В колонках играет - мыслиНастроение сейчас - философскоеНедавно я разговаривала с бывшей своей ученицей, умной читающей девушкой. Она мне посоветовала прочесть книгу Энтони Бёрджесса "Заводной апельсин", сказав, что ей ну очень понравилось сие произведение, а вот классика русская её не впечатляет. Чтобы понять, что впечатляет современную молодёжь, я решила окунуться в мир популярной иностранной прозы. Не скажу. что это супер-современное произведение. Оно было напечатано ещё в 60-е годы 20-го века. Почему сия пошлятина нравится нашей молодёжи - вопрос. Быть может, кто-нибудь сможет мне на него ответить?
Впечатления от прочтения "Заводного апельсина" – как будто вывозилась в грязи. Читала через силу: откровения мерзавца вызывают отвращение. Всё-таки дочитала, надеясь, что в этих пошлостях есть какой-то смысл. Но нет…
Это сплошная чернуха. Внутренний мир нравственного урода, по-моему, если и должен привлекать внимание, то с точки зрения психиатра. А тут показано, как будто бы все проходят через данную гадость. И избежать этого невозможно. Почему так жестоки молодые люди? Почему для них нет ничего святого: ни уважения к старшим, ни восхищения красотой, ни любви к родителям…? Алекс очень чувствителен к музыке, слушает прекрасных композиторов, но музыка ещё больше пробуждает в нём зверя. Человек для него – кал.
Надменность героя поражает. Да, бывают люди, ненавидящие всё и всех. Но если покопаться в их душе, то можно найти хотя крупицу человеческого, доброго, светлого. Здесь же этого нет и в помине. А когда он подвергся лечению доктора Бродского, то превратился в «заводной апельсин», потому что делал всё под страхом испытания физического недуга: так его запрограммировали – тошнота, рвота и боль даже от представления боли другого человека. И теперь он не может сопротивляться насилию, но не может и быть насильником сам, хотя нравственно это всё тот же урод, всё так же ненавидит людей и не понимает значение добра для человека. Может, это от того, что и к нему никто не расположен по-доброму?
Его недавние друзья его предали, родители прогнали… Через два года отсидки в тюрьме и лечения в клинике Бродского он узнаёт, что один из его бывших друзей убит, другой стал жестоким полицейским, а третий – примерным семьянином. Алекс после попытки самоубийства мечтает найти себя тоже в семье. Но как безотрадны его мысли!
“Туда, куда теперь я пойду, бллин, я пойду odinoki, вам туда со мной нельзя. Наступит завтра, расцветут tsvetujotshki, ещё раз провернётся гадкая voniutshaja земля, опять взойдёт луна и звёзды, а ваш старый drug Алекс отправится искать себе пару и всякий прочий kal. Всё-таки сволочной этот мир, griazni, podli и voniufshi, бллин. Так что попрощайтесь со своим junym drugom. А всем остальным в этой истории сотворим салют, сыграв им на губах самую красноречивую в мире музыку: пыр-дыр-дыр-дыр. И пусть они целуют меня в jamu. Но ты, о мой сочувственный читатель, вспоминай иногда коротышку Алекса, какои ты его запомнил. Аминь. И всякий прочий kal”.
Нет, я не сочувствую герою, потому что не верю в его реальность. По-моему, это больная выдумка Энтони Бёрджесса, которую хочется поскорее забыть, как страшный сон.
А причину "болезни" Энтони Бёрджесса вижу в его непростой жизни. Он не помнил своей матери: она умерла, когда сыну было только 2 года. О своих отношениях с ровесниками Бёрджесс вспоминал: «На меня или набрасывались с кулаками, или не замечали совсем. Меня просто презирали. Оборванцы, сбившиеся в шайки, обычно избивали аккуратно одетых детей вроде меня». С отцом тоже особой близости не было, да и Энтони потерял отца в 21 год. Одиночество - это главное в его жизни. Ещё музыка. Он сам был неплохим композитором. А женщины? Первая жена была изнасилована американскими дезертирами во время Второй мировой войны и умерла в 1968 году от цирроза печени.
В «Заводном апельсине», самом известном романе писателя, центральный философский вопрос — может ли быть человек со «злой» волей лучше «хорошего» гражданина, у которого воли нет? Печальный ответ: нет! Отвратительны как злодей, так и "хороший" гражданин. Выхода нет.
Не хотела бы я, чтоб такие произведения заменили нашей молодёжи русскую классику.