Как мало среди нас спокойных и уверенных в себе людей... Куда чаше встречаются те, кто вечно «зарабатывает очки» в глазах членов семьи, друзей, соседей, сослуживцев, кто самоутверждается на их фоне и впадает в депрессию, если не может поставить себе очередной «плюсик». А все почему? Потому что когда-то в детстве родители, воспитатели, учителя усердно снижали нашу самооценку. Самое же печальное, что и мы, в свою очередь, сами того не желая, гробим самооценку любимых дочек и сыновей. Не пора ли отказаться от подобных методов воспитания?
* * *
Способов снизить самооценку ребенка в арсенале воспитателей существует множество. Перво-наперво, это сравнение. Ну-ка, поднимите руку, кто из вас в детстве не слышал, если не от мамы с папой, то от воспитательницы, учительницы: гляди, дескать, Вася (Петя, Надя) делает то-то и то-то гораздо лучше тебя. Для чего это произносилось? Правильно, чтобы надавить на самооценку: осознав, что сосед по парте пишет красивее и, значит, он молодец, а ты — совсем наоборот, человечек начинает всячески стараться доказать, что и он — не дурак, тоже может писать красиво. Таким образом достигается сиюминутная цель: малыш освоил чистописание. В то же время он усвоил соревновательную шкалу: никто не ценен сам по себе, всегда один хуже, другой — лучше. Более того: если в данном деле я лучше, то непременно в чем-то окажусь хуже, и от этого буду чувствовать себя униженным. А как же? «Лучше» без «хуже» не бывает! Все, отныне самооценка строится на оглядке на окружающих: ну-ка, я лучше всех рисую? Пишу? Решаю задачки? Бегаю на длинные дистанции? Занимаюсь любовью? Воспитываю детей? Ах, мои дети не самые лучшие?! Немедленно подстегнем их самооценку: «Танечка, погляди: Маша лучше тебя подтирает попку! Равнение на Машу!» И — пошла цепная реакция...
А подумайте, как бы строилась жизнь, если бы эта соревновательность не вкладывалась в нас изначально? Да половины проблем не было бы! Вот, пожалуйста: мы бы не знали комплексов, связанных с внешностью: каждый принимал бы себя таким, какой он есть. Ведь, согласитесь, если оглядеться по сторонам, придется честно признать: в личной жизни счастливы не только писаные красавцы и девушки с глянцевых обложек! Замечательные семьи строят толстые и худые, высокие и низкие, кудрявые и лысые, подслеповатые и прихрамывающие. Каждый находит пару — если не сигнализирует окружающим: «Кругом столько более красивых!»...
А зависть, ревность — разве корни этих мучительных чувств не гнездятся там же, в заниженной, исковерканной самооценке, строящейся на сравнении! «Муж гуляет налево: ведь вокруг столько женщин, красивее меня!» Сравнили — дали сами себе оплеуху.
Не менее печален тот факт, что родители не только учат ребенка вечно оглядываться на ровесников, сравнивая себя с ними, но и сами активно его сравнивают. «Наш сильнее, чем соседский пацан. У дочки Ивановых лучше способности к языкам. Валюша куда стройнее, чем наша Лида. Зато Лидочка послушнее и ответственнее!». Ребенку не дают возможности осознать, что он — личность, индивидуальность, что он достоин любви просто по факту своего рождения, что таких, как он, — нет, не было и не будет! Он — особый и неповторимый, он уникален по определению. А ведь дело обстоит именно так! Родился человек — появился целый мир. Уникальный! Образовавшийся благодаря единожды сложившейся мозаике генов, обладающий только ему присущим восприятием вселенной, способный проложить собственный жизненный путь.
Вы уникальны, дорогой читатель, я уникален, как и каждый из людей. Зачем же именно эту истину забивать в сознании, выстругивая из неповторимых сосен одинаковые чурбачки? Только потому, что чурбачки легче сложить в поленницу, а деревянным буратинкой управлять куда проще, чем живым, мыслящим человеком, у которого обо всем на свете — собственное мнение?.. Выходит, что так.
Кстати, вы не обращали внимания: в процессе любого обучения оценки ставятся не за знание, а за незнание. То есть учитывается не то, что человек сделал хорошо, а сколько ошибок он допустил. Очень показательный пример, вы не находите?..
Дмитрий Калинский, президент Международной академии генной психологии.