольшими коническими выступами.Изредка встречаются фигурки с поднятыми кверху и раскинутыми руками, которые напоминают про воплощение Богини в виде птицы. Этот жест символически отвечает рогам коровы, которые символизируют серп растущей Луны. Итак, Богиня-оранта, которая обращается к высшим силам, имеет черты коровы, птицы и символически связана с молодым Месяцем.
ОБРАЗЫ ПРАРОДИТЕЛЬНИЦЫ - воплощают, вероятно, статуетки с реалистичными чертами в моделировании головы...

Есть так же статуетки с закрытыми глазами или совсем без глаз, их можно трактовать, как образы человека, который пребывает в состоянии екстатического транса, или умершего предка.Во всяком случае, в обоих вариантах они воссоздают нахождение того, кто изображен, в потустороннем мире.
ЛУННАЯ БОГИНЯ - уникальный иконографический образ трипольской антропоморфной пластики, отображенный в женских фигурках со своеобразной прической из длинных волос, стянутых на спине в узел...Находки терракот со схематическим крашенным изображением прически в виде черного круга, котрый являлся знаком полной Луны, свидетельствуют о том, что узел волос был знаком полной Луны.Богиню, которую изображали с прической в виде тяжелого узла волос на спине, почитали лишь некоторые племена трипольской культуры. Такой атрибут Богини неизвестен в других сакральных традициях Старой Европы.
ТРИПОЛЬСКАЯ МАДОННА - изображают схематические фигурки женщин, что держат ребенка на руках - практически всегда слева у груди.

Вероятно, такой иконографичный тип и сакральный образ трипольской пластики может рассматриваться как архаичный прототип Богоматери с Христом.И к тому же, египетская богиня Исида изображалась в том числе в виде сидячей рогатой женской фигуры с ребенком слева у груди.
БОГИНЯ, ЧТО ДАРУЕТ ЖИЗНЬ - передают статуетки беременной женщины.Воссоздается, как правило, изображением выпуклого живота.

Иногда, у сломанных статуеток видны полости в области живота или вложенные в него шарики - один илди два.
Образ БОГИНИ ВОЗРОЖДЕНИЯ воплощают статуетки, которые изображают сидячую с подогнутыми и подтянутыми к груди ногами, наклоненную вперенд фигуру, которая так же соответствует эмбриональной скорченной позе скелетов в захоронениях усатовского типа (одного из племен Триполья - D.W.)...подобные статуетки, украшенные знаковым орнаментом, являются частью погребального инвентаря и находятся чаще всего в детских могилах.
БОГИНИ-БЛИЗНЕЦЫ - образ двух богинь передают стулья-троны.

Культ двух богинь, из которых одна девственница,а другая - женщина-мать, жена Бога, - известенв мифологических традициях разных цивилизаций. Например, у эллинов вместе почитались мать и дочь Деметра и Кора-Персефона. Образы этих двух богинь соединяли Элевсинские мистерии.По представлениям эллинов, образ богинь матери и дочери простирается в глубь веков.Он связан с возрождением и плодородием и указывает на неразрывность мира живых и мертвых. Двойка богинь почиталась в Месопотамии.Присутствие двух женских персонажей одновременно документально зафиксировано во дворце Нузи (Ирак,II тис. до н.э.) Один из них - "Женщина-властительница" (МИ.ЛУГАЛЬ), другая - Дева, "Жена Бога" (ЭНТУ=НИН.ДИНГИР).Каждая из них занимала разные покои дворца. (Если дева - это жена бога или царя, то властительница - это очевидно его теща!Здорово, если уж даже древним богам приходилось держать своих тещ и жен подальше друг от друга - то современным мужчинам тем более следует придерживаться такого разумного порядка : по разным комнатам всех, а еще лучше - по разным квартирам или домам, тогда и мир в семье обеспечен - :) D.W.
Мифологические традиции разных древних цивилизаций свидетельствуют, что образ Великой Богини передается не только через изображения женщины, но и воплощается в разнообразных мистических персонажах, которые обьединяют в себе черты разных существ. Эта традиция сберегается тысячелетиями, ее истоки находятся в представлениях о сакральном еще у людей палеолита, она так же широко представлена в материалах трипольской и других культур. Синкретизм сакральных образов обьясняется законами магии.
Ведь магия, как известно, допускает смешивание образов, без чего невозможно представить обряд: маг, обряд и цель - это конгломерат образов. Именно поэтому духи и боги - персонифицированные магические силы - могут изображаться с помощью нескольких священных символов, потому что воплощают разнообразные стихии. Трипольские материалы полностью поджтверждают такой вывод, ведь большинство трипольских сакральных образов синкретичны. Символика обьединяет женщину и птицу, женщину и корову, женщину и змею, женщину и Месяц, что бы показать разные аспекты Великой Богини в ее многочисленных ипостасях."


Н.М. Бурдо, М.Ю. Видейко
"Трипольская культура. Золотой век"
Рубрики:  Почитать..

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку