из словаря Московской концептуальной школы |
— введен П. Пепперштейном для обозначения круга московского концептуализма (этот термин заменил термин «Круг МАНИ» в конце 80-х годов). НОМА означает «круг людей, описывающий свои края с помощью совместно вырабатываемого комплекса языковых практик». Термин образован от слова «Ном», которым обозначались в Древнем Египте части расчлененного тела Озириса. «Номы» — территориальные единицы Древнего Египта, в каждой из которых, по преданию, была захоронена одна из частей тела Озириса. П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизация неизвестного», прочитанный на семинаре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988 г.
— апофатическая категория, обозначающая, в общем, добровольную и окончательную самокомпрометацию дискурса. МГ. Усатый пеликан, 1988.
— феномен в гносеологической упаковке. (В варианте А. М. — «Обсосы».) В. Сорокин. Из разговоров и текстов начала 80-х годов.
— конструкции, имитирующие реальные окна и являющиеся гибридом окна и картины, претендующие на демонстрацию сути картины. «Картина есть окно в мир». Альберти. И. Чуйков, 1967 (начиная с картины «Окно I»).
— трансмутационные монады отдельной металичности, способные к вербализации, текстуализации и воплощению в образы. Омы легко вплетаются в различные знаковые узоры, будь то тексты, изображения или фотографии. Омы отдельных личностей часто вступают в соединения, «связки» с омами других личностей, животных и вещей, образуя двойные, тройные и многочленные (коллективные) омы. Примером такой коллективной омы является НОМА. В. Пивоваров. Метемпсихоз, 1993.
— эстетический аутоэротизм. В. Сорокин. Объект «Онаниум», 1988.
— название (почетное), присвоенное Пустотному Канону МГ. П. Пепперштейн. Письмо к С. Ануфриеву из Праги от 18 февраля 1988г.
— геральдический стереотип венка-окна, используемый в гербах всех социалистических стран. Одна из оптико-инструментальных фигур (гаджетов) в галлюцинозе. МГ. Боковое пространство сакрального в СССР. 1991. (Термин П. Пепперштейна.)
— тело, перманентно становящееся фантазмом. Является типом отходов, возникающих при производстве и использовании метафор. П. Пепперштейн. Метафорические тела Ульяновых, 1988. П. Пепперштейн. Сексопатологи» метафорических тел, 1988
— персонажи, «курирующие» то или иное периодическое издание (напр., Панч в «Панче», Крокодил в «Крокодиле», Мурзилка в «Мурзилке» и т.п.). Я. Пепперштейн. Три журнала, 1989.
— область проявления подсознательных, деструктивных аспектов западной цивилизации (см. ЗАПАД). Б. Гройс. Россия как. подсознание Запада. В кн.: Б. Гройс. Утопия и обмен. М., Знак, 1993.
— специальные охранные приспособления для защиты «внутреннего» от «внешнего». Сакрализаторами могут быть самые обыкновенные предметы быта. Имея на себе сакрализатор, например, повесив на нос сковородку, а на уши — сапожные щетки, можно появляться в самых «загрязненных» общественных и спиритуальных пространствах и быть защищенным от опасных невидимых излучений. В. Пивоваров. Альбом «Сакрализаторы», 1979.
— экстаз говорения, отличительная особенность речевых актов в русской культуре. В. Тупицын. Разговор с И. Кабаковым, 1990. Arts, 1991.
— нефункциональная практика, продолжающая апофатическую линию КД наперекор ангажированной актуальности конца 90-х годов, Бакштейн-функциям и прочим функциям. Ю. Лейдерман. Дима Булычев, 1996. Ю. Лейдерман. Спокойный подсчет несуществующих предметов, 1998.
— практика давать индивидуальные имена мизерным и мало отличимым друг от друга объектам. «Дима Булычев», 1996
— будущее в его характерном «светлом», научно-фантастическом или социально-утопическом, ракурсе. «Дима Булычев», 1996
— обозначение различных режимов освещения в той мере, в какой они способны провоцировать наши воспоминания. «Имена электронов», 1995
— архаический (почвеннический) ракурс рельефа России или Евразии16. «Посадские», 1995
— следы европейских переселений народов. «Великие переселения народов», 1994
— совокупность грамматических конструкций «то ли.., то ли...». Ракурс, в котором Черный Гонконг и Черная Эльза неотличимы. «Всемирная история помостов». 1994
— элементы семиотико-эстетического дискурса, используемые в шизоанализе. Экспонемы концептуализма, 1989. Каширское шоссе, 1983—1986.
— способ борьбы с хаосом. Одноименная работа 1987г.
— то, что приводит в изумление. Одноименная работа 1987г.
— навязчивое состояние 1 (интровертное). Одноименная работа 1987г.
— навязчивое состояние 2 (экстравертное). Одноименная работа 1987г.
— оккультный ритуал 1 (как стать умным). Одноименная работа 1988г.
— оккультный ритуал 2 (как стать добрым). Одноименная работа 1988г.
— оккультный ритуал 3 (как стать честным). Одноименная работа 1988 г.
— «стирание», «угасание» бреда в результате будь то завершения его «сюжета», или же в результате иссякания психических сил. Ю. Лейдерман, П. Пепперштейн. Этапы малого пути, 1989.
— искаженное отражение вагины в зеркале. Приложение к тексту «Нарцисс и наркотик», 1995.
— примеры терминов, описывающих топодинамические модели галлюциноза. Из лабораторных записей, 1991-1993.
— способность аватары, эманационной персонификации некой мощной субстанции благодаря низкой энергии взаимодействия и почти нулевой валентности проходить касательным или капиллярным способом там и туда, где и куда самой основной сущности благодаря ее мощи практически путь заказан. Термин конца 80-х годов.
— беззащитность первично урбанизованных коллективных тел перед лицом практик развитой культуры потребления американского и европейского типа; неизбежные деформации этой культуры в новом контексте, делающие ее местами практически неопознаваемой. М. Рыклин. «Метаморфозы речевого зрения», из книги «Террорологики», с.83—96.
— порнология: «оргиастическое» состояние речи (в православной традиции — «блудные брани»; порнологический шифт: постепенное «сползание» речи (текста) в состояние «брани»; порнологическая граница: невидимая граница в тексте, после которой отбрасываются нормы легальной речи (часто встречается в текстах Номы, особенно в прозе В. Сорокина); порнологическая воронка: окончательный «срыв» текста, сопровождающийся распадом речи, что само по себе составляет определенный эстетический фокус. П. Пепперштейн. Порнология продолжений, 1993.
— ластический («художественный», стилистический) материал события, «внутри» которого выстраивается «пустое действие». Часто — как «помойка опредмеченных трансцендентностей». Одна из Категорий КД. А. Монастырский. Предисловие к 3-му тому«Поездок за город», 1985. (ПЗГ- с. 420, 425-в эссе «Цзи-Цзи».)
Исходное сообщение Hippopotamus Ахуенно, я буду некотоые вещи использовать:) "Обсосиум говнеро,обсосиум ой-я"
да. После ознакомления с этим словариком, я по-новому взглянул на творчество Сорокина.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |