-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вадим_Гроссман

 -неизвестно

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) axeeffect_ru Театр_Кирилла_Королева АРТ_АРТель О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.03.2008
Записей: 486
Комментариев: 197
Написано: 728


Театральный художник Луи Дагерр – создатель фотографии.

Суббота, 12 Июля 2008 г. 16:10 + в цитатник
Театральный художник Луи Дагерр – создатель фотографии.

К 220-ой годовщине со дня рождения



На шумных балах парижской богемы молодой театральный художник Луи Дагерр привлекал к себе людей особым обаянием, присущим человеку жизнерадостному, общительному и ловкому. К тому же он был отличный танцор и даже иногда выступал в балетных эпизодах на сцене Гранд-Опера.

Детство Луи Жак Манде Дагерр (Louis Jacques Mande Daguerre) провел в городке Кормей близ Парижа, где он родился в семье мелкого чиновника 18 ноября 1787года. Луи посещал лишь начальную школу, он приобрел умение писать почти без ошибок и хороший почерк. О прочих науках не было и речи.






Луи Жак Манде Дагерр



Отец был счастлив, пристроив своего сына в ученики к архитектору в Орлеане. Рад был и Луи, который с детства любил рисовать, имел меткий глаз, твердую руку и знал правила перспективы. Но уже в 1804 году честолюбивый юноша покидает Орлеан и отправляется за успехом и деньгами в Париж. Он на три года становится учеником декоратора в Гранд-Опера. Следующие 10 лет Дагерр трудился как художник у Пьера Прево, известного мастера панорамной живописи.



С 1816 года Дагерр становится главным художником театра Амбипо-Комик. У него был природный дар декоратора, внутреннее чутье на световые и перспективные эффекты, а механику сцены он знал досконально. Вскоре многие парижские газеты начали писать, что на сцене театра и смотреть нечего, кроме декораций господина Дагерра. Луи Дагерр становится самым известным театральным художником Парижа. Он и впрямь творил чудеса: на театральной сцене возникали сказочные дворцы, парки, леса, струились потоки воды. А ведь ни электрического, ни газового освещения еще не было, и источником света служили лишь масляные лампы.






Луи Дагерр «Французская старина» (рисунок)



В 1822 году Луи решает уйти из театра и работать самостоятельно. Дагерр задумал и создал в специальном павильоне диораму, зрелище, которое не шло ни в какое сравнение с существовавшими тогда панорамами. Его идея была довольно проста. С двух сторон полупрозрачного полотна писали две картины (например, дневной и ночной сюжеты). Полотно можно было освещать и спереди, и сзади через огромные окна, которые перекрывались подвижными прозрачными цветными экранами-светофильтрами. Зрители могли увидеть собор снаружи, а потом вдруг оказаться в полумраке уже внутри его. Понемногу на улице темнеет, загораются свечи, собор заполняют прихожане, звучит орган... Полный эффект присутствия. Это была мастерская работа. Огромные диорамы Дагерра, сюжеты которых менялись каждые полгода, имели оглушительный успех у публики.

Для диорам Дагерр делал многочисленные зарисовки с натуры с помощью камеры-обскуры (лат. camera obscura - тёмная комната) - светонепроницаемого ящика с отверстием в одной из стенок и экраном из матового стекла или тонкой бумаги на противоположной стенке. Чтобы упростить создание картин для диорам, Дагерру пришла фантастическая мысль научиться сохранять надолго реальные изображения, создаваемые объективом на экране камеры-обскуры. Со свойственной ему одержимостью художник принимается за работу, пока не зная толком даже с чего начать. Случайно Дагерр узнает, что в городке Шалон-сюр-Сон в Бургундии живет некий Нисефор Ньепс, который много лет занимается той же проблемой и, якобы, даже достиг некоторых успехов.

В 1829 году Ньепс, покоренный обаянием Дагерра, сам предлагает ему заключить договор о сотрудничестве. Дагерр, с его деловой хваткой, быстро понял, что истинным результатом их работы должна быть не просто помощь художнику, а такое изобретение, которое потрясет воображение, затронет всех и каждого. Дагерр даже забросил живопись, не жалея сил трудясь над своей идеей. В 1833 году Ньепс скончался, и Дагерр стал продолжать опыты сам, но, будучи человеком честным, он включает в договор сына Ньепса, Исидора. Луи Дагерр активно вносит различные изменения в процесс Ньепса, однако заметных улучшений не достигает.

Лишь после 11 лет (!) обескураживающих экспериментов с различными материалами и химикатами Дагерру сказочно повезло. В 1837 году он все-таки нашел метод, позволивший быстро продвинуться вперед к своей мечте. Идея Дагерра заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной парами йодида, которые делали ее чувствительной к свету. Эту пластину он помещал в камеру-обскуру, подвергал экспозиции (световому воздействию), а затем проявлял парами ртути и фиксировал изображение, промывая пластину сильным раствором соли и горячей водой. В результате смывались частицы, не подвергшиеся воздействию света. Время экспозиции пластины в камере-обскуре составляло от 15 до 30 минут (в то время как при методе Ньепса - до 8 часов).

В результате получалась единственная пластина с неисчезающим зеркальным позитивным изображением, названная автором в честь себя «дагерротипом». Дагерротипы передавали мельчайшие детали снимаемых объектов. Это позволяло при получении на дагерротипе изображений, «нарисованных» светом, избавиться от услуг не только художника, но и гравера.

Со своим тяжелым и громоздким оборудованием Дагерр бродил по Парижу и делал свои дагерротипы на улицах и бульварах. Он показывал их писателям, художникам и редакторам парижских газет, которые сделали его изобретение популярным.

Правда, сущности своего процесса изобретатель никому не открывал. Лишь 19 августа 1839 года способ дагерротипии был обнародован на объединенном заседании Академии наук и Академии изящных искусств. Десятиминутный доклад вызвал настоящую бурю.






Луи Дагерр. Фото. Бульвар в Париже, 1838



Брошюра с описанием процесса в течение года выдержала 30 изданий во Франции и шесть за ее пределами, а увлечение дагерротипией стало всеобщим. Ни одно техническое открытие того времени не вызвало к себе внимания подобного масштаба. Крупнейшие ученые из разных стран стремились лично познакомиться с Дагерром. Академии и научные общества Австрии, Баварии, Шотландии, США присвоили Дагерру дипломы почетного члена. Король Луи Филипп произвел изобретателя в офицеры Почетного легиона и назначил ему пожизненную пенсию в 6 тысяч франков в год.

В том же 1839 году Дагерр вместе родственником Жиру начал делать для продажи первые камеры-дагерротипы. Все они вместе с наставлением о пользовании, были распроданы в течение нескольких дней. К 1841году была создана камера меньшего размера, а ее вес уменьшился в 10 раз. К тому же ученые, художники и любители улучшили процесс дагерротипии. Им удалось сократить время экспозиции до нескольких минут, а также изобрести средства защиты снимков от повреждений и царапин.

Слава и признание Дагерра росли по мере того, как распространялся по миру его способ получения изображений, называемый ныне фотографией. После опубликования данных о своем процессе автор уже не внес в него практически ничего нового.

До своей скоропостижной смерти в 1851году Луи Жак Манде Дагерр жил уединенно в славе и почете недалеко от Парижа, вернувшись к своей «первой любви», к живописи.

Тут можно закончить историю изобретения художника Луи Дагерра. Осталось лишь извлечь из нее мораль. Кто-то скажет, вот пример того, как не отягощенный образованием, не очень грамотный, но ловкий человек, не без помощи удачи, смог сделать выдающееся изобретение, найти решение проблемы, ускользавшее от людей, более сведущих в науках. Выходит, совсем не обязательно тратить годы на изучение наук, мучительно искать единственно правильный путь в лабиринтах познания?

Нет, жизнь французского художника Дагерра - совсем другая история. Это пример того, что истинный талант в сочетании с гигантской работоспособностью, невероятной интуицией, наблюдательностью и верой в правильность выбранного пути может творить чудеса.


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку