А действительно, если Иоанн Предтеча крестил крещением покаяния, то какие грехи исповедовал Иисус?
- Никаких.
- Почему?
- Потому что во Христе не было и тени греха. Это Сын Божий, ставший и Сыном Марии. И это осознает и сам Иоанн Предтеча: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Когда он говорит, что недостоин понести обувь или развязать ремень обуви(Лк 3:16), он «подчеркивает свою всецелую подчиненность: подобную услугу евреи могли требовать только у раба-иноплеменника».
Поэтому Иоанн отказывается крестить Иисуса:
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф 3:13-14).
Однако Господь настаивает на Своем: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
И лишь тогда Иоанн допускает Его.
Так зачем же тогда Христос сходит в воду Иорданскую, если Ему не в чем каяться?
Чтобы эту воду освятить. Явить Бога как Отца, Сына и Духа и наполнить воду великой благодатной славой. Водная стихия становится водой, "скачущей", по слову песнопения, в жизнь вечную.
Именно такой становится вода во время великого ее освящения в храмах. Богослужение выводит за рамки времени, делая наши купели – частью вселенского Иордана, омывающего Церковь. В эту воду мы входим в Таинстве крещения. Эта слава дается каждой крещеной душе.
Как крещенский огонь Духа являет себя в жизни людей? Вот что случилось в конце 19 века на Алтае. Там совершали крещение мальчика-алтайца, при этом в церкви находился его дядя, недавно крестившийся алтаец. И вдруг он начал кричать: «Это и со мной было?!!» Его спросили: «Почему и о чем ты кричишь?» Тот ответил: «Я видел, что, когда священник читал молитвы, купол храма исчез и с небес на воду сошел огонь. Вода исполнилась невыразимого света и сияния. И в эту воду погрузили моего племянника.»
В этой огненной воде крещены христиане. Этой водой они окропляют свои жилища.
Бог – смирен. Он доверяет Себя – человеку.
Итак, не было нужды Христу каяться в грехах. Напротив, Своим Крещением Он освятил водную стихию, явил Бога как Троицу и даровал Церкви Таинство Крещения.
О служении Иоанна Предтечи и о Крещении Иисуса евангелист Матфей писал так:
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: „отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
Тогда Иоанн допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Евангелие от Матфея, 3 глава)
А вот те же события в изложении евангелиста Марка:
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Евангелие от Марка 1:1-11.
Евангелист Лука:
В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.
Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
И спрашивал его народ: что же нам делать?
Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать?
И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.
Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
Евангелие от Луки 3:1-22.
Здесь много о чем можно говорить, я отмечу лишь, сколь новозаветна была проповедь Иоанна. Из нее следовало, что, вопреки теориям фарисеев, и мытари (презираемые сборщики налогов в пользу оккупационной римской языческой власти), и воины (расквартированные в мощной крепости Перее вооруженные силы Ирода Антипы, возможно, состоявшие не из одних евреев) могут угодить Богу, не порывая со своей профессией. В наши дни это столь же актуально. Можно оставаться в бизнесе, политике, армии – и быть верным Богу. Не место омрачает человека, а человек - место.
Но это так, к слову.
С Праздником Крещения Господня!
После литургии и освящения воды на Крутицах едем к нашему лирушному о. Илие на Иордань.