Смотрела передачу о Василеве и Касаткиной. Они ставят сейчас балет "Маугли". Показали автора музыки Алекса Прайера. Сначала, я подумала, что он просто так молодо выглядит.
Ан, нет...
"Жизнь Маугли - это история того, как стать личностью в империи"
Вундеркинд-музыкант Алекс Прайер - в интервью "Газете"
Государственный академический театр классического балета под руководством Натальи Касаткиной и Владимира Василева вчера отметил 40-летие и 30-летие творческой деятельности своих худруков. Труппу, основанную в 1966 году легендарным Игорем Моисеевым как гастрольный ансамбль, Касаткина и Василев превратили в «инкубатор звезд»: отсюда вышел знаменитый Спартак Большого театра Ирек Мухаммедов и прима-балерина Большого Галина Степаненко, нынешний директор и первый танцовщик Берлинской оперы Владимир Малахов, а также десятки лауреатов международных конкурсов, украшающие ныне сцены всего мира.
Однако театр Касаткиной и Василева славен не только как кузница кадров, но и как обладатель оригинального репертуара, созданного его худруками. В начале 1970-х их «Сотворение мира», поставленное в Ленинграде, открыло публике Михаила Барышникова. Касаткина и Василев обращались к музыке Стравинского, Прокофьева, Бартока, современных композиторов, отбиваясь от цензурных запретов. К тому же их театр прославился во всем мире как одна из самых крепких академических трупп, способных достойно представлять масштабные классические полотна - «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Щелкунчика», «Жизель», «Дон Кихота».
Сейчас Касаткина и Василев готовят премьеру балета «Маугли». Музыку к нему написал всемирно известный вундеркинд Алекс Прайер-Бромлей, племянник Наталии Касаткиной и праправнук самого Станиславского. В свои 14 лет он уже выступал как композитор и исполнитель в самых престижных концертных залах мира, включая нью-йоркский Карнеги-холл, лондонский Альберт-холл и Государственный кремлевский дворец. Алекс Прайер, приехавший обсудить с родственниками детали будущего спектакля, рассказал о постановке корреспонденту "Газеты" Ярославу Седову.
- Чем вас заинтересовала история Маугли?
- Я с детства знаю эту книгу Киплинга. В ней много философских идей, а не только интересных приключений, это меня и увлекает. Киплинг ведь написал не про джунгли. Все эти персонажи-звери живут по законам своеобразного государства, у них целая империя. Жизнь Маугли, его старания осознать себя человеком и стать им - это история того, как стать личностью в империи.
Когда я узнал, что Наташа собирается делать балет, я очень загорелся мыслью воплотить эту идею. В Москве я увидел фрагменты сцен, которые Наташа и Владимир уже поставили. Мне очень нравится, что они, как и я, решают образы персонажей как людей, показывают их характеры. Надеюсь, что у нас получится не просто зрелище, но и интересное произведение.
- Какой у вас состав оркестра, используете ли вы индийские фольклорные мотивы?
- Вначале я хотел использовать ситар и другие восточные инструменты. Но потом решил сделать по-другому. Не использовать индийскую музыку, а создать то впечатление, которое она производит. Вообще для меня главное в театре - чтобы публика получала сильное впечатление и уходила, наполненная энергией. Когда вы слушаете оперы Мусоргского или Вагнера, вы выходите преображенные той силой, которую они вам передают. Образ джунглей, первозданной природы и мощного государства - все это тоже должно передаваться сильной музыкальной энергетикой. Я даже хотел использовать орган, но мне сказали, что в здании Новой оперы его нет.
- Какие музыкальные жанры вам нравятся?
- Масштабные, где можно применить разные звуковые средства. Я люблю разные стили: и мелодическую музыку сочиняю, и авангардную, со всякими скрежетами. Главное - чтобы музыка выражала серьезные мысли.