«Волынь» — польская военная драма 2016 года, снятая режиссёром Войцехом Смажовским и посвящённая Волынской резне, повествующет о преступлениях ОУН-УПА против польского населения Западной Украины в 1939-1943 гг.
В основу сценария фильма был положен сборник рассказов Станислава Сроковского «Ненависть», поляка родом из Тернопольской области Украины. «Мои память, сознание и эмоции формировались в атмосфере войны, насилия и страшных убийств. С раннего детства я слышал голоса, рассказывающие о страхе, боли и терпении… Убийства, совершённые украинскими националистами, горящие сёла, изнасилования и самые жестокие преступления против невинных людей – это обсуждалось постоянно», — вспоминает Станислав Сроковский.
Режиссёр Войцех Смажовский говорит о своём новом произведении: «Волынь» — это фильм против национализма и ненависти. Он создан, чтобы помнить, а не мстить… Я родом с Подкарпатья, о бандеровцах слышал много раз, и мне легко ориентироваться в этой теме».
По словам публициста Марека Козубаля:
«Волынь» — фильм переломный и до боли настоящий. Войцех Смаржовский описал резню, которую некоторые поляки и украинцы пытаются вытеснить из памяти во имя примирения. Между тем именно этот фильм, описывающий жестокость отравленных националистической идеологией людей, перепахав наше сознание, может стать мощным открытием истинного польско-украинского примирения. Вопрос только, готовы ли к этому мы, и готовы ли украинцы принять правду о Волыни.
Отзывы русских зрителей говорят о том, что фильм обезличен, главный его герой - это резня, что фильм снят для поляков, которые «своим» сочувствуют по умолчанию, а мы находимся вне польского культурного кода и поэтому метки идентификации с героями не считываем. основной посыл - «Польша — Христос Европы» (в том смысле, что ее постоянно распинают за чужие грехи).
События в фильме начинаются в летние месяцы 1939 года на территории Волыни, которая на тот период относилась к землям Польши. Между главной героиней, красивой польской девушкой Зосей, и украинским хлопцем возникает сильная любовь. Однако родители девушки отдают против её воли замуж за состоятельного вдовца. Скоро началась Вторая Мировая война и муж Зоси отправляется на фронт, оставив её со своими детьми. В то время, когда поляки терпят поражения от гитлеровской армии, в родном крае девушки происходят не менее чудовищные вещи. Украинские националисты начинают все чаще нападать на польское население, вырезая мирных жителей целыми селениями.
Предельно доходчивый образный ряд воскресной службы: русский священник читает проповедь про дружбу народов, польский священник молится о спасении и призывает мужчин защищаться вместе, чтобы выжить, украинский униат благословляет на резню толпу бандеровцев, потрясающих вилами и косами прямо в храме.
Сцена освящения кос и топоров и проповедь насилия священнослужителями — реальные события в селе Штунь Любомельского повята, а также в церквях сел Славентин, Янковице, Солонев, Хлебовице Свирски, Слупки, Чернишувка, Гермакувка, Ненькове, Гайе Вельке.
Еще ряд эпизодов фильма является прямой отсылкой к реальным событиям Волынской резни:
казнь поэта, офицера Армии Крайовой — судьба подпоручика Зигмунта Румеля, по поручению Польского правительства в Лондоне прибывшего на переговоры с бандеровцами без оружия и разорванного лошадьми;
истребление верующих в костеле — события в селах Киселин (11 июля 1943 года) и Порыцк;
Фильм Войцеха Смажовского «Волынь» бьёт в Польше рекорды по посещаемости. Уже в первые дни демонстрации фильма его посмотрели сотни тысяч поляков. Корреспондент издания Gazeta Wyborcza Павел Смоленский пишет: «Вокруг этого фильма – неслыханный ажиотаж. Нет радиостанции, телеканала или газеты, которые бы не говорили про «Волынь». Везде видно плакаты, которые говорят о премьере фильма». Люди, которые «простили и забыли», такие фильмы в 2016 году не снимают.
Запланированный на 18 октября 2016 года показ фильма, организованный Польским культурным центром в Киеве (Instytut Polski w Kijowie), был отменен по настоятельной рекомендации МИД Украины. По словам посла Украины в Польше Андрея Дещицы, решение связано с возможными уличными протестами и негативной реакцией общественности.