-Метки

:) апокалиптическое архимандрит андрей конанос афон афонские старцы бог болезни вера воспитание вышивка вышивка бисером вышивка гладью вяз игрушки вяз сумки вяз цветы листья вязание вязание крючком вязание спицами грех дети детское вязание для женщин добродетели домашнее хозяйство духовная борьба духовная жизнь духовное возрастание духовное воспитание духовное очищение жаккард жизнь заготовки зверюшки здоровье игрушки игумен нектарий морозов из бумаги картона интересное интерьер история история россии корчевников борис кошки куклы кулинария лествица лирика любовь любовь божия милосердие митрополит антоний сурожский молитва монастыри монашество музыка новогоднее/рождественское отношения паисий святогорец пасхальное повседневная жизнь христианина покаяние полезное пост постные блюда похудение пресвятая богородица протоиерей андрей ткачев протоиерей игорь фомин размышления россия рукоделие рукодельное видео салфетки святые семья скорби смирение собаки современные духовные проблемы спасение стихи страдания стройные рецепты сумки тайна обретения веры узоры узоры крючком узоры спицами украшение одежды украшения украшения своими руками упражнения уход за собой филейки христос церковный календарь церковь чудеса шитые игрушки шитьё

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Андрусенко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.06.2009
Записей: 40354
Комментариев: 31725
Написано: 88863

Комментарии (0)

С ПРАЗДНИКОМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Дневник

Вторник, 21 Июля 2020 г. 17:23 + в цитатник

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
..................................
на снимке :
молельная икона Казанской Божьей Матери великого князя Михаила Александровича.

В правом пределе Серафимовского храма находится этот образ , особо любимый батюшкой Василием.
Историю этого образа однажды, после молебна перед ним , рассказал тогдашний игумен , а ныне - митрополит Мурманский и Мончегорский ,
Митрофан (Баданин) , передавший его в храм.
Образ Божией Матери был написан в 1888 году в Площанской пустыни в честь чудесного спасения Семьи Императора Александра третьего во время крушения поезда в Борках. Образ был вручен среднему сыну Императора - Георгию Александровичу . После его смерти икона перешла к Великому Князю Михаилу Александровичу и находилась в его дворце на Английской набережной . Покидая Петербург в 1918 году , он не смог увести с собой икону из - за ее большого размера. Управляющий дворцом (один из прадедов митрополита Митрофана ) Степан Никитич Пименов спас икону , спрятав в своей квартире во флигеле дворца.
Семья бережно хранила чудотворный образ много лет. При переезде на другую квартиру в 1959 году , было решено отдать образ в ближайший к новому месту жительства храм. Так икона оказалась в Серафимовском храме.
Батюшка Василий благословил владыку Митрофана написать книгу об этой иконе.
Книга игумена Митрофана (Баданина) вышла в 2012 году в издательстве "Ладан" . Название книги - " Икона Великого Князя."


Метки:  
Комментарии (0)

КРЕСТ ВЫРАСТАЕТ ИЗ СЕРДЦА. Памяти матушки Людмилы Александровны Ермаковой(29.09.1931 — 20.11.2011 гг.)

Дневник

Среда, 20 Ноября 2019 г. 22:03 + в цитатник

_0BGY6GFPQ (184x249, 15Kb)

В ночь с 19 на 20 ноября отошла ко Господу матушка дивного петербургского пастыря протоиерея Василия Ермакова – Людмила Александровна.
Она практически не появлялась вместе с отцом Василием на людях, пережила его на несколько лет, но многие православные обращаются в нашу редакцию и просят рассказать о матушке.
Их просьбу мы переадресовали духовному сыну отца Василия – иерею Виктору Пантину из Каргополя.

Людмила Александровна Ермакова - матушка отца Василия Ермакова
Родилась Людмила Александровна (в девичестве Никифорова) в 1931 году в Ленинграде. Девочка рано осиротела. Заботу о ней взяла на себя её тётя – Екатерина Фёдоровна. Есть сведения, что они вместе спасали от гибели иконы и книги из библиотеки Духовной академии, в том числе образ Божией Матери «Знамение» – символ академии, который пребывает сейчас в Иоанно-Богословском храме. 
Читать далее...

Метки:  
Комментарии (0)

“Домой придешь!” Памяти протоиерея Василия Ермакова ГАЛИНА РИЛЬ

Дневник

Суббота, 03 Февраля 2018 г. 09:32 + в цитатник

3 февраля 2007 года не стало отца Василия Ермакова. Митрофорный протоиерей, настоятель храма прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, друг Святейшего Патриарха Алексия II, он считался одним из самых авторитетных пастырей Петербурга. Сам же батюшка не любил, когда его называли старцем, он всегда отвечал на этот вопрос – я не старец, я просто опытный священник, я долгую жизнь прожил, я много видел.

Заканчивался сентябрь. Шел второй месяц пребывания Юлии в Санкт-Петербурге.  Этот город  не мог не нравиться: удивительной теплоты и отзывчивости люди, особая питерская архитектура и непривычный климат,  и  неторопливая, по сравнению с кипучей первопрестольной, жизнь. Работа тоже пришлась по душе. Оставался только один нерешенный вопрос: как найти среди многочисленных храмов и монастырей свой, единственный?

В один из дней Юле довелось побывать в крупнейшем издательстве. Это было полезно не только для приобретения опыта, необходимого всякому, а  новичку тем более. В тот день произошло событие, о котором наша героиня вспоминает как о водительстве Божием.

Разговаривая с главным редактором, Юля не могла не заметить на одной из стен прекрасное полотно с изображением известного Петербургского храма.

– А Вы не смотрите на красоту и внутреннюю отделку, обращайте внимание на священника и приход, – посоветовал редактор, – и, знаете, посоветую Вам два храма. Один в Кронштадте – Владимирский, настоятель там отец Святослав Мельник; другой у нас, в Петербурге, на Серафимовском кладбище – побывайте у отца Василия Ермакова.

В ближайший выходной Юля поехала в Кронштадт и с тех пор стала прихожанкой Владимирского храма.
Перед праздником Дня Победы Юлия решила съездить на Серафимовское, тем более что и племянница уговаривала поехать на вечернюю службу именно туда: ехать-то совсем недалеко, всего в нескольких остановках от дома.

Храм на Серафимовском кладбище похож на сказочный теремок или пряничный домик, и оттого как-то по-детски радостно на душе.                                               

Читать далее...

Метки:  
Комментарии (0)

СЕРАФИМОВСКИЕ СВЕТИЛЬНИКИ ВЕРЫ.Памяти протоиерея Василия Ермакова и иерея Анатолия Гайнюка.Наталия Рогозина

Дневник

Пятница, 03 Февраля 2017 г. 20:40 + в цитатник
Церковь прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-ПетербургаЦерковь прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга

 

Так, когда светильник веры в сердце сияет, человек все духовное ясно видит: Бога невидимого как видимого и прочее невидимое как видимое, – видит и дела, приличествующие христианскому званию, делает. Когда светильника в доме нет, в доме темно. Так, когда в сердце человеческом нет светильника веры, там не что иное, как только тьма и всякое заблуждение.

Святитель Тихон Задонский

Утром объявили штормовое предупреждение. Небо разразилось дождем. Редкие прохожие склонялись к земле под порывами шквалистого ветра.

Добравшись до петербургского Серафимовского кладбища, мы с подругой побрели к храму. На погосте царил вечный покой, бушующая стихия осталась за оградой.

За деревьями показались луковицы куполов церкви преподобного Серафима Саровского. У входа в храм собрались родственники усопшего, которого готовились отпевать. Чтобы не мешать близким покойного совершать скорбный обряд, в церковь мы решили зайти позже и отправились к могилам священников Василия Ермакова и Анатолия Гайнюка.

У могилы отца Василия, устланной ковром цветов, находилось несколько посетителей. Молодой человек возложил к подножью памятника букет белых роз и, упав на колени, безутешно разрыдался, как дитя. Смерть настоятеля стала тяжелой утратой для паствы и духовных чад…

Место захоронения иерея Анатолия Гайнюка находилось в глубине старого кладбища. С фотографии на могильном кресте, как живые, смотрели знакомые добрые глаза. Перекрестившись, мы поцеловали надгробие, и в следующий миг яркий солнечный луч, разрезав облака, озарил гранитную гладь обелиска, словно батюшка Анатолий нам улыбнулся с небес…

Читать далее...

Метки:  
Комментарии (0)

ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ, КРОВЬ ОТ КРОВИ СВОЕГО НАРОДА.К 10-летию со дня кончины протоиерея Василия Ермакова.Ирина Корнилова

Дневник

Пятница, 03 Февраля 2017 г. 19:06 + в цитатник

Там, где льются слезы при мысли об Отечестве, – там еще не все потеряно, там еще есть у народа место для святых героических подвигов во имя своей Родины.

Протоиерей Василий Ермаков

 

«Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нем ничего нет – да и не надо, потому что в Православии всё… Кто не понимает Православия, тот никогда и ничего не поймет в народе. Мало того: тот не может и любить русского народа, а будет любить его таким, каким бы желал его видеть. Обратно, и народ не примет такого человека как своего…»[1]. Эта запись из тетради студента Ленинградских духовных школ Василия Ермакова, как и слова из его выпускной диссертации[2], вынесенные в эпиграф, говорят о зрелости тогда еще совсем молодого человека, которому было немногим больше 25 лет. Испытаний, перенесенных Василием в юности, хватило бы на целую жизнь. Он неоднократно подвергался смертельной опасности: раскулачивание, жизнь в землянке в голоде и холоде, война, оккупация, работы под немецким конвоем. Фронт проходил рядом с его родным городом Болховом: танки, самолеты, артобстрелы. Потом немецкий концлагерь в Эстонии. Василий был свидетелем огромных жертв и страданий русского народа, он впитал войну всем своим сознанием и сердцем, хотя к 1941 году успел закончить всего семь классов.

 

После освобождения из немецкого лагеря и до конца войны Василий жил в Таллине. Благодаря семье Ридигеров – Михаилу Александровичу и Елене Иосифовне – он получил возможность читать духовную литературу. Особенно его интересовало будущее России. В Таллине завязалась и его дружба с Алексеем Ридигером, будущим Патриархом Алексием II. Тогда Алексей и Василий были совсем юными, но Русская Православная Церковь знает много подвижников, которые имели сильную веру и любовь к Родине уже в юном возрасте.

Василий всегда чувствовал Покров Божией Матери над своей головой, ведь и из лагеря он был освобожден в 1943 году именно 14 октября – в день Покрова Пресвятой Богородицы. Домой вернулся летом 1945 года с твердым намерением посвятить себя священническому служению. Замечательно и то, что после окончания Ленинградской духовной семинарии он, по настоянию митрополита Ленинградского Григория (Чукова), продолжил обучение в духовной академии, хотя многие студенты распределились по приходам. Владыка Григорий, будучи не только выдающимся церковным деятелем, но и государственником, видел в студенте Василии Ермакове незаурядные способности.

Уроки Смутного времени

Прекрасное образование в сочетании с высокой духовностью и блестящим умом позволили Василию уже в своей выпускной диссертации «Национально-государственные заслуги и защита Православия русским духовенством в эпоху польско-шведской интервенции»[3]показать на примере Смутного времени значение Православной Церкви для Российского государства. В диссертации изложены основные положения, исходя из которых отец Василий подходил к оценке и современной отечественной истории.

 

    

Читать далее...

Метки:  
Комментарии (0)

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ОТЦА ВАСИЛИЯ ЕРМАКОВА.3 февраля — 10 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря.Андрей Рогозянский

Дневник

Пятница, 03 Февраля 2017 г. 18:49 + в цитатник
Протоиерей Василий Ермаков. Фото: Александр СитраковПротоиерей Василий Ермаков. Фото: Александр Ситраков

 

Я мало знал отца Василия, всего несколько встреч. Небольшой кладбищенский храм на Серафимовском был одним из духовных адресов Петербурга, по которому шли люди с различными нуждами. В кладбищенской деревянной церквушке — многолюдье и теснота. Обстановка домашняя, напоминающая церкви малых городов России: с ковриками и полотенцами на образах — милыми знаками заботы народа о доме Божием.

Те, кому Господь подарил встречу с настоящим пастырем, знают, какая это   радость

За годы, минувшие с кончины прославленного батюшки, ветры в церковной жизни неуловимо переменились; в моду вошёл независимый стиль. Лишним стало считаться — изливать душу перед священником, обсуждать подробности своей жизни. Свобода и право выбора по собственному усмотрению ревниво оберегаются. Часты сетования на строгость духовников, на стремление их диктовать свою волю. Вероятно, для этого имеются основания. Прискорбное явление церковной действительности, известное под именем «младостарчества», больно ударило по множеству судеб. Но зато те, кому Господь подарил встречу с настоящим пастырем и духовным наставником, знают, какая это радость и какое подспорье. Множество православных петербуржцев, духовных детей отца Василия Ермакова, не забудут время, в которое имели возможность видеть его отеческий образ, слышать слово, обращаться с вопросами и просьбами о молитве.

Готовя эту статью, я прочёл большое число воспоминаний. Всюду — острота впечатлений и осознание редкостной пользы от руководства священника. Годы, проведённые рядом с отцом Василием, были временем открытий, воодушевления, прилива сил, перемены ума — абсолютным пиком всей жизни. «Отец Василий — один из тех, кто не дает отдыхать, не дает успокаиваться. Все время тормошит, будоражит ум и чувства», — так говорят о нём.

Следуй за мной

 

Протоиерей Василий Ермаков. Фото: Александр СитраковПротоиерей Василий Ермаков. Фото: Александр Ситраков
Словно бы время становилось плотней и краски ярче — так влиял на окружающее и окружающих этот простой и открытый русский человек, живой, ценящий юмор, по-своему статный, с внутренним стержнем и оттенком благородства. Примечательно название сайта, начало которому положил отец Василий: «Россия в красках». Самые обыкновенные вещи, такие, как трапеза с батюшкой в приходском домике или поездка куда-нибудь в Оптину, в Болхов, на малую родину Ермаковых, приобретали значительность, давали обильную пищу для размышлений, настраивали трудиться над своим сердцем.

 

Тем ценно духовничество, что даёт возможность вставать вслед за сильной и яркой христианской личностью и двигаться за ней. «Духовная жизнь, — объяснял отец Василий, — это путь в темном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь...»

Мелочное ковыряние и самоедство не были присущи исповедям у отца Василия. Уловив суть, он тотчас широкими штрихами прочерчивал для человека перспективу его движения вперёд. В нём жил этот дар — распознавать мыслительные одеяния греха, внутреннее устроение каждого, и действовать ободряюще.

Часто констатируют неудовлетворение от исповеди. Раз за разом человек вынужден признаваться в одном и том же, пересказывать одинаково монотонную, исполненную безысходности историю ослика Иа. Выслушивая всё это, священник также скучает и поскорее, со словами «прощаю и разрешаю», отправляет формальный долг. Но настоящий духовник имеет дар — пробуждать покаяние. Он не просто принимает исповедь, но помогает покаяться. Божиим даром угадывает он внутреннее затруднение человека, его слабые места и Промысл Бога о нём. Начав с какой-нибудь малозначительной детали, он разворачивает перед исповедающимся картину искажения правды и смысла. Горячее раскаяние застаёт человека у аналоя, и он отходит умилённый, трепетный, причащаясь затем Святых Таин. Таков дар отца Василия. Развитые интуиция и знание жизни его делали исповеди у него откровением. Ведь одно, когда исповедь принимает неизвестный тебе человек, и совершенно другое — священник, сопереживающий и молящийся о тебе, имеющий опытность, по слову псалмопевца Давида, «от тайных» твоих, т. е. от не вполне осознаваемых прегрешений, «очистити» тя.

Слуга Богу, отец прихожанам

 

Протоиерей Василий Ермаков. Фото: Александр СитраковПротоиерей Василий Ермаков. Фото: Александр Ситраков

 

Православная вера неслучайно именуется верой отеческой

«Русские люди — как дети, — любил повторять батюшка. — Нам нужен отец». Эта отеческая интонация общения духовенства и паствы в наше время всё больше забывается, сменяясь демократизмом, доступностью, смешливостью, прагматическим деловым стилем. В особом достоинстве пастыря, в почтении и благоговении, которыми традиционно окружался священный сан, находят одни отрицательные стороны — превозношение и желание почестей и похвал. Но неизмеримо важней этого — ученичество и доверие паствы к наставникам по образу доверия к отцу.

Православная вера неслучайно именуется верой отеческой, святые же — «отцами» и «матерями». Святителю отче Николае, преподобная мати Марие… Это не метафоры, но точная формула, ключ к пониманию связей внутри Ортодоксии. Верующий в Церкви занимает место ученика, и положение его в чём-то напоминает детское. Отец Василий: «Когда мне задают вопрос — что миряне должны делать для церкви, я говорю: вы обязаны ходить в храм каждую субботу и воскресенье и в праздники, не пропуская, чтобы научиться вере, надежде, терпению. Учиться, как в школе».

Сегодня над детскостью ума станут иронизировать. В ходу умение «мыслить актуально», высказывать своё мнение, давать оценки, критиковать... Сам человек, не сознавая того, лишает себя молитвы и доверия к церковному слову, того, что, как мы знаем из Евангелия, Бог утаил от мудрых и открыл младенцам.

Образ отцовства нарушен. Однажды на уроке в воскресной школе учительница много говорила про то, что Господь есть наш Отец, что Он совсем по-родительски относится к нам, как к Своим детям. А когда окончила, то поняла, что дети не понимают её. Многие росли без отцов или отцы их в жизни вели себя не самым лучшим образом. Из-за этого роль духовного отца становится важной вдвойне. Нашему современнику как никогда сложно настроиться на духовную жизнь. Встретиться с пастырем и наставником, отечески относящимся к прихожанам, — почти исключительная возможность сбросить груз болезненной психологии, исцелить душевные раны, найти утерянную нить связи с Небесным Отцом.

Девиз, который отец Василий много раз повторял: «исцелять людей надо сердцем»

Отец Василий был прирождённый педагог и духовный лекарь. Девиз его, который он много раз повторял: «Исцелять людей надо сердцем». Служение алтарю и встречи с людьми в его жизни занимали главное место. Пастырской миссией он постоянно горел, творил её вдохновенно, свободно, как художник или писатель творит реальность своих произведений. Слушающие слово Божие и исполняющие были его семьёй, друзьями и единомышленниками. Трудно поверить в то, что человеку это под силу: каждый день, каждый час жить не для себя, а для других.

Миссионерство отца Василия

 

Протоиерей Василий Ермаков. Фото: Михаил ШишковПротоиерей Василий Ермаков. Фото: Михаил Шишков

 

В одном интервью батюшка жалуется на священников, «бегущих домой». Он приводит исторические примеры, такие, как жизнь и служение священноисповедника Георгия Косова. «Вот у кого можно было бы поучиться современным священникам, что значит быть “народным батюшкой”! — говорил отец Василий. — Он был простым сельским попом, а удостоился того, что о нем писали литераторы, к нему съезжались люди не только из ближних мест, но издалека. Почему? Потому что он любил народ. Он приехал в заброшенный храм, прихожан почти не было, а он стал молиться каждый день, а потом, когда пришел народ, он со всеми беседовал, почти непрерывно служил молебны, помазывал маслицем, — и так каждый день десятки лет. Почему только он один стал по-настоящему “народным батюшкой”? — Потому что его храм был открыт целый день, а иногда и полночи, и таким же открытым было его сердце».

Миссионерство отец Василием мыслилось просто: «Если бы каждый священник посидел бы с народом, поговорил бы, спросил, какие нужды у кого, помог бы — тогда и наши храмы были бы полными». Учение отца Василия — самое практическое, наглядное. Об «умных и заумных», как он выражался, вещах рассуждать нужно осторожно; именно «заумные и умные» рассуждения всегда приводили к расколам и ересям. «Долой заумные вещи! — с искоркой юмора провозглашал он. — Надо научиться простому. И, когда ты научишься понимать важность соблюдения простых правил, тогда ты поймешь и глубину духовную».

Есть те, кто удаляется в интеллектуализм, в формальное богословие, держится каких-нибудь специфических интеллигентских теорий и споров, жаждет внешних перемен и реформ. Отец Василий был далёк от этого. «Я жизнь учил не по учебникам», — говорил он. Опыт его взят из постоянного наблюдения за судьбами. Как человек с весьма и весьма обширным жизненным опытом, помнивший предвоенную пору, затем войну, оккупацию, послевоенное возрождение Церкви, гонения эпохи Хрущёва, переживший «застой», крушение СССР и «лихие 1990-е», батюшка имел право на обобщения и параллели, на знание сути вещей. Он был убеждён, что человечеству на все времена дан Закон Божий, и поступающий по заповедям находится под защитой свыше, тогда как уклоняющийся от правды ненавидит свою душу и будет иметь горькое воздаяние уже при этой жизни. Не существует обходных путей, приспособления морали под время, мнимых «адекватности» и «цивилизованности», замещающих добродетели и духовную работу над собой, но самоограничение, терпение, труд, взаимопомощь, молитва и Таинства как единый рецепт для устроения дел этого мира и вхождения в вечность. «Нам говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Этот совсем не то, что образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и образует новое существо».

Даже в советские годы, перед пристальным взором «органов», батюшка проповедовал одно: необходимость чтить Божеский закон, быть служителем правды вопреки модам и обстоятельствам. «Меня учил отец Константин Быстриевский в Никольском (соборе — А.Р.): “Когда служишь молебен, ты спроси: а что с этим человеком случилось? Особенно если увидишь в списке заключенных или болящих”. И я внял его отеческому совету и стал расспрашивать народ». Взгляд отца Василия на советский период — резко отрицательный: большевики, по его мнению, стали огромным бедствием для страны. В то же время любовь его к человеку и знание народной жизни подсказывали, что пленение коммунистической идеологией временно. Так же, как русские люди не уместились ни в татарскую одежду, ни в польский кунтуш, однажды должны были они отказаться и от комиссарской тужурки.

В этом разница взглядов отца Василия Ермакова с антисоветчиками — ценителями некоей «настоящей России» и «белого дела», приверженцами теорий о коренном перерождении и гибели народной души. От отца Василия эти деятели заимствовали неприятие лжи как основы большевизма, однако же уклонились от главного, что было у батюшки и что есть в Законе Божием: милости и жертвы за ближних — страну и соотечественников.

Русский душой

 

Протоиерей Василий Ермаков. Фото: Александр СитраковПротоиерей Василий Ермаков. Фото: Александр Ситраков

 

Спасать приходящие к нему души означало для отца Василия то же, что спасать Россию; любить Россию значило любить и заботиться о каждом, приходящем к нему. Батюшка не понимал и на дух не принимал религиозной высокомерности и индивидуализма, в которых христианин представляет себя отдельно от судеб страны и народа, носителем неземных интересов, «христианства без наций и границ». «Россию надо любить», — как только мог, увещевал он. Впрочем, отец Василий никогда бы не стал принимать участие в митингах на площадях и в съездах политических партий. Самые патриотические проекты спасения страны не значат ничего без внутреннего преобразования и просвещения человека.

«Россию надо любить…». Незамысловатые слова. Однако для тех, кто помнит отца Василия, они равнозначны завещанию, нравственному компасу в отношении событий и мнений. В 1990-е годы батюшка остро переживал неразбериху, накрывшую общество лавину образцов низкопробной западной масс-культуры. Ему, на протяжении десятилетий мечтавшему дожить до освобождения Родины от коммунизма, больно было видеть Россию в обвале. Об уходе Ельцина и начале деятельности молодого тогда президента Путина батюшка высказывался одобрительно. По воспоминаниям москвича Александра Ерохина, определённые надежды он возлагал на Путина, ожидая скорого укрепления России. «И когда вдруг все развернулось, — подводит итог рассказчик, — и президент заговорил о национальном достоинстве, Православии, о том, что наша история не с 1917-го года началась, я был счастлив: “Батюшка, милый, как же ты был прав, ты верил!”».

Целью своей батюшка видел воспитание, как он говорил, «отточенных христиан»

Целью своей батюшка видел воспитание, как он говорил, «отточенных христиан», людей, которые не станут игрушками в играх посторонних сил. Понимание Евангельских добродетелей у отца Василия не сентиментальное. Меньше всего он одобрил бы поведение верующего-меланхолика и верующего-размазни. Отец Василий считал, что уступать можно в личном, там же, где дело касается переданных нам истин веры, христианин может и должен быть твёрдым. Его завет духовным детям: «Если тебя оскорбляют, не нужно склонять голову. Нужно с чувством внутренней правоты, без гнева отстаивать свою веру».

То же касается пользы Отечества: никаких ультиматумов России «платить и каяться», попыток извне давить на чувства подлинная христианская совесть, христианская ответственность, конечно же, не приемлют.

Послание будущему

 

Протоиерей Василий Ермаков. Фото: Александр СитраковПротоиерей Василий Ермаков. Фото: Александр Ситраков
Непростую, исполненную трудностей жизнь прожил батюшка. Но ещё более сложным в духовном отношении считал он наступивший период. Его опыт подсказывал, что новые испытания превзойдут испытания советского времени. «Не завидую я тем, кто пришел в Церковь в наши дни, — прямо признавал он, — очень много соблазнов и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену?»

 

Душа его болела о детях — о поколении будущих прихожан и церковнослужителей, которое должно прийти на смену. Недогляд, недостаток решимости считал он одной из главных причин неудач воспитания в семьях: «Почему дети плохие? Родители детям всё разрешают, отдают детей улице». Любым новомодным теориям батюшка предпочитал традиционные, проверенные способы. «Не нужно ничего обновлять, — говорил он, — научиться хотя бы по-старому воспитывать».

Предвидел батюшка и наступающий кризис. Готовил, укреплял окружающих, убеждая не смущаться событиями мирового масштаба. «Когда наступят тяжелые времена, — говорил он, — пускай нас это не пугает. Мы должны твердо знать, как “Отче наш”, что Господь наш Иисус Христос не оставит нас в трудную минуту. Быть ближе к храму — это наш долг, православных людей».

«У священника есть одна привилегия — быть слугой каждому встречному»

До конца времён, невзирая на внешние перемены и трудности, данное правило останется неизменным. При любых поворотах обстоятельств каждый должен продолжать делать своё дело: священник — учить и наставлять, прихожане, члены общины — беречь храм и любить богослужение, супруги — строить свой дом на основаниях веры, родители — бороться за исправление и нравственное развитие своих детей. Тот, кто видел и помнит батюшку, знает, что своё служение духовника и совершителя Таинств он отправлял подобно часовому на стратегически важном посту. «Если нет такого настроя — всю свою жизнь положить на служение людям, — то займись чем-нибудь другим, не дерзай принимать на себя иго Христово», — предупреждал он размышляющих о принятии священного сана.

Свои постоянство и мужество он передавал всем окружающим. «Отец Василий был для всех нас примером, — вспоминает Михаил Шишков. — В вере, в любви, в служении, в жертвенности и т.д. Он своим примером учил, как это достигается. А мы, как ученики, впитывали и пытались и пытаемся воплотить в жизнь, каждый по мере сил». Таков его главный завет мирянам и собратьям-священникам: «Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать. Я же скажу так: у священника есть одна привилегия — быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Этого требует от нас Господь и Евангелие».


Метки:  
Комментарии (1)

ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ ОТ БОГА? ОДНА ИЗ ПОСЛЕДНИХ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ЕРМАКОВА

Дневник

Среда, 21 Декабря 2016 г. 09:29 + в цитатник

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

 
«Что ты хочешь?» – две тысячи лет назад обратился Господь наш Иисус Христос к слепому, сидящему у дороги, ведущей в город Иерихон. Этот слепой нищий услышал, что идёт Сын Давидов, Спаситель мира, что идёт особый Человек, и стал кричать: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня!» Его хотели оттолкнуть, отодвинуть, но он продолжал кричать, и когда Господь подошёл к нему и спросил: «Чего ты хочешь от Меня?», он сказал великие слова, которые его, слепого, скорбящего, привели к Богу: «Да прозрею». Он ничего не хотел другого, и голос совести ему подсказал: надо прозреть, чтобы иметь веру. Его слова, обращённые к Спасителю, не были пустыми, не были данью моды того времени.

 

И Бог даровал исцеление, как Он даровал исцеление десяти прокажённым мужам. «Чего вы хотите?» – «Да очистимся». Они получили исцеление, проказа их оставила, но только один, как говорит Евангелие, пришёл благодарить Бога.

Таких предательств Бога было очень много две тысячи лет назад при Его земной жизни. Таких предательств Бога много совершилось и в многовековой истории человечества, как в общем мировом масштабе, так и в нашей российской жизни.

На слова слепого, обращённые к Спасителю, Он сказал: «Прозрей, вера твоя спасла тебя».

Вот если бы сегодня обратиться к вам, к россиянам, идущим в церковь и спросить: чего ты хочешь? Вот ты пришёл в церковь: что ты хочешь в данный момент твоего пребывания в храме Божьем? Ты хочешь понаблюдать, присмотреться, поставить свечу или переродиться благодатью Божьей? Потому обо всём, что ты совершал нехорошего, плохого, грешного, надо подумать, идя на встречу к Богу. Ведь Господь стучится в сердце каждого из нас скорбями, болячками, горестями. «Что ты хочешь?» И на этот зов Божий как отзываются люди? – «Я хочу от Бога счастья, богатства, благополучия, здоровья, житейской мощи, всего, но только не веры в Бога».

Я вам говорю слова той жестокой правды, с которой я встречаюсь 50 с лишним лет. Я на исповеди спрашиваю: что ты хочешь, мужик? Вижу бегающие глаза, слышу какое-то лопотание. Я говорю: что ты хочешь, скажи, что ты хочешь? Я тебе отвечу, что тебе надо. А он не понимает, что он хочет. Просто его толкнули, сказали: «Иди, у тебя такие-то болячки, иди». Страшнее всего, когда сразу толкают на Причастие. Это чёрные доски, это гнилой пень. Куда ж вы его толкаете? Ему не понять святость, духовную мощь, ту духовную силу, которую Бог даёт тому, кто с верою к Нему обращается. Это люди, забывшие Бога; попав под пресс жестокой жизни нашего времени, они «рванули в храм», именно «рванули», а не пришли. Просто им кто-то подсказал: «Иди, может быть, Бог тебе и поможет», забывая о том, что без веры здесь человеку делать нечего. Пустое пребывание. В сердце не появится сила благодати Божьей. Благодать Божья не осветит закоулки души. Вот если бы он захотел услышать в скорби голос Божий, Его призыв, если бы он осознал, вращаясь в этом мире зла, страданий, телоубийства, душеубийства, что такое вера…

Когда людей, живущих так: «ах, у меня всё есть, я сильнее всех на свете», по телу, по злому сатанинскому умыслу «я всё могу», посещают скорби, они в горестях своих идут в церковь. Но, увы, придя в церковь, не получив желаемого, они начинают орать: «А что мне дала ваша Церковь, что мне дала молитва? Да ничего!» Как мне говорят: «Я и свечи ставлю, я хожу в церковь, а мне Бог не помогает». «Как вы ходите? – я их спрашиваю. – Ах, ногами? А сердце?» Сердце далеко.

Надо идти к Богу и жаждать веры. Тогда и получишь то прозрение, которое получил слепой капернаумский житель. Бог насильно никого к Себе не зовёт. Вы поймёте, обязаны осознать, что без Бога мы жить не можем, без Бога не может жить Россия, потому что она уже жила в XX веке без Бога и мы уже за это получили сполна. Тогда вера будет в сердцах россиян и мы поднимем страну нашу. И не надо стонать: «виновато правительство», «виновата губернатор», «все виноваты, кроме меня». Ну а ты что сделал, россиянин? Мужик, что ты сделал для России? Что ты сделал? Да ничего.

Работать не хотят праведно, достойно. Хотят грабить, пить, гулять. Полное раздолье. Так и получаете. А почаще заглядывать надо в Евангелие – это учебник нашей жизни: как жить с Богом, как жить в Боге, как найти благополучие земного бытия. Посмотрели бы на нашу жизнь, какой тернистой дорогой мы пришли к Богу, что нас, людей советских, заставило обратиться к Богу? Что ж вы думали, мы с неба свалились и пошли в храм? Это была страшная битва – или ты с Богом, или против Бога. Или я верю и иду к Нему в храм Божий, или я изредка «захожу» к Богу какими-то своими путями. Это выбор и право каждого. Или горит в твоём сердце дух веры, мужества русского человека, есть стремление бороться со злом, с грехом, или ты будешь оскорблять Бога разными западными веяниями – той мерзостью, о которой пишут в газетах, показывают на телевидении, чем живут ваши дети, внуки сегодня.

Вы потом переживаете: «Почему Бог не дал им счастья? А я молилась, я просила». А вопрос: как вы молились, как вы искали Бога? А так: сказали слова, и больше ничего. Сказать – не воспитать. Нас воспитывает десять лет школа – грамотности, культуре поведения, но, к сожалению, школа отошла от истины, Бога там не принимают. Учителя, директрисы кричат: «Нам Бог ваш не нужен!» Бог не наш, это Бог российский, Матери-Родины. Мы воспитаем сегодня без Бога растущее поколение, и опять наш путь будет устлан трупами русских людей. Не война, не бойтесь, войны не будет. Пока идёт пернатый грипп, потом пойдёт воздушный и, глядишь, водяной, т.е. все болячки посылаются за наши грехи. Мы должны твёрдо знать: как молишься, так Бог и подаёт. Будем молиться – ничего не случится, не бойтесь.

А те, кто отойдёт, получат по полной программе. Бог здесь ни при чём, потому что они сами открыли свои сердца, свой ум для принятия злого веяния, в которое они верят. Они верят в тёмные дела демонизма, совершают чёрные дела жизни. В них непослушание церковному закону; нежелание прийти помолиться в храм Божий, нежелание спросить: «А как ты пришла к Богу, зачем, что тебя привело?» Им бы надо учиться, присматриваться. И ведь есть у кого поучиться, храм Божий – училище благочестия. Придите, мы вас научим, мы вам скажем, мы вас от Бога не отведём. Приди только. Как известно, кто ищет, тот всегда найдёт. Пословица есть: «Свинья – грязь, а пчёлка – нектар найдёт». Поэтому не надо ругать Бога, не надо плевать в православие, не надо ругать нашу Отчизну, её уже отругали. Ещё Господь, несмотря на наши грехи, жалеет нас: есть и вода, и еда, всё есть у нас.

Поэтому, идя в храм Божий, каждый из нас должен перед собой поставить вопрос: что ты хочешь? Помолиться? Так молись всей душой. Хочешь испросить у Бога помощи в своих скорбях? Проси. Не сиюминутно, не сей час Бог тебе даст. Но Он даст то, что ты желаешь. Только надо уметь молиться, только верить надо, чего сегодня, к сожалению, недостаёт в нашей русской национальной жизни.

Мы кричим: «Мы верим!» А дела?.. Вы сами знаете. Вот путь на сегодня русского православного христианина, вот дорога жизни к счастью, к могуществу нашей Родины. И если каждый россиянин об этом подумает, будет хранить веру, молиться Богу, терпеливо переносить свои страдания, Бог нам поможет. Практически. Мы сумели защитить Мать-Россию от немцев, от разрушающих действий коммунистов, Бог нам даровал свободу, так верьте, что и теперь нам поможет. Русские люди, идите к Богу, не будьте теми слепорождёнными котятами, которые имеют глаза, но Бога не видят. Это ваш долг, ваша обязанность, ваш священный подвиг – в вере, молитве возродить Мать-Россию.

Январь 2006 г.

Протоиерей Василий Ермаков

Газета Эском – Вера     3 февраля 2009 г.            http://www.pravoslavie.ru/37262.html


Метки:  
Комментарии (0)

Протоиерей Василий Ермаков в передаче на тк «100 дорог»26 август 2006 г..

Дневник

Среда, 21 Декабря 2016 г. 09:22 + в цитатник




Метки:  
Комментарии (0)

Об отце Василии вспоминают земляки, жители города Болхова, прихожане Троицкой церкви

Дневник

Среда, 21 Декабря 2016 г. 09:19 + в цитатник

Каждый день чудо!

О Батюшке я узнала от мамы. Мама моя в свое время брала у батюшки Василия благословение, чтобы читать Псалтирь по умершим. А тогда трудно было найти псалтирь, она долго искала. Батюшка только начинал в Болхов приезжать, она к нему подошла и взяла благословение. Это были 83-85 годы. Батюшка помолился и благословил, она читала до самой смерти.

 

День, когда я встретилась с Батюшкой, я очень хорошо помню. Это было 11 сентября 2004 года. Батюшка организовал паломническую поездку в Оптину пустынь из Болхова. Когда отца Василия в Оптиной встречали, ему подарили книгу послушника Николая Беляева про последнего старца Оптинского Никона. Батюшка стоит разговаривает. Держит так книгу, что не видно названия. А я смотрю и думаю, я бы тоже такую книжку купила себе, вот бы мне посмотреть, как называется. Стою и никак мне не увидеть. Тогда Батюшка так поворачивается, поворачивается и повернул ко мне книгу, я посмотрела и картинку запомнила. В Оптиной в лавку зашла книжную, там не оказалось таких книг.

 

Паломничество в Оптину пустынь 

 

Потом после Оптиной у нас была поездка в Шамардино. В Шамардино мы тоже зашли в книжную лавку. Я пробежала взглядом по книжным полкам, а книге такой нет. А потом, возвращаюсь взглядом на прилавок, и там лежит книга, именно эта книга, я её взяла и даю матушке монахине рассчитаться. А она смотрит на меня с удивлением и спрашивает: «А где Вы взяли эту книгу?». А я показываю: «Да вот она здесь лежала». Она меня рассчитала и все. Вот видите какое чудо. До сих пор, когда вспоминаешь этот случай, так все внутри замирает.   Когда Батюшка приезжал в Болхов, я всегда на службе у него была. А так, я приходила к нему за благословением, например, когда к дочери сватался один, я хотела её замуж отдать. А Батюшка сказал: «Не надо», не благословил. А еще в 2001 году муж мой стажировку проходил. Платили ему мало, 100 рублей. Нам тогда 200 рублей не хватало, чтобы до следующей зарплаты доскрипеть. Муж мой на стажировке, а туда Батюшка пришел, нужно ему было, и подарил ему книжечку. А мы её открыли посмотреть, а там двести рублей лежат, которых нам не хватало. Мы так радовались. Это чудо. Эту книгу я читаю, там так много ответов на мои вопросы. Разве это можно словами выразить? Это все на духовном уровне. А теперь я у отца Александра окормляюсь. Когда Батюшка приезжал, то его за плечи взял и наставлял. Я теперь со всеми вопросами к отцу Александру, он же духовный сын Батюшки. Все как есть чудо, каждый день чудо. Слава Богу за все!  

 

Елена Рожковская                                                                                   

Читать далее...

Метки:  
Комментарии (0)

Народный батюшка. Протоиерей Василий Ермаков.

Дневник

Среда, 21 Декабря 2016 г. 09:09 + в цитатник

Съемка августа 2006 г.телеканала СТО Санкт Петербург.

 

 




Метки:  
Комментарии (2)

О вере и о верующих.Протоиерей Василий Ермаков

Дневник

Четверг, 14 Января 2016 г. 11:42 + в цитатник

14 января - день ангела прот.Василия Ермакова

Из ВКонтакте, группа Счастье в вере и послушании Богу.

Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять. Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина святого.

Многие из-за денег придут в храм, многие из тщеславия, из-за карьеры и власти. Ты, глядя на это, не искушайся и терпи. Ищи храм победнее и подальше от центральных площадей. Священника ищи смиренного и простого в вере, потому что “умных” и циничных и теперь развелось много, а смиренных и простых в вере не осталось почти никого.

Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать. Печально, но так cчитает большинство духовенства. Я же тебе так скажу: у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. У тебя нет настроения, все равно – иди и служи. У тебя болят ноги или спина, – иди и служи. У тебя в семье проблемы, но ты все равно – иди и служи! Этого требует от нас Господь и Евангелие. Если нет такого настроя – всю свою жизнь положить на служение людям – то займись чем-нибудь другим, не дерзай принимать на себя иго Христово.

А сейчас такое время, что многие идут служить в храм из-за корысти. Так было и до революции, об этом говорил (или кричал даже) отец Иоанн Кронштадтский. Ведь в нашей русской катастрофе ХХ века вина духовенства очень велика...

И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену?.. Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь...

Нам говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Этот совсем не то, чем образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и ОБРАЗУЕТ новое существо...Помни это...

Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаёшь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой. Но самоуничижение – это тоже плохо. Христианин должен идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он – жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: "Вы – церкви Живого Бога". И если ты раболепствуешь перед людьми, то еще далек от того, чтобы стать таким храмом.

А вообще, нам нужно только искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает из тебя все лишнее, безобразное, и учит, как нужно жить и как вести себя...

Нам кажется, что мы – самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый.

Почему мы преувеличиваем свои несчастья и беды? Может, потому что недостаточно страдаем? Ведь посмотри: по-настоящему больные люди не выказывают свою болезнь, не ноют. Они несут свой крест молчаливо, до самого конца. Вот здесь, в Печорах, была схимница, она всю жизнь провела в скрюченном состоянии, и кто-то слышал от нее жалобы? – нет! Наоборот, люди приезжали к ней за утешением.

Люди жалуются, потому что считают, что должны быть довольны и счастливы здесь, на этой земле. Они не верят в вечную жизнь, в вечное блаженство, а поэтому хотят насытиться счастьем здесь. И если что-то малое мешает этому счастью, они кричат: как нам плохо, хуже всех на земле!..

Не ищи довольства здесь. Это, конечно, трудно усваивается, но полюби боль и страдание, полюби свое "несчастье". Пожелай Царства Божия паче всего, тогда вкусишь свет, тогда все сладкое здесь покажется горькой полынью. Помни: на земле мы живем всего одно мгновение – сегодня родился, а завтра уже могилу роют. А в Царстве Божием будем жить бесконечные веки. Боль, если сильная, то короткая, а если долгая – то можно терпеть. Потерпи немного здесь, чтобы вкусить радость вечную там...

Помнишь слова апостола: "Лучше бы вы не крестились..."? Это – страшные слова, которые во многом относятся к нам. Почему? Потому что внешне мы принимаем православные обряды, а внутри остаемся теми же, что были до крещения или обращения – завидуем, обманываем, испытываем к ближним неприязнь, осуждаем, а самое главное, наше сердце еще не отлепилось от сего мира и не прилепилось ко Господу. Мы верим своей алчности, а не Богу; мы верим своим похотям, а не заповедям Господним. Мы знаем то, что от плоти, что можно потрогать, увидеть обычными глазами, а то, что от Духа, мы, как слепоглухие, не разумеем. А ведь без этого христианство не имеет никакого смысла.

Мы, лукавые, пытаемся приспособить христианство к этому миру, чтобы наша вера была служанкой нашей обыденной жизни, чтобы нам было удобно и комфортно. А ведь жизнь духовная – это тесный и неудобный путь. Здесь, извини, нужно с себя шкурку содрать, и не одну, потому что грех пророс в наше естество, и божественное стало для нас противоестественным. Поэтому и нужен крест, каждому нужна своя Голгофа, чтобы умереть в страданиях греха и воскреснуть в радости духа. Это, конечно, не значит, что нужно себя истязать.

Нужно принимать все скорби и болезни, которые обрушиваются на тебя, с благодарностью, а не с ропотом. Если жизнь бьет, значит, Господь не забыл про тебя; значит, ты стал, как раскаленное железо под ударами молота. Если увильнешь от ударов, то останешься бесформенным куском металла, а если потерпишь - будешь дивным произведением Божиих рук.

Протоиерей Василий Ермаков

Метки:  
Комментарии (0)

Протоиерей Василий Ермаков(цикл передач Петербургские заступники)

Дневник

Понедельник, 21 Декабря 2015 г. 09:29 + в цитатник




Метки:  
Комментарии (0)

Священники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны.ч.2

Дневник

Пятница, 08 Мая 2015 г. 09:30 + в цитатник

РЕДАКЦИЯ ПОРТАЛА "ПРАВОСЛАВИЕ И МИР"

                                      Священники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны

Протоиерей Сергий Вишневский

(1926 г.р.)

Протоиерей Сергий Вишневский

Протоиерей Сергий Вишневский

В 1941 году учился в ремесленном училище на автозаводе имени Молотова в Горьком, попал под первую бомбежку. В армию призван в 1943 г. Служил в пехоте, охранял склады с боеприпасами. При росте 149 см весил 36 кг. После войны отец Сергий закончил духовные семинарию и Академию, в 1952 году принял священство. Настоятель храма святых Флора и Лавра в селе Флоровское Ярославской области.

Протоиерей Валентин Бирюков

(1922 г.р.)

Протоиерей Валентин Бирюков

Протоиерей Валентин Бирюков

После школы был призван на фронт и направлен в Ленинград. Пережил блокаду.  «Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких — для жизни. Никаких — кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней. А питались при этом травой. Запасали её на зиму».

Защищал «Дорогу жизни» обеспечивающую связь блокадного Ленинграда с внешним миром, в 1944 получил пулевые и осколочные ранения. После войны Валентин Яковлевич вернулся в Томскую область. В 1960-е годы Валентин Бирюков пел на клиросе. Один из старейших священников Новосибирской епархии.               

Читать далее...

Метки:  
Комментарии (0)

СТАРЧЕСТВО И СОВРЕМЕННОСТЬ.Диакон Владимир Василик ч.2

Дневник

Пятница, 28 Ноября 2014 г. 10:10 + в цитатник

Начало  тут  :  http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post344848770/

 Православие.Ru, 12 сентября 2012 г. 
http://www.pravoslavie.ru/put/56034.htm                                                                               Диакон Владимир Василик

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Но это в монастыре высокого уровня, на Афоне. А как происходит общение старцев с мирянами? И вот здесь хотелось бы поделиться своим опытом общения с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), старцем Псково-Печерского монастыря. Мне довелось общаться с ним в мои отроческие и юношеские годы – в 1980–1990-е. В середине 1980-х попасть к отцу Иоанну было очень трудно: существовало негласное (вероятно, согласованное с властями) распоряжение наместника обители отца Гавриила: не пускать. И тем не менее (и это было чудо Божие) он нас принял. Помню, как он утешил маму во всех ее скорбях, как ее успокоил и воодушевил. И спросил меня: «А кем ты хочешь стать, Володенька?» Я в то время был увлечен историей и ответил: «Историком». Старец лишь покачал головой: «И о прошлом не все говорить-то можно. О настоящем вообще молчать надо. А будущее от нас сокрыто. Ты больше языками занимайся. Они во всем полезны будут». Передо мной стоял тогда вопрос: куда дальше идти – в английскую школу или в историко-литературную. До сих пор помню, как деликатно поступал отец Иоанн: он не давал безусловных повелений, зная, что мы, немощные, не можем их понести, а лишь мягко советовал: «Может быть, лучше пойти в английскую школу, как более аполитичную».

 

А я, грешный, ослушался его: английская школа меня отпугнула возможными контактами с детьми партноменклатуры, а о ленинградской историко-литературной № 27 шла слава как об оазисе свободолюбия и культуры, исторической науки и литературоведения, и я выбрал ее. Почти что сразу я убедился в прозорливости отца Иоанна: директор школы, весьма пронырливый коммунист и политикан, сразу «взял меня под колпак», а на следующий год, увидев крест на шее, «рассекретил» как мальчика верующего. В общем, было не без приключений, каковых я избежал бы, послушайся старца. Но все-таки я закончил ее, будучи некомсомольцем, и встал вопрос: куда дальше?

Естественным путем казалось ехать в Москву, где уже веяли ветры перестройки, и поступать на исторический факультет МГУ. Поехали за благословением к отцу Иоанну, рассказали о шансах в Ленинграде и Москве. Он очень обеспокоился: «В Москву? Зачем от дома отрываться? Поступай в Питере». И опять я поступил своевольно: поехал в Москву, где позорнейшим образом провалился на сочинении. О результатах отписали отцу Иоанну и получили от него утешительное письмо, в котором, между прочим, было следующее: «Я очень рад, что Владимиру придется поступать вновь и дома. Пускай посмиряет себя на филологическом факультете, в надежде, что со временем займется любимым делом». Это было написано в 1987 году. С того времени я занимался многими вещами. Но к чистой истории приступил лишь в 2003 году, за три года до смерти старца. И чувствуется, что его молитвами мне удалось попасть на работу на исторический факультет.

Всякая встреча с отцом Иоанном была праздником, даже когда времени у него не было и он, проходя, приговаривал: «Общее благословение, общее благословение». Но от общения с отцом Иоанном оставалось не только удивительное общее светлое впечатление – он давал и конкретные, удивительно трезвые, ясные и своевременные наставления. Он чутко чувствовал и дух человека, обращавшегося к нему, и дух времени. Вот лишь одно из его вразумлений: «“Мы все глядим в Наполеоны. Двуногих тварей миллионы для нас – орудие одно…” Вот, Володенька, не будем наполеоновскими планами заниматься. Потихоньку, полегоньку. Никого не осуждать, никого не раздражать и всем мое почтение». Трезвость и ясность пронизывали его пастырские советы. Еще в 1985 году краем уха я услышал его разговор с одним священником: «Что это отец Н. частную исповедь затеял, да еще на час с каждым? Времена сейчас такие… Придет вестник с пером на шляпе да и скажет: разойтись всем. Общая и только общая исповедь сейчас».

Рассказывал он и о своем аресте и заключении, но без обиды, и уж тем более – без гнева, призывая нас к бдительности и осторожности: «В 1945 году, после Победы, была эйфория: внешний враг разгромлен, внутренний с Церковью примирился. А потом, когда меня в 1950 году арестовали и показывали доносы и то, что прослушивали, стало ясно: напрасно радовались. Поэтому и сейчас осторожно надо. Осторожно, потихоньку, полегоньку» (разговор был в 1986 г. ).

Когда открывался Иоанновский монастырь на Карповке (еще как подворье Пюхтицкого монастыря), он очень радовался и подбодрял радетелей открытия, говоря: «Давайте делайте быстрее. Скоро Эстония отколется, так хотя бы в России у монастыря уголок будет». Разговор этот происходил в 1988 году, когда еще ничего не было ясно.

Видел он не только грехи и беды советского периода, но и то, что нас ожидало. В 1988 году он писал: «Вы пишете, что храмы открываются. Это хорошо – да так ли хорошо? Храмы открываются, а души закрываются – и кто откроет их?» И еще вспоминается его пророчество о глобализации – об одной нашей знакомой, желавшей уехать в эмиграцию: «О М. умолчу. Что посеет человек, то и пожнет… А беда повсюду идет, и ни в какой Америке от нее не спрячешься». Видел он все это: и домашнее атеистическое душеубийство, и западное, глобалистское, материалистическое.

 

Протоиерей Василий Ермаков
Протоиерей Василий Ермаков
Не только, однако, монах может стать старцем, но и белый священник, если он в своей жизни достигнет монашеской высоты, чистоты и духовной проницательности. Хотелось бы поделиться воспоминаниями об отце Василии Ермакове. С ним мне довелось общаться с 1999 года и до его кончины – 2 февраля 2007 года. Отец Василий Ермаков родился в г. Болхове Орловской области, и в нем истинно проявилась широта южного русского характера, крепость русского духа. Он пережил войну, оккупацию, был угнан в лагерь. Под конец войны служил в Советской армии. Репрессии, опустошительная война… все это было на его глазах. Но страшные испытания не сломали его, а духовно закалили. Он говорил о том, что война открыла для него путь к Богу.

 

Во время оккупации, когда открылись церкви, он получил возможность славить Бога. И, несмотря на страх, на боязнь, он шел в церковь, молился, прислуживал. Позднее он разделил крестный путь многих русских людей, которые были угнаны из своих родных мест немцами. Спас его отец Михаил Ридигер. С тех пор и пошла его дружба с отцом Михаилом и его сыном Алексеем Ридигером, будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

После войны он поступил в семинарию. Несмотря на трудности, на проблемы, связанные с тем, что он был на оккупированной территории, поступить ему удалось. Учился он в голодные годы, когда не хватало хлеба, когда каждое полено было на счету, – он все твердо и мужественно сносил ради любви к Господу.

После принятия священного сана долгие годы служил в Никольском соборе Санкт-Петербурга. Он вспоминал, что это были удивительные годы, когда молились люди, прошедшие Блокаду, знавшие страдания. Ему довелось служить с духовенством, прошедшим войну, пережившим Блокаду. Особенно удивительным был отец Александр Медвецкий.

Из Никольского собора отца Василия удалили за независимость и твердость духа, за его смелые проповеди, за то, что он говорил прихожанам: «Потерпите, эта власть скоро кончится». Его удалили на Серафимовское кладбище, и вот там расцвел духовный цветник, удивительный центр духовной жизни, который под конец его жизни стал не просто всероссийским, а всемирным. К нему приезжали люди со всех уголков мира – из Европы, из Америки. Один из священников был у него голландец, и это не случайно, потому что у отца Василия за долгие годы его молитвы открылся удивительный дар пророчества, дар ведения души человеческой и удивительный дар молитвы о ближних. Я лично на себе испытал этот дар прозорливости. Прихожу я однажды на исповедь, а он вдруг говорит: «Владимир, дуй в Москву, я за тобой». Я спрашиваю: «Батюшка, откуда вы знаете, что мне надо ехать в Москву на конференцию?» Он говорит: «Я все знаю».
Очень он не любил всего ложного, не любил он и озлобленной политизированности нашего времени. Однажды пришел к нему на исповедь, рассказал все, а он мне говорит: «Это все пустяки. Политикой занимался?» – «Занимался». – «А вот с этого и надо было начинать». Он болел душой и скорбел о развращении русского человека, о безумии молодежи, о той неправде, которая царит в нашем обществе. Он говорил об этом на проповедях: «Некоторые по-молодецки идут по жизни, наступая на головы ближним, а потом оказываются или в больнице, или в тюрьме. Потом пишут слезные письма: “Простите, помогите, не знали…” – да все вы знали, все прекрасно понимали, когда ломали чужие жизни во имя вашего гордого “я”».

Особым было его отношение к исповеди и к Евхаристии. Он возмущался тем поверхностным, потребительским, горделивым отношением к Евхаристии, которое было и бытует в «кочетковских» кругах. Он его называл «предательским». Он говорил: «Причастие – это не таблетка, а великое таинство». Он лично переживал таинство Евхаристии, говоря: «Вот вы приходите, а чувствуете ли вы Господа в сердце своем? Чувствуете ли святое причастие, как это надо чувствовать?» Часто эти вопросы оставались без ответов.

Он «вынимал» людей из самых трудных, самых сложных ситуаций. Людей разболтанных, расшатанных, разбитых миром, этой жизнью. Он собирал и делал их снова людьми целеустремленными, дисциплинированными, внимательными, верующими, христолюбивыми. И приход у него был и есть особенный. Отец Василий сыграл большую роль и в жизни нашего города, и в жизни своего родного города Болхова, в немалой степени способствовал восстановлению церковного строительства и воцерковлению его жителей. Под конец своей жизни он действительно стал всероссийским духовным светилом. Он был человеком пророческого духа, болевшим за Россию, человеком святой жизни. И пока жива Церковь, такие светила будут подниматься на ее небосклоне. Пока жива Церковь, в ней всегда пребудут старцы.


Метки:  
Комментарии (0)

Радио *Град Петров*:беседы с протоиереем Василием Ермаковым

Дневник

Четверг, 13 Февраля 2014 г. 11:10 + в цитатник
Беседы с прот. Василием Ермаковым.<br>Беседа первая. О детстве. Читать
Беседы с прот. Василием Ермаковым.
Беседа первая. О детстве.
Беседы с прот. Василием Ермаковым.<br>Беседа вторая. О Санкт-Петербургских Духовных школах. Читать
Беседы с прот. Василием Ермаковым.
Беседа вторая. О Санкт-Петербургских Духовных школах.
Беседы с прот. Василием Ермаковым. Беседа третья. О пастырском служении. Читать
Беседы с прот. Василием Ермаковым. Беседа третья. О пастырском служении.
Беседы с прот. Василием Ермаковым. Беседа четвертая. Послевоенные годы Читать
Беседы с прот. Василием Ермаковым. Беседа четвертая. Послевоенные годы

http://www.grad-petrov.ru/archive.phtml?subj=6


Метки:  
Комментарии (4)

«Домой придешь!» Памяти протоиерея Василия Ермакова

Дневник

Понедельник, 03 Февраля 2014 г. 22:16 + в цитатник

3 февраля 2007 года не стало отца Василия Ермакова. Митрофорный протоиерей, настоятель храма прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, друг Святейшего Патриарха Алексия II, он считался одним из самых авторитетных пастырей Петербурга. Сам же батюшка не любил, когда его называли старцем, он всегда отвечал на этот вопрос – я не старец, я просто опытный священник, я долгую жизнь прожил, я много видел.

Заканчивался сентябрь. Шел второй месяц пребывания Юлии в Санкт-Петербурге.  Этот город  не мог не нравиться: удивительной теплоты и отзывчивости люди, особая питерская архитектура и непривычный климат,  и  неторопливая, по сравнению с кипучей первопрестольной, жизнь. Работа тоже пришлась по душе. Оставался только один нерешенный вопрос: как найти среди многочисленных храмов и монастырей свой, единственный?

В один из дней Юле довелось побывать в крупнейшем издательстве. Это было полезно не только для приобретения опыта, необходимого всякому, а  новичку тем более. В тот день произошло событие, о котором наша героиня вспоминает как о водительстве Божием.

Разговаривая с главным редактором, Юля не могла не заметить на одной из стен прекрасное полотно с изображением известного Петербургского храма.

- А Вы не смотрите на красоту и внутреннюю отделку, обращайте внимание на священника и приход, — посоветовал редактор, — и, знаете, посоветую Вам два храма. Один в Кронштадте – Владимирский, настоятель там отец Святослав Мельник; другой у нас, в Петербурге, на Серафимовском кладбище – побывайте у отца Василия Ермакова.

В ближайший выходной Юля поехала в Кронштадт и с тех пор стала прихожанкой Владимирского храма.
Перед праздником Дня Победы Юлия решила съездить на Серафимовское, тем более что и племянница уговаривала поехать на вечернюю службу именно туда: ехать-то совсем недалеко, всего в нескольких остановках от дома.

Храм на Серафимовском кладбище похож на сказочный теремок или пряничный домик, и оттого как-то по-детски радостно на душе. 

Читать далее...

Метки:  
Комментарии (1)

Замкнутый круг епископа Североморского Митрофана.

Дневник

Среда, 08 Января 2014 г. 10:23 + в цитатник

Мурманкая епархия разделилась. Мы теперь относимся к новой  Североморско-Умбинской епархии.

Вот  наш новый Владыка Митрофан, познакомтесь.

 

Замкнутый круг епископа Североморского Митрофана.

В Русской Православной Церкви продолжается создание новых епархий. Из состава прежней Мурманской епархии выделена новая, Североморская, а ее правящим архиереем назначен епископ Митрофан (Баданин) — в прошлом морской офицер, с 2000 года — священник, настоятель Успенского прихода в селе Варзуга, что на берегу Белого моря.

И Север, и флот епископ Митрофан знает и любит. Потомственный военный моряк. С 1976 года служба на Северном флоте. С 1979 года в должности командира корабля и в дальнейшем командовал кораблями различных классов. В 1997 году демобилизовался по сокращению в звании капитана 2 ранга. В 2000 году принял монашеский постриг. Важнейшим предметом своего архипастырского служения считает работу с военными. Мы встретились с епископом Митрофаном возле Даниловского монастыря, чтобы поговорить о военном духовенстве, планах владыки по управлению епархией и о современном духовном состоянии армии и флота.

 

Епископ Североморский Митрофан (Баданин)

Епископ Североморский Митрофан (Баданин)    

Читать далее...

Метки:  
Комментарии (0)

Багрянцев Владимир Тихонович

Дневник

Понедельник, 12 Августа 2013 г. 10:40 + в цитатник

Седьмая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, серия "На страже Отчизны", выпуск 4, 2005 г.

Командование 7-й дивизии ПЛ СФ

 Начальники штаба:
капитан 1 ранга Владимир Тихонович Багрянцев (09.1997)...

Общая длительность боевых служб АПЛ пр.949А дивизии составила чуть больше полугода. В ходе каждой БС обнаруживались иностранные надводные и подводные корабли.
В августе 2000 г. К-141 (командир — капитан 1 ранга Г.П.Лячин, старший на борту — НШ капитан 1 ранга В.Т.Багрянцев) вышла в море для участия в учениях СФ, в ходе которых была запланирована стрельба с корабля. В назначенное время 12 августа лодка на связь не вышла, и вскоре стало известно, что на корабле в подводном положении произошло два взрыва и К-141 с большими разрушениями в носовой части лежит на дне Баренцева моря на глубине 116-118 м...

Атомная подводная лодка К-141 «Курск» пр.949А

... Июль 2000 г. — лодка участвовала в военно-морском параде в губе Ваенга, посвященном Дню ВМФ (корабль был поставлен на бочки).
Август 2000 г. — лодка с основным экипажем (капитан 1 ранга Г.П.Лячин, старший на борту — капитан 1 ранга В.Т.Багрянцев) приняла участие в учениях СФ, в ходе которых 11.08.2000 г. произвела ракетную стрельбу ПКРК «Гранит» на приз главкома ВМФ России.
12.08.2000—затонула в полигоне БП в Баренцевом море в результате детонации боезапаса в 1-м отсеке при отработке задач БП.

Черкашин, Николай Андреевич. Я - подводная лодка / Николай Черкашин. - М : Совершенно секретно, 2003.

К седьмому кильблоку положили венок из живых цветов...
Кто-то вспомнил, что начальник штаба дивизии, вышедший на "Курске" старшим на борту, капитан 1-го ранга Владимир Багрянцев написал задолго до рокового похода пророческие строки:
Ну а если случится такое
По отсекам пройдет ураган,
Навсегда экипаж успокоя...
Я за них поднимаю стакан.

Храм Преподобного Серафима Саровского. Из жизни / История рассказанная Екатериной Дмитриевной БАГРЯНЦЕВОЙ

 С Богом переживешь любое горе
- Некоторые мои знакомые недоумевают: почему ты здесь, в церкви? А мне их не понять: почему они не здесь? Что другое в мире может заменить Церковь, общение с Богом?.. Горе - это духовное состояние, его нельзя взять да в угол положить. И кто может уврачевать душу, кроме Господа?

- размышляет вслух Екатерина Дмитриевна БАГРЯНЦЕВА.

Мы сидим с ней на втором этаже хозяйственного домика при храме на Серафимовском кладбище. Уже темнеет - блокнота почти не видно. Колокола бьют ко всенощной. Сегодня служит отец Василий Ермаков - и в маленький храм уже невозможно войти. Но народ все подходит и подходит...

Муж Екатерины Дмитриевны похоронен здесь же, недалеко, на Серафимовском. На его могиле - единственный памятник мемориала в форме креста. Капитан 1 ранга Владимир Тихонович БАГРЯНЦЕВ как начальник штаба 7-й дивизии был старшим командиром на борту атомной подводной лодки "Курск", В начале августа 2000 года подлодка вышла с базы в Видяево (под Мурманском) в свой последний путь. На памятнике с парящей чайкой, на бронзовой табличке выгравированы дата и место гибели: "Баренцево море, 69040Г" СШ, 37040Г" ВД. 12.08.2002". О судьбе подлодки написано уже много. Подробно - о подъеме, и детально - с анализом причин трагедии. А вот о судьбе моряков мы читали гораздо меньше. Оно и понятно - своё горе каждый переживает в одиночку... Сегодня, спустя три года после катастрофы, мы обратились к судьбе одной из 118 семей "Курска".           

Читать далее...

Метки:  
Комментарии (0)

Попробуй, но знай... Об отце Василии Ермакове.Владимир Щербинин

Дневник

Среда, 15 Мая 2013 г. 10:24 + в цитатник

Сейчас речь пойдет о моем духовном отце – протоиерее Василии Ермакове, с которым мы общались близко целую четверть века.

 

Протоиерей Василий Ермаков
Протоиерей Василий Ермаков
Наша встреча случилась в начале 1980-х в Петербурге, в Великий Пост. Я любил бывать на Серафимовском кладбище, где в уютной деревянной церкви служил странный, как мне тогда казалось, священник. Он все время шутил и балагурил, даже во время богослужения. Меня это вначале смутило.

Однажды мы встретились с ним в трамвае. Отец Василий обрадовался, как будто мы были знакомы сто лет, и попросил сопроводить его со Святыми Дарами. Старушка-причастница жила где-то далеко в новостройках. Мы ехали очень долго, и за это время, кажется, рассказали друг другу всю свою жизнь. Я узнал, например, что он был в немецком лагере в Эстонии, и что его с сестрой освободил отец Михаил Ридигер – отец будущего патриарха. Значительно позже отец Василий показал мне фотографию двух семинаристов, где на обратной стороне было написано: «Лучшему другу Васе от Алеши». А чуть ниже приписано зеленым фломастером: «Подтверждаю. Патриарх Алексий Второй».

А еще, будучи семинаристом, Василий каждую неделю ездил к отцу Серафиму Вырицкому. Я, конечно, стал выпытывать про разные чудеса и все в таком роде. Но отец Василий сходу охладил меня: «Не было чудес! Он просто сам был – живое чудо. От него исходил осязаемый свет. Приедешь к нему, поговоришь о погоде, природе, а душа наполняется, будто ты целое Евангелие прочитал. Святость, братец, не в словах или чудесах заключается. Святость – она в духе, который исходит от святого, и ты это чувствуешь ясно и радуешься будто ребенок. Потом это семя внутрь тебя попадает, и растет, растет. И ты уже не можешь жить как все, понимаешь?»

Я, конечно, по молодости лет не понимал тогда много. Я и теперь многого не понимаю. Единственное, что я понял, так это то, почему люди, общаясь с отцом Василием, всегда улыбались. Тот свет, который он принял от св. Серафима Вырицкого, наполнил его сердце и теперь распространялся на всех, кто с ним общался.

И всем было хорошо...                                             

Читать далее...

Метки:  
Комментарии (0)

«ВОЛОДЯ, ТЫ ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ПРАЗДНИК». Храм и сцена в жизни петербургского диакона Владимира Гришина.Владимир ГРИГОРЯН

Дневник

Воскресенье, 28 Апреля 2013 г. 13:45 + в цитатник

«Тёща напоминала: "Мужчина должен зарабатывать!" А батюшка не отпускает, и всё тут. Так прошли семь лет жизни – с утра до вечера в храме. И так хорошо было рядом... Главное – страха не было, потому что был нам настоящим отцом». О пути в Церковь, о театральной карьере, об о. Василии Ермакове рассказывает диакон Владимир Гришин.

 

Храм и сцена в жизни петербургского диакона Владимира Гришина

Крещение


Владимир Гришин с дочками

Его душа искала, тосковала по чему-то, ощущая пустоту, но мыслей о Боге не было. Глаза открылись после крещения. Часто можно слышать, что у нас многие крестятся бездумно, но это не так. Крестятся всегда с надеждой, иначе и не двинулись бы в эту сторону. Просто не у всех потом хватает духа сделать следующий шаг.

Однажды к нему, студенту Ленинградской консерватории, подошёл товарищ, сын знаменитого хирурга, академика Углова Григорий, со словами:

– Володя, а ты крещёный?

– Нет.

– Ну так что же ты, ведь все русские должны быть православными!

В наше время это может вызывать иронию. Люди, даже неверующие, стали подкованными, книжки читывали, знают, что должен говорить христианин в том или ином случае. В ответ вопрошают: «Разве может быть национальность основанием для крещения? Ведь нет в Церкви ни эллина, ни иудея».

Так-то оно, конечно, так...

Да только правда мне видится именно в «неправильных» словах Григория Углова. Попробую выразить то, что скрывалось в их глубине: «Ты – русский. Принадлежишь к народу, который Бог создал и много раз спасал. А значит, у тебя есть долг – быть с Ним. Ты можешь отказаться, и никто тебя не осудит. Но сможешь ли ты тогда себя уважать?»

Крестился Гришин в храме, построенном в честь своего небесного покровителя – Князь-Владимирском соборе. Вышло как-то не нарочно, но, как потом Владимир много раз убеждался, случайностей не существует. Жена его было прежде певчей в вологодском кафедральном соборе, там они потом и венчались. Как-то раз предложила на Пасху сходить в Александро-Невскую лавру, где представила его протодиакону Павлу Петровичу Герасимову.                                

Читать далее...

Метки:  

 Страницы: [3] 2 1