-Цитатник

Как и на чем заработать? - (16)

Перечень наиболее реальных способов заработать деньги Разумеется, что эта статья написана не для т...

ЗНАЧЕНИЕ МУЖСКИХ ИМЕН - (5)

МУЖСКИЕ ИМЕНА А Август Авер...

Что стоили деньги в СССР? - (10)

На что можно было потратить в Советском Союзе 1 рубль: - полноценный обед в столовой (точнее в техн...

Великий Падонкаффский язык! - (19)

:lol: Добавляйте к себе в цитатник! Это должно быть у каждого! Блуждая регулярно в сетях Интернета,...

Для чего питаться полноценно? - (3)

 Некоторые до сих пор думают (правда, таких остается всё меньше), что  хорошо питаться име...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Видео поздравления на мобильный Видео поздравления на мобильныйСкачать совершенно бесплатные видео поздравления и отправить кому-либо не составит труда. А так же можете скопировать код и разместить понравившуюся видео открытку у себя в блоге, онлайн журнале, сайт

 -Метки

ЖЗЛ армия беларусь беспилотники бизнес боевые действия вов военная операция военный конфликт война вооружение всу германия голливуд гражданская война девушки днр донбасс жизнь в ссср здоровье израиль интересное иосиф сталин история история оружия катастрофа кгб кино кино для мужчин китай коронавирус красная армия криминал лихие 90-е лучшие фильмы маньяк мнение москва мужской кинозал нато наука нераскрытые преступления никита хрущев новый год ню обман оружие россии осколки истории отдых пандемия пенсионная реформа подвиг пожизненный срок преступность преступные группировки путешествие путешествие по россии путешествия путин разведчики рассказ роскошная жизнь россия санкт-петербург санкции сво северная столица секс сирия советский союз спецоперация ссср сталин страницы истории сша туризм украина фотосессии футбол экономика эротика юмор

 -неизвестно

 -Я - фотограф

Самые дорогие,мощные,шустрые и быстрые авто

 -Всегда под рукой

Баннеры мужского и женского клубов.
Копируйте код в свой блог!


 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных и пользователей из черного списка. Зарегистрироваться!

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Только_для_мужчин

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.02.2009
Записей: 5416
Комментариев: 34402
Написано: 44334


Сталинское чудо. Как США провели индустриализацию для СССР

Четверг, 17 Июня 2021 г. 17:37 + в цитатник
Премьер все записи автора
«Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». Этой фразой, якобы премьер-министра Великобритании Черчилля, идеологи советского, а потом и русского мира, возвеличивают проведенную Сталиным индустриализацию СССР. Этой фразой и сегодня воспитывают гордость за свою страну у российских граждан.

90 лет назад, 1 июня 1931 года, был заключен контракт между США и СССР об участии американских инженеров в постройке 90 советских металлургических заводов. Это был лишь один из множества примеров того, как руками иностранных специалистов создавалась индустриальная мощь Советского Союза.

Представьте себе огромную страну – более 21 миллиона квадратных километров, более 147 миллионов населения, из которых в городах проживает лишь 18% всех граждан. Страна только-только оправляется от разрухи, последствий гражданской войны. И в феврале 31-го года Сталин провозглашает:
«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!»

Фактически с этих слов начинается индустриализация СССР. Эпоха гигантских строек. Она получила название «Великий перелом». Его считают подвигом советского народа. Народ-победитель, народ-гигант, стахановцы! О них слагали песни, снимали фильмы, им ставили памятники, в их честь называли города и улицы.

Но не всё так просто. Советская пропаганда не говорила полную правду о том, как начиналась индустриализация в СССР.



В середине 1920-х годов советская промышленность лежала в руинах. Хотя от Российской империи большевикам досталось неплохое индустриальное наследство, эти заводы или были заброшены в годы Гражданской войны, или крайне дурно управлялись после того, как собственники и специалисты вынуждены были бежать из страны в годы революции.

В советское время было принято принижать промышленное развитие старой России, хотя по различным оценкам она была третьей или четвертой экономикой мира и очень быстро росла, имея все шансы выйти на второе, а затем первое место.

После революции и Гражданской войны объем производства упал примерно в 10 раз, что было настоящей экономической катастрофой. А учитывая тот факт, что СССР активно готовился к будущей войне, полагая что или мировая буржуазия пойдет в крестовый поход на пролетарское государство, или же Красная армия должна будет принести свободу угнетенным классам Европы и Азии, потребность в мощной экономике становилась вопросом выживания.

В 1927 году на XV съезде ВКП(б) было принято решение создать пятилетний план развития народного хозяйства СССР, что стало началом политики индустриализации. В апреле 1929 года пятилетка получила одобрение высшего руководства страны и стала прямым руководством к действию для всех отраслей экономики. Сталин поставил задачу: пробежать за 10 лет то расстояние, которое ведущие капстраны преодолели за 50-100 лет. В плане тяжёлого промышленного производства, разумеется, потому что оно напрямую связано с военным потенциалом.

Но масштабным планам препятствовала реальность - в СССР не было капитала на модернизацию экономики, почти полностью отсутствовали инженерные кадры, а система высшего образования, до революции дававшая множество высококвалифицированных специалистов, была полностью уничтожена.

Для преодоления этих задач были приняты два решения - найти капитал за счет сверхэксплуатации сельского населения, а для подготовки инженеров заново запустить систему среднего и высшего образования.

Первую задачу решили с помощью коллективизации, когда из деревни были выжаты все ресурсы, а крестьянство подверглось новому закрепощению, продержавшемуся до 1960-х годов. Кроме того, на закупки за рубежом была истрачена большая часть золотого запаса СССР, а для покрытия чрезвычайных расходов даже начались широкие продажи шедевров искусства, собранных в России стараниями прежних правителей.

Для решения проблемы кадров в СССР в 1930 году было введено всеобщее начальное образование и начала создаваться система обучения техническим специальностям, стали восстанавливать университеты и институты. В общем, к началу 1930-х годов более-менее нашлись деньги, стали появляться первые советские инженеры.

Однако оставалась последняя нерешенная проблема - как строить новые заводы? Если минимально годных специалистов для заводов еще можно было подготовить ускоренными темпами, то утрату национальных инженерных и проектировочных школ было так просто не восполнить.


В цеху Сталинградского тракторного завода, 1930 г.

И тут на помощь Советскому Союзу пришла столь ненавистная «мировая буржуазия». Непрерывный бурный рост 1920-х закончился тем, что в 1929 году мировая экономика рухнула. Началась эпоха Великой депрессии. К этому же времени промышленность Запада, в первую очередь США, достигла выдающегося уровня, включающего массовое внедрение типового проектирования, конвейерное производство, автоматизацию и широкое использование машин и сложных станков.

Это позволяло продавать хоть на край света готовые заводы, которые оставалось лишь собрать и приступить к массовому производству продукции.

Для советского руководства кризис оказался подарком судьбы – крупнейшие иностранные фирмы были готовы выполнять заказы на создание целых предприятий, а квалифицированные специалисты, что еще недавно привередливо выбирали какому из гигантов индустрии подороже продать свой труд, были готовы ехать в Советскую Россию, чтобы участвовать в строительстве и пуске новых предприятий. Нельзя сказать, что услуги достались СССР даром, но то, что цены упали и весьма ощутимо - очевидный факт.

Для закупок и переговоров в США было еще в 1924 году создано акционерное общество «Амторг», формально коммерческая организация, на деле - замена дипломатической миссии, так как до 1933 года США не признавали СССР и официально не вели с ним никаких дел. Сначала «Амторг» служил прикрытием для советской разведки, но с запуском индустриализации превратился в мощный насос, который выкачивал из Америки знания, кадры и продукцию, отправляя все это в СССР.

Как только начался мировой кризис, «Амторг» немедленно начал публиковать в газетах сообщения о наличии множества вакансий в советской промышленности. Для повышения квалификации «красных инженеров» издавался журнал «Американская техника и промышленность», а сотрудники компании, разумеется, не пренебрегали промышленным шпионажем.

Так, например, с началом Великой депрессии в СССР приехал представитель «Форда» Чарльз Соренсен и, посетив Путиловский завод, с удивлением обнаружил, что на нем фордовские же механики нелегально собирали американские тракторы, выходившие из предприятия под маркой «Красный Путиловец». Увы, воспроизвести все детали Форда работникам не удалось, и качество советских копий было гораздо хуже американских оригиналов.

Но правительство СССР было крайне серьезно настроено на проведение промышленной революции в стране, поэтому в 1928 году группа московских инженеров приехала в Детройт и предложила компании Albert Kahn Associates, Inc. составить проекты производственных зданий и обучить этому советских специалистов за космическую по тем временам сумму - 2 миллиарда долларов (сегодня это было бы около 250 миллиардов). Для Альберта Кана, фактически отца детройтской промышленности, это был крупнейший контракт и он, конечно же, согласился.

И вот в 1928 году в Москву приехал Альберт Кан - гениальный проектировщик заводов «Форда», глава и владелец крупнейшей в мире проектной компании, которая могла разработать документацию для завода любого масштаба, а затем обеспечить весь цикл производства и возведения. Именно этот американец немецкого происхождения может считаться автором советской индустриализации.


Альберт Кан, человек спроектировавший индустриализацию в СССР.

Фактический филиал компании Альберта Кана в Москве для секретности носил название - «Госпроектстрой». Возглавил его сотрудник компании Кана - Джордж Скримджер. В нем работали 25 американских и 2,5 тыс. советских инженеров, изучавшие западный опыт проектирования и строительства крупных промышленных объектов. По плану А.Кана была разработана программа строительства промышленных объектов в СССР в первую пятилетку (1928-1932).

Еще одна проектная компания - Demag, уже немецкая - также располагала офисом в Москве, скрывавшемся под названием «Центральное бюро тяжелого машиностроения». Поразительный факт - последний блюминг Demag на Магнитогорском металлургическом комбинате разобрали лишь в 2005 году.

Большая часть построенных в годы индустриализации предприятий - это детища Кана, специалисты которого создали подробнейшую документацию для таких гигантов советской индустрии, как тракторные заводы в Сталинграде, Харькове, Челябинске, литейные заводы в Днепропетровске, Магнитогорске, Сормово.

Все заводское оборудование производилось в США, а затем на пароходах отправлялось в СССР, где под контролем людей Кана в построенных заранее стенах завод «собирался» и запускалось производство. Фирма Кана спроектировала и наладила почти 600 предприятий, а всего с помощью иностранных компаний в СССР было построено полторы тысячи заводов и фабрик.

СТЗ


Примерно так выглядит работа проектировщиков в 1930 году

Проектирование Сталинградского тракторного завода было заказано Армторгом Альберту Кану в 1928 году. Завод был спроектирован в кратчайшие сроки, сооружен в США, затем раобран, перевезён в СССР на 100 грузовых кораблях и за 6 месяцев собран под наблюдением американских инженеров во главе с руководителем строительства Джоном Найтом Калдером.

Американцы прекрасно понимали, что СТЗ имеет двойное назначение и относится к военным объектам. По этой причине сделка особо не афишировалось, Кан хотел сохранить конфиденциальность своего участия в проекте. Однако, перспективы сотрудничества в условиях экономического спада в США подталкивали компанию Кана к дальнейшей работе, ведь СССР платил исправно. И следующим крупным заказом стало строительство Челябинского тракторного завода.

ЧТЗ


Американцы на советском производстве.

29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Место для этого было идеальным. Копейск должен был обеспечивать завод дешевым топливом, ЧГРЭС - необходимой энергией, а сооружавшийся невиданными темпами Магнитогорский металлургический комбинат - чугуном и коксом. В ноябре 1929 года приказом ВСНХ СССР утвердили, что будущий Челябинский Тракторный Завод должен стать первым в стране заводом по крупносерийному выпуску гусеничных тракторов.

Производственная мощность предприятия была определена в 40 тысяч машин в год. По объемам выпуска ЧТЗ должен был в полтора раза превосходить строившиеся Сталинградский и Харьковский тракторные заводы вместе взятые. Само собой, самостоятельно спроектировать столь грандиозное предприятия СССР не мог, поэтому обратился за помощью все к тому же Кану.

В Детройте было организовано проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», в котором 40 советских и 12 американских специалистов совместно работали над генеральным планом ЧТЗ. 7 июня 1930 года составление генерального плана Челябинского тракторного завода было завершено. А уже 10 августа 1930 года в торжественной обстановке заложили литейный, кузнечный и механосборочный цеха.

В оснащении Челябинского Тракторного Завода оборудованием принимали участие 307 фирм из Германии, США, Франции и Англии. Само собой, советские предприятия не оставались в стороне. На строительство ЧТЗ ушло всего три года и 1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск "Челябинского тракторного завода имени Сталина" - крупнейшего проекта в СССР.

ХТЗ


Харьковский тракторный завод, еще одно детище Госпроектстроя.

К строительству Харьковского тракторного завода правительство СССР подходило уже с некоторым наработанным опытом, в первую очередь - СТЗ. Изначально планировалось, что новое предприятие будет копией Сталинградского. Однако, главный инженер строительства Леон Эвис Сваджиян (американец армянского происхождения, но до эмиграции жил в Турции, а не в России) столкнулся с рядом трудностей, в частности с поставкой стали, поэтому проект пришлось перелопачивать и использовать железобетон.

Для адаптации СТЗ в Харьков было направлено около сотни специалистов Госпроектстроя, работу которых курировал Мориц Кан (брат Альберта Кана). Проектировщикам удалось решить проблему с поставками необходимых инструментов - их просто производили на месте (первым был возведен именно инструментальный цех). Таким образом, завод как бы строил сам себя.

Это был существенный вызов не только для советских строителей, но и для американцев. Нельзя было, как они привыкли, просто взять и заказать по каталогам все необходимое и спокойно дожидаться поставки в срок. То, что могло быть изготовлено на месте, следовало изготовить самостоятельно. В итоге, преодолев все препятствия, завод был открыт 31 сентября 1931 года, менее чем через два года, после начала строительства.

ГАЗ и Москвич


Первый центр автомобильной промышленности СССР - Горьковский автозавод.

Среди заводов и предприятий, спроектированных компанией Альберта Кана - Горьковский автомобильный завод. 31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Выбор проектировщика был очевиден, так как Кан, фактически, и построил заводы Форда в США.

На время строительства ГАЗа (1929-1932 годы) ВСНХ приняло решение построить завод по «отверточной» сборке Фордов. Этим предприятием стал Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи (КИМ) - фактически филиал ГАЗа. Его возвели по проекту Альберта Кана. Самостоятельным предприятие станет в 1939 году, а в 1945 году сменит название на «Московский завод малолитражных автомобилей». Привычным АЗЛК Москвич станет в 1968 году.

Список предприятий, которые были созданы компанией Альберта Кана огромен. Тракторные (то есть танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском (с 1936 г. Днепродзержинск), Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; Ленинградский алюминиевый завод; Уральская асбестовую фабрику и многие другие.

Логичен вопрос... Если Альберт Кан и его брат сделали так много для советской индустриализации, то почему Albert Kahn Associates, Inc. не фигурирует в учебниках истории? Ответ прост - деньги.


Промышленные районы, созданные в период индустриализации по проектам компании Альберта Кана.

Те 2 миллиарда долларов, которые были выделены компании Альберта Кана на проведение индустриализации в СССР, страна зарабатывала продажей хлеба. Сталин писал Молотову в августе 1930 года: «Микоян сообщает, что заготовки растут и каждый день вывозим хлеба 1 - 1,5 миллиона пудов. Я думаю, что этого мало. Надо поднять теперь же [норму] ежедневного вывоза до 3 - 4 млн. пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных заводов... Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба».

И вывоз форсировали. В 1930 году СССР поставил за границу 4,8 миллиона тонн зерна, а в 1931 уже 5,2 миллиона. При этом, сборы урожая сокращались, а потребности страны росли. Руководство СССР стало понимать, что индустриализация обходится слишком дорого.


Вопреки распространенному у наших соседей мнению, голод 32-33 годов в СССР не был целенаправленной политикой, а явился результатом просчетов и ошибок руководства страны в процессе коллективизации.

В августе 1931 года Сталин писал Кагановичу: «Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку. Предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы.

Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, ЛМО и Автостроя».

Лазарь Каганович, спустя некоторое время пишет ответное письмо:
«Выяснилось, что 80-90% заказов для Челябстроя можно разместить в Англии». С этого момента СССР начинает переориентироваться на Европу и истекший контракт с американцами не продлевают. Попытка Альберта Кана лично добиться продолжения сотрудничества успеха в Москве не имела, и сотрудники фирмы покинули Москву.

Объекты, спроектированные Каном, продолжали строиться и представляли собой значительную часть планов второй и третьей пятилеток. Но первую скрипку в сотрудничестве с СССР стали играть не американские, а европейские, в первую очередь немецкие, фирмы. В 1935 году на советских промышленных предприятиях работали 1719 немцев, 871 австрийцев и только 308 американцев.

О лицензиях и клонах

В СССР приехало около 20 тысяч американских инженеров и техников, которые первые несколько лет отвечали за производство, так как подготовленные в СССР специалисты не имели должной квалификации. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках 300 тысяч квалифицированных специалистов.

Госпроектсрой только с 1929 по 1932 годы спроектировал и организовал строительство 571 объекта. Не случайно среди получателей советских наград за достижения в индустриализации мы найдем немало английских и немецких фамилий, в частности, уже упоминавшегося Купера и его коллег.

Среди первых результатов работы новой индустрии оказалось множество лицензионных (а также не очень законных) копий иностранных образцов, причем часто довольно устаревших, на которые было не жалко средств. ГАЗ-АА 1932 года - это на самом деле «Форд АА» 1926 года, а более современный ГАЗ-М1 1936 года - копия «Форда-40А» 1934 года. Представительский автомобиль ЗИС-101, на котором с 1936 по конец 1940-х годов ездила вся советская элита, являлся полной копией «Бьюика» 1932 года.

Днепрогэс - это работа американской фирмы Cooper Engineering Company совместно с немецким «Сименсом», главным инженером там был Хью Купер, а оборудование поставила компания General Electric. Современный московский АЗЛК - точная копия фордовского типового завода из города Диборн. Магнитка - клон металлургического комбината в городе Гэри, штат Индиана.

От стремления воспроизводить достижения иностранного автопрома советская промышленность не избавилась до самого конца своего существования. Гусеничный трактор «Сталинец-60», выпускавшийся в Челябинске с 1933 года - это копия американского Caterpillar-60 1925 года. Комбайн «Коммунар», производимый в Запорожье с 1930 года, был клоном катерпилларовского комбайна 1928 года. Пермский авиамоторный завод делал копии американского мотора «Циклон».



О жизни иностранных спецов в СССР

В августе 1930 года сотрудник ЦК ВКП(б) А. Шумский докладывал, что в советской промышленности заняты более 2000 иностранных рабочих и к концу 1930 года их число должно еще более возрасти, так как ожидается приезд еще 3500 человек.

По данным ЦК, в 1932 году число иностранных специалистов - от инженеров до квалифицированных рабочих – достигло фантастической цифры 20 тыс. человек, более половины которых приехали из Германии. По условиям контракта специалисты получали неплохое жалованье, обеспечивались хорошим жильем (на фоне бараков, что строились для советских рабочих) и снабжались качественной провизией.

Для иностранцев строились особые поселки, куда не было хода простым советским гражданам, они ходили отдыхать в закрытые клубы, слушали недоступную в СССР музыку и смотрели все новинки американского кинематографа, которые в Советском Союзе показывали лишь в личном кинотеатре Сталина.

Главной задачей властей было не допустить падения уровня жизни специалиста при переезде его в СССР. К сожалению для приезжих, частенько заявленные условия контрактов нарушались - и иностранцы на своей шкуре знакомились с повседневной жизнью простого советского человека.

В 1932 году на заводе «Электросталь» даже случилась небольшая забастовка иностранцев, которые отказались мыться в общей бане и требовали обеспечить привычные в США личные ванные. Это вело к скандалам, жалобам и расторжению договоров.

При этом частенько складывалась очень неудобная ситуация - из-за ошибок в организации труда, простоев при запуске производства, несогласованности действия ведомств иностранцы могли месяцами сидеть без дела, получая деньги и возмущаясь бесхозяйственностью.

Эта проблема не только зафиксирована в отчетах по партийной линии, но и нашла отражение в советской литературе тридцатых годов. Вот как описывали страдания немецкого спеца писатели Ильф и Петров. Действие происходит в 1930-1931 годах:

Инженер Генрих-Мария Заузе подписал контракт на год работы в СССР, или, как определял сам Генрих, любивший точность, в концерне ГЕРКУЛЕС. … В течение недели инженер Заузе, руководимый любезным Адольфом Николаевичем, успел осмотреть три музея, побывать на балете «Спящая красавица» и просидеть часов десять на торжественном заседании, устроенном в его честь. После заседания состоялась неофициальная часть, во время которой избранные геркулесовцы очень веселились, потрясали лафитничками, севастопольскими стопками и, обращаясь к Заузе, кричали «пейдодна».

«Дорогая Тили! – писал инженер своей невесте в Аахен. – Вот уже десять дней я живу в Черноморске, но к работе в концерне ГЕРКУЛЕС еще не приступил. Боюсь, что эти дни у меня вычтут из договорных сумм». Однако пятнадцатого числа артельщик-плательщик вручил Заузе полумесячное жалование. … После этого Заузе писал письма своей невесте: «Милая крошка! Я живу странной и необыкновенной жизнью. Я ровно ничего не делаю, но получаю деньги пунктуально, в договорные сроки. Всё это меня удивляет. Расскажи об этом нашему другу, доктору Бернгарду Гернгроссу. Это покажется ему интересным».

К середине 1930-х годов в СССР уже успели накопить некоторый опыт по организации производства и поэтому дорогих иностранных специалистов стали выдавливать на родину. Стали урезать зарплату, отменили спецснабжение через систему закрытых распределителей, требовали принять советское гражданство.

В итоге большая часть иностранных спецов к 1938 году вернулась на родину, благо и в США, и в Европе уже преодолели последствия Великой депрессии и там появилось множество новых вакансий.

***
Альберт Кан скончался в 1942 году. Его заслуги перед СССР не были признаны. Единственное письмо с соболезнованиями было отправлено архитектором-конструктивистом Виктором Весниным, человеком, который курировал советскую деятельность фирмы Альберта Кана.


Один из выдающихся советских архитекторов Виктор Веснин. Ему хватило смелости написать вдове Кана. Ни нарком Молотов, ни Сталин не выразили соболезнования.

*****
Слово «индустриализация» намертво прикипело к периоду сталинских преобразований в СССР в начале 30-х годов. При этом ни у кого не вызывает особых сомнений, что сделано это было благодаря мудрой политике компартии и лично товарища Сталина.

Но победа во второй мировой войне вряд ли была возможна, если бы в феврале 1930 г. в Детройте без всякой публичности не был подписан договор между американским архитектором Альбертом Каном и президентом Амторга Саулом Броном. Не сторгуйся Кан со Сталиным в 1929 году и не спроектируй он вождю крупнейшие в мире танковые заводы, то, может, и не хватило бы у Сталина решимости заключить в 1939 г. пакт с Гитлером, чтобы совместно начать мировую войну за передел мира.

Да, то, что американцы, немцы, итальянцы и прочие западные «друзья» нам помогали, хорошо известно, вот только роль их несколько недооценена. Фактически все, что было построено в СССР в те годы в рамках индустриализации, это работа американцев, при этом некоторые из них могли смело говорить - «советская индустриализации, это наша работа».

link1, link2
Рубрики:  История, ретро/СССР
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 27 пользователям

Я-Крис   обратиться по имени Четверг, 17 Июня 2021 г. 19:35 (ссылка)
Статья очень интересная. Я практически ничего об этом не знал. Разбудили во мне желание подробнее это изучить.
Ответить С цитатой В цитатник
Нэкто   обратиться по имени Четверг, 17 Июня 2021 г. 20:11 (ссылка)
++ Ну построили...ну запустили....ну и где вся эта индустрия сейчас..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 17 Июня 2021 г. 20:30ссылка
Нэкто, вы с другой планеты? Или живете в своей норке и ничего вокруг не видите? Практически все перечисленные в статье заводы успешно работают. Естественно, по-современному оснастившись. И продукцию выпускают несколько иную, чем в 30-е годы прошлого века. Конечно, за исключением предприятий, оказавшихся после распада СССР за пределами России, типа ХТЗ.
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Июня 2021 г. 08:03ссылка
Вы пан Премьер живете наверное за границей потому не знаете что эти заводы все уничтожены
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Июня 2021 г. 18:35ссылка
stepkin, если у вас есть такая информация, поделитесь
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Суббота, 19 Июня 2021 г. 14:22ссылка
stepkin, даже не смешно. В посте "заброшенные города России" гораздо страшнее фото. Я уже не говорю про дореволюционные...
Нэкто   обратиться по имени Четверг, 17 Июня 2021 г. 20:34 (ссылка)
Много предприятий уже давно не работают..да и промышленности в эрефии можно сказать .. уже нет.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Июня 2021 г. 08:04ссылка
Много предприятий уже давно не работают..да и промышленности в эрефии можно сказать .. уже нет.
_________________________________
Вы правы
Премьер   обратиться по имени Четверг, 17 Июня 2021 г. 21:38 (ссылка)
Нэкто, ну откуда такая информация? Может в вашем окружении одни нытики типа Степкина или читаете в основном хейтеров? Тогда вот факты.

1. За пять месяцев 2021 года в России закрылось 112,1 тыс. предприятий, что в полтора раза меньше показателя аналогичного периода 2020 года. Количество созданных и закрытых компаний в России в апреле-мае 2021 года: Апрель (22,7 тыс. против 15,1 тыс.) и май (15,2 тыс. против 11,5 тыс.). Данные Федеральной налоговой службы о регистрации и закрытии коммерческих организаций. На начало 2021 г. в России было 3,44 млн. юр.лиц.

2. Всё же я думаю, что вы имели в виду не весь бизнес, а он включает и малый бизнес. Так вот, количество крупных производств в России сейчас намного выше, чем в советское время. И ежемесячно открываются все новые и новые предприятия. К примеру, только в апреле 2021 г. открылось 26 крупных производств с объемом вложений (инвестиций) около 65 млрд. рублей.

3. А вот - список действующих заводов России по городам и по рейтингу. Сюда включены российские заводы и промышленные предприятия, производящих промышленное оборудование, технику, машиностроительную продукцию и товары производственно-технического назначения. Посмотрите ради любопытства - их очень много! По количеству уже перегнали союзные времена. И большинство кстати, начали работу после 90-х годов... Так что после развала СССР закрылись те, которые не могли выжить в новых условиях - естественный отбор!

На будущее, старайтесь мыслить не устоявшимися категориями и не данными 20-30 летней давности. И ищите больше позитивной информации. А бизнес, как и время, не стоит на месте.

P.S. И да, возвращайтесь назад на родину, в Россию! Тогда увидите жизнь во всей красе, а не в тумане, как в вашей "эрэфии"...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Июня 2021 г. 08:17ссылка
и в комментах продолжаются те же передергивания. Например "По количеству уже перегнали союзные времена. " Да, перегнали. Потому что в СССР предприятия строились комплексно, зачастую на входе была руда, а на выходе - станки и оборудование. То что сейчас называют гордым именем "завод", в СССР было зачастую мастерской при цехе.
А уж юридическими лицами козырять, 99 процентов из которых создаются для ухода от налога основного юрлица, это верх ...
Аноним   обратиться по имени Пятница, 18 Июня 2021 г. 02:56 (ссылка)
Продать душу Дьяволу реально,только тому кто действительно этого хочет
http://satane666.ru
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
stepkin   обратиться по имени Пятница, 18 Июня 2021 г. 08:01 (ссылка)
Ой какие добрые буржуи США
Ответить С цитатой В цитатник
SanSegeich   обратиться по имени Пятница, 18 Июня 2021 г. 08:11 (ссылка)
статья начинается со лжи и передергиваний, достаточно грубых, чтобы отбить желание у всякого думающего человека дочитывать ее до конца.
Ответить С цитатой В цитатник
SanSegeich   обратиться по имени Пятница, 18 Июня 2021 г. 10:55 (ссылка)
Но дочитаю
/////от Российской империи большевикам досталось неплохое индустриальное наследство/////
Не от РИ, а от иностранного капитала в РИ. И наследство было "так себе", иначе не было бы вековой отсталости.
///крайне дурно управлялись после того, как собственники и специалисты вынуждены были бежать из страны в годы революции/// Крайне дурно заводы и фабрики стали управляться еще в империалистическую, когда хозяева и хозяйчики ставили себе задачу не заставить свою собственность работать на победу России в войне, а заработать максимум бабла на военных заказах и спекуляциях дефицитом. И еще дурнее управление стало, когда "собственники и специалисты" добровольно,а не вынужденно, ступили на путь саботажа производства с целью экономического удушения новой власти. Которая просто потребовала от них для начала думать не только о барышах, но и об общественной пользе. Как это сейчас говорят "стать социально отвественными бизнесменами".



///В советское время было принято принижать промышленное развитие старой России, хотя по различным оценкам она была третьей или четвертой экономикой мира и очень быстро росла, имея все шансы выйти на второе, а затем первое место.///

ну, во первых, не 3-4, а 4-5, во вторых разрыв между предыдущей и российской экономиками был в разы. Что толку занимать второе место, если первое занимает 99 процентов производства? В третьих - именно общее экономическое развитие, а не промышленное. За счет сельского хозяйства, а не промышленности занималось это место. В четвертых, место это занималось за счет величины страны, посевных площадей, а не интенсивности их обработки. Ну, и в результате, место по доходам на душу населения РИ была не на 4-5 месте, а где-то в конце второй двадцадки.
А промышленность росла быстро. Да. Ну а как ей не расти. Не было ни хрена, да вдруго копейка. А там и две. Вот тебе и рост. Сначала в бесконечность, а потом вдвое. А соседи в это время тысячами ворочают. Но у них на тысячу всего десятка рублей прибавка, какой уж тут рост... А у нас на копейку еще целая копейка - рост вдвое! Да с такими темпами мы через тысячу лет будем на первом месте! Если конкуренты перестанут развиваться.
///После революции и Гражданской войны/// "империалистической войны, интервенции и бойкота и санкций" забыли прибавить.




///Но масштабным планам препятствовала реальность - в СССР не было капитала на модернизацию экономики, почти полностью отсутствовали инженерные кадры, а система высшего образования, до революции дававшая множество высококвалифицированных специалистов, была полностью уничтожена.///

Как же "не было капитала", если модернизация все-таки произошла? Значит был. Земля, полезные ископаемые, люди и проч. Авторам надо знать, что капитал - это не только бумажки, раскрашенные в зеленый цвет. И капитал этот, особенно люди, развивался с первых дней революции. Программа Ликбеза, всеобщего образования готовили производительные силы к принятию индустриального преобразования. Иначе пришлось бы до самой войны завозить на построенные американскими и немецкими инженерами заводы американских и немецких рабочих, техников, инженеров.
И "множество выскококвалифицированных специалистов" - это сколько? И кто их востребовал при вековой осталости промышленности РИ? Вот сейчас у нас уничтожили промышленность. И про деградацию системы образования только немой не говорит. Потому что образованные люди нахрен стали никому не нужны. А высококвалифицированные специалисты массово заполняют вакансии охранников и таксистов. Ну и кто бы в РИ стал бы тратиться на высшее образование половых и извозчиков?
И про уничтожение системы высшего образование - вранье. Как раз наоборот. Сразу после Октября подписываются декреты и создаются новые высшие учебные заведения. Если в 1916-м в Российской империи насчитывалось 95 высших учебных заведений, то в 1927-м их стало уже 148, а в 1933-м — 832 вуза, в которых обучались более 500 тыс. студентов.



////Для преодоления этих задач были приняты два решения - найти капитал за счет сверхэксплуатации сельского населения,///
Со сверхэксплуатацией сельское население было давно знакомо. Разница была в том, что результаты сверхэксплуатации при монархии и буржуях шли в на дворцы и балы, а при Советах - на индустриализацию, на выход в промышленно развитые страны.

/// а для подготовки инженеров заново запустить систему среднего и высшего образования./// т.е. к тридцатым годам по заявкам авторов, система высшего образования в СССР отсутствовала. Ну с этим враньем уже разобрались.
Правда в том, что не заново запустили, а продолжили развитие.
///Первую задачу решили с помощью коллективизации, когда из деревни были выжаты все ресурсы, /// Ну все- не все, кое что и осталось и вливалось. Для обработки земли и сбора урожая колхозам поставлялась с/х техника, гораздо более рационально использовались пахотные площади, ликвидировалась черезполосица, поднималось агротехническая культура земледелия. Так что отдача от крестьянского труда росла не за счет сверхэксплуатации, но за счет механизации и научного обеспечения. Что и позволило, несмотря на войну, к пятидесятым годам сравнять количество сельских и городских жителей и продолжить дальнейшее повышение производительности труда на селе. Так что ни о каком закрепощении и речи не может идти, большинство крестьян к шестидесятым годам жили и работали уже в городах.

///Кроме того, на закупки за рубежом была истрачена большая часть золотого запаса СССР, а для покрытия чрезвычайных расходов даже начались широкие продажи шедевров искусства, собранных в России стараниями прежних правителей.///
А на что должен тратиться золотой запас? На суперяхты олигархов? На поддержку штанов у безработных? Да нет уж, золото жрать не будешь и его блеском вражеские танки не остановишь. Поэтому его превращали в заводы, в трактора, в локомотивы, в станки, в студентов, в инженеров и тд и тп. Пусть злой кащей над златом чахнет, а большевики не золотой запас собирали, а строили инфраструктуру и промышленность.
Насчет широкой продажи шедевров искусства - тоже вранье. Продавали отдельные шедевры отдельным политикам отдельных государств, которые в благодарность лоббировали интересы СССР на внутреннем рынке этих государств, прорывая экономическую блокаду Советского Союза со стороны западных государств. Авторы предпочитают сдохнуть с голода, но не поступиться запасниками Эрмитажа? А с миллионами людей, которых они рады утащить с собой "в рай", они проконсультировались?

///на помощь Советскому Союзу пришла столь ненавистная «мировая буржуазия»///
Как говорили классики "нет такого преступления, на которое не пойдет капитал за 300 процентов прибыли, даже если это будет им грозить петлей на шее", ну или как-то так.
"Помощь" эта была в полном соответствии с этими словами.
И помогали буржуи не СССР, им пофиг было кому помогать, а себе и своему капиталу. А СССР они не помощь оказывали, а торговали с ним. Платные услуги оказывали. "Помощь" - это когда твой авто вытянули из канавы и денег не взяли. А когда перед тем как вытянуть договорились о цене - это бизнес, а не помощь. Причем самый грязный бизнес - пользуясь безвыходностью ситуации "партнера".
И рановато стали ссылаться на депрессию. "Космическую по тем временам сумму" оговорили еще во времена эйфории от успехов американского бизнеса.
Нашелся-таки капитал на индустриализацию. Причем еще до массовой коллективизации.


ну и тд и тп. И вывод авторы делают соответствующий - передернутый. «Советская индустриализации, это наша работа» - именно так. Работа. Хорошо оплаченная и этим оцененная. А не хобби с раздачей плюшек.
Если бы эти американцы взяли бы и отдали половину стоимости контракта и зарплат в фонд развития Советской Индустрии, вот тогда можно было бы и вспомнить их помощь. А так - сделали работу - получили оговоренную сумму (причем еще надо посмотреть, сколько переплатили в связи с падением курса доллара, платили-то не бумажками, а хлебом, даже золото не принимали, накладывали штрафы за недопоставку хлеба во время голода начала тридцатых, надеясь, что эта ситуация заставит голодных людей восстать против Советской власти). Ордена и премии получили. Че еще нада?
Эта "американская" индустриализация оплачена потом и кровью советских людей - крестьян и рабочих. Не было бы никаких контрактов с американцами, если бы результаты труда людей продолжали идти на удовлетворение личных запросов буржуев и латифундистов, на содержание чиновничьего царского аппарата.

Ну а брехня про совместную с гитлером мировую войну показывает авторов полными геббельсовскими отрыжками.
Ответить С цитатой В цитатник
Премьер   обратиться по имени Пятница, 18 Июня 2021 г. 18:31 (ссылка)
СанСегейч, спасибо вам за подробный комментарий. В общем, мало в чем могу с вами согласиться, потому что вы сами передергиваете факты и даже перемешиваете логические построения. Простой пример. Если в статье говорится "в СССР не было капитала на модернизацию экономики", а вы зацепившись за фразу отвечаете "Как же "не было капитала", если модернизация все-таки произошла?". А ведь о том, каким образом добывался этот капитал, как раз сказано в дальнейшем тексте статьи. Это не дело. Претензии не предъявляются путем вырывания фраз из текста.

Да, статья - компиляция из различных источников, дополненная мной именно с целью более полного разъяснения дел с началом индустриализации в СССР. Конечно, чтобы было понятно даже непосвященному читателю, статью стоило бы сделать еще более расширенной, но основные вехи здесь отражены. Да и многостраничная монография все равно бы оставила много вопросов о нюансах. Многие из которых, к сожалению, сегодня нельзя подтвердить документами...

Зачем спорить о том, что работы иностранными специалистами были выполнены не бесплатно? В статье как раз об этом и говорится, в том числе о заслугах руководства нашей страны, сумевшей воспользоваться ситуацией и првлечь этих специалистов вовремя. Спустя 3-5 лет это было бы уже почти невозможно, да и поздновато, с учетом надвигавшейся войны...

А словечки "брехня", "вранье", "отрыжки"... оставьте при себе. Это не лексикон умных собеседников. Лучший способ убедить оппонента - неопровержимые факты и логические доводы.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 19 Июня 2021 г. 02:16ссылка
Да, признаю, я ошибся. СССР не имел капитала. У него была другая экономика. Не капиталистическая. Поэтому он и смог провести индустриализацию в столь короткое время. А как добывался хлеб - вы наврали, назвав лишь некую "сверхэксплуатацию", "забыв" упомянуть все остальное. Разве это дело?
Всю историю индустриализации СССР можно рассказать, основываясь на документах, так что не надо плодить лишние сущности.
Так о чем разговор? Кто провел индустриализацию России? Где были американские и немецкие гениальные инженеры, изобретатели и прочие организаторы пока большевики не пришли к власти и не перенаправили результаты труда народа из частных карманов на общественное благополучие?
Так что не надо рассказывать о "помощи". Бизнес, ничего кроме бизнеса. И плевать они хотели на ваши грамоты и признания. Чистоган - единственная движущая сила таких "помощников". И они его получили сполна.
Хотя... чубайс вон требует благодарности от общества господам "бизнесменам".
Вы скомпилировали антисоветскую поделку слегка припудрив ее "заслугами" руководства страны.
Словечки вам не нравятся. Интересно, если назвать чью-нибудь жену или мать не блядью, а дамой легкого поведения, дальше будет о лексике разговор или мордобой? С вами, вероятно, будет разговор. А с мужчинами - мордобой.
А убеждать вас - время терять. Вы свой выбор сделали. И теперь балуетесь геббельсятиной из своего "прекрасного далека".
Перейти к дневнику

Понедельник, 04 Декабря 2023 г. 15:56ссылка
Премьер, В 1928г. (когда Кан уже приехал в СССР) США ещё купались в богатстве после наживы на Первой Мировой (не долго, до конца 1929), так что представьте, как тяжело торговаться с таким сильным будущим партнером. А вы говорите, будто США были в слабой позиции, и СССР буквально воспользовались ситуацией. Что воспринимается как "они нам сделали всё за так, себе в убыток, т.к. ....добрые были очень". Нет, это работает так: кто-то нуждается в технологиях, мы им продаем старую за дорого, сами наживаемся и вкладываемся в новые технологии, в то время как у них нет средств на новые на длительном историческом отрезке, достаточным, чтобы успеть провернуть ту же схему. А схема рабочая, не замечаете? Первая Мировая - экономический бум США 1920-х. Вторая Мировая - экономический бум США 1945-52 гг. Третья Мировая (холодная), развал СССР - экономический бум 1990-х. В другой части вы сами упоминаете, что на индустриализацию была потрачена большая часть золота и даже предметы искусства (это ведь огромные суммы?). Но подается это уже в другой теме, под соусом очернения руководства страны...
Простой_читатель   обратиться по имени Суббота, 19 Июня 2021 г. 21:57 (ссылка)
"Фактически все, что было построено в СССР в те годы в рамках индустриализации, это работа американцев". Это теперь новый миф? Раньше писали, что это исключительная заслуга миллионов заключенных.
Если серьёзно, то труд американских специалистов, участие американских (и других) бизнесменов - это просто бизнес, ничего личного. И нет тут никакой помощи, простое желание заработать. И секрета в участии американцев в процессе индустриализации нет - можно вспомнить хотя бы легендарного Арманда Хаммера.
Ссылка в посте прекрасно отражает его содержание - переходишь на страницу с прекрасным названием "Правда Виктора Суворова". Извините, но изучать историю по Резуну и его последователям примерно то же самое, что лечиться по Малахову.
"Ни Орджоникидзе, ни Сталин не выразили соболезнования" - это вообще убило. Вот ведь гад Серго! Как он мог, погибший в 1937 году, не выразить соболезнования вдове Кана в 1942 году!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 20 Июня 2021 г. 00:21ссылка
Простой_читатель, да, с Орджоникидзе, конечно прокол вышел. Там или Молотов, или Малышев должны быть)) А где ссылка на Суворова, что-то не увидел. Только 2 ссылки внизу.
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Июня 2021 г. 16:52ссылка
Ссылка в тексте - "В СССР приехало около 20 тысяч американских инженеров и техников, которые первые несколько лет отвечали за производство, так как подготовленные в СССР специалисты не имели должной квалификации. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках 300 тысяч квалифицированных специалистов." В слове "подготовили".
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку