Премьер все записи автора

«Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». Этой фразой, якобы премьер-министра Великобритании Черчилля, идеологи советского, а потом и русского мира, возвеличивают проведенную Сталиным индустриализацию СССР. Этой фразой и сегодня воспитывают гордость за свою страну у российских граждан.
90 лет назад, 1 июня 1931 года, был заключен контракт между США и СССР об участии американских инженеров в постройке 90 советских металлургических заводов. Это был лишь один из множества примеров того, как руками иностранных специалистов создавалась индустриальная мощь Советского Союза.
Представьте себе огромную страну – более 21 миллиона квадратных километров, более 147 миллионов населения, из которых в городах проживает лишь 18% всех граждан. Страна только-только оправляется от разрухи, последствий гражданской войны. И в феврале 31-го года Сталин провозглашает:
«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!»
Фактически с этих слов начинается индустриализация СССР. Эпоха гигантских строек. Она получила название «Великий перелом». Его считают подвигом советского народа. Народ-победитель, народ-гигант, стахановцы! О них слагали песни, снимали фильмы, им ставили памятники, в их честь называли города и улицы.
Но не всё так просто. Советская пропаганда не говорила полную правду о том, как начиналась индустриализация в СССР.
В середине 1920-х годов советская промышленность лежала в руинах. Хотя от Российской империи большевикам досталось неплохое индустриальное наследство, эти заводы или были заброшены в годы Гражданской войны, или крайне дурно управлялись после того, как собственники и специалисты вынуждены были бежать из страны в годы революции.
В советское время было принято принижать промышленное развитие старой России, хотя по различным оценкам она была третьей или четвертой экономикой мира и очень быстро росла, имея все шансы выйти на второе, а затем первое место.
После революции и Гражданской войны объем производства упал примерно в 10 раз, что было настоящей экономической катастрофой. А учитывая тот факт, что СССР активно готовился к будущей войне, полагая что или мировая буржуазия пойдет в крестовый поход на пролетарское государство, или же Красная армия должна будет принести свободу угнетенным классам Европы и Азии, потребность в мощной экономике становилась вопросом выживания.
В 1927 году на XV съезде ВКП(б) было принято решение создать пятилетний план развития народного хозяйства СССР, что стало началом
политики индустриализации. В апреле 1929 года пятилетка получила одобрение высшего руководства страны и стала прямым руководством к действию для всех отраслей экономики. Сталин поставил задачу: пробежать за 10 лет то расстояние, которое ведущие капстраны преодолели за 50-100 лет. В плане тяжёлого промышленного производства, разумеется, потому что оно напрямую связано с военным потенциалом.
Но масштабным планам препятствовала реальность - в СССР не было капитала на модернизацию экономики, почти полностью отсутствовали инженерные кадры, а система высшего образования, до революции дававшая множество высококвалифицированных специалистов, была полностью уничтожена.
Для преодоления этих задач были приняты два решения - найти капитал за счет сверхэксплуатации сельского населения, а для подготовки инженеров заново запустить систему среднего и высшего образования.
Первую задачу решили с помощью
коллективизации, когда из деревни были выжаты все ресурсы, а крестьянство подверглось новому закрепощению, продержавшемуся до 1960-х годов. Кроме того, на закупки за рубежом была истрачена большая часть золотого запаса СССР, а для покрытия чрезвычайных расходов даже начались широкие продажи шедевров искусства, собранных в России стараниями прежних правителей.
Для решения проблемы кадров в СССР в 1930 году было введено всеобщее начальное образование и начала создаваться система обучения техническим специальностям, стали восстанавливать университеты и институты. В общем, к началу 1930-х годов более-менее нашлись деньги, стали появляться первые советские инженеры.
Однако оставалась последняя нерешенная проблема -
как строить новые заводы? Если минимально годных специалистов для заводов еще можно было подготовить ускоренными темпами, то утрату национальных инженерных и проектировочных школ было так просто не восполнить.
В цеху Сталинградского тракторного завода, 1930 г.
И тут на помощь Советскому Союзу пришла столь ненавистная «мировая буржуазия». Непрерывный бурный рост 1920-х закончился тем, что в 1929 году мировая экономика рухнула. Началась
эпоха Великой депрессии. К этому же времени промышленность Запада, в первую очередь США, достигла выдающегося уровня, включающего массовое внедрение типового проектирования, конвейерное производство, автоматизацию и широкое использование машин и сложных станков.
Это позволяло продавать хоть на край света готовые заводы, которые оставалось лишь собрать и приступить к массовому производству продукции.
Для советского руководства кризис оказался подарком судьбы – крупнейшие иностранные фирмы были готовы выполнять заказы на создание целых предприятий, а квалифицированные специалисты, что еще недавно привередливо выбирали какому из гигантов индустрии подороже продать свой труд, были готовы ехать в Советскую Россию, чтобы участвовать в строительстве и пуске новых предприятий. Нельзя сказать, что услуги достались СССР даром, но то, что цены упали и весьма ощутимо - очевидный факт.
Для закупок и переговоров в США было еще в 1924 году создано
акционерное общество «Амторг», формально коммерческая организация, на деле - замена дипломатической миссии, так как до 1933 года США не признавали СССР и официально не вели с ним никаких дел. Сначала «Амторг» служил прикрытием для советской разведки, но с запуском индустриализации превратился в мощный насос, который выкачивал из Америки знания, кадры и продукцию, отправляя все это в СССР.
Как только начался мировой кризис, «Амторг» немедленно начал публиковать в газетах сообщения о наличии множества вакансий в советской промышленности. Для повышения квалификации «красных инженеров» издавался журнал «Американская техника и промышленность», а сотрудники компании, разумеется, не пренебрегали промышленным шпионажем.
Так, например, с началом Великой депрессии в СССР приехал представитель «Форда» Чарльз Соренсен и, посетив Путиловский завод, с удивлением обнаружил, что на нем фордовские же механики нелегально собирали американские тракторы, выходившие из предприятия под маркой «Красный Путиловец». Увы, воспроизвести все детали Форда работникам не удалось, и качество советских копий было гораздо хуже американских оригиналов.
Но правительство СССР было крайне серьезно настроено на проведение промышленной революции в стране, поэтому в 1928 году группа московских инженеров приехала в Детройт и предложила компании Albert Kahn Associates, Inc. составить проекты производственных зданий и обучить этому советских специалистов за космическую по тем временам сумму - 2 миллиарда долларов (сегодня это было бы около 250 миллиардов). Для Альберта Кана, фактически отца детройтской промышленности, это был крупнейший контракт и он, конечно же, согласился.
И вот в 1928 году в Москву приехал
Альберт Кан - гениальный проектировщик заводов «Форда», глава и владелец крупнейшей в мире проектной компании, которая могла разработать документацию для завода любого масштаба, а затем обеспечить весь цикл производства и возведения. Именно этот американец немецкого происхождения может считаться автором советской индустриализации.
Альберт Кан, человек спроектировавший индустриализацию в СССР.
Фактический филиал компании Альберта Кана в Москве для секретности носил название - «Госпроектстрой». Возглавил его сотрудник компании Кана - Джордж Скримджер. В нем работали 25 американских и 2,5 тыс. советских инженеров, изучавшие западный опыт проектирования и строительства крупных промышленных объектов. По плану А.Кана была разработана программа строительства промышленных объектов в СССР в первую пятилетку (1928-1932).
Еще одна проектная компания - Demag, уже немецкая - также располагала офисом в Москве, скрывавшемся под названием
«Центральное бюро тяжелого машиностроения». Поразительный факт - последний блюминг Demag на Магнитогорском металлургическом комбинате разобрали лишь в 2005 году.
Большая часть построенных в годы индустриализации предприятий - это детища Кана, специалисты которого создали подробнейшую документацию для таких гигантов советской индустрии, как тракторные заводы в Сталинграде, Харькове, Челябинске, литейные заводы в Днепропетровске, Магнитогорске, Сормово.
Все заводское оборудование производилось в США, а затем на пароходах отправлялось в СССР, где под контролем людей Кана в построенных заранее стенах завод «собирался» и запускалось производство. Фирма Кана спроектировала и наладила почти 600 предприятий, а всего с помощью иностранных компаний в СССР было построено
полторы тысячи заводов и фабрик.
СТЗ
Примерно так выглядит работа проектировщиков в 1930 году
Проектирование
Сталинградского тракторного завода было заказано Армторгом Альберту Кану в 1928 году. Завод был спроектирован в кратчайшие сроки, сооружен в США, затем раобран, перевезён в СССР на 100 грузовых кораблях и за 6 месяцев собран под наблюдением американских инженеров во главе с руководителем строительства Джоном Найтом Калдером.
Американцы прекрасно понимали, что СТЗ имеет двойное назначение и относится к военным объектам. По этой причине сделка особо не афишировалось, Кан хотел сохранить конфиденциальность своего участия в проекте. Однако, перспективы сотрудничества в условиях экономического спада в США подталкивали компанию Кана к дальнейшей работе, ведь СССР платил исправно. И следующим крупным заказом стало строительство Челябинского тракторного завода.
ЧТЗ
Американцы на советском производстве.
29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Место для этого было идеальным. Копейск должен был обеспечивать завод дешевым топливом, ЧГРЭС - необходимой энергией, а сооружавшийся невиданными темпами Магнитогорский металлургический комбинат - чугуном и коксом. В ноябре 1929 года приказом ВСНХ СССР утвердили, что будущий Челябинский Тракторный Завод должен стать первым в стране заводом по крупносерийному выпуску гусеничных тракторов.
Производственная мощность предприятия была определена в 40 тысяч машин в год. По объемам выпуска ЧТЗ должен был в полтора раза превосходить строившиеся Сталинградский и Харьковский тракторные заводы вместе взятые. Само собой, самостоятельно спроектировать столь грандиозное предприятия СССР не мог, поэтому обратился за помощью все к тому же Кану.
В Детройте было организовано проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», в котором 40 советских и 12 американских специалистов совместно работали над генеральным планом ЧТЗ. 7 июня 1930 года составление генерального плана Челябинского тракторного завода было завершено. А уже 10 августа 1930 года в торжественной обстановке заложили литейный, кузнечный и механосборочный цеха.
В оснащении Челябинского Тракторного Завода оборудованием принимали участие 307 фирм из Германии, США, Франции и Англии. Само собой, советские предприятия не оставались в стороне. На строительство ЧТЗ ушло всего три года и 1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск "Челябинского тракторного завода имени Сталина" - крупнейшего проекта в СССР.
ХТЗ
Харьковский тракторный завод, еще одно детище Госпроектстроя.
К строительству Харьковского тракторного завода правительство СССР подходило уже с некоторым наработанным опытом, в первую очередь - СТЗ. Изначально планировалось, что новое предприятие будет копией Сталинградского. Однако, главный инженер строительства
Леон Эвис Сваджиян (американец армянского происхождения, но до эмиграции жил в Турции, а не в России) столкнулся с рядом трудностей, в частности с поставкой стали, поэтому проект пришлось перелопачивать и использовать железобетон.
Для адаптации СТЗ в Харьков было направлено около сотни специалистов Госпроектстроя, работу которых курировал
Мориц Кан (брат Альберта Кана). Проектировщикам удалось решить проблему с поставками необходимых инструментов - их просто производили на месте (первым был возведен именно инструментальный цех). Таким образом, завод как бы строил сам себя.
Это был существенный вызов не только для советских строителей, но и для американцев. Нельзя было, как они привыкли, просто взять и заказать по каталогам все необходимое и спокойно дожидаться поставки в срок. То, что могло быть изготовлено на месте, следовало изготовить самостоятельно. В итоге, преодолев все препятствия, завод был открыт 31 сентября 1931 года, менее чем через два года, после начала строительства.
ГАЗ и Москвич
Первый центр автомобильной промышленности СССР - Горьковский автозавод.
Среди заводов и предприятий, спроектированных компанией Альберта Кана - Горьковский автомобильный завод. 31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Выбор проектировщика был очевиден, так как Кан, фактически, и построил заводы Форда в США.
На время строительства ГАЗа (1929-1932 годы) ВСНХ приняло решение построить завод по «отверточной» сборке Фордов. Этим предприятием стал Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи (КИМ) - фактически филиал ГАЗа. Его возвели по проекту Альберта Кана. Самостоятельным предприятие станет в 1939 году, а в 1945 году сменит название на «Московский завод малолитражных автомобилей». Привычным АЗЛК Москвич станет в 1968 году.
Список предприятий, которые были созданы компанией Альберта Кана огромен. Тракторные (то есть танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском (с 1936 г. Днепродзержинск), Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; Ленинградский алюминиевый завод; Уральская асбестовую фабрику и многие другие.
Логичен вопрос... Если Альберт Кан и его брат сделали так много для советской индустриализации, то почему Albert Kahn Associates, Inc. не фигурирует в учебниках истории? Ответ прост - деньги.
Промышленные районы, созданные в период индустриализации по проектам компании Альберта Кана.
Те 2 миллиарда долларов, которые были выделены компании Альберта Кана на проведение индустриализации в СССР, страна зарабатывала продажей хлеба. Сталин писал Молотову в августе 1930 года: «Микоян сообщает, что заготовки растут и каждый день вывозим хлеба 1 - 1,5 миллиона пудов. Я думаю, что этого мало. Надо поднять теперь же [норму] ежедневного вывоза до 3 - 4 млн. пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных заводов... Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба».
И вывоз форсировали. В 1930 году СССР поставил за границу 4,8 миллиона тонн зерна, а в 1931 уже 5,2 миллиона. При этом, сборы урожая сокращались, а потребности страны росли. Руководство СССР стало понимать, что индустриализация обходится слишком дорого.
Вопреки распространенному у наших соседей мнению, голод 32-33 годов в СССР не был целенаправленной политикой, а явился результатом просчетов и ошибок руководства страны в процессе коллективизации.
В августе 1931 года Сталин писал Кагановичу: «Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку. Предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы.
Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, ЛМО и Автостроя».
Лазарь Каганович, спустя некоторое время пишет ответное письмо:
«Выяснилось, что 80-90% заказов для Челябстроя можно разместить в Англии». С этого момента СССР начинает переориентироваться на Европу и истекший контракт с американцами не продлевают. Попытка Альберта Кана лично добиться продолжения сотрудничества успеха в Москве не имела, и сотрудники фирмы покинули Москву.
Объекты, спроектированные Каном, продолжали строиться и представляли собой значительную часть планов второй и третьей пятилеток. Но первую скрипку в сотрудничестве с СССР стали играть не американские, а европейские, в первую очередь немецкие, фирмы. В 1935 году на советских промышленных предприятиях работали 1719 немцев, 871 австрийцев и только 308 американцев.
О лицензиях и клонах
В СССР приехало около
20 тысяч американских инженеров и техников, которые первые несколько лет отвечали за производство, так как подготовленные в СССР специалисты не имели должной квалификации. За эти 10 лет американские профессора
подготовили на рабфаках 300 тысяч квалифицированных специалистов.
Госпроектсрой только с 1929 по 1932 годы спроектировал и организовал строительство 571 объекта. Не случайно среди получателей советских наград за достижения в индустриализации мы найдем немало английских и немецких фамилий, в частности, уже упоминавшегося Купера и его коллег.
Среди первых результатов работы новой индустрии оказалось множество лицензионных (а также не очень законных) копий иностранных образцов, причем часто довольно устаревших, на которые было не жалко средств. ГАЗ-АА 1932 года - это на самом деле «Форд АА» 1926 года, а более современный ГАЗ-М1 1936 года - копия «Форда-40А» 1934 года. Представительский автомобиль ЗИС-101, на котором с 1936 по конец 1940-х годов ездила вся советская элита, являлся полной копией «Бьюика» 1932 года.
Днепрогэс - это работа американской фирмы Cooper Engineering Company совместно с немецким «Сименсом», главным инженером там был Хью Купер, а оборудование поставила компания General Electric. Современный московский
АЗЛК - точная копия фордовского типового завода из города Диборн.
Магнитка - клон металлургического комбината в городе Гэри, штат Индиана.
От стремления воспроизводить достижения иностранного автопрома советская промышленность не избавилась до самого конца своего существования. Гусеничный трактор «Сталинец-60», выпускавшийся в Челябинске с 1933 года - это копия американского Caterpillar-60 1925 года. Комбайн «Коммунар», производимый в Запорожье с 1930 года, был клоном катерпилларовского комбайна 1928 года. Пермский авиамоторный завод делал копии американского мотора «Циклон».
О жизни иностранных спецов в СССР
В августе 1930 года сотрудник ЦК ВКП(б) А. Шумский докладывал, что в советской промышленности заняты более 2000 иностранных рабочих и к концу 1930 года их число должно еще более возрасти, так как ожидается приезд еще 3500 человек.
По данным ЦК, в 1932 году число иностранных специалистов - от инженеров до квалифицированных рабочих – достигло фантастической цифры 20 тыс. человек, более половины которых приехали из Германии. По условиям контракта специалисты получали неплохое жалованье, обеспечивались хорошим жильем (на фоне бараков, что строились для советских рабочих) и снабжались качественной провизией.
Для иностранцев строились особые поселки, куда не было хода простым советским гражданам, они ходили отдыхать в закрытые клубы, слушали недоступную в СССР музыку и смотрели все новинки американского кинематографа, которые в Советском Союзе показывали лишь в личном кинотеатре Сталина.
Главной задачей властей было не допустить падения уровня жизни специалиста при переезде его в СССР. К сожалению для приезжих, частенько заявленные условия контрактов нарушались - и иностранцы на своей шкуре знакомились с повседневной жизнью простого советского человека.
В 1932 году на заводе «Электросталь» даже случилась небольшая забастовка иностранцев, которые отказались мыться в общей бане и требовали обеспечить привычные в США личные ванные. Это вело к скандалам, жалобам и расторжению договоров.
При этом частенько складывалась очень неудобная ситуация - из-за ошибок в организации труда, простоев при запуске производства, несогласованности действия ведомств иностранцы могли месяцами сидеть без дела, получая деньги и возмущаясь бесхозяйственностью.
Эта проблема не только зафиксирована в отчетах по партийной линии, но и нашла отражение в советской литературе тридцатых годов. Вот как описывали страдания немецкого спеца писатели Ильф и Петров. Действие происходит в 1930-1931 годах:
Инженер Генрих-Мария Заузе подписал контракт на год работы в СССР, или, как определял сам Генрих, любивший точность, в концерне ГЕРКУЛЕС. … В течение недели инженер Заузе, руководимый любезным Адольфом Николаевичем, успел осмотреть три музея, побывать на балете «Спящая красавица» и просидеть часов десять на торжественном заседании, устроенном в его честь. После заседания состоялась неофициальная часть, во время которой избранные геркулесовцы очень веселились, потрясали лафитничками, севастопольскими стопками и, обращаясь к Заузе, кричали «пейдодна».
«Дорогая Тили! – писал инженер своей невесте в Аахен. – Вот уже десять дней я живу в Черноморске, но к работе в концерне ГЕРКУЛЕС еще не приступил. Боюсь, что эти дни у меня вычтут из договорных сумм». Однако пятнадцатого числа артельщик-плательщик вручил Заузе полумесячное жалование. … После этого Заузе писал письма своей невесте: «Милая крошка! Я живу странной и необыкновенной жизнью. Я ровно ничего не делаю, но получаю деньги пунктуально, в договорные сроки. Всё это меня удивляет. Расскажи об этом нашему другу, доктору Бернгарду Гернгроссу. Это покажется ему интересным».
К середине 1930-х годов в СССР уже успели накопить некоторый опыт по организации производства и поэтому дорогих иностранных специалистов стали выдавливать на родину. Стали урезать зарплату, отменили спецснабжение через систему закрытых распределителей, требовали принять советское гражданство.
В итоге большая часть иностранных спецов к 1938 году вернулась на родину, благо и в США, и в Европе уже преодолели последствия Великой депрессии и там появилось множество новых вакансий.
***
Альберт Кан скончался в 1942 году. Его заслуги перед СССР не были признаны. Единственное письмо с соболезнованиями было отправлено архитектором-конструктивистом Виктором Весниным, человеком, который курировал советскую деятельность фирмы Альберта Кана.
Один из выдающихся советских архитекторов Виктор Веснин. Ему хватило смелости написать вдове Кана. Ни нарком Молотов, ни Сталин не выразили соболезнования.
*****
Слово «индустриализация» намертво прикипело к периоду сталинских преобразований в СССР в начале 30-х годов. При этом ни у кого не вызывает особых сомнений, что сделано это было благодаря мудрой политике компартии и лично товарища Сталина.
Но победа во второй мировой войне вряд ли была возможна, если бы в феврале 1930 г. в Детройте без всякой публичности не был подписан договор между американским архитектором Альбертом Каном и президентом Амторга Саулом Броном. Не сторгуйся Кан со Сталиным в 1929 году и не спроектируй он вождю крупнейшие в мире танковые заводы, то, может, и не хватило бы у Сталина решимости заключить в 1939 г. пакт с Гитлером, чтобы совместно начать мировую войну за передел мира.
Да, то, что американцы, немцы, итальянцы и прочие западные «друзья» нам помогали, хорошо известно, вот только роль их несколько недооценена. Фактически все, что было построено в СССР в те годы в рамках индустриализации, это работа американцев, при этом некоторые из них могли смело говорить - «советская индустриализации, это наша работа».
link1, link2