-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в zamki

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.11.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 85


Бейкер-стрит, 221-б

Четверг, 16 Июля 2009 г. 19:18 + в цитатник
michonok все записи автора Бейкер-стрит (Baker Street) — оживлённая улица в лондонском районе Вестминстер. Названа в честь своего строителя, Уильяма Бейкера. В XIX века была известна своими фешенебельными доходными домами, на место которым пришли офисные здания и коммерческая недвижимость. На Бейкер-стрит расположен музей Шерлока Холмса, а сразу за углом — музей Мадам Тюссо.
На улице Бейкер-стрит также располагается станция метро Бейкер-стрит
 (450x600, 88Kb)

Здесь в конце ХIХ — начале ХХ в. не жил и не работал видный деятель криминалистики Ш. Холмс

В 60-е годы прошлого столетия сочинения Конан Дойла о Шерлоке Холмсе занимали второе место в мире по продажам, уступая лишь Библии. Повести были переведены почти на все языки мира, включая эскимосский. А в Лондоне для литературного героя был даже специально куплен целый дом, куда до сих пор, как и 120 лет назад, каждый день приходят сотни писем и открыток, начинающихся словами 'Дорогой Шерлок Холмс…'. О секретах популярности знаменитого сыщика, а также о том, как несуществующий адрес: Бейкер-стрит, 221-б, стал реальным, нам рассказал заместитель директора Музея-квартиры Шерлока Холмса в Лондоне Джон ЭДИНЬЯНЦ.


Бакалейщик справок не дает

— КАК получилось, что для вымышленного литературного персонажа был куплен реальный дом? — Не поверите, но первыми радетелями за создание дома Холмса были окрестные лавочники. Дело в том, что почти сразу после выхода в свет первой повести о Шерлоке Холмсе на Бейкер-стрит стали приходить толпы людей, чтобы посмотреть на дом, где якобы живет знаменитый сыщик. Очень многие не хотели верить, что Холмс никогда здесь не жил, не говоря уже о том, что он и вообще-то нигде не жил. На этот адрес стало приходить огромное количество писем. В разных странах создавались клубы почитателей Шерлока Холмса. Люди специально собирали деньги, чтобы иметь возможность приехать сюда. Естественно, если вы не знаете, куда идти в незнакомом городе, первый, к кому вы обращаетесь, это хозяин местного магазинчика. Представляете, какому количеству приезжих — нередко с другого конца света — ежедневно приходилось объяснять, что такого адреса просто не существует. Весь их гнев и разочарование также принимали на себя несчастные торговцы.

Но все произошло само собой. В 30-х годах произвели перенумерацию домов на Бейкер-стрит, тогда и появился вожделенный адрес. Хозяин дома, получившего № 221, сдавал комнаты внаем артистам и, будучи человеком предприимчивым, решил, что неплохо было бы подзаработать еще и на известности своего адреса. Приставив к номеру 221 букву 'б', он стал за невысокую плату организовывать частные экскурсии по своему собственному дому, показывая 'жилище Шерлока Холмса'. И только много позже Международная ассоциация Шерлока Холмса под напором почитателей выкупила дом со всей обстановкой. Менять почти ничего не пришлось — дом был типично викторианский и вся обстановка оказалась как нельзя более подходящей. Разве что установили стол, где Шерлок Холмс производил свои химические опыты, со всеми склянками и ретортами. Очень много разных вещей присылали в подарок. Доходило до курьезов, например, в посылке из Австралии были какие-то вещи, а в письме утверждалось, что это личные вещи Холмса. В музее выставлены и письма, якобы написанные Холмсом или полученные им.

— В чем, по-вашему, причина того, что поклонникам творчества Конан Дойла так нужен был именно дом Шерлока Холмса? Ведь никто же не спрашивает, где живет, например, Джеймс Бонд. Хотя он не менее популярен.

— Дело даже не столько в доме или квартире. Холмс неотделим от Лондона конца позапрошлого века с его кебами, мощеными узкими улицами и газовыми фонарями, тускло светящимися сквозь туман. (Надо сказать, что город в то время был довольно мрачным местом в смысле преступности.) И квартира Холмса на Бейкер-стрит, 221-б, — это не только помещение, где Холмс в клубах табачного дыма размышлял над очередной загадкой или в свободные вечера играл на скрипке. Это место, куда стекаются отчаявшиеся, ищущие защиты клиенты, — их последняя надежда. Идеал уюта и надежности — чисто английский. Для понимания этого феномена нужно знать особенности английской нации. Выражение 'мой дом — моя крепость' англичанин понимает буквально и вкладывает в него очень глубокий смысл.

Протезист Ватсон

— БЫЛ ЛИ реальный прототип у самого известного сыщика в мире?


— По этому поводу до сих пор ведутся споры. Конан Дойл изучал медицину в Эдинбургском университете, где слушал лекции Джозефа Белла, и, по мнению многих, Шерлок Холмс 'списан' с него. Метод преподавания доктора Белла пользовался исключительной популярностью среди студентов, особенно его умение 'прочесть' биографию человека, разгадать его прежнюю жизнь по внешности, одежде, речи, жестам. 'Что с этим человеком, сэр? — вопрошал он студента. — Посмотрите-ка на него получше. Не прикасайтесь к нему. Пользуйтесь глазами, действуйте мозгом! Где ваш бугор апперцепции? Пускайте в ход силу дедукции!' Оригинальная одаренность Белла подкреплялась большим медицинским и жизненным опытом. И из своего обширного багажа он искусно подбирал 'ключ' к характеру и недугу пациента. Но сын писателя, Адриан Конан Дойл, отрицал, что Белл имеет какое-либо отношение к герою, ссылаясь на слова отца: 'Если и был Холмс, то это я сам'. Сейчас большинство исследователей сходится во мнении, что Шерлок Холмс — это доктор Белл плюс сам Конан Дойл плюс еще некоторые знакомые писателя. То есть Холмс — персонаж собирательный.

Зато доктор Ватсон — вполне реальное лицо. Он и жил здесь же, на Бейкер-стрит. Только был не доктором, а зубным техником — протезистом. И описание его внешности почти полностью совпадает с оригиналом. Из этого мы можем заключить, что Конан Дойл был знаком с Ватсоном. Писатель сам был практикующим, как бы сейчас сказали, офтальмологом, и его собственный кабинет располагался буквально в двух минутах ходьбы от Бейкер-стрит. Более того, фамилия родственника того человека, с которым реальный доктор Ватсон делил квартиру, была Холмс. Какое отношение он имеет к Шерлоку Холмсу и имеет ли вообще, никто уже, наверное, никогда не узнает, но факт остается фактом.

А вот насчет квартиры, где якобы жили Холмс и доктор, кое-что до сих пор остается загадкой. Когда дом на Бейкер-стрит был выкуплен для музея, оказалось, что на лестнице, ведущей на второй этаж, ровно 17 ступенек. Что в квартире одна просторная гостиная с двумя большими окнами и две удобные спальни, то есть квартира полностью подходила под описание. Что это? Совпадение? Или Конан Дойл бывал здесь?

— У многих и по сей день образ англичанина прежде всего ассоциируется с Шерлоком Холмсом.

— Конан Дойл писал свои сочинения в эпоху расцвета Британской империи. Именно тогда начал 'экспортироваться' образ джентльмена — человека с безукоризненными манерами, в цилиндре и с неизменным зонтиком в руках. В то время развить и укоренить положительное представление об англичанине было особенно важно, ведь большая часть населения британских колоний знала совсем других англичан — это были солдаты, образ которых порой был очень далек от джентльменских критериев.

Джентльмен на экспорт

КСТАТИ, экспортировался не только образ джентльмена, но и весь уклад английского быта викторианской эпохи. Страна -завоевательница представлялась эдаким островком мира и уюта, пылающих каминов и послеполуденных мирных чаепитий. И вот в это-то время и был выведен на сцену Шерлок Холмс. Конечно, Конан Дойл не писал его по заказу и, как говорится, ни сном ни духом не ведал, какая участь ожидает его детище. Но образ Шерлока Холмса пришелся как нельзя более кстати. Истинный джентльмен, опять же с хорошими манерами, невозмутимый и спокойный, умный и проницательный. Порой он представляется бесстрастным и хладнокровным аналитиком, но под этой маской скрыт добрый и благожелательный защитник своих попавших в беду и несправедливо обвиненных клиентов. В середине прошлого века 'Записки о Шерлоке Холмсе' были введены в школьные программы многих стран как пособие по изучению английского языка. То есть дети уже с ранних лет приобретали понятия об Англии, английских нравах и быте, о самих англичанах именно через Шерлока Шолмса.

— Наверное, единственные, кто был не в восторге от появления на свет Шерлока Холмса, — это лондонские полицейские.

— Действительно, полицию Конан Дойл устами своего персонажа характеризует самым недвусмысленным образом и постоянно 'сажает инспекторов в лужу'. Обижались ли стражи порядка на Конан Дойла за созданный им образ тупого инспектора Лестрейда, неизвестно. Во всяком случае никаких свидетельств этому найдено не было. Английская полиция как официальная организация возникла только в 1829 году, так что Скотленд-Ярд к моменту описываемых событий просуществовал всего лишь 50 лет. Если пролистать подшивки газет того времени, можно увидеть, что пресса буквально пестрела критическими статьями и ироничными замечаниями в адрес непрофессиональных действий полиции. Не на руку полиции играло и то, что именно в то время она безуспешно пыталась поймать так называемого Джека-потрошителя. И это дело, так и оставшееся самым знаменитым 'висяком', рассматривалось как позорное пятно на полицейском мундире. На фоне общей преступности в Лондоне обывателям казалось, что полиция бездействует. В этом была еще одна причина популярности Шерлока Холмса у народа.

Магистр точной науки

— МЕТОД дедукции Шерлока был описан Конан Дойлом столь впечатляюще, что возникает вопрос — неужели полиция не взяла ничего на вооружение?


— Взяла. Один из крупнейших представителей научной криминалистики Э. Локар неоднократно признавал, что рассказы о Шерлоке Холмсе небезынтересны для специалистов, и в своем 'Руководстве по криминалистике' отмечал указание героя Конан Дойла на необходимость при расследовании изучать пыль, дорожную грязь, пепел различных сортов табака. Именно тогда криминалистика переходит на научную основу. Почти сразу после выхода в свет 'Этюда в багровых тонах', где Шерлок Холмс указывает на громоздкость и ненадежность существующего метода идентификации пятен крови с помощью гваяковой смолы и выводит свой реактив, который должен был произвести революцию в раскрытии преступлений, такой реактив действительно был найден и стал применяться в криминалистике. 'Расследование преступлений — точная наука, по крайней мере должно ею быть', — заявляет Шерлок Холмс. И она таковой стала.

— Сегодня английская полиция слывет одной из самых лучших в мире. Так, может, это благодаря Шерлоку Холмсу?

— Я бы не делал таких смелых предположений. Но то, что роман о Шерлоке Холмсе является родоначальником жанра научного детектива, — это бесспорно.

— Кстати, о науке. Специалисты не раз упрекали Конан Дойла в наличии 'ляпов', неточностей в самых различных областях.

— Имеются. Это точно. Например, фиаско Конан Дойл потерпел с рассказом 'Серебряный'. Сам писатель признавался, что в действительности ничего не понимал в ипподроме и скачках и выбрал этот мир всего лишь как эффектную площадку для действия. Репортеры газет, особенно те, которые специализировались на скачках, учинили Конан Дойлу разнос.

А вот со следами велосипедных шин ('Cлучай в интернате') получилось как раз наоборот. Автора уверяли, что невозможно по их следам определить, в какую сторону едет человек. Но Конан Дойл, сам заядлый велосипедист, решил на опыте проверить справедливость утверждения. И что вы думаете? Шерлок Холмс оказался прав!

Вот еще один курьезный момент. При постановке 'Пестрой ленты' Конан Дойл, выступавший в качестве консультанта, для полноты впечатления решил задействовать в спектакле живую змею. Спектакль прошел на ура, но газеты на следующее утро писали: 'Все портит отвратительное чучело змеи'. И только после того, как на сцене повесили обыкновенное чучело, газеты похвалили: 'Прекрасно смотрится на сцене живая змея'.

Насчет всех неточностей в книгах Конан Дойла могу сказать только одно: каким бы живым ни казался Шерлок Холмс его почитателям, все равно он был и остается литературным персонажем. Когда не менее популярный Гарри Поттер летает на метле, никто же не кричит, что так не бывает и что в книге полно 'неточностей'. Ведь в конце концов для большинства читателей важна не стопроцентная достоверность всех подробностей, а захватывающие приключения, созданные полетом фантазии автора.

— Сейчас-то, в XXI веке, наверное, уже все знают, что здесь, на Бейкер-стрит, 221-б, всего лишь музей и никакого Шерлока Холмса нет и никогда не было.

— Думаю, должны знать. Но каждый день мы получаем сотни писем со всего мира, начинающиеся словами 'Дорогой мистер Холмс'. А в 'день рождения' (Шерлок Холмс родился 6 января 1854 года) именинник получает тысячи открыток со всего земного шара, букеты цветов и даже именинные пироги.


ПРАВДА о Шерлоке Холмсе
- И совсем это не так элементарно, Холмс...

Самое большое разочарование детства – узнать, что деда мороза не существует. Самое большое разочарование Лондона – узнать, что Шерлок Холмс самом деле никогда не жил в доме 221б по Бейкер-Стрит. И не потому, что Шерлока Холмса не было, а потому, что в то время, когда жил Холмс (80-90 годы XIX века), на улице Бэйкер-Стрит еще не было дома номер 221б. Бейкер-Стрит в то время заканчивалась на номере 100.

В Лондоне, разумеется, есть музей Шерлока Холмса. Расположен он на Бэйкер-Стрит, однако, вопреки сложившемуся мнению, не в доме номер 221б, а в доме номер 239. Музей был открыт в 1990 году в доме, постоенном в 1815 году. Теоретически, конечно, этот дом мог видеть Шерлока Холмса. Вот только улица, на которой расположен музей, во времена Холмса называлась не Baker Street, а Upper Baker Street.

Над дверью музея можно увидеть гордый номер 221б. И это отличный пример того, как обманывают наивных туристов. Поскольку дом-музей Холмса носит номер 239, на нем не мог быть размещен номер 221б. Решение было найдено просто – музей официально зарегистрировал компанию под названием “221b Ltd”. Таким образом, 221б на доме-музее Холмса означает не номер дома, а просто название компании.
Дом-музей Шерлока Холмса в Лондоне. 239 Бэйкер-Стрит.
 (600x450, 97Kb)


Даже сегодня адреса Бейкер-стрит, 221б, не существует в принципе, есть только адрес Бейкер-стрит, 215–229. По этому адресу расположен комплекс зданий Abbey National Building Society. Именно на деньги этой фирмы в 1999 году был установлен памятник Холмсу.

Холмсоведы считают наиболее вероятным местом, где жил Холмс, либо дом номер 109 по Бэйкер-Стрит, который больше всего подходит под описание дома миссис Хадсон, либо район 19-35 Бейкер-стрит, где сейчас строится торгово-развлекательный комплекс. Напротив него по-прежнему стоит «Пустой дом» (№ 32), из которого полковник Моран целился в окно гостиной Холмса и Ватсона из своего духового ружья.

К сожалению, Бэйкер-Стрит серьезно пострадала во время Второй мировой войны, поэтому точно указать дом Холмса в соответствии с текстом Конан Дойля довольно затруднительно.

Шерлок Холмс - чего мы не знали о нём

Холмса принято изображать в крылатке и и клетчатой шапке с двумя козырьками, которая называется «диэрсталкер кэп» - шапка преследователя оленей. На самом деле такую кепку носят в сельской глуши, но никак не в Лондоне. Не носил в Лондоне Холм и знаменитую крылатку. В соответствии с текстом, в городе одеждой № 1 Шерлока Холмса был прозаический твидовый костюм и сюртук, а единственной неизменной «деталью» к ним — белоснежный воротничок и бабочка. В крылатке и кепке изобразил Холмса иллюстратор журнала «Стрэнд» Сидней Паже (в журнале “Стрэнд” с 1891 года периодически печатались истории о Шерлоке Холмсе).

Нигде в оригинале книги Шерлок Холмс не произносит свою знаменитую фразу “Элементарно, Ватсон”. Эта фраза, давно ставшая крылатой, была придумана авторами радиоспектакля о Шерлоке Холмсе в 30-е годы прошлого века.

Артур Конан Дойл дал своему герою ирландское имя – Шерлок. Однако в 80-е – 90-е годы 19-го века ирландцы пользовались весьма дурной славой националистов-террористов. Пользовались вполне заслуженно, т.к. именно ирландские террористы взрывали бомбы на улицах Лондона. И не только на улицах – первую бомбу в лондонском метро в 1883 году взорвали именно ирландские националисты. В обществе, подозрительно относящемся к любому ирландцу, сыщик с ирландским именем Шерлок с трудом завоевал бы всеобщее признание и доверие.

Несмотря на свое внешнее пренебрежение к “бесполезным” наукам, Холмс учился в университете («Обряд дома Месгрейвов»; правда, студентом он пробыл всего два года и остался без диплома). За право считать Холмса своим боролись два старейших университета страны – Оксфорд и Кембридж. Оксфордцы, ссылаясь на то, что Холмс называл двор колледжа принятым у них словечком quadrangle, уверяют: он слушал лекции в местном Christ Church College. Кембриджцы возражают: чаще сыщик говорил не quadrangle, а court, что типично как раз для них, и «зачисляют» его в свой Caius College. Есть у них аргумент и посерьезнее. Известная писательница детективов и шерлокианка Доротея Сайерс нашла в «каноне» упоминание Холмса о том, как около университетской капеллы его укусила собака приятеля. В XIX веке в колледжах Оксфорда собаки были запрещены, и Сайерс, сама окончившая этот университет, делает страшный для альма-матер вывод: Холмс учился у конкурентов в Кембридже.

Улица Бэйкер-Стрит

Отправляясь на расследование, Холмс традиционно берет кэб. Хотя вполне мог бы поехать на автобусе (омнибусе) или даже на метро. Станция метро Бэйкер-Стрит расположена прямо напротив предполагаемого дома Шерлока Холмса. Эта станция метро была открыта в 1863 году, поэтому к моменту появления Холмса (1890-е годы) стала уже привычной для жителей Бэйкер-Стрит.

 (600x428, 107Kb)
Cтанция метро Бэйкер-Стрит, 1863 год. Музей транспорта, Лондон.

 (600x450, 95Kb)
 (600x450, 115Kb)
Вагон метро времен Шерлока Холмса (вверху - внешний вид вагона, внизу - внутренний мир вагона).

Во многих фильмах о Шерлоке Холмсе Бэйкер-стрит представляется узенькой улочкой, вдоль которой жмутся друг к другу небольшие двухэтажные домики. В действительности Бэйкер-стрит была (и остается по сей день) довольно большой широкой улицей с оживленным автобусным движением, широкими тротуарами и многоквартирными домами в 4-5 этажей.

 (458x322, 39Kb)
Бэйкер-Стрит. Рисунок 1880х годов.



Несмотря на все неточности фильма и образа Шерлока Холмса, Василий Ливанов (исполнитель роли Холмса в советском сериале 1973-1985 годов) был признан лучшим Холмсом самими англичанами. Её Величество Королева Великобритании Елизавета II наградила званием Кавалера Ордена Британской империи российского актёра Василия Ливанова.

 (292x393, 26Kb)

«Ленинские искры», прим. 1983 год.

Очень много писем приходит к нам с вопросами о фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Сегодня наш корреспондент И. Ерыкалова беседует с режиссёром фильма Игорем Фёдоровичем Масленниковым.

– Игорь Фёдорович, вы снимали свой фильм – для взрослых?

– Конечно!
– Чем же вы объясните сами его необыкновенную популярность у ребят?

– Конечно, прежде всего тем, что это фильм о Шерлоке Холмсе. Каждый из нас уже в детстве восхищается остротой его ума и железной волей. Так что я вполне понимаю зрителей юных. Честно говоря, я и сам не раз удивлялся: иногда взрослые принимают фильм без особого восторга, а ребят он увлекает. Вот, например, фильм «Гонщики». Взрослые приняли его в общем-то спокойно. Но однажды на гонках ко мне подошёл мальчик с флагом – один из тех, кто помогал на соревнованиях, – и спросил: «Это вы снимали фильм «Гонщики»? Я смотрел его двадцать один раз!».

Я думал, почему это происходит, и, кажется, понял, в чём тут дело. Дело тут не в увлекательном сюжете. Мне кажется, человеку в десять-пятнадцать лет, человеку, который только вступает в жизнь, очень интересно, как ведёт себя в трудном положении взрослый. Как он умело преодолевает трудности, как борется за справедливость – и побеждает. Ведь в этом честном, умном и благородном взрослом юный зритель видит себя – конечно, в будущем… Но пока идёт фильм, он может беспрепятственно переселиться на экран и действовать тоже – и побеждать! А самоутверждение в этом возрасте необходимо как воздух!
– Обычно ребята подражают своим любимым киногероям. А как вы относитесь к этому?

– Конечно, я за! Но только это подражание не должно быть безоговорочным! Знаете ли вы, например, что сам Конан Дойль с иронией относился к непробиваемому хладнокровию и сухости «знаменитого сыщика». Шерлок Холмс считал нужным узнавать только те вещи, которые могут пригодиться ему для расследований. А все остальные знания считал «ненужными». А по-моему, современный человек должен быть более разносторонним. Кстати сказать, многие «тонкости», в которых Холмс проявлял свою фантастическую осведомлённость, просто выдуманы писателем. Когда мы пригласили дрессировщика со змеёй и сказали, что его змея должна поползти вот по этому шнуру, он ответил: «Но змея не может ползти по шнуру! Змеи ползают только по чему-то твёрдому!». Вы, конечно, помните, что страшная собака Баскервилей «светилась» в темноте, потому что её морда была намазана фосфором. – «Я так и думал, – говорит Холмс. – Специальный состав без запаха, чтобы собака не потеряла чутьё…». Так это тоже выдумка. Учтите! Животных нельзя мазать никаким составом! Это очень вредно!
– Многие ребята интересуются судьбой Снуппи!

– Снуппи, конечно, жив! Кстати, в фильме снимался не один кокер-спаниель, а… пять! Ведь мы вели съёмки в разных городах. И всякий раз искали нового артиста – чтобы не разлучать очередного «Снуппи» с хозяином.
– Ещё один вопрос из писем: кто делал восковую куклу Холмса, с которой так умело манипулировали брат Шерлока Холмса и миссис Хадсон?

– Её сделала в Ленинграде скульптор Валентина Малахиева, которая делает театральных кукол. А сейчас эта кукла-Холмс у меня дома – съёмочная группа подарила мне её на день рождения, когда мы закончили снимать фильм. Честно говоря, я не смог держать её всё время в комнате и запер в чулан. Я, конечно, перевезу её в музей «Ленфильма», где и положено храниться кинематографическим диковинам. Я должен сказать, что в фильме прекрасно поработали люди, которых мы не видим на экране, – декораторы, бутафоры, костюмеры…

Мы отправляемся в студию. Игорь Фёдорович привычно взбегает по ступенькам, и мы оказываемся в квартире на Бейкер-стрит. Ощущение такое, что это настоящая квартира, а хозяин отправился в очередное путешествие и скоро вернётся. И тогда они с доктором Ватсоном начнут обсуждать новое дело, снова загорится камин, а сыщик, погружённый в размышления, начнёт свою невообразимую игру на скрипке.

В дверях квартиры Холмса мы сталкиваемся с человеком. Нет, это не инспектор Лестрейд и не очередная жертва преступников, которую предстоит защитить Холмсу. Один из художников картины осторожно, на вытянутых руках несёт ларец, украшенный восточным орнаментом.

– Отличная работа, – говорит режиссёр.

Я не могу удержаться и притрагиваюсь к ларцу. Оказывается, он железный и покрашен чёрной краской, а узор – не резьба и не чеканка, а рисунок…

– Осторожнее, – встревоженно говорит художник, – его нельзя трогать, ведь рисунок легко стереть.

В этом ларце будут храниться «сокровища» в новом фильме о Холмсе по рассказам Конан Дойля «Знак четырёх» и «Скандал в Богемии».
http://svetozarchernov.livejournal.com/11323.html

Рубрики:  по следам Холмса

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку