-Рубрики


Гусли — инструмент с богатейшим уникальным звучанием

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 21:12 + в цитатник

 

 

Гусляры, картина Виктора Васнецова, 1899

 
 
Гусли — древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.
 
Речь идёт об инструментах, существовавших на территории Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии и некоторых других европейских стран. Объединяет эти инструменты исключительно конструктивный признак: веер струн, струнодержатель, колковый ряд и резонатор, расположенный под струнами на всю длину струны. В конструкции каждого отдельного инструмента возможны особенности, исключения, но перечисленные четыре части как правило присутствуют.
 
Происхождение
История и славянских гуслей, и финского кантеле, и эстонской каннели, и латышских кокле, и литовского канклеса и всех неупомянутых здесь инструментов из того же списка сводится к одним корням на каком-то этапе. Только на каком? Никто не располагает точной информацией. В литературе слишком много предположений о «где» и «когда» этого этапа. Но только предположений, только догадок.
 
Встречаются и мнения, что струнные инструменты такого плана пришли с востока (Китай – струнный инструмент гуцинь известен ещё задолго до Рождества Христова), и версии того, что римляне завезли лироподобные инструменты далеко на север во время колонизации… А сколько мнений высказывается в разных странах о самобытности местных видов инструмента! Финны говорят, что впервые кантеле сделал Веймемёйнен (источник «Калевала»). Научные работники Беларуси и России утверждают, что гусли это слегка модернизированный «музыкальный лук» (примитивный народный музыкальный инструмент, известный во всех странах) и возникнуть гусли, как музыкальный лук со многим числом струн могли где угодно, довольно давно и совершенно самобытно.
 
В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе – «гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд – получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание – основной принцип этого щипкового инструмента.
 
В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно, псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, – изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.
 
Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей – «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».
 
Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера – умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.
 
Гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или , как их пренебрежительно стали называть гусляров – сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка – все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнoго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
 

 

Максим Анухин - Дрёма.


Ансамбль "Живая Вода" (Максим Гавриленко, Егор Стрельников)


 

Сергей Старостин и Сергей Клевенский - Глубоко


 

Ансамбль старинной музыки "ARS EGO" (гусли, флейта и фагот)


 

Laima Jansone - Traditional Latvian kokle variation 


 

Kankles - Lithuanian folk instrument


Серия сообщений "Народная музыка, романсы":
Часть 1 - Хор московского Сретенского монастыря
Часть 2 - Гусли — инструмент с богатейшим уникальным звучанием
Часть 3 - Евгения Смольянинова - замечательная певица!
Часть 4 - Космическая балалайка Алексея Архиповского
...
Часть 18 - Украинская народная музыка
Часть 19 - Олег Погудин: Любовь дарует силы жить и творить бесконечно
Часть 20 - Болящий дух врачует песнопенье

Рубрики:  МУЗЫКА
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 7 пользователям

Barucaba   обратиться по имени Среда, 30 Января 2013 г. 17:43 (ссылка)
Большое спасибо за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Среда, 30 Января 2013 г. 20:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Barucaba, рада, что Вам понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
Евгений_Ленский   обратиться по имени Четверг, 14 Февраля 2013 г. 11:30 (ссылка)
Замечательно!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Четверг, 14 Февраля 2013 г. 11:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Евгений_Ленский

Спасибо за отзыв, Евгений!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку