До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное название «Бал 1903 года», остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования последнего императора из рода Романовых.
Предлагаю посмотреть на прекрасно выполненные фотографии 100-летней давности участников этого шоу знатных особ в великолепных маскарадных костюмах.
И не забудьте включить музыку - бал все-таки...
И.Штраус - Императорский вальс
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов" (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.
13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.
После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы.
Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга (Л.Левицкий, Д.Асикритов, В.Ясвоин, Д.Здобнов, И.Войно-Оранский, Е.Морозовская, М.М.Рейссерти и Е.Флиге, Ренц и Ф.Шрадер, Ф.Боассон и Ф.Эгглер и др.) выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания в 1904 году подарочного альбома "Костюмированный бал в Зимнем дворце", содержащего около двухсот изображений. Альбомы распространялись (за довольно высокую плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала.
Костюмы дам и кавалеров были не просто роскошными, они были вызывающе роскошными и вошли, благодаря своей необычности и теми, кто над ними трудился, в историю костюма и в историю моды. Все драгоценности настоящие, их делали самые известные ювелирные дома. Эскизы костюмов выполнял последователь творчества В.М.Васнецова, модный в то время художник, Сергей Сергеевич Соломко, а шили их ведущие кутюрье того времени, чьи имена до сих пор являются непререкаемыми авторитетами в мире моды: Надежда Петровна Ламанова, любимый модельер императрицы Август Бризак.
Замечательно то, что несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских), а также из музеев и Музейного фонда, который существовал в 1920—1930-х годах (туда поступали предметы искусства из многочисленных национализированных особняков петербургской знати). Сохранившиеся на вещах маркировки и документы поступления подтверждают их происхождение.
Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов и на основании сопоставления с имеющимися в Эрмитаже вещами атрибутировать целый ряд одежд, головных уборов, рукавиц и обуви. Таким образом были выявлены отдельные предметы и комплекты, принадлежавшие двенадцати участникам маскарада. В этих же костюмах они появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года.
Знакомство с фототипиями позволило представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении. Здесь представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных одеждах: от богатых ферезей и платен до крестьянских сарафанов с душегреями.
Колонный Эрмитажный зал
Амуры влезли на портал!...
Сегодня польку танцевал!...