В колонках играет - Оси МираНастроение сейчас - целенаправленноеТрудолюбивые пальцы вдевают нить в иглу, затягивая цветастое прядево, придирчивый взгляд соизмеряет ширину будущей вышивки. В старину говорили - у ленивой хозяйки и нить длинна. Широкое и многогранное, рукоделие является достойным определением многих мировых культур, а в умении владения иглой мастерицы предыдущих эпох соревновались повсеместно. Современные наследницы и хранительницы этого вида прикладного искусства зачастую владеют умением вышивать крестиком и гладью во всевозможных вариантах и модификациях, хотя веком тому назад приемов вышивки существовало гораздо больше. Узор на ткани, созданный союзом иглы и нити передает национальный колорит, а сочетание геометрии в цвете говорит об особенном языке символов, которым гордились жительницы различных провинций и сословий Азиатского Востока и Европейского Запада.
Вышивка славян отличается от вышивок других народов. Геометризм фигур животных и растений, сплетение плавных и острых линий сочетание ярких и глубоких цветов играют важную роль. Размещение вышивки на одежде и различие приемов вышивки определялось покроем одежды. Рубаху полагали второй кожей, по этому обережные символы размещались в тех местах, где доступ к телу был открыт для чужих взглядов или влияния силы. Швы выполнялись по счету нитей и располагались на оплечьях, концах рукавов, по подолу и вороту, а так же вдоль соединительных швов. К старинным приемам вышивки относятся косой крест, счетная гладь, «козлик», мелкая строчка, тамбурный шов. Позже появлялись цветные перевить и гладь, мережка, вырезы, набор. Кроме вышивки существует оформление изделий ткаными полосами и вышитыми лентами, узорное ткачество, кружева и позумент. Украинская вышивка разнообразна и многогранна – более 100 видов и приемов насчитывает композиция рушников и тканых рубах. Но вот история ее возникновения достаточно спорна – кто утверждает, что влияние Востока послужило началом распространения вышиваного дива как в Европе, так и в славянских землях, кто перечит наличием скифских примерников.
Нет единого мнения об историческом прошлом вышивки, есть лишь сведенья, что изображать узоры ниткой при помощи иглы или вплетения пальцами – занятие древнее, но насколько – вопрос открытый.
Изучение истории вышивки заставляют обратить взор на «долетописную» эпоху. Так, трипольская культура, появившаяся 7500 лет назад и опередившая шумерскую на 2500 лет, оставила после себя несчетное количество загадок и тайн, составляющих теперь и наше наследие. Пусть спорят ученые мужи о принадлежности людей трипольской цивилизации к доиндоевропейцам, пусть хрипотой изводят горло, доказывая, что синокавказцы армянского антропологического типа населяли в то время украинские просторы – археологические находки подтверждают неоспоримое влияние Триполья на последующие народы, населяющие нашу землю. Так, обережная символика сосудов, глиняных статуэток, терракот животных и людей, предметов священных и магических практик насчитывает более 300 знаков и символов, выражающих мировосприятие народа. Многие из них нашли свое продолжение в современных вышивках, орнаментах предметов быта и народных мистериях (вспомните стилистику изображения узоров на традиционной писанке). Нет возможности утверждать наличие вышивки у трипольцев, но археологические находки подтверждают пристрастие людей той эпохи к украшению предметов одежды нашивными украшениями, покраской тканей и кож соком растений и дроблеными минеральными красителями. Сложные композиции из металлических пластин и узоров, написанных на ткани, - вполне реальность для народа, чья культура является эталоном цивилизованности того времени.
Скифские племена оставили после себя обширное наследие. Могильники-курганы берегут тайну непознанного до конца народа, а предметы ритуального, военного и бытового значения раскрывают гармоничное восприятие человеком окружающего пространства. Украшая оружие, одежду реалистическими и мифологическими сценами, создавая правительственные регалии, подчеркивающие статус вождей и жречества, скифы создавали новый графический «подчерк», осевший в узорах и сплетениях кельтов, скандинавов и, безусловно, славян. Характерный витиеватый узор приобрел свое название в европейской традиции – это известнейшие плетеные узоры системы борре, еллинге, маммен которые складывают плетеные и, зачастую, хранящие зашифрованные руны, изображения. Такие узоры наполняют северные мегалиты, кромлехи, сиды, камни святилищ древних народов, страницы «Книги Дурроу» и «Книги Келльс» невероятной силой и скрытым, магическим смыслом. Находки скифских курганов иллюстрируют культуру, быт и одежду загадочного народа. Но вот вышивка у скифов – явление не доказанное. На найденных полукруглых плащах, куртках, туникообразных рубахах, перчатках и даже(!!!) женских тонких чулках узор присутствует только в качестве кожаной аппликации, настолько изысканно и искусно сделанной, что создается впечатление вышивного узора. Скифы также имели тенденцию покрывать свое тело татуировками, определяющими принадлежность к сану жреца-жрицы, воина, царя. Скифский народ использовал для украшения одежды нашивные бляхи из драгоценных металлов, покрытые символической вязью, а резные кожаные рисунки закреплялись на одежде с помощью органических смол.
О предметности распространения вышивки на территории Киевской Руси можно говорить уверенно. Целые предметы одежды 11-12 века не сохранились, и существует так же мнение, что до 10 века вышивки на славянской земле вообще не было. Следует отметить, что узоры – невероятные звучные голоса прошлого, изображались на тканых тесьмах, а потом нашивались на одежду в виде оторочек и использовались в виде головных перевязей - очелий. Эта традиция присуща и одеждам франков, скандинавов, англов 6 века. Тесьмы были металлизированы, в основном могильники сохраняют металлическую часть ленты – золотую или серебряную, при чем викинги любили носить тесьму с серебряной основой. Для нити использовалась шерсть, крашенная натуральными красителями, при чем цветовая палитра раннего средневековья от Византии до Оловянных островов достаточно схожа. Синий цвет получали из вайды, кирпично-красный – из марены, фиолетовые и лиловые – из лишайников и моллюсков, темно-золотые – из шафрана, богатые красные одежды из насекомого кермес, есть немного свидетельств о черных цветах, а коричневые блеклые тона считались тоном бедноты. На одежду в качестве канвы пришивались также полосы из более изысканной и дорогой ткани. Так, вблизи деревеньки Кнутихи на р. Уводь в пяти погребениях были найдены остатки шёлковой отделки воротников рубах, расшитых золотой нитью. На полоске импортной ткани полотняного переплетения вышита гирлянда из S-образных вьюнов, в круги которых помещены четырёхконечные кресты. Такая Узоры и оттенки ткани различных частей княжеского костюма подбирались очень тщательно. Самым нарядным считалась одежда и обувь разных оттенков красного цвета - "червленые" (киноварные) и "багряные" (карминные).
Огромное влияние на славянский орнамент в одежде оказали византийские ткани. Известны фрески и рисунки-миниатюры времен Киевской Руси, на которых видны узоры на одеждах княжеских и свиты, а византийские путешественники в своих рукописях 11-12 веков свидетельствовали о вышитых белых рубахах мещан славянского народа. Еще в 11 веке на Руси существовала первая школа вышивальщиц золотом и серебром, созданная сестрой Владимира Мономаха, Ганкой. Можно предполагать, что замена плетеных узорчатых лент на первые вышитые полотнища произошла благодаря улучшению качества материала – появлению разнообразных цветовых гамм хлопковых нитей, шелка, бархата, паволок, т.е. вышивать стало удобней. Сохранились примеры украинских вышивок 16-19 века, особенно колоритны образцы казацкой эпохи.
В завершении хочется отметить, что красота вышивки, ее символика и мощнейшее значение оберега берет начало у праславянских народов, и, являясь парадигмой выражения представления о Вселенной предшествующих культур, остается хранилищем дописьменных знаний. Меняется качество и состав нити, появляются новые способы изображения рисунка на ткани, но узор по-прежнему актуален, а его первоначальный смысл стоит беречь и не растрачивать – в нем память народа.