-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46232
Написано: 55618


Шуберт. «Прекрасная мельничиха»

Понедельник, 09 Июня 2014 г. 09:53 + в цитатник
Xileen все записи автора

Шуберт. «Прекрасная мельничиха»

Die schöne Müllerin, Op. 25, D. 795

Вокальный цикл12092704 (700x595, 149Kb)

(1823) — своего рода «роман в песнях», охваченный единой фабулой. Молодой человек, полный сил и надежд, отправляется навстречу счастью. Весенняя природа, бодро журчащий ручеек — все создает жизнерадостное настроение. Уверенность вскоре сменяется романтическим вопросом, томлением неизвестности: Куда? Но вот ручей приводит юношу к мельнице. Любовь к дочери мельника, ее счастливые мгновения сменяются тревогой, терзаниями ревности и горечью измены. В ласково журчащих, убаюкивающих струях ручья герой находит покой и утешение.


История создания

1820-е годы — пора расцвета творчества Шуберта. Уже написаны сотни песен, которые постепенно начинают завоевьтать признание у любителей музыки, исполняются на домашних вечерах. В последние 5 лет своей короткой жизни композитор создает новый крупный романтический жанр — вокальный цикл, состоящий из 20 и более миниатюр. Таких циклов у Шуберта два, и оба написаны на тексты Мюллера.

Вильгельм Мюллер (1794—1827) — современный Шуберту немецкий поэт-романтик, проживший почти столь же короткую жизнь. Сын ремесленника, он учился в Берлинском университете, но, увлеченный общим патриотическим порывом, в 19 лет вступил добровольцем в армию, чтобы сражаться с Наполеоном. Вернувшись после изгнания французов в университет, Мюллер, подобно Шуберту, стал участником кружка молодежи, включавшего поэтов и ученых. Они восхищались народной песней, обсуждали новинки поэзии и нередко устраивали литературные игры. В конце 1816 года это была игра «Роза, мельничиха», где руки прекрасной мельничихи добивались подмастерье мельника, охотник, садовник, рыбак; она вначале отвечала на любовь мельника, а затем отдала предпочтение охотнику. Каждый из членов кружка писал стихи от лица своего героя. Мюллер, в соответствии с фамилией, играл роль мельника. Зимой 1816—1817 годов он написал 8 стихотворений и сделал наброски еще нескольких. Его стихи были признаны в кружке лучшими, учитель юного Мендельсона композитор Людвиг Бергер положил 5 из них на музыку. Все это побудило Мюллера отделить свои стихи от чужих, дополнить их новыми и в 1818 году опубликовать цикл из 16 стихотворений под названием «Прекрасная мельничиха». Готовя к изданию сборник «Стихотворений из бумаг, оставленных странствующим валторнистом», поэт в 1820 году расширил цикл до 25 стихотворений, включавших пролог и эпилог. Две части сборника (77 стихотворений) были изданы в 1821 и 1824 годах с посвящением Веберу — «мастеру немецкой песни, в знак дружбы и восхищения».


1.В путь



Стихи Мюллера написаны в фольклорном духе, образцом для них послужил знаменитый сборник народных текстов «Чудесный рог мальчика», составленный известными немецкими поэтами-романтиками Ахимом Арнимом и Клеменсом Брентано. Народность поэзии Мюллера высоко ценил Гейне. Стихи Мюллера очень музыкальны. «Я не умею ни играть, ни петь, — писал поэт, — но когда я сочиняю стихи, я тем не менее и пою и играю. Если бы я умел выразить те напевы, что звучат во мне, мои стихи нравились бы больше, чем нравятся теперь... Может быть, и найдется сочувствующая душа, которая обнаружит напевы, скрытые в словах, и возвратит их мне».

Такой сочувствующей душой оказался Шуберт, познакомившийся со стихами Мюллера случайно. По не вполне достоверным воспоминаниям приятеля, композитор как-то зашел к нему и, ожидая, когда хозяин освободится, принялся в одиночестве листать первую попавшуюся книгу. Стихи сразу же так захватили его, что Шуберт сунул книгу в карман и поспешил домой, где немедленно принялся за сочинение. Лишь через несколько дней композитор признался в совершенной краже. Шуберт включил в свой цикл 20 стихотворений Мюллера и работал над ним в Вене, предположительно, летом 1823 года, завершив в начале следующего. Летом 1824-го он поехал в Желиз, венгерское имение графа Эстергази фон Таланта, вновь, как и 6 лет назад, пригласившего его в качестве домашнего учителя. Здесь Шуберт познакомился с близким другом семьи Эстергази, 25-летним тенором-любителем бароном Карлом фон Шёнштайном, которому аккомпанировал в домашних концертах. Ярый приверженец итальянской оперы, Шёнштайн, однако, увлекся песнями Шуберта и впоследствии стал одним из лучших исполнителей его музыки. Особенно нравилась Шёнштайну «Прекрасная мельничиха», которая и была посвящена ему. Хотя первое публичное исполнение цикла состоялось в Вене лишь 32 года спустя после создания, песни из него сразу вошли в репертуар любительского музицирования. Этому способствовало венское издание, осуществленное непосредственно после сочинения, в 3 тетрадях на протяжении февраля—августа 1824 года.


Музыка

19.Мельник и ручей



«Прекрасная мельничиха» — первый романтический вокальный цикл. Это своеобразный роман в новеллах: каждая песня самостоятельна, но включена в общую линию развития сюжета, имеющего экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой, чаще всего куплетной форме. Фортепианное сопровождение нередко рисует картины романтически одушевленной природы: наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья.

Первые песни по-юношески радостны и беззаботны, полны весенних упований и нерастраченных сил. №1, «В путь» («В движенье мельник жизнь ведет») — одна из самых известных песен Шуберта, настоящий гимн странствиям. Та же ничем не омраченная радость, предвкушение приключений воплощены в №2, «Куда?». Другие оттенки светлых чувств запечатлены в №7, «Нетерпение»: стремительная, словно задыхающаяся мелодия с большими скачками рисует радостную уверенность в вечной любви. В №14, «Охотник», наступает перелом: в ритме скачки, мелодических оборотах, напоминающих звуки охотничьих рогов, таится тревога. Полон отчаяния №15, «Ревность и гордость»; буря чувств, душевное смятение героя находят отражение в столь же бурном журчании ручья. Образ ручья вновь возникает в №19, «Мельник и ручей». Это сцена-диалог, где печальной минорной мелодии героя противостоит ее мажорный вариант — утешения ручья; в конце, в противоборстве мажора и минора, утверждается мажор, предвосхищающий окончательный вывод цикла — №20, «Колыбельная ручья». Она образует арку с №1: если там герой, полный радостных надежд, отправлялся в путь вслед за ручьем, то теперь, пройдя скорбный путь, он находит покой на дне ручья. Бесконечно повторяющаяся краткая попевка создает настроение отрешенности, растворения в природе, вечного забвения всех горестей.


"Прекрасная мельничиха". Весь цикл

Исполняют Эдуард Хиль (вокал), Семён Скигин (фортепиано)




Dietrich Fischer Dieskau & Andras Schiff - Schubert "Die schöne Müllerin"



Источник

Рубрики:  Вокальное искусство
Метки:  

Процитировано 15 раз
Понравилось: 10 пользователям

Людмила_Констанденко   обратиться по имени Понедельник, 09 Июня 2014 г. 10:12 (ссылка)
.
1050389 (450x450, 125Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Вика-Витаминка   обратиться по имени Понедельник, 09 Июня 2014 г. 11:13 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Эмблема_любви   обратиться по имени Понедельник, 09 Июня 2014 г. 12:10 (ссылка)
Прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Понедельник, 09 Июня 2014 г. 14:37 (ссылка)
Такая прекрасная музыка! Большое спасибо Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
дедушка-разбойник   обратиться по имени Понедельник, 09 Июня 2014 г. 18:34 (ссылка)
Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
танялев   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 00:38 (ссылка)
СПАСИБО за прекрасный пост!!! Цитирую с благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 08:10 (ссылка)
Спасибо за чудесный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Xileen   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 23:46 (ссылка)

Ответ на комментарий nomad1962

nomad1962, большое спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Xileen   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 23:46 (ссылка)

Ответ на комментарий танялев

танялев, спасибо большое!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Xileen   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 23:47 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Xileen   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 23:49 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

nadia_obo, очень рада, что понравилось! Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Xileen   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 23:49 (ссылка)

Ответ на комментарий Эмблема_любви

Эмблема_любви, большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Xileen   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 23:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Вика-Витаминка

Вика-Витаминка, большое спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Xileen   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 23:51 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
АЛЕКСЕЙ_Л   обратиться по имени Суббота, 05 Июля 2014 г. 10:38 (ссылка)
Классические произведения это закодированная информация , которую время взяло на сохранения для познания вечности в которой они все уже находятся и донести они хотят нам информацию которая решит все задачи в нашей жизни и ответит на все существующие вопросы . Для тех кто понимает таинства .

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку