Привычные, простые вещи – полотенца, рушник, ширинка, бранница, дорожка, половик, – а сколько скрытого смысла и осознанности в названии этих вещей и рисунках, наносимых на них!
Вышивка..- вчера и сегодня – что это? Вчера – вид женской магии, ограждавший и со-Творявший mr, а сегодня – вид занимательного досуга.
У большинства из нас, а в особенности перед праздниками, бывает настроение, и даже не настроение, а скорее ощущение, что не хватает чего-то яркого, праздничного. Хочется чуда, сказки , как в детстве, когда волшебство было совсем рядом. Думаю не ошибусь, если скажу что многие из нас чувствуют разницу в энергетике современных технически оснащенных квартир в мегаполисе и домика бабушки в деревне.
Мне кажется, что очарование деревни не только в свежем воздухе и милой романтике, а больше в наполненности и осмысленности каждой мелочи домашнего быта. Иногда так и слышится голос милой бабушки «А зачем это, чё безделицу-то какую привезла?». Без-дел-(л)ица – без дела лицо(душа)... Наши предки любую вещь считали живой и имеющей душу. Поэтому предметы обихода не просто создавалась, а творилась, как творился mr.
Любой кто творил осознанно был подобен самому Творцу Вселенной Сварогу и его супруге Ладе-Матушке, которая любовью оживляет Мир. И творили только тому, кого любили. Даже пришлому человеку («на заказ») творили, если после разговора с ним чувствовали в нем родственную душу, испытывали симпатию, когда были готовы подарить ему часть себя – свою любовь, часть своей души.
Очень важную роль в "оживлении" предметов играло украшение их орнаментом – резьбой, чеканкой, вышивкой. Дело в том, что любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или обережным значением. Каждый член семьи имел свои личные вещи, были и предметы общего пользования – и на всех них были обережные и заклинательные знаки – у каждого что-то свое.
Раньше одежда – от платка или кики и полушубка – до рубахи и сапожек – все было украшено замысловатыми и простыми узорами, которые играли свою особенную роль.
Как различались две, вроде бы одинаковые, вещи? Очень просто – по вышивке. Нельзя было найти в доме две дорожки или две занавески или рубашки и т.д. с одинаковыми вышивками – все разные, потому что вещи принадлежат разным людям или же при внешнем сходстве имеют разное назначение. Все не просто красиво – КРАСНО!
Наверное поэтому и были все предметы живыми, одушевленными. ДОМ был Живым Миром – Миром Душ, Миром, наполненным Любовью и Разумом!
Для простого предмета домашнего обихода, как полотенце существовало на Руси несколько названий. Рушник, бранница, полотенце, ширинка – зачем так много названий для одного и того же? Ведь все названия бытовали в одном государстве и в некоторых местах в один период.
Руш – ник – корень явно указывает на слово-корень (слово состоящее из одного корня и равное его значению, либо носящее его значение как действие) «рушить». Но что можно разрушать полотенцем?
Вспомним опыт русских знахарей: при помощи полотенец лечили вывихи и переломы; ими протрясывали при эпилепсии; полотенцем лечили «дурную голову и мысли»; им выметали и выгоняли всякую болезнь, «выпрыгнувшую из тела» после сеанса лечения и т.д.
То есть полотенца использовали в манипуляциях, направленных на разрушение болезни! Вспомним, как у нас представляли наши предки болезни? В виде двенадцати сестриц-трясовиц! Можно предположить, что и разрушающих полотенец было 12 – по числу болезней. Как их различали? Все просто – при помощи вышивок. Мы знаем, что у славян было очень четкое представление о силах, которые могут навредить: верили, что если человек достаточно силен и смел, то достаточно просто назвать зло своим именем, и оно уйдет.
Возможно, что и с подобными рушниками было также – каждый рушник создавался в помощь в лечении от какой-то одной болезни – и именно эта сестрица-трясовица, лихоманка изображалась на нем, самостоятельно или в борьбе с каким-либо светлым божеством.
Кроме того, слово «рушить, разрушать» имеет и значение «лишать жизни» (а разрушенный – лишенный жизни) – явная связь с культом смерти. Возможно, что именно рушниками называли те полотнища, на которых несли гроб (как это есть сейчас) или везли покойника, а кроме того, рушник присутствовал в свадебной обрядности, где невеста умирает для одной семьи и рождается в другой. Но нужно учитывать и то, что корень –руш- может образовываться от корня –рук-, тогда слово «рушник» приобретает значение «то, что предназначено для рук».
Бран-ница — В мифологии и русских сказках очень часто встречается образ «Бранного поля» — места битвы добра и зла, правды и кривды, войска королевичей и Марьи Моревны (Смерти). Это место поиска и отстаивания правды, истины.
Если исходить из этого, то получалось, что бранница – полотенце, в которое заложено пожелание «быть твердым, идти по пути правды, отстаивая истину». А кто является таковым? Боги, наши предки, которые уже достигли таких высот. Может поэтому и изображались на бранницах божества плодородия (пожелание быть таким же успешным в делах, магии земли), рожаницы (быть таким же плодовитым и счастливым на детей), богиня Лада (быть в ладу со всем, что тебя окружает) и т.д.
Поло-тен(ь)-це – и все ясно: поле, где есть тень. А что такое тень в славянской мифологии? Это образ нашей души. Получается, что полотенцем владел тот, чья душа была видна, кто жил душою. Согласитесь, что это достаточно высокий этап в самопознании и развитии. Именно душа может все, в том числе и превращаться во все, что угодно.
Может поэтому именно полотенце бросает за спину Василиса в сказках, и из него появляется лес или горы, или дорога, или река. Тогда становиться понятно, почему на полотенцах нет вышивки, кроме иногда встречающейся скромной красной окантовки по периметру: полотенце – это дверь в другие миры, которое может стать чем угодно, по велению его хозяина.
Ширинка – так не только на Украине, но и в окрестностях Рязани, Казани, Нижнего Поволжья называли полотенце, отрезанное по ширине тканного полотна. Это же название указывается в «Домострое» (с 15 века) и монастырских оброковых списках (с 13 века). Название явно связано с особенностями кроя – по ширине ткани.
Возможно, что название и каким-то образом связано с просторами, «шириною» местностей, где бытует данное название. Надо отметить и то, что на ширинках в основном встречаются вышивка в виде: злаков и полевой растительности; коней и всадников (конь – главное достояние кочевого и степного жителя); ростков, зародышей семян и людей, знаков земли.
Но есть в доме и еще простые, но таящие в себе загадку вещи. Кстати, слово «простой», если расшифровывать с помощью образов, заложенных в каждой букве русского алфавита, тоже интересно: П – покой, путь; Р- радость, радуга, дорога богов; -Ра (о) — солнце; -Рост- рост, развитие; Сто – век жизни человека; Т – твердость духа; Й – лед: « Путь солнца, как дорога богов на рост человека в век данная для твердостью духа преодоление льда».
Пол в избе был выстлан множеством дорожек и половиков. И вчера и сегодня их создают несколькими незамысловатыми способами, известными и популярными даже у современных мастеров: вяжут крючком из лент, нарезанных с кусков ткани по спирали; ткут на рамке из тех же разноцветных полосок ткани, где в качестве основы протягиваются суровые льняные, конопляные или крапивные нити; вышивают бахромчатым швом (вытянутыми петлями) по суровому полотну, мешковине.
Дорожки и половики были и остаются яркими, разноцветными – их основным рисунком являются полосы. Многоцветные полосы данных изделий связаны не только с практичностью, но и с названием этих вещей.
Дорож-ка ( дорог-а ).
Слово дорожка – уменьшительно-ласкательная производная от слова «дорога», имеющая тоже значение. Но не надо забывать, что дорога в славянской мифологии является и символом судьбы. А судьба, как известно «полосатая» — состоит из разных событий. Причем, в отличие от наших современников видели в ней гораздо больше цветов и вариантов событий, чем черно-белое.
Поло(е)-вик (поле, место вика).
Слово половик состоит из двух корневых морфем – поло-(поле-) и корня –вик-. Справка: *вика (др.русс.) – 1.посевной горошек, кормовой (тульск.губ.); 2. крик, плачь. А у северных славян, в частности викингов *Вик – суд, разрешение спора через общинный, вечевой суд. Скорее всего, слово половик в своей второй корневой морфеме связано со вторым значением и, таким образом, все слово будет значить: «место, поле крика, плача и суда, разрешения спора».
Не правда ли, интересно?! А ведь действительно, у всех славянских народностей был обычай: серьезные споры, затрагивающие честь сторон, решали на судебном поединке, происходившем на особом полотне, растянутом в специальном лобном месте ( центральной площади города, поселка, деревни).
А поскольку малое всегда у наших предков было зеркалом большого, то где как не в центральной части горницы, на половике происходило решение спорных вопросов в семье. Вот и простой половик! А если спор в семье не уладить, то и судьбы совместной не будет – дороги людей разойдутся!
Вот и дорожка! А полосы на дорожках и половиках – напоминание людям о том, что в судьбе может быть всякое, главное – уметь это пережить всем вместе.
А в избах старообрядцев Новгорода и Поволжья до сих пор встречается четко определенное расположение этих изделий в горнице, нарушать которое запрещено. Все дома старообрядцев и староверов четко ориентированны по сторонам света, и дорожки лежат от печи на западе – до окна на востоке, от входа на юге – до окна на севере (или глухой стены на севере). А половик занимает почетное место посередине и стелется поверх перекрестия, образуемого дорожками.