-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Detskoe_Kino

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

детское кино алиса мальвина красная шапочка петров

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.05.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 87


История создания фильма "Тимур и его команда"(1938год)

Понедельник, 24 Марта 2008 г. 09:39 + в цитатник
Reet все записи автора с сайта www.peoples.ru


В 1938 ГОДУ УЧИТЕЛЬ В. ПОТАШОВ принес на студию "Союздетфильм" свои заметки о школьной жизни. Сценарий поручили написать А. Гайдару. Так родился фильм "Личное дело" - история о мальчике, укравшем микроскоп.

Гайдару понравился режиссер А. Разумный, понравились дети - исполнители главных ролей. Аркадий Петрович решил написать сценарий в расчете на тех же ребят. Фильм "Тимур и его команда" стал настоящей кинолегендой.

Катю Деревщикову на роль Жени утвердили без кинопроб - сценарий был написан с учетом характера юной кинозвезды. А Тимура искали всю зиму (сыграл его тихий скромный Ливий Щипачев, ставший впоследствии известным художником).


Фильм снимали на Волге, в лагере для испанских детей, которых тоже привлекали к съемкам в массовых сценах. Жили лагерной жизнью. Председателем совета отряда была Катя Деревщикова.

Картина имела грандиозный успех. Кате приходило по полсотни писем в день. Ребята делились впечатлениями, спрашивали, как им в их собственном дворе организовать "тимуровскую команду"... Она вместе с мальчишками, снимавшимися в "Тимуре и его команде", без конца выступала по кинотеатрам. Однажды в Театре эстрады толпа так разгорячилась, что Катю чуть не покалечили, оторвали от пальто все пуговицы. Пришлось двум милиционерам провожать Катю до Покровского бульвара, где она жила.

В 1943 г. Катя экстерном закончила 9-й и 10-й классы, и ее в 15 лет без экзаменов приняли во ВГИК. Но сама о себе она говорила: "Я была такая популярная девочка и очень бестолковая". На втором курсе Деревщикову стали пробовать на роль Кати в фильме "Каменный цветок". Девушка только что переболела тифом. Посмотрел на нее режиссер Птушко и говорит: "Не подходит. Она же безволосая!"

Прошло полгода. На роль Кати перепробовали массу артисток - и красавиц, и звезд. А у Деревщиковой снова стали расти замечательные волосы. Ее вызвали на пробу и... тут же утвердили. Деревщикова потом утверждала, что помог ей справиться с ролью Бажов. Они подолгу беседовали о его сказах, об Урале, о литературе, о кино. Актриса уловила особенности уральского говора - и роль получилась. Катю и Владимира Дружникова представили к Сталинской премии, но Тамара Макарова, которой не оказалось в списках награжденных, сказала: "Они еще молодые, успеют".

Деревщикова так и не успела.

ОНА УЕХАЛА В КИЕВ - сниматься на киностудии имени А. Довженко в картине "Центр нападения". Там вышла замуж и стала работать в Театре им. Леси Украинки. За 10 лет Екатерина Александровна переиграла множество ролей в самых разных пьесах - и у классиков, и у современных драматургов. Ее партнерами были Олег Борисов, Павел Луспекаев... Через 10 лет овдовевшая актриса вернулась в Москву к родителям. В столичных драмтеатрах вакансий не было. И тут известный критик Борис Поюровский сказал Деревщиковой, что Образцов ищет артистку. Она пришла в ужас: "Ну что это я пойду в кукольный театр?! Я там даже ни разу не была! Я не знаю, люблю ли я кукольный театр". Но Поюровский настаивал: "Да какая тебе разница? Ты уже наигралась в кино, наигралась в театре. Пойдешь в театр Образцова - будешь играть живые роли, кататься по заграницам, а стареть будешь за ширмой - тебя видно не будет. Так что, в общем, дело хорошее".

Когда Деревщикова пришла в театр, главный кукольник страны сказал просто: "Я вас беру". Первой ролью в театре стала журналистка в спектакле "И-го-го", повторившая "подвиг" Пандоры, то есть выпустившая на свет божий нечистую силу. И потом весь спектакль журналистка вместе с профессором ловили эту нечисть. 10 лет ловили, пока не надоело. Тогда Деревщикова попросила Образцова снять ее с роли. Сергей Владимирович очень удивился: "Я такое первый раз слышу. Все артистки просят назначить на роль, а вы просите, чтобы вас сняли с роли!"

С тех пор Екатерина Александровна играет только за ширмой. Первая кукла, которую актриса взяла в руки, - царевна Будур в "Волшебной лампе Аладдина", потом были Элен Лей ("Под шорох твоих ресниц"), всякие звери: собачки, мышки и т.д. Лучшей ролью у Деревщиковой стал озорник Буратино. Коллеги-кукольники любят, когда эту роль играет Екатерина Александровна. Такая партнерша невольно заражает всех весельем, оптимизмом, куражом. Потому что в свои зрелые годы (в прошлом году в театре отметили ее юбилей) и скачет, и поет, и разговаривает "гадким", "деревянным" голосом Буратино. Маленькая худенькая женщина до сих пор сохранила замашки Жени из "Тимура и его команды". Остались в ней детская непосредственность, ершистость, озорство.

Заслуженная артистка России Екатерина Александровна Деревщикова снова и снова встает за ширму с куклой, играя порой по 25 спектаклей в месяц на радость мальчишкам и девчонкам. Настоящие звезды не меркнут и за ширмой...

Reet   обратиться по имени Понедельник, 24 Марта 2008 г. 09:54 (ссылка)
ВСТРЕЧА С МЕЧТОЙ

Много лет прошло со дня выхода повести "Тимур и его команда", ставшей одной из любимых книг многих поколений нашей молодежи. И не только книга Аркадия Гайдара завоевала сердца ребят. С огромным успехом прошел по экранам фильм "Тимур и его команда", поставленный по сценарию самого Гайдара режиссером Александром Разумным на киностудии "Союздетфильм" в 1940 году.

Эта картина и в наше время остается очень популярной у мальчишек и девчонок...

Образ Тимура стал собирательным, воплотившим в себе лучшие черты юного поколения Страны Советов. В кино роль Тимура исполнил Ливий Щипачев.

Сыну недавно скончавшегося известного советского поэта Степана Щипачева было тогда тринадцать лет. Кем же стал наш экранный Тимур сегодня?

Я вхожу в просторную мастерскую художника. Свободно падающий из широких окон свет помогает лучше рассмотреть многочисленные полотна. И хотя хозяин мастерской оказался совсем не пионерского возраста, я почему-то сразу понял: это и есть Тимур! Может быть, я узнал его по легкой, молодой походке. А скорее всего по веселому и задорному выражению глаз. Но ведь иначе и быть не могло. Разве мог измениться Тимур?

- В кино я попал неожиданно, - рассказывает Ливий Степанович. - С детства мечтал стать художником, учился в художественной школе. Но случилось так, что попал на кинопробы одного маленького учебного фильма, и в архиве киностудии сохранились мои фотографии. Их и увидел А.Разумный. Кандидатов было много, и, показавшись режиссеру, я спокойно уехал на дачу рисовать заданные в школе этюды. Дело было летом. А через месяц меня срочно вызвали под Куйбышев на съемки. Все, оказывается, были в сборе. Не хватало только Тимура. Многое на съемочной площадке казалось странным и даже пугающим. Здесь нужно отдать должное нашим старшим товарищам - они сделали все, чтобы ребята чувствовали себя свободно.

Съемки шли рядом с летним лагерем испанских детей. Нужно ли говорить, кем были для нас тогда испанские дети! Они участвовали в массовках, мы проводили совместные пионерские линейки. Со многими из них меня на долгие годы связала крепкая дружба. С большой теплотой вспоминаю встречи с Долорес Ибаррури.

Немало забавного и даже опасного было во время работы. По ходу фильма мне приходилось ездить на мотоцикле. Сначала управлять им я, конечно, не умел. Однако, едва научившись, решил попробовать свои силы. Я чувствовал себя таким же храбрым, как и мой герой. Разогнавшись на мощной, тяжелой машине, я пришел в восторг от ощущения скорости. Но все едва не кончилось трагически: я вдруг увидел, что еду прямо на встречный грузовик с красноармейцами, а остановиться или свернуть уже не мог. Те успели повернуть лишь в самый последний момент...

Очень запомнились мне забота, чуткое отношение к маленьким актерам. Помню, никак не удавался один эпизод. Короткую сцену мы снимали во много раз дольше, чем это требовалось. Было стыдно до слез. Мы с режиссером промучились целый день. А вечером, на линейке, он объявил мне перед строем благодарность... за мужество.

Как сейчас, помню первый просмотр фильма. Пришла вся наша художественная школа. И сейчас многие известные художники, академики вспоминают, как в детстве были первыми зрителями "Тимура и его команды". Должен сказать, что Тимур был настолько в духе того времени, что меня никто не воспринимал как киногероя. Для всех своих сверстников я был настоящим Тимуром. Тут сомнений никаких не возникало. Конечно, я очень гордился этим.

Тогда появилось много Тимуров, собравших вокруг себя ребят, они часто приходили ко мне. Было очень приятно сознавать, что работа была проделана не зря.

Встречи с тем временем порой бывают самые неожиданные: недавно встретил одного уважаемого искусствоведа, он показывает мне шрам на лбу и говорит: "Это из-за тебя. Играли в Тимура - поленья друг другу перекидывали. Все, как в фильме, старались сделать"...

...Художник Ливий Щипачев работает много и плодотворно. Его картины выставляются на республиканских, всесоюзных, международных выставках. Большое место занимает в его творчестве образ человека, вышедшего из народа, навеянный стихотворениями отца. Мастера, по его словам, волнует тема деревни, тема красоты и таланта простого труженика.

- Работа над образом Тимура оказала огромное влияние на мою судьбу, - сказал, завершая беседу, Ливий Степанович. - Неважно, что я не стал профессиональным киноактером. Не в этом главное. Тогда мне, тринадцатилетнему мальчишке, эта работа казалась прикосновением к чему-то возвышенному и прекрасному. Теперь, став взрослым, я понимаю: тогда состоялась встреча с мечтой. Такие встречи не забываются. И, конечно, в работе, в жизни я всегда стремился походить на своего героя.


М.БАРУЛИН

("Советский экран". 1980. N 4)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку