BIGBAND (Дворик_философа) все записи автора
Работая дизайнером, я должен создавать нечто "красивое", чтобы выгодно продать это людям, на которых оно произведёт впечатление.
В большинстве случаев я полагаюсь на свою интуицию, которую в таком контексте часто обзывают Художественным Даром, Талантом, и пр.
Но чтобы четко понимать с чем приходится работать - настало время в этом всем разобраться.
Многие словарики печатают такие ляпсусы, вроде "Красота - это Свойство Объекта, которое отражается в человеке... и т.д."
Более хитрые - определяют красоту, как ТО "что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение".
Итак - красота - это наше чувство, удовольствие, рябь на нервных окончаниях мозга - следствие того, что мы восприняли конкретную информацию, например увидели в популярном журнале созданный мною интерьер. :) (оговорюсь сразу, что речь идет о ВИЗУАЛЬНОЙ красоте, - красота мысли, поэзии, музыки и.т.д - это совсем другая тема). Итак - вопрос: по каким критериям мы определяем что ЭТО красиво а ТО не очень? Т.е что заставило наше тело ощущать наслаждение от такого видеоряда, как цветок тюльпана , мост "Золотые ворота", автомобиль "Тойота", северное сияние, Анна Курникова, гепард или парк Гуель в Барселоне? Довольно-таки разные вещи, чтоб подогнать их под одну формулу.
1. Начнем с природы. Биосфера - это естественная среда обитания всего живого. Не удивительно, что с эволюцией этот антураж стал приносить удовольствие всем тем, кто имеет два глаза и немного памяти. Мы любуемся деревьями, закатами, пейзажами, горами, звездами, снегом.. Назовите мне хоть что-нибудь природное, что не радовало бы глаз! Вероятно это самое древнее чувство красоты, так как передается и крепнет в нашем ДНК-коде уже миллионы лет. Психологи рассказывают нам о "значении" каждого цвета. Красный - гарячий, тревожный; желтый - теплота, активность; зеленый - умиротворение, спокойствие; синий - бесконечность... Достаточно вспомнить основные природные носители этих цветов и станет очевидно их влияние на наше настроение: кровь, мясо; солнечный свет; листва, растительность; небо, море. Итак мы определили один корневой источник нашего прекрасного чувства это -
Природа, ее формы и цвета.
2. Не менее часто, чем лесопарковыми пейзажами, мы любуемся представителями нашего биологического вида. Человек - это, кончно, тоже природное явление, но те чувства которые мы испытываем к противоположному полу (причем, заметьте - в определенный возрастной период) - имеют совсем иную причину, чем вековое привыкание к экстерьеру. У скольких мужчин, пожирающих глазами очередную гламурную барышню, в самом соку напечатанную в популярном журнале, проносится в голове: "какое совершенство!", "вот же ж - красавица!", "вот бы я ее.." Стоп! Причина налицо. Сексуальное влечение. Удовольствие от внешнего вида наиболее "подходящего" тебе партнера. Эрогенные зоны. Неужели магнитизирующая нас мужчин форма груди или бедра не формирует у нас понятие красоты того, что похоже на эти формы? Художники во все времена интуитивно пытались выйти на эти "чистые" источники прекрасного, и оттачивали свою искуссность, рисуя пейзажи и обнаженную натуру.
Наше тело, причем в наиболее привлекательной для сексуального влечения форме - есть второй источник нашего чувства красоты.
3. Уверен, что первые два пункта относятся не только к человеку, но и ко многим животным. Но именно то, что отличает людей от них - разум - позволяет получать удовольствие от совершенно ИНЫХ форм, которых в природе, по сути, не существует. Геометрические формы. Параллельность и перпендикулярность. Четкий ритм и Симметрия. Среднее Арифметическое. Золотое Сечение, как базовая формула для композиции. Нам нравятся арочные акведуки, Флеш-дизайн интернет-сайтов, Парфенон, Зеркальные небоскребы, ровное как линейка - шоссе, геометрический орнамент на паркете, Эйфелева башня, шрифт Arial Black. Нас раздражают косо положенная плитка, разные колеса у машины, выбивающееся из общего ритма новое окно на фасаде дома, ассиметрично повешенное бра в нише на стене. Все это диссонансы, которые не терпит наше чувство красоты, основанное на
Логике!
Многие знают, что любой цвет в палитре можно создать из трех базовых. Например в популярной системе RGB - параметрами красного, зеленого и синего можно задать светло оранжевый или темно-фиолетовый. Такой же принцип происходит у нас в голове при оценке любой визуальной информации. Мы оцениваем цвета и формы соотнося их к трем перечисленным источникам наслаждения. Так в ажурной ветвистой кованой ограде - мы узнаём что-то растительное и в то же время оцениваем четкий ритм узора. Современные флаконы для косметики и кремов, поражают исключительной бионикой формы, то же относится и ко многим компьютерным мышам. В дизайне автомобилей превалирует то геометризм форм, то какая-то "животная" аеродинамика тела. Есть предметы дизайна и архитектуры, созданные с упором только на один вектор красоты. Сравните неровные, без единого прямого угла, с обильным растительным орнаментом, дома каталонца Гауди (1), пышно-пошлые округленные с писающими амурчиками строения в стиле "рококо" (2), и современный стеклянно-аллюминиевый офисный центр (3). Все это для нас очень красиво, но корни каждой красоты естесственно разные.
Поэтому выбор ключевого вектора при создании предметов дизайна имеет большое значение. Так можно более тонко моделировать окружение рассчитанное на конкретную функцию. Для эффективной работы мозга - красота основанная на логике, для отдыха - "природа", для эмоционально-сексуальной встряски - бионика.
BIGBAND