Не жалейте себя. Феофан Затворник |
Как известно во время богослужений в Православной Церкви на каждый день положены для чтения отрывки из Священого писания. Можно верить в Бога,можно не верить. Все это глубоко интимное дело каждого живущего на земле, но философские истины религиозных книг могут помочь любому из нас в жизни. Как известно многие писатели и философы вели свои дневники, на основе которых рождались своего рода правила на каждый день. Наиболее известна книга Льва Николаевича Толстого "Мысли мудрых людей на каждый день", где он собрал афоризмы и высказывания великих людей. Будем считать его труд светской литературой. В русской православной Церкви подобного рода книгу создал епископ святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров 1815 - 1894) и называется она "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия".
Мысли святителя расположены в соответствии с Православным церковным календарем, начиная с 1/14 января, далее по Неделям (воскресеньям) и дням седмицы. На каждый день года им разбирается та или иная фраза из Священого Писания и дается ее толкование или же совет, как же жить человеку в этом суетном мире.
Фразой этого дня - 6 декабря - стал отрывок из Евангелия от Луки 17, 26-37: "Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее". Что же пишет на этот счет Феофан Затворник: "Нужно понимать так: сберегать душу свою значит жалеть себя; а губить душу - не жалеть себя; надобно только подразумевать: на пути заповедей Господних, или в работании Господу. И выйдет так: кто работает Господу в исполнении Его заповедей, не жалея себя, тот спасается; а кто жалеет себя, тот погибает. Стань жалеть себя, непременно уж окажешься нарушителем заповедей, и, следовательно, рабом неключимым; а неключимому рабу какой приговор? "Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов". Потрудитесь наблюсти за собою хоть в продолжении одного дня, и увидите, что саможаление кривит все дела наши и отбивает охоту делать их. Без труда и напряжения ничего не сделаешь; а понудить себя жаль, - вот и остановка. Есть дела, которые, хочешь - не хочешь, надо делать. Такие дела делаются неопустительно, хоть и трудновато. Но тут саможаление побеждается саможалением. Не станешь делать - есть будет нечего. А так как дела заповедей не такого рода, то при саможалении они всегда опускаются. И на худые дела поблажка тоже делается из саможаления. Жаль отказать себе в том, чего захотелось - желание и исполняется; а оно или прямо грешно, или ведет ко греху. Так жалеющий себя всегда - что должно, того не делает, а что не должно, в том себе поблажает, и выходит никуда негожим. Какое же тут спасение?"
А ведь как трудно... не жалеть себя!
Рубрики: | Православие/Молитвыhttp://www.youtube.com/watch?v=xPxbXvh7L2w&feature=player_embeddedПравославие/Смысл жизни |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |