«Звёздные войны, эпизоды I, II, III».
Джордж Лукас — один из тех, кто не просто верит в цифровые технологии, он в них верует. Со всей зилотической неистовостью, судя по поздним сериям «Звёздных войн», в которых 3D-графика вышла на первый план, затмив собой всё остальное. Даже Натали Портман (Королева Амидала) и Лайам Нисон (Кви-Гон Джинн, учитель Оби Ван Кеноби), положения не спасают решительно.
Очень много сцен снимались при посредстве «синего экрана» - живым актёрам часто приходилось общаться с воздухом, делая вид, будто перед ними стоит или болтается над землёй какая-нибудь негуманоидная тварь — с крылышками. В конечном кадре оная тварь, естественно, появлялась во всей многополигональной красе, но поклонникам более ранних эпизодов серии и поныне кажется, что материальные куклы, широко использовавшиеся в эпизодах IV-VI, выглядели убедительнее «цифровых»...
Зато вот на что стоит бы посмотреть, так это на мастера Йоду, который уже страшно стар и передвигается-то, болезный, с трудом, на клюку опирается... Правда, когда дело доходит до драки с графом Дуку, выясняется, что Йода может скакать, как резиновый мяч...
Но речь не о том. В эпизодах IV-VI Йода — кукла, а в поздних «Звёздных войнах» куклу заменили CGI-персонажем. Дуэль живого актёра с нарисованным на компьютере существом выглядит не слишком драматично, скорее даже комично (собственно, на это Лукас, как выясняется, и рассчитывал). Вдобавок всю сцену не оставляет чувство, что Дуку машет световой саблей куда попало, вроде как и не стараясь попасть по прыгающей вокруг него лягушке с ярко зелёным сполохом в руке (естественно он не старается: во время съёмок вокруг актёра ничего такого не скакало).
Судите сами:
Obi-Wan Kenobi, Anakin Skywalker and Yoda vs. Count Dooku
Впрочем, именно эта сцена принесла Star Wars Episode II: Attack of the Clones в 2003 году награду от MTV за лучший экранный поединок. Опять же, за режиссуру и актёрскую игру фильм заклеймили навеки — семь номинаций на «Золотую малину» (с двумя присуждениями).
Предполагалось, что история Star Wars на большом экране закончится третьим Эпизодом... Однако в 2008 году выходит трёхмерный мультфильм Star Wars: Clone Wars, описывающий события, происходившие между Эпизодами II и III. А с 3 октября 2008 года на Cartoon Network также началась демонстрация анимационного CGI-сериала под тем же названием, с запланированной продолжительностью в 22 серии.
Да, Джордж Лукас верует в 3D-технологии.
Властелин Колец» Питера Джексона
Легенда гласит, что Джексон, прочитав в возрасте 17 лет «Властелина Колец» Дж. Толкина, заявил: «Жду не дождусь, когда кто-нибудь наконец снимет фильм по этой книге, потому что мне очень хочется его увидеть».
Видимо, снимая «Живую мертвечину», он и не помышлял, что спустя много лет именно ему доведётся предстоит экранизировать толкиновский эпос... Оставим ортодоксальным толкинистам вопросы о соответствии-несоответствии фильма канону и о каких-то совсем не простых взаимоотношениях Сэма и Фродо в ходе их печальных странствий по Мордору. Нас интересуют всё-таки применённые компьютерные технологии.
Так вот, трилогия Джексона — это одна из самых, вероятно, значительных вех в современной истории кинематографа. Всё дело в подходе к массовым сценам.
Эпические побоища, без которых экранизация «Властелина Колец» в принципе не имела бы смысла, сделаны с потрясающее воображение размахом. На ум приходит советский кинематограф с его гигантским опытом массовых сцен — искусство в условиях тоталитарных режимов иногда получает совсем неожиданные бенефиции — в частности, «Война и Мир» Сергея Бондарчука, где для съёмок батальных сцен привлекались крупные подразделения Советской армии, причём каждого солдата честно переодевали в военную форму XIX века. Соответственно, и бюджет у фильма был колоссальный — по некоторым данным, это вообще самое дорогостоящее творение мирового кинематографа за всю его историю.
Джексон тоже привлёк армию Новой Зеландии — но не для съёмок массовых сцен, а для строительства Хоббиттона. Об участии солдат в побоище у ворот Гондора речи и не шло.
Съёмочная группа пошла совсем другим путём: для батальных сцен фирме Weta Digital заказали специальный программный пакет, получивший название MASSIVE (Multiple Agent Simulation System in Virtual Environment — Система моделирования многочисленных агентов в виртуальной среде), сочетающий анимационные средства и A.I.-компоненты (так называемый «искусственный интеллект»).
Эта система позволяет разом смоделировать огромное, до нескольких сотен тысяч, количество образов, каждый из которых мог совершать комплекс каких-то определённых движений, так или иначе зависящих от происходящего вокруг него: это могут быть бьющиеся друг с другом воины, толпы погромщиков, большие группы людей, просто слоняющихся и вроде бы разговаривающих друг с другом, но так или иначе, каждый «агент» ведёт себя как нечто вполне самостоятельное, чем и достигается убедительность массовых сцен.
В этом году на выставке SIGGRAPH была представлена новая версия MASSIVE (3.5), а счёт кинопроектам, в которых пакет был задействован по назначению вплотную подбирается к пяти десяткам — тут и «Гарри Поттер», тут и «Пираты Карибского моря», и «300», и Wall-E, и многие другие.
Наконец, «Властелин Колец» - первый фильм, в котором специальная награда «за актёрское мастерство» была присвоена компьютерному персонажу, а именно Горлуму. Впрочем, история джексоновского Горлума сама по себе очень интересна.
Если кто помнит Толкина, Горлум, прежде чем стать похожем на лягушку уродцем, звался Смеагорлом, и хоббитам приходился дальним родичем.
В фильме Смеагорла (ещё не обратившегося в Горлума) играет актёр Энди Сёркис. Он же обоих и озвучивает. Паче того, телодвижения и мимика Сёркиса были использованы для анимации «цифрового» Горлума — да здравствует Motion Capture!
Так что награда от Broadcast Film Critics Association адресована как минимум отчасти Сёркису лично.
Юрий Ильин.
http://mir3d.ru/articles/73/
*****************
ВИДЕО "ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ."
1. The Treason of Isengard(Russian version) - Измена Изенгарда
2. The Lord of the Rings
3. The Return of the King Extended Edition Part 20
4. The Return of the King Extended Edition THE END