-Рубрики

 -Я - фотограф


0 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Collorit

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) АРТ_АРТель Любители_Путешествий AbhaziaTrip О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.03.2011
Записей: 2940
Комментариев: 258
Написано: 3545


strong>Александр Яковлевич Головин (1863-1930) - художник Серебряного век

Суббота, 01 Марта 2014 г. 21:05 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка







Автопортрет. 1912



   Александр Яковлевич Головин родился в Москве 1 марта  1863 года, в семье священника. Через три года семья переехала в Петровско-Разумовское.



  Н. И. Железнов, выдающийся  русский ботаник и агроном, первым заметил талант будущего художника. С помощью академических профессоров, мальчик был определен в самые престижные учебные заведения Москвы. Он обучался в Катковском лицее, а после смерти отца,  в 1878 году он  перевелся в  Поливановскую гимназию. Здесь обучались такие знаменитые поэты, как Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максемилиан Волошин. В гимназии Поливанова существовал некий культ Шекспира. Именно здесь  Головин влюбился  в театр. 



  В 1881 Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вскоре он понял, что архитектура его не вдохновляет, и перевелся на живописное отделение. В период обучения в училище Головин познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина Врубелю. Молодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах.



 


Третьяковская галерея готовит выставку Александра Головина



  Головин не раз признавался своим современникам, что "нежно обожает Аполлона и красоту античного мира!" Под стать своему древнегреческому  кумиру, художник и сам отличался выразительной внешностью.  Уже в юности, во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Василий Дмитриевич Поленов назовет молодого Головина "франтиком", а соученик Константин Коровин впоследствии напишет такие строки:  "Красавец-юноша, блондин, с расчесанным пробором вьющейся шевелюры – с пробором, тщательно приглаженным даже на затылке, - он удивил лохматых учеников нашей Школы. Фигура, прекрасный рост, изящное платье, изысканные манеры (он был лицеистом), конечно, составляли резкий контраст с бедно одетыми учениками Школы. И к тому еще на мизинце Головина было кольцо – с бриллиантом!"



 



  В зрелом возрасте притягательная внешность и аристократизм поведения восхищали окружающих, давая повод называть его "барственным Головиным", каким он предстает на  "Автопортрете" 1912.




  "Красавец собой, прекрасно сложенный, с благородным лицом английского лорда, бритый, но со светло-русыми усами и красиво падающей на лоб прядью волос, с тревожными, нервными глазами, изысканными манерами и совсем особой, приятной порывистой речью, с намеками и недосказами, всегда талантливой и увлекательной", — вспоминал о Головине князь Щербатов.


  Теляковскому, сыну директора Конторы Императорских театров и своему младшему другу, он запомнился "слегка надушенным, почти всегда в темно-синем костюме, с галстуком „бабочкой“, с платочком в боковом нагрудном кармане. <…> Сдержанный, всегда вежливый со всеми, от мала до велика, он никогда не терял самообладания, — даже когда был сильно расстроен. Человек изысканный, он обладал на редкость тонким вкусом и широтой взглядов".


  Головин, как вспоминали в его окружении, "чрезвычайно нравился женщинам. Они перед ним распускали крылья своих очарований и вдохновляли его в творчестве".



  После смерти матери в 1884, молодой художник остался без средств. В первые годы после окончания училища Головин подрабатывал подмастерьем у декоратора Томашки, занимаясь росписью цветов на атласе. Он не стеснялся никакой работы. 


Портрет жены



Портрет жены



   В сентябре 1897 Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Вскоре у них родились две дочери – Елена и Мария, а после сын Александр. Но их союз оказался недолгим. Головин  много и упорно трудился.



  В 1889 Александр Головин отправляется  в Париж на Всемирную выставку. Он был покорен новейшей французской живописью. Некоторое время Головин занимался  во французской мастерской и понял, что все сделанное им, не то, что следует делать.



  В 1898 Головин был назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Он оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы Корещенко «Ледяной дом», Римского-Корсакова «Псковитянка».



Борис Годунов



  Эскиз декорации к опере «Борис Годунов»



  В 1901 художник переезжает в Петербург. Там с 1902 Головин занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Свои работы он создавал  для Александринского и Мариинского театров.



комедия Мольера Дон Жуан



Эскиз декорации к комедии Мольера «Дон Жуан»



  Он создал эскизы костюмов и декораций к операм  «Орфей и Эвридика» Глюка; «Каменный гость» Даргомыжского; к спектаклям «У врат царства»,  Гамсуна; «Гроза» Островского, «Маскарад» Лермонтова; «Песнь соловья» Стравинского.



Жар-птица



  Эскиз декорации к балету «Жар-птица»



 Головин был постоянным  участником  выставок  «Мира искусства, а с 1902 годы являлся  членом объединения  и одним из сотрудников журнала «Мир Искусства». В 1903 вступил в Союз русских художников. В период с 1906 по 907 год художник создает цикл декораций к опере Бизе «Кармен». Его театральные пейзажи настолько реалистичны, что невольно становишься участником театрального представления.  



  С  1908 по 1917 год сотрудничал с Мейерхольдом, оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже.



Рерих. Портрет Рериха



Н. К. Рерих



  Совместно с Н. К. Рерихом и Стеллецким Головин создал костюмы и декорации к опере «Борис Годунов» Мусоргского, декорации к балету «Жар-птица»Стравинского.



  Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова



  Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова



В 1912 Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 Головин жил в Царском Селе.




  Несмотря на обширность театральных, литературных и художественных знакомств, Головин оставался для всех закрытой личностью, словно "застегнутой на все пуговицы". Его закрытость, отчужденность порой  способствовали сложению репутации "человека исключительно своеобразного", затворника, редко спускавшегося из мастерской под потолком Мариинского театра.



  Из наблюдений современника: "Головин вел странный, замкнутый образ жизни. О частной его жизни никто ничего не знал. Он куда-то исчезал неделями, не давая адреса, и, возвращаясь находил груду телеграмм и писем из театральной конторы, в пыли, под своей дверью. Не любил он посещать людей и избегал контакта с художниками".


  Эту закрытость, порой нелюдимость, отмечали многие. Более того, Головин, "спрятанный в себе человек", страдал большой мнительностью и даже в некоторой степени манией преследования.  





Автопортрет на фоне красного платка. 1919



  После 1925 Головин практически не выезжал из Царского Села. Но перед этим художник успел встретиться со Станиславским в Одессе. Результатом этого стала совместная работа над «Женитьбой Фигаро» Бомарше.



  В 1927 в Художественном театре с оглушительным успехом прошла премьера спектакля. Сам же художник, по причине болезни, не смог попасть на премьеру. 



В 1928 художник был удостоен звания «Народный артист РСФСР».



Цветы



Цветы



  Мало кто догадывался  о слабости Головина – любви к конфетам, которые он всегда носил с собой в кармане. Только хорошие друзья, становившиеся гостями дома, знали об его увлечении - разведении цветов.  Головин на протяжении жизни выращивал их у себя в садах — сначала на даче в Волосове под Петербургом, затем — в Царском селе, куда переехал в 1913. Для колористического богатства клумб Головин специально выписывал из цветочных магазинов Голландии луковицы тюльпанов, семена люпинов, саженцы роз.



Павловск



Павловск



  Лишь немногие были допущены художником в мир его "милых странностей и детской чистоты души", в мир его глубинных чувств и переживаний. Только близкие знали о том, что он чувствует себя "гонимым и очень одиноким". В числе тех, избранных близких людей, оказался и Голлербах, первый биограф художника. Очарованный искренностью и утонченностью натуры Головина, он написал поэтическое "посвящение" мастеру:



Какой восторженный и нежный гений



Владеет кистью Вашею, когда



Причудливых и радужных видений



Пред Вами возникает череда?.. <…>



 





Года идут. Ваш образ все светлее


 




 И, постигая Вас наедине,


 


Я узнаю в Обломове Орфея,


 




 Тоскующего по иной стране…


  Неизменная любовь Головина к красоте выразились в полной мере во всех его произведениях. Его искусство – это пленительное мечтание о прошлом, нежная элегия и чудесные фантазии, где подлинное нераздельно сливается с вымыслом, где воплощенные его кистью образы дышат изяществом и грацией.



17 апреля 1930 года Александр Яковлевич Головин умер.



bibliotekar.ruАлександр Головин



Нескучный сад

Нескучный сад



28 марта 2014 в Третьяковской галерее на Крымском Валу откроется выставка Александра Яковлевича Головина




Рубрики:  живопись/живопись

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку