-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в liudvas

 -Подписка по e-mail

 


Новгород Великий

Пятница, 20 Мая 2011 г. 00:00 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова Новгород Великий

NGC6397 (174x213, 8Kb)
История Новгорода Великого неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. В русских летописях впервые упоминается в 859 г., в зарубежных источниках упоминания о нём относятся к ещё более раннему времени. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое. Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мете. Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения.В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля - степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь. Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели - проложить торговый путь "из варяг в греки" Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве. Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города. В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни Владимира.

После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель. Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси.

С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья - Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу. К началу двенадцатого века Новгород контролирует значительную часть Прибалтики, Карелию, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала. В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии.

В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена в Ракворской битве в 1268 году. Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.

Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории. XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам. Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города. Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного, подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение. XVII век начался для Новгорода с новых несчастий. В 1611 - 1617 гг. он был оккупирован шведами, вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.

Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия. Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован с 1941 по 1944 и практически полностью разрушен, восстановлен в 1950—1960-е годы.


Новгородский Кремль


Новгородский Кремль, или Детинец, как его называли в Новгороде в древности, заложенный князем Ярославом, - древнейший из сохранившихся в России кремлей (впервые упоминается в летописи 1044 г.).
Кремль был административным, общественным и религиозным центром Новгорода. Здесь проходило вече, выборы посадника, отсюда выступили на битву со шведами дружины Александра Невского, его стены защищали главный — Софийский — собор и резиденцию Новгородского владыки. Именно в Кремле велось летописание, собирали и переписывали книги.

Любоваться стенами новгородского Кремля лучше всего, приближаясь к нему по Волхову со стороны озера Ильмень. Уже от Городища, по отношению к которому укрепление, возведенное в X веке, стали называть Новым городом — Новгородом, видны красно-кирпичные башни и стены крепости. Удивительно красивый в любую погоду, Кремль словно парит над современной застройкой. Колокольный звон, разносящийся на десятки километров по воде, дополняет ощущение сказочности. Приближаясь к Кремлю, начинаешь видеть детали — бойницы башен и зубцы стен, древние и сравнительно новые здания.

Через Кремль проходит дорога, ведущая на мост, как и в древности соединяющий Софийскую и Торговую стороны. От восточной арки видны Ярославово дворище и Антониев монастырь, а в ясную погоду — колокольня Юрьева монастыря. С 41-метровой дозорной башни, получившей в начале XIX века название «Кокуй», открывается вид на весь город и его округу. Южные окрестности сохранили почти нетронутый временем ландшафт. Как и тысячу лет назад, начинает свой путь из Ильменя Волхов, его протоки омывают многочисленные острова, поросшие высокой травой. Хольмгард (страна островов) — так называли варяги это место.

Сегодня Кремль — это культурный и туристский центр. Здесь находятся главные экспозиции Новгородского музея-заповедника, реставрационные мастерские, работают библиотека, филармония, училище искусств, художественная и музыкальная школа. Ансамбль Кремлевских построек своеобразен и живописен, и это делает прогулку по Кремлю приятной и увлекательной.

Собор Святой Софии Премудрости Божией


Одна из древнейших каменных построек Руси (1045-1050). Грандиозный Собор, посвященный Софии Премудрости Божией, заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм. В южной галерее захоронены выдающиеся новгородцы - князья, епископы, посадники.

С момента возведения храма у новгородцев сложилось особое к нему отношение. «Где святая София, там и Новгород», - говорили новгородцы. Эта идея получила дальнейшее развитие в начале XV века, когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленном на нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святого Духа.

Как архитектурное сооружение Новгородский Софийский собор совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI веке каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Святой Софии отличается от своего предшественника - Киевского - компактностью объемов и строгостью форм.

Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Святых Константина и Елены, датируемое XI столетием.

В XII веке Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту, фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее - это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.

В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня иконы, датируемые рубежом XI - XII веков, - «Спас на престоле» (ныне находится в Музее Московского Кремля) и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородский музей-заповедник). Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас. Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.

Сегодня войти в храм можно через Северные двери. Но во время архиепископских служб открываются главные - Западные врата. Они сделаны в немецком городе Магдебурге в XII веке. В Новгород врата попали в том же веке как военный трофей из Швеции. Это единственное в России произведение романской монументальной пластики было собрано в XV веке русским мастером Авраамом, поместившим свое изображение рядом с портретами немецких литейщиков Риквина и Вайсмута.

В соборе хранится русская национальна реликвия – икона Божией Матери «Знамение», в 1170 г. защитившая Новгород от суздальцев, эта легенда впоследствии легла в основу иконы «Битва Новгородцев с суздальцами», повествующей об этом событии. Это событие (Знамение Пресвятой Богородицы) было настолько важным для новгородцев, что празднование его совершалось по особому чину (церковному правилу).

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.


На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии бересту сменяет бумага - писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Памятник «Тысячелетию России»


Идея открытия памятника принадлежала Александру II и была поддержана историками. В 1862 году предстояло празднование 1000-летнего юбилея России, памятник «Тысячелетию России» решили установить именно в Новгороде, признавая тем самым его ключевую роль в создании Российского государства.

Памятник «Тысячелетию России» — первое произведение Михаила Микешина, в то время еще никому неизвестного выпускника Императорской Академии Художеств. Многочисленные фигуры, фризы, решетка и фонари были отлиты в столице.

Торжественное открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. На церемонии присутствовали император Александр II с наследником и члены Императорского дома. Тогда на несколько дней Новгород вновь стал центром политической жизни России, ее столицей.

Памятник «Тысячелетие России» напоминает по форме знаменитую шапку Владимира Мономаха.

Некоторые исследователи видят в силуэте памятника колокол, который по замыслу автора был призван "благовестить потомкам о героическом прошлом России"

Высота памятника — 15,7 м. Диаметр гранитного пьедестала - 9м.

Длина горельефного фриза — 27 м. Всего на памятнике изображено 129 фигур.

Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Гранит для основания привезен с Сердобольских каменоломен на Ладоге.

Памятник был поставлен на площади между Софийским собором и Присутственными местами. Его высота (более 15 метров) и масштабность форм позволили выдержать соседство с древними и более современными архитектурными сооружениями. Общее решение, признанное удачным всеми без исключения, состояло в том, что силуэт памятника ассоциировался с двумя важными символами российской и новгородской истории — атрибутом царской власти шапкой Мономаха и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня позволило перевести на язык скульптуры знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

На грандиозном постаменте покоится большой шар — царская держава, символ власти Рюриковичей и Романовых. Держава покрыта затейливым рельефным орнаментом из крестов, символизирующих единение церкви и самодержавия, и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862". На державе стоит ангел с крестом, а у его ног изображена коленопреклоненная женщина — олицетворение России.

Вокруг державы размещено 17 фигур, объединенных в шесть скульптурных групп, олицетворяющих шесть главных исторических эпох России (по периодизации дворянско-буржуазной исторической науки).

Группа «Основание Русского государства» - Рюрик с языческим богом Перуном. Согласно легенде, возникшей в XI веке, в 862 году в Новгород для княжения был приглашен глава варяжских дружин Рюрик. Русские князья и цари считали его основателем государства.

Справа от Рюрика расположена группа киевского князя Владимира, изображающая крещение Руси, что объективно способствовало приобщению славян к высокой греческой культуре, было шагом вперед по сравнению с языческими верованиями. Владимир стоит в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом; перед ним славянин, низвергающий статую языческого идола, сзади женщина, протягивающая князю ребенка. (Группа «Введение христианства»).

Третья группа олицетворяет начало освобождения Руси от татарского ига — князь Дмитрий Донской попирает ногой побежденного татарина. Кажется, что он только что сразил его шестопером, который крепко держит в правой руке. Татарский воин жив, он поднимается, хоть в движениях его нет ни силы, ни страсти. Но Дмитрий уже не обращает внимания на побежденного врага - он смотрит за пыльный горизонт, куда бежит разбитая армия Мамая. Сражения еще предстоят, и князь готов к ним. Группа эта являет собой чрезвычайно выразительный символ победоносного выступления Руси против ненавистного чужеземного ига.

Четвертая группа изображает основание самодержавия. Одетый в парадную одежду великий князь Иван III принимает от побежденного татарина бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежат поверженные литовец в латах и немецкий рыцарь со сломанным мечом. На заднем плане - фигура сибиряка, символизирующая присоединение Сибири.

Начало династии Романовых - тема пятой скульптурной группы. Слева от царя Михаила - Козьма Минин, справа - князь Пожарский. Именно их усилиями родилось всенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов, а уж затем в столице был в 1613 году избран на царство молодой Михаил Романов. Князь Пожарский обороняет родоначальника династии Михаила Романова мечом, а Козьма Минин преподносит ему шапку Мономаха и скипетр.

Шестая группа олицетворяет «Основание Русской империи». На север, в сторону Невы, в сторону новой столицы Российской империи обращена фигура Петра I в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке. Над Петром с левой стороны возвышается фигура ангела - символ великих побед преобразователя России и великого значения осуществленных им реформ. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя. Эта группа отображает самую выдающуюся эпоху в истории Русского государства до середины XIX века. Она знаменует блестящую победу русского оружия в Северной войне (1700-1721 гг.) и образование Российской империи.

На горельефе, опоясывающем памятник, изображены 129 лиц. Они объединены в четыре группы. В первой изображены «Просветители народа», среди которых находим главным образом духовных лиц. Вторая группа «Государственные люди» состоит из князей и царей.



В третьей группе, изображающей «Военных людей и героев», видим князя Святослава, Довмонта Псковского, Александра Невского, Ермака, Козьму Минина и князя Пожарского, Ивана Сусанина, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Платова, Нахимова и многих других.

В группе «Писатели и художники» представлены Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Федор Волков, Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь (изображение которого было помещено только под давлением общественности), Глинка, Брюллов.

Во время Великой Отечественной войны памятник был разобран фашистами. Немцы успели только запаковать мелкие фигуры, но не смогли вывезти их из города. После войны памятник восстановили и он был открыт вновь 2 ноября 1944 года.



Если Вам понравился этот пост и Вы захотите продолжения повествования про Новгород Великий, попрошу Вас проголосовать...

http://www.family-history.ru/material/history/historygorod/historygorod_6.html
http://www.visitnovgorod.ru/cities/novgorod/sights/4416.html
http://mapcy.narod.ru/
http://www.vnovgorod.info/dostoprimechatelnosti.html

Рубрики:  Города и страны

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку