Театр п/р О.Табакова
«Дядя Ваня», реж. Миндаугас Карбаускис
Не сказать, что спектакль привел меня в восторг, но как-то зацепил, не отпускает. Как только открылся знаменитый занавес, сразила наповал декорация – огромный дом с большущими окнами, выстроенный на сцене. Свежеобструганные доски слегка создавали нереальность происходящего – все-таки таких домов не бывает, но зато цветовую гамму обеспечивали соответствующую: бежевые, неясные, теплые, ленивые тона. Костюмами все это только подчеркивалось. Ну и влюбили в себя две ручки на створках двери: одного цвета, размера – но разные, совсем друг другу не подходящие. Вроде бы пустячок, но больше всяких слов сказал об устроенности хозяйства. Вообще я, конечно, не настолько разбираюсь в театре, чтобы судить отдельно о людях, делающих спектакль, но тут сценограф и светорежиссер просто заставили обратить на себя внимание. Да, и еще музыка тоже зацепила – особенно та, которая на «выход Зудиной» была. Вначале милая, приятная, уже к концу спектакля она просто раздражала. Во втором акте, когда все еще менее благополучно - «сгущаются тучи» - все в серых тонах: и костюмы, и дом темнеет, тускнеет. Ставни постепенно закрываются, заколачиваются, в конце превращая дом практически в гроб, обособленный от окружающего мира «ковчег», неприкрытая створка оставляет еще глоток воздуха для Сони, но эта щель слишком мала, чтобы что-то значить.
Актерский ансамбль в целом хорош. Вот только чуточку не хватает все-таки слаженности – но это скорее моя разбалованность фоменками. Яценко играет слугу, крошечная роль, он себе позволяет дурачиться на сцене, делать все по своему соизволению. Ничего так, конечно, смотрится, весело, интересно, только к спектаклю это не имеет никакого отношения и просто мешает. Табаков прекрасен. Мне сложно говорить о нем как об актере, все-таки я считаю, что сейчас он скорее руководитель и администратор, чем творческий человек, но в этой, так подходящей ему роли профессора он бесподобен: очень естественен и точен. Зудина убила манерными интонациями. И ведь может играть, некоторые озарения очень порадовали, но эти проблески слишком маленькие, ей бы только какие-то строго комические роли играть, там она будет органична. Пегова хороша, ее героиня - единственный живой персонаж, эта роль очень ей подходит. Назаров тоже на своем месте, он очень хорошо вписывается в остальной состав, нет подавления остальных, но это и раньше я видела в общем-то. Неприятно впечатлил разве что дядя Ваня, как будто и не было персонажа, так он мал, незначителен. Может, это идея режиссера, но все же хотелось бы большей его обрисовки.
В целом спектакль оставил ощущение холодного, чуть отстраненного рассказа. Ты рассуждал много, ты мало любил (с) Как ни странно (хотя чего тут странного) – мне это понравилось. Просто впечатление не мгновенное, а долгое, постепенное. Конечно, такая интерпретация Чехова мне ближе, чем Фоменковская. Не остается ни любви, ни сочувствия ни к одному персонажу, только сожаление, что жизнь пуста и бессмысленна – и только «там, в загробной жизни мы увидим небо в алмазах», да и в это как-то слабо верится.