Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя Friedrich Stowasser — Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Австрия (Вена) — 19 февраля 2000, Новая Зеландия) — австрийский архитектор и живописец, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.
Фридрих Штовассер родился 15 декабря 1928 г. в Вене. Отец австриец, мать еврейка. С 1936 г. посещал венскую школу в системе Монтессори. Мать Elsa Stowasser скончалась в 1972 году. Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто — Hundert). Придуманное им для себя имя — переделка его первого имени (Фридрих в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром).
В 1948 г. Хундертвассер недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств. Тогда же он начал активно заниматься творчеством. Сильное влияние на него оказал Эгон Шиле.
Дом Хундертвассера, Вена, 1983—1986
Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.
Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе. Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его почему, вы носите разные носки? Он всегда отвечал: А почему, собственно, вы носите одинаковые?! Графика Хундертвассера многоцветна, геометрична. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция. Чаще всего он изображает дома и окна.
В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох (Bazon Broch) и Харальд Шульт (Harald Schult), непрерывно рисовали линию на стенах — сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое завершение.
Любимое животное Хундертвассера — улитка с домиком на спине .
Хундертвассер много работал также над дизайном государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».
Художник скончался 19 февраля 2000 г. в Новой Зеландии.
Церковь Св. Барбары в Бернбахе
Архитектурные проекты
Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов:
* Австрия
Дом Хундертвассера, Вена, 1983—1986
Mierka Getreidesilo Кремс-на-Дунае, 1982—1983
Rupertinum, Зальцбург (Zungenbart), 1980—1987
Церковь Святой Варвары, Бернбах, 1987—1988
Деревенский музей, Ройтен, 1987—1988
Текстильная фабрика Рюфф и художественное оформление номеров домов, Цвишенвассер, 1988
Котельная Шпиттелау Вена, 1988—1997
Придорожный ресторан в Бад-Фишау, 1989—1990
Кунстхаус (галерея), Вена, 1989—1991
Торгово-выставочный центр (деревня Хундертвассера), Вена, 1990—1991
Целебный источник, Цветль, 1992—1994
Pavillon bei der DDSG Blue Danube Ponton Wien, 1992—1994
Спиральный источник I, Линц, 1993—1994
Онкологическая больница, Грац, 1993—1994
Поселок термальных источников, Бад-Блумау, 1993—1997
* Германия
Фабрика Розенталь, Зельб, 1980—1982
Детский сад Хеддернхайм, Франкфурт-на-Майне, 1988—1995
Экологический дом, Хамм, парк Максимилиана 1981/1982
Дом на лугах Бад-Зоден (Таунус), 1990—1993
Wohnen unterm Regenturm Плохинген на Неккаре, 1991—1994
Гимназия Мартина Лютера, Виттенберг, 1997—1999
«Лесная спираль» Хунтертвассера, Дармштадт, 1998—2000
Кафе в Гамбурге, 1998—2000
Вокзал природы, Ильцен, 1999—2001
Летский сад, Вюльфрат, 2001
Зеленая цитадель, Магдебург, 2004—2005
Ronald McDonald Hundertwasser-Haus der McDonald's Kinderhilfe in Essen/Grugapark
Музей Хундертвассера в Абенсберге, открытие 23 апреля 2007
* Япония
Монумент XXI века, Токио, 1992
Детская площадка, Осака, 1996—1997
Фабрика Майсима, Осака, 1997—2000
Maishima Sludge Center ,Осака, 2000
* США
Винарня «Дон-Кихот» в долине Напа, 1992—1999
* Израиль
Спиральный источник II Тель-Авив, 1994—1996
* Швейцария
Крытый рынок в Альтернхайне, коммуна Таль (Санкт-Галлен), 1998—2001
* Новая Зеландия
Общественный туалет в Кавакава, 1999
Бачила у Відні його будинок і сміттєпереробний завод.Трохи дивно сприймається в першій хвилі, а тепер вже не вражають ні дерева на даху, ні вікна різних розмірів. ні кольори!Приємно було знову побачити знайомі місця.