-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алла_59

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Наши_схемы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.07.2008
Записей: 2835
Комментариев: 1848
Написано: 6335


ТАЙНА УЛЫБКИ МОНЫ ЛИЗЫ

Пятница, 26 Июня 2009 г. 15:45 + в цитатник
Цитата сообщения Николай_Кофырин ТАЙНА УЛЫБКИ МОНЫ ЛИЗЫ



Про загадочную улыбку Моны Лизы написаны тома книг, снято множество фильмов, проведено огромное количество исследований. Но как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.



Что только не видят в загадочной улыбке Моны Лизы: и автопортрет самого Леонардо, и зашифрованный лик Христа, и образ вечной женственности. В общем, каждый видит своё – достаточно почитать «Код да Винчи». Хотя имеются ныне живущие родственники изображённой на холсте женщины, которые очень похожи на Мону Лизу.
В чём же «загадка» шедевра?

«Мо́на Ли́за» (итал. Gioconda; Monna Lisa) — портрет Лизы Герардини, третьей жены флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года.

«Джоконда» любимая картина Леонардо. И это понятно: каждый художник хочет запечатлеть свою любовь. Ведь любовь и дарует вдохновение!

Все хотят приобщиться к вечному, и самому стать в чём-то вечным.
Наверно, каждая женщина мечтает быть запечатлённой таким художником как Леонардо. Однако не многие на это осмеливаются…

В детстве я купил открытку с репродукцией шедевра Леонардо да Винчи, и храню её до сих пор. Конечно, я всегда хотел увидеть оригинал. И потому, прибыв в Париж, стремился как можно быстрее попасть на встречу с «Джокондой».

Вживую «Джоконда» совсем иная. Оригинал несравним!
Джоконда показалась мне холодной, непропорциональной, почти неживой… с улыбкой смерти на устах. Если долго смотреть на картину с разных точек, Мона Лиза действительно улыбается, и улыбка у неё то зловещая, то соблазняющая, то ухмыляющаяся, то угрожающая, то завораживающая.

С недавних пор улыбка Моны Лизы больше не секрет.
«Секрет выразительности лица Джоконды — в технике многослойной живописи тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Что это даёт? При прохождении света через прозрачные слои краски до холста он отражается и рассеивается совершенно по разному в зависимости от угла зрения на полотно или от угла падения света при движении Солнца. Поэтому выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Но это только начало эффекта, при некотором изменении точки зрения, даже совершенно незначительно, лицо приобретает вдруг совершенно определённо очертания черепа, её височные впадины углубляются, глаза начинают проваливаться… Перед нами уже не улыбающаяся женщина, а какой-то издевательский оскал самой смерти, это очень хорошо видно при рассматривании оригинала, но совершенно не передаётся в репродукциях. Возникает очень сильный психологический эффект, эффект контраста, когда в одном образе сплавлены два совершенно противоположных начала. И чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие, но более сильного контраста, чем жизнь и смерть придумать невозможно…Здесь вся непостижимость человеческого существования отлиты в одном образе, в этом гениальность Леонардо.
Загадка в том, как ему удалось достичь именно изображения черепа, смерти, мерцающей сквозь красивое женское лицо, ведь это почти невозможная задача, но это — уровень мысли и духа великого художника и философа…»

Тайна улыбки Джоконды остаётся. Но загадка не в самой улыбке Моны Лизы, и даже не в технике Леонардо да Винчи, а в особенностях нашего восприятия. Мы видим то, что хотим увидеть. И восприятие наше меняется в зависимости от настроения. Лично я вижу в этом портрете Леонардо улыбку соблазнённой женщины.

Думаю, что феномен загадки улыбки Джоконда всего лишь проявление такого психологического явления как конформизм. Когда 9 из 10 говорят, что улыбка загадочна, оставшийся один, человек, как правило, склонен соглашаться, что «чёрное это белое». В этом и заключается феномен конформизма. Самый яркий пример – творчество Энди Уорхела. Сколько бы мне не говорили, что его творчество гениально, я не вижу в нём ничего, кроме распиаренной рекламы. Энди весьма успешно использовал и тиражировал образ Джоконды по принципу: одна баночка колы не искусство, а много баночек на картине уже шедевр.

Конечно, нельзя сравнивать искусство Леонардо да Винчи с поп-артом Энди Уорхела, как и древнегреческие трагедии с современными сериалами.
Рядом с залом, где находится «Джоконда», выставлена инсталляция с образами Моны Лизы в окружении рушащейся цивилизации. Но это мало кого привлекает.

Вообще, человек существо программируемое. Что ему внушишь, тому он и будет поклоняться. Люди инстинктивно обезьяны: одна подражает другой.
Помню, во времена книжного бума, был такой анекдот. Собралась очередь у Дома Книги. Спрашивают: «Что дают?» Кто-то отвечает: «Да Рассинанта какого-то». Очереди конца не видно. А так всего лишь звали лошадь Дон Кихота.

Я простоял возле «Джоконды» полчаса, вглядываясь в лица людей, разглядывающий Мону Лизу. Это настоящие памятники, которые можно изучать бесконечно, как и лицо Моны Лизы; с каждого лица можно писать роман.

Я смотрел на этих людей и спрашивал себя: зачем они фотографируют картину, если качество снимка не сравниться с самой дешёвой открыткой, которую можно купить за один евро? Ну там сняться на фоне картины, это я понимаю: показать, что был тута, видал значит типа шедевр. Для большинства посетителей это всё равно как отметиться. Потому и сделали доступным подход к трём основным шедеврам Лувра: Джоконде, Нике Самофракийской и Венере Милосской. Однодневным туристам, посещающим Париж, некогда бродить по Лувру. Экскурсоводы подсчитали, что нужно две недели, чтобы неспешно обойти все экспозиции музея. А однодневным туристам нужно «отметиться», чтобы сказать друзьям: да бывал я в Париже, видал Джоконду, ничего особенного…

На самом деле, представление об искусстве весьма условно. Достаточно вспомнить, как долго не хотели признать искусством живопись импрессионистов. И таких примеров множество. Для кого-то куча дерьма в золотой рамке искусство, как и сегодняшние так называемые перформансы.

В последнем фильме Такеши Китано «Ахиллес и черепаха» художник и его агент весьма откровенно и цинично говорят о том, как продать меценату очередную мазню: «скажи ему, что это импрессионизм, он купит».

Для меня лично произведением искусства является то, что вызывает катарсис, очищает душу, возвышает ум, заставляет думать о вечном, побуждает совершать добрые поступки и творить любовь.
Ведь цель искусства – сделать человека лучше!

Искусство даже может спасти жизнь человеку.
Великие князья Борис и Андрей Владимировичи Романовы обязаны спасением своих жизней именно увлечению искусством. Командир большевицкого отряда, которому было приказано расстрелять этих двух Великих князей, оказался бывшим художником, который провел несколько лет жизни в Париже в тяжкой борьбе за существование, тщетно надеясь найти покупателя для своих картин. За год до первой мировой войны Великий Князь Борис Владимирович, прогуливаясь по Латинскому кварталу, наткнулся на выставку художественно нарисованных подушек. Они понравились ему своей оригинальностью, и он приобрел их значительное количество. Вот и все. Большевицкий комиссар не мог убить человека, который оценил его искусство. Он посадил обоих великих князей в автомобиль со значком коммунистической партии и повез их в район белых армий.

Я уважаю художников. Для меня они не такие люди, как все. Это люди, живущие по своим законам, словно временно поселившиеся на этой планете.
Однажды мне довелось услышать исповедь художника, которая меня поразила. Вот что он сказал.
«Я не знал тогда, как жить дальше, и обратился в молитве к Господу: "что мне делать?", и незаметно заснул, и приснился мне Ангел, с сияющим нимбом, и смотрел я на него словно на себя самого, вернее на оболочку себя. И Ангел сказал: "рисуй!" Я не поверил и вновь спросил: "зачем?". Ангел, словно усмехаясь над моим неверием, сказал: "рисуй, потом увидишь". Я проснулся весь в поту. Так вот и стал рисовать. И нечего стонать по поводу денег. Когда очень нужно, они всегда появляются. Вот мне понадобились деньги, так я приоделся, пошёл в дорогой ресторан, показал там свою работу одному, другому, и сразу продал за хорошую сумму. Но я не занимаюсь торговлей. У меня иное призвание. Я должен сделать то, что должен сделать, показать, кто я такой. Если брошу творчество и займусь чем-то иным, то это всё равно что совершу самоубийство. Каждый должен жить тем, для чего он создан!
— И для чего созданы вы?
— Для художества, создать своё — что мне присуще! Наполовину мы делаем себя сами, вторая половина берётся сверху. У меня больше половина та, которая непредсказуема, которая правит нами, ведёт нас. Если кому-то что-то дано, то он должен заниматься этим. Я живу не от себя. У меня была возможность заработать машину за два месяца, но я отказался, потому как подумал, что, занимаясь этим, я не буду заниматься тем, для чего создан. Раньше я работал на заводе, ходил с друзьями в кино, гулял, отдыхал, зарабатывал деньги. Но сейчас работаю больше на себя. В мире есть только две идеи: жить для себя или жить для других. К чему стремиться, когда нет идей? К комфорту?
— А для чего ты живёшь, для кого?
— Я живу для Бога! Я посвящен творчеству. Это мой долг! Истинное счастье человека — когда он осуществляет своё предназначение! Каждое существо стремится осуществиться. Это единый принцип жизни. Быть собой — в этом твоё призвание! А призвание — то, в чём ты счастлив! Когда я не делаю, чего хочу, к чему предназначен, я не осуществляю свою судьбу.

— Да, творчество это единственное желание жить, радоваться жизни и чувствовать себя счастливым. Человека от всех других живых существ отличает именно потребность в творчестве. В моей жизни значение имеет только написание романа, всё остальное неважно. Всё, всё ерунда, суета, кроме творчества! Ни при каких условиях я не изменю вдохновению! Вдохновение, это такое счастье! Оно стоит всего! Если бы мне предложили на выбор: или Нобелевскую премию, или вдохновение, я бы выбрал вдохновение!» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

P.S. Читайте и смотрите далее мои заметки с видеороликами о путешествии по Европе: «На башне Эйфеля», «По каналам Амстердама», «В квартале красных фонарей», «Странник в Париже», «Ночная прогулка по Сене», «Новая русская литература в Париже», «Выходной в Хельсинки», «Кому улыбается Джоконда», «В Стокгольм за любовью», «Музей Альфреда Нобеля», «Брюссель – муха в янтаре», «Ночной Париж», «Люблю Любек», «Сокровища Лувра», «Любовь в Париже», «Как стать Венерой», «Храмы Парижа», «Из Швеции в Финляндию», «Увидеть Антверпен», и другие.

А в чём для вас тайна улыбки Джоконды?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru
Рубрики:  Живопись

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку