«Я совсем не в восторге от всего, что вижу вокруг себя. Но клянусь честью, я ни за что на свете не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю кроме истории наших предков»
А.С.Пушкин
Недавно прочитала в одном дневнике о проекте моста через Керченский пролив 1949 года, который, почему-то, не был реализован.
Стало интересно... Оказывается, кто только не соединял берега…
Впервые всерьез об этом задумались в Англии. Связать британские острова с колониальной жемчужиной короны - Индией? - в век умопомрачительных скоростей, когда автомобиль уже запросто обгонял самого господина Даймлера, - это казалось не только насущной, но и вполне разрешимой задачей. Проложили же Индоевропейский телеграф? И тоже: и через Ла-Манш и через Керченский пролив. Долго, что ли, рельсы протянуть по одноимённым мостам? В 1901 году британское правительство рассмотрело проект железнодорожной магистрали беспримерной протяженности: от Лондона до Дели! Но вот, в чем не откажешь англичанам, так в здравомыслии. Постучав бухгалтерскими счетами, оформленный в виде чертежей и докладных записок, проект лег под королевское сукно. Опиума после Опиумных войн может и хватит, чтобы охватить воображением грандиозность замысла, а вот денег? Нет, никакой торговлей опиумом таких расходов не оправдаешь…
... Николай II отнюдь не впал в детство, не «повелся» на прожектёрство, когда поручил лучшим российским инженерам разработку проекта. Построили бы. В технологиях и ресурсах железнодорожного строительства Россия ничуть не уступала ни Англии, ни кому бы то ни было. Помешала только Первая мировая.
...Мало кто сейчас помнит, но в годы I-ой Пятилетки Керченский металлургический завод был флагманом советской индустриализации, должен был обеспечить промышленное освоение Закавказья и далее. Соответственно, и мост был запланированной частью железной дороги от Херсона через Крым, через пролив и вдоль всего Черноморского побережья Кавказа до Поти. Но, увы, сами отечественные заводы не могли справиться с выпуском всех необходимых для строительства гигантского моста деталей. Как ни крути, но самые победоносные наши «дерзания» осуществлялись на фоне разрухи… Конструкции будущего моста, разработанные советскими инженерами, советское правительство заказало в Германии. Накануне войны. Так что заказ был доставлен по месту монтажа уже силами Вермахта...
Но мост был построен! Первая свая была забита 24 апреля 1944 г., а 3 ноября 1944-го уже прошел первый поезд от станции «Крым» до станции «Кавказ». Принимавшая объект комиссия отметила, что «коллектив... поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 м моста в сутки».
В феврале 1945-го по нему прошёл поезд с советской делегацией, возвращавшейся с Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции. Чиновники были одними из последних, кому повезло любоваться брегами Боспора Киммерийского с моста. И вообще повезло. Уже 18-го февраля мост был разрушен льдами, нагнанными из Азовского моря сильнейшим штормом. В ту необычно морозную зиму в Азовском море образовался очень толстый слой льда. В феврале наступило резкое потепление, и ледяные поля двинулись в Черное море. Льдины обстреливали из орудий, бомбили с самолетов, забрасывали с опор моста толовыми пакетами — все было напрасно. Под напором льда 50 из 115 опор моста рухнули, увлекая за собой пролеты. Керченский мост продержался немногим более трёх месяцев. Да, мост рухнул...
...А, действительно, такой ли уж «Обречённый» был мост, построенный за 150 дней? Если под этой его обречённостью понимать военную спешку, технологические ошибки во время планирования и возведения, недостаточность ресурсов, когда в стране: «Всё для фронта!» и лишнего гвоздя не найдётся, не то, что средств на такую грандиозную стройку.
Источник
|
|