Чеканный щит-панно состоит из центрального круглого латунного рельефа с декоративной маской льва. Рельеф опоясан тремя широкими орнаментальными поясами из алюминия.
Из серии «РУССКИЕ ДРЕВНОСТИ». В серию входят 4 панно: «ВОЛК», «КИТОВРАС», «РОГАТЫЙ ЗВЕРЬ», «СИРИНЫ И МИРОВОЕ ДРЕВО». Панно ВОЛК. Волк – Зверь Дажьбогов.
Волк – хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищный зверь, давний сосед славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам – сбивается в стаи, плотояден и быстр. Таким образом, волк – существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой – хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. В композиции представлено условно-декоративное профильное изображение крылатого волка. Вздыбленная шерсть животного оформлена в виде многоярусного скобчатого орнамента, а хвост, переходящий в пышную растительную ветвь, заполняет всю верхнюю половины панно.
Панно РОГАТЫЙ ЗВЕРЬ В композиции представлено фантастическое животное в виде рогатого волка. Профильная фигура стоящего зверя с поднятой лапой изображена на фоне растительного орнамента, образованного сложным разветвленным узором его хвоста. Панно СИРИНЫ И МИРОВОЕ ДРЕВО. Мировое Древо в славянском язычестве - символ устройства мироздания. Птицы Сирины – фантастический образ русского языческого фольклора. По поверьям, они спустились из рая на землю, чтобы зачаровывать людей своим пением, подобно птицам Сиренам, заворожившим Одиссея. В симметричной композиции представлены два фантастических существа в виде птиц с женскими головами, увенчанными нимбами. Между фигурами расположено условно-символическое дерево.
Панно "Охота на тура". Из серии "Охота в Древней Руси"
Прямоугольный алюминиевый рельеф в обрамлении орнаментальной латунной рамы. Композиция: на фоне лесной опушки динамичная сцена охоты. Справа всадник в великокняжеских одеждах на вздыбленном коне пронзает копьем в шею могучего тура, изображенного в левой нижней части произведения.
Панно "Рыцарский турнир"
Панно "Рыцарский турнир" (фрагмент)
Панно "Радегаст"
Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его означает - "дающий Бог", "податель всех благ. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. Древние славяне верили, что славный Бог Солнца поможет им, где бы он ни находился - в Дневном Мире или в Ночном, и даже по дороге из одного в другой. Вертикальное панно выполнено из алюминия и обрамлено тонкой медной орнаментальной полосой. Фон рельефа тонирован красно-коричневым цветом. Мощная крылатая фигура языческого божества представлена в полный рост, в воинском облачении, со щитом, с копьем и мечом. На голове - богатырский шлем, на латах и щите изображения солнца. Взгляд Радегаста пронизан добрым спокойствием и силой.
Панно "Радегаст" (фрагмент)
Панно "Александр Невский"
Панно "Гусляр"
Панно "Орфей"
Панно "Песнь Песней Соломона"
Панно "Песнь Песней Соломона" (фрагмент №1)
Панно "Песнь Песней Соломона" (фрагмент №2)
Panel "Song of Solomon" (fragment №3)
Панно "Прощание короля Артура с Джиневрой"
Декоративное панно в образе готического собора. В центральном алюминиевом рельефе сцена прощания английского короля Артура со своей супругой на фоне родового замка. Основная композиция обрамлена орнаментальным готическим рельефом в виде башен средневекового собора и завершена треугольным фронтоном с символами королевской власти.
Панно "Прощание короля Артура с Джиневрой" (фрагмент №1)
Панно "Прощание короля Артура с Джиневрой" (фрагмент №2)
Панно "Прощание короля Артура с Джиневрой" (фрагмент №3)
Панно "Фараон и принцесса"
В произведении изображен древнеегипетский фараон Хефрен со своей дочерью. В руке фараона модель Большого Сфинкса, которую Хефрен показывает принцессе. Этот сфинкс будет воздвигнут возле пирамид для вечной охраны покоя усопших фараонов. Лицо фараона отрешено и величественно. Правой рукой он опирается на древко опахала, перья которого образуют вихреобразный узор. В руке принцессы, внимающей мыслям отца, букет лотосов.
Панно "Фараон и принцесса" (фрагмент №1)
Панно "Фараон и принцесса" (фрагмент №2)
Панно "Фараон и принцесса" (фрагмент №3)
Панно "Ярослав Мудрый"
Панно "Славянский Роланд"
Панно "Раненая амазонка"
Щит с мечом "Король Артур"
Щит-панно "Берегиня"
БЕРЕГИНЯ – в мифологии восточных славян – женский персонаж, добрый дух. Предположительно, берегини – хранительницы рек, водоемов, ду́хи, имеющие отношение к воде. Они помогают людям добраться до берега целыми и невредимыми, защищают их от проказ Водяного, чертей и кикимор.
Щит состоит из центрального круглого рельефа-маски женской головы в кокошнике, с древнеславянскими украшениями и с «нимбом» в виде плотного венка из листьев. Центральный рельеф вписан в широкое орнаментальное поле круглого щита из алюминия, обрамленного узкими декоративными поясами в форме «косички» и мягкой «плетенки» и разделенными полусферическими латунными накладками. Большая часть щита украшена мощным плотным трехъярусным растительным орнаментом с листьями, травами и еловыми шишками. Плавное сплетение этих текучих орнаментальных мотивов образует своеобразный «хоровод» в стилистике «модерна».
Щит - панно "Берегиня" (фрагмент)
Панно "За землю Русскую"
Щит "Медуза Горгона"
Триптих "Мифология Древней Руси" (панно "Даждьбог", "Хорс", панно-рондо "Райская птица Сирин"
Панно-рондо "Райская птица Сирин". Из триптиха "Мифология Древней Руси"
Птица Сирин – фантастический образ русского языческого фольклора. По поверьям, она спустилась из рая на землю, чтобы зачаровывать людей своим пением, подобно птицам Сиренам, заворожившим Одиссея. По версии русского философа Лосева, птицы – Сирин сидят на восьми хрустальных сферах мироздания, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Поясное изображение поющего крылатого существа с царской короной на голове и открытой женской грудью вписано в медный круг. Распущенные волосы птицы Сирин образуют орнаментальную «плетенку». От головы птицы исходит сияние в виде особых лучей; крылья, обрамляющие торс и голову, создают плавный ритм из перьев, переплетенных с фантастическими цветами. Центральное изображение опоясано широкой орнаментальной полосой из алюминия, которая разделена на 8 сегментов лучеобразными латунными пластинами. Повторяющийся в сегментах узор сплавлен из элементов скифского «звериного» стиля с переплетенными птичьими головами и утонченно-замысловатым узором древнерусской «плетенки».
Панно "Даждьбог". Из триптиха "Мифология Древней Руси"
Панно "Хорс". Из триптиха "Мифология Древней Руси"
Овальное панно "Птица Феникс"
Панно – рондо "Загадка Древней Руси"
Панно "Берегиня"
БЕРЕГИНЯ – в мифологии восточных славян – женский персонаж, добрый дух. Предположительно, берегини – хранительницы рек, водоемов, ду́хи, имеющие отношение к воде. Они помогают людям добраться до берега целыми и невредимыми, защищают их от проказ Водяного, чертей и кикимор. Вертикальное панно из алюминия в обрамлении тонкой медной орнаментальной полосы. Фон рельефа тонирован синим. В композиции изображена женская фигура в энергичном движении, облаченная в славянские одежды. На голове у нее кокошник-корона из цветов, трав и листьев. В правой руке – посох, увенчанный травами и обвитый змейкой; из ее левой руки вылетает стая птиц. Берегиня предстает на фоне условного растительного узора с фигурками птиц. В нижней части композиции - полоса из спиралевидных элементов, обозначающих водную стихию
Панно "Конная прогулка"
Панно-рондо "Спас Нерукотворный"
Триптих "Русский"
Панно "Поединок". Центральная часть триптиха "Русский"
Миндалевидный щит с мечами "Волк". Левая часть триптиха "Русский"
Миндалевилный щит с мечами "Лев". Правая часть триптиха "Русский"
Панно "Алканост и Сирин"
Сирин и Алконост
Птицы радости и печали
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает всё благоуханье,
Весны неведомой прилив…
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей…
Вот, вот, сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!
Другая - вся печалью мощной
Истощена, изнурена…
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна…
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над ее ветвистым троном
Нависло черное крыло…
Вдали - багровые зарницы,
Небес померкла бирюза…
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза…
1899/А.Блок/
Панно "Нижегородская былина" (Основание Нижнего Новгорода)
Панно "Волхв"
Триптих "Мистический"
«МИСТИЧЕСКИЙ». Триптих. Состоит из прямоугольных панно, выполненных из меди в обрамлении латунных рам. Орнамент решен в стилистике модерна. Модерн - художественное направление начала 20 века, отличающееся поисками фантастических образов в текучих изысканных линиях и формах. Главная идея триптиха – воплощение глубинных основ христианского миропонимания. Это вечная жизнь, возрождаемая из пепла, борьба добра со злом и гармония божественной мудрости.
Панно "Ангел с чашей последней". Левая часть триптиха "Мистический"
В левой части представлен коленопреклоненный образ архангела Михаила, небесного архистратига, воюющего с темными силами зла во всей Вселенной. Перед распятием он явился к Христу с поддержкой от Бога Отца и передал от него смертную Чашу, чтобы сын Бога испил ее, искупив грехи рода человеческого и Меч - символ вечной борьбы между светлыми божественными и низменными дьявольскими силами.
Панно "Логос". Правая часть триптиха "Мистический"
В правой части триптиха «Логос» явлен символ вечной мудрости во вселенной – Божье Слово (или второе лицо Святой Троицы – Бог Сын). Символ воплощен в виде фантастической птицы совы с мохнатым мужским лицом и женской грудью, олицетворяющей рождение в мироздании материального и духовного: звезд, огня, воды и земли. Мудрая змея, выползающая изо рта фантастического существа и дающая ему опору, символизирует бесконечность космических циклов Вселенной, где нет ни добра, ни зла, ни пространства, ни времени.
Панно "Стражи Святого Грааля". Центральная часть триптиха "Мистический"
В центральной части триптиха воплощено легендарное предание о таинственной Чаше святого Грааля, хранящей капли крови Христовой и охраняемой сфинксами. Нашедший эту чашу, обретает бессмертие. В центре композиции сама чаша с восходящим от нее крестом. В основании чаши веер из гвоздей, которыми был прибит к кресту Христос; по сторонам ее две симметричные фигуры сфинксов с мужскими лицами, туловищами в виде каменной кладки (символ несокрушимой силы) и с крыльями в роскошном оперении.
Щит-панно "Кибела"
Кибела богиня фригийского происхождения, Великая мать богов. Она - владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие. Культ Кибелы в Риме введен в 204 году до н.э. в конце второй Пунической войны, в период активной экспансии Рима на Восток. Панно состоит из центрального круглого медного рельефа с маской богини с изогнутыми рогами, завершенными змейками и виноградными гроздьями. Центральный рельеф опоясан двумя широкими орнаментальными поясами из алюминия. На внутренней полосе – в обрамлении листьев и цветов, изобразительные символы круговорота природы: солнца, луны, цветущего дерева и дерева с опавшей листвой. На внешней полосе элементы античного архитектурного орнамента с волютами и пальметтами.
Триптих "Модерн"
Триптих состоит из двух вертикальных панно «Фея» и «Архангел» и горизонтального «Сфинкс» (в центре). Произведения выполнены из алюминия в обрамлении орнаментальных латунных рам в стиле «модерн». Понятие «модерн» появилось в Европе и России на рубеже 19-20 веков и объединило философские и художественные проявления того времени. В философии модерна преобладали пессимистические настроения, предчувствия грядущих катастроф и одновременно ностальгия по «золотому веку» прошлых эпох, идеализация былого. В изобразительном искусстве это проявилось в стремлении к изнеженно-утонченному эстетству и воплощению чувственного начала. В художественных приемах преобладали вычурно-плавные ритмы линий и форм, приглушенно-завораживающая живопись. Яркими представителями русского модерна были М.Врубель, А.Бенуа, М.Сомов, М. Борисов-Мусатов. В представленном триптихе я попытался выразить свое восприятие этого художественно-философского явления.
В левом панно в образе крылатой хрупкой женской фигуры, пронизанной сияющим солнечным светом, воплощены идеи счастья, светлой мечтательности и воздушной легкости. В центральном панно изображено фантастическое крылатое существо с мужской головой и туловищем льва. В египетской мифологии сфинкс является символом тайны и загадки мироздания. Композиция насыщена мистическими знаками: в углах – воплощение бессмертия – пирамиды, сцепленные с космосом мироздания спиралевидной змеей, которая в древности олицетворяла мудрость и высший разум. В правом панно представлен Михаил Архангел – покровитель небесного воинства, сражающийся с мировым злом. Он изображен в скорбной позе – одной рукой упирается на громадный двуручный меч, а в другой держит Евангелие. В нижнем левом углу – современный символ апокалипсиса – атомный гриб и сломанное дерево.
Панно "Мотылек". Левая часть триптиха "Модерн"
Панно "Сфинкс". Центральная часть триптиха "Модерн"
Панно "Ангел Скорби". Правая часть триптиха "Модерн"
Панно "Рыцарский турнир"
Щит "Древнерусский"
Щит "Александр Македонский"
Триптих «Свет Троицы»
Панно "Сергий Радонежский". Левая часть триптиха "Свет Троицы"
Панно "Святая Русь". Центральная часть триптиха "Свет Троицы"
Панно "Андрей Рублев". Правая часть триптиха "Свет Троицы"
Панно "Архангел Михаил"
Панно "Святовит" (из диптиха "Славянские боги")
Диптих входит в дохристианский языческий цикл, посвященный божествам, верования в которых сродни древнеарийским. В основе этих религий поклонение силам природы: воздуху, огню, воде, земле, чья стихийная мощь окружала и пропитывала человека всю его жизнь, опосредованно воплощаясь в фольклорных образах древних славян. Диптих состоит из двух вертикальных медных панно, обрамленных латунными рамами, украшенными орнаментом в стиле древнерусской «плетенки» На обоих панно изображены фантастические крылатые фигуры. В панно «СВЯТОВИД» представлен сын верховного бога славян Сварога. Святовид – крылатое божество ясного дня и небесных громов и молний. Он был покровителем князей, воплощением воинской славы и мужской силы. У Святовида четыре головы (на рельефе задняя - четвертая голова не видна) – символ четырех сторон света и времен года. Он изображен в воинских доспехах с мечом в поднятой руке (знаком небесного огня) и с рогом вина в согнутой руке, олицетворением дождя и плодородия. В двух сопоставленных друг другу многоглавых образах Триглавы и Святовида воплощено восприятие древним славянином окружающего мира как гармоничное единство женского и мужского начала в основе всех природных проявлений.
Панно "Триглава" (из диптиха «Славянские боги»)
Диптих входит в дохристианский языческий цикл, посвященный божествам, верования в которых сродни древнеарийским. В основе этих религий поклонение силам природы: воздуху, огню, воде, земле, чья стихийная мощь окружала и пропитывала человека всю его жизнь, опосредованно воплощаясь в фольклорных образах древних славян. Диптих состоит из двух вертикальных медных панно, обрамленных латунными рамами, украшенными орнаментом в стиле древнерусской «плетенки» На обоих панно изображены фантастические крылатые фигуры. В панно «ТРИГЛАВА» (или Тригла) воплощен образ богини земли, олицетворявший стихии земли, воды и воздуха. Триглава явлена в виде трехглавого крылатого сфинкса с женским туловищем и оперенной нижней частью с птичьими лапами. Головы богини увенчаны коронами и воинским шлемом, а в руках лук и стрелы – атрибуты охоты. В углах панно – символы природных стихий. В двух сопоставленных друг другу многоглавых образах Триглавы и Святовида воплощено восприятие древним славянином окружающего мира как гармоничное единство женского и мужского начала в основе всех природных проявлений.
Щит "Медуза Горгона"
Щит "Восточный"
Мой самый первый щит. И первая большая работа. До этого (недолго) были типичные чеканки той поры (1970-е), и по тематике и по исполнению, т.е. выдавливание рисунка резцом-расходником с легким проколачиванием фона. Здесь же была применена многоразовая сплошная выколотка объемов на стальной плите с обеих сторон металлического листа и последующей правкой рисунка на смоле. Чернение-классическое - жженой печенью и азотной кислотой. Фото того времени.
Триптих "Соколиная охота на Руси времен царя Алексея Михайловича"
Панно "Выезд на охоту". Левая часть триптиха "Соколиная охота времен царя Алексея Михайловича"
Панно "Боярин и боярыня". Центральная часть триптиха "Соколиная охота времен царя Алексея Михайловича"
Панно "Сокольничий". Правая часть триптиха «Соколиная охота на Руси времен царя Алексея Михайловича"
Панно "Кентавр"
Щит "Деметра" (Богиня плодородия)
Деметра - в мифах древних греков, богиня плодородия и земледелия, сестра и супруга Зевса. Её изображали античные авторы как благостную к людям богиню, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы, помощницей в крестьянских трудах. Она научила людей пахоте и посеву. Она повсеместно прославлялась как устроительница разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Деметре соответствует древнеримская богиня Церера. Панно состоит из центрального круглого латунного рельефа - маски с головой богини, увенчанной высокой прической в форме двух симметричных птиц и с волосами в виде спелых колосьев. Центральный рельеф опоясан тремя орнаментальными поясами из алюминия, образующими единое символическое изображение солнца со струящимися лучами и земли с цветущими фантастическими травами и цветами.
Панно "Прощание Гектора с Андромахой"
Щит "Перун"
Триптих "Русский реквием"
Панно "Думы. Перед поездкой в Орду". Левая часть триптиха "Русский реквием"
Панно "Русский реквием". Центральная часть триптиха "Русский реквием"
Панно "Поле Куликово. Перед битвой". Правая часть триптиха "Русский реквием"
Панно "Фараон и принцесса" (2-ой вариант)
Панно-рондо "Ягоды и цветы"
Триптих "Древний Египет" (панно "Скарабей", "Фараон и богиня Исида", "Иероглиф")
Панно "Фараон Тутанхамон"
Панно "Магура"
Дочь громовержца Перуна, облачная дева - прекрасная, крылатая, воинственная, Магура сродни скандинавской валькирии. Сердце ее навеки отдано ратникам, богатырям. На поле брани Магура подбадривает сражающихся воинственными кликами, ее золотой шлем сверкает на солнце, вселяя радость и надежду в сердца. Ну а если воин пал от удара вражеского меча или пронзенный стрелою, Магура осенит его своими крылами, коснется охладелых уст - и даст выпить воды из золотой чаши. Отведавший живой воды Магуры отправится в райские чертоги, - для жизни вечной Вертикальное панно из алюминия в обрамлении тонкой медной орнаментальной полосы. Фон рельефа тонирован красновато-синими оттенками цвета. Мощная крылатая женская фигура языческого божества представлена в полный рост в воинском облачении. В ее правой руке - пламенеющий кубок, в левой - миндалевидный щит с изображением грифона-символа воинской ярости. На голове у Магуры царственная корона в форме воинского шлема, на крыльях изображены широко открытые глаза, символизирующие неусыпное присутствие богини в жизни воинов.
Панно "Магура" (фрагмент)
Панно "Соколиная охота"
Панно-щит "Славянский бог Свентовит"