-Метки

Animals art digital art fantasy fine art illustrations illustrator impressionism landscape macro nature oil oil on canvas oil/canvas painter painting photo photographer photographers photography photos pictures portrait still life surrealism ЖЗЛ акварель актриса антиквариат арт архитектура афоризмы батик видео винтаж город городской пейзаж горы графика декоративно-прикладное искусство дети женский образ живая природа живопись животные иллюстратор иллюстрации импрессионизм искусство история картины кино коты кошки красота креатив куклы личность любовь макро мода море музыка натюрморт осень памятник пейзаж пейзажи позитив портрет поэзия праздник природа проза птицы путешествие реализм ретро санкт-петербург сказки стекло стихи страна сюрреализм танец фото фотограф фотографии фотография фэнтези художник художник-иллюстратор цветы цитаты цифровая живопись цифровое искусство черно-белое читальный зал ювелирные изделия юмор

 -Приложения

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 74702


Матрица. Символика фильма

Воскресенье, 03 Мая 2009 г. 15:42 + в цитатник
-KRASOTA- все записи автора

 (700x525, 31Kb)

Фабула
На самом деле мир, в котором мы живем, в реальности не существует, он — лишь компьютерная программа, в которую вмонтировано сознание каждого человека. Все, что люди видят — виртуальная реальность, смоделированная гигантским компьютером. Действительность же ужасна. Власть на Земле давно уже захватили машины, которые используют людей только лишь как источник энергии, реальные люди существуют в ячейках-сотах, ни разу в жизни, даже не открывая глаз, постоянно находясь в Матрице — виртуальном мире. Глубоко под землей пока еще остается последний город людей Зион, живущих в реальном мире. Машины хотят его уничтожить, чтобы сделать свою власть абсолютной. Группа людей ищет в Матрице человека, потенциально способного ей противостоять, зная всю правду и находясь, как внутри Матрицы-системы, так и вне ее. Этот герой-мессия должен победить зло, остановить войну машин против людей и спасти Зион. Они находят героя. Он проходит все этапы обучения и осознания своей миссии. В конце концов, он побеждает зло, персонифицированное в Матрице в виде особой разрушающей ее программы, вышедшей из под контроля машин и самого создателя Матрицы -- Архитектора. Война с машинами прекращается, Зион спасен.


АРТ_АРТель




В фильме много натяжек и несоответствий, желающие могут их найти без особого труда. Но гораздо интереснее анализировать не логику фильма, а образные ряды, для создания которых как раз и нужен художественный талант. Ведь успех фильма определяется, прежде всего, совершенством сочетаний типов, характеров, имен, ландшафтных видов, стилей, стереотипов и всего-всего того, что и составляет художественную ткань любого произведения.

Не являясь специалистом в кинематографии, я считаю этот фильм очень талантливым произведением. Но для меня, прежде всего, интересен ответ на вопрос: почему мог быть создан такой фильм, не очень укладывающийся в ряд многочисленных триллеров в стиле «экшн»? И самое главное, что он хотел выразить, и что на самом деле выразил?

Почему последний город людей называется Зион? Почему главная героиня фильма, носящая странное имя Тринити (Троица в переводе с английского), гибнет. Почему автор программы, создающей виртуальную реальность, называется Архитектором. Почему эта программа несовершенна и требуется постоянное обновление ее версий и перезагрузка компьютера? Кем, наконец, стал Нео, после победы?

О чем на самом деле идет речь в этом фильме, и почему он имеет у зрителей столь внушительный успех, хотя большинство зрителей и не пытаются рационально истолковать все многозначный смыслы и образы фильма?

Зрительский успех, конечно, объясним, прежде всего, тем, что этот фильм — зрелище, по качеству и количеству эффектов вряд ли имеющий себе равных. Не знаю, сколько стоит постановка такого фильма, но, наверное, очень дорого. Какие же тайные и явные смыслы хотели довести авторы фильма до зрителей за эти деньги?

Бога нет, есть главный Архитектор, создавший программу виртуальной реальности. Может, он человек, а может, и нет — ответа на этот вопрос фильм не дает. Вроде бы и человек, но сам он себя человеком не считает, о чем, как бы, между прочим, сообщает в конце фильма. Архитектор не воплощение добра и высшей справедливости, он только выполняет свою творческую задачу, решая при создании Матрицы некую систему уравнений. И никакой он не всемогущий, потому что некоторые подпрограммы ему не подчиняются, к тому же его творение дает сбои и требует перезагрузки. Итак, Бога Отца, Абсолютного всемогущего Творца нет, есть весьма странный Архитектор.

А человек в высшем своем проявлении, кто он? Нет, это не Христос-Спаситель, это Нео (Новый) — мессия, избранный людьми же, чтобы спасти человечество, но уже не от Божьего гнева, а от машин, сотворенных самим же человечеством. Он ничего общего с божественной сущностью не имеет, он только человек, наделенный абсолютной волей и абсолютной верой в свою миссию. Вероятно, имеет значение и то, что Нео — талантливый, может быть, гениальный программист. Воля и вера сделают его свободным, как от Матрицы, так и от собственных слабостей. Нео — победитель машин, способный своим разумом и волей победить их и даже, если не разрушить, то повлиять на замысел Архитектора.

Что еще особо примечательного в образных рядах, встроенных в художественную ткань фильма?

Все главные отрицательные герои имеют ярко выраженные признаки белой расы: Смит — воплощение зла, выполняющий в Матрице роль сатаны; сам Архитектор; предатель, выдавший Смиту Морфиуса — наставника Нео. Все положительные герои — обязательно черные, латинос, или выходцы с востока. И, наконец, главные герои — Нео и Тринити очень органично бы вписались в толпу на улицах Иерусалима.

Тринити (Троица), красива, умна, сильна, способна на настоящую любовь, любит Нео, но она должна погибнуть по предсказаниям пророчицы Пифии и гибнет. Троица — гибнет! Бога — нет. Человек доходит до последней черты, но побеждает свои творения — машины и себя самого, и остается в разрушенном войной мире. Что это есть такое, кто и почему мог создать такую философскую и художественную конструкцию, воплощенную в очень эффектном и дорогостоящем зрелище?

Я думаю, успех фильма Матрица обусловлен и тем, что Матрица на самом деле есть! Это чувствует очень значительная часть населения планеты, настолько, что органично воспринимает саму идею глобальной виртуальной реальности, подкрепленную собственным опытом общения с миром компьютеров. Только суть этой матрицы иная. Мир дан человеку в ощущениях, Матрица по фильму является совершенным симулятором ощущений, то есть суть матрицы — управление восприятием, а через него и сознанием человека. (Тут возникает аналогия с современными масс-медиа, но речь сейчас не о них). Но ведь можно предположить, что человек действительно запрограммирован воспринимать мир определенным образом, и для этого к его мозгу совершенно не обязательно подключать кабель. Он уже рождается с набором параметров, определяющих ему видеть мир и идентифицировать себя в мире так, а не иначе, и это никак не связано с воспитанием и жизненным опытом, а предшествует им. И может быть, и даже весьма вероятно, что существует несколько типов такого восприятия. Все мы находимся в этой Матрице типов восприятия, диктующей нам свою волю, а человеческая воля не способна изменить априорные законы этого восприятия. Если это так, то, по крайней мере, становиться ясно, откуда проистекает такое разнообразие вер, мировоззрений и культур, борющихся друг с другом зачастую до последнего вздоха и патрона…

Авторы фильма и сами выражают определенный тип сознания, заключенный в матрице. Именно тот тип, который не воспринимает Троицу, Бога называет Архитектором, ставит человека в центр творения и недолюбливает тех, кто обречен верить в Троицу своим типом сознания. Это вполне масонский взгляд на мир, в основе которого находится вера в безграничность совершенствования человека и всемогущество разума. Взгляд, который сейчас доминирует в США и насаждается через культурное влияние во всем мире.

Что получается в результате развития человечества, диктуемого через матрицу этим типом сознания, в фильме показано очень хорошо. И весьма вероятно, что так оно и будет, если место Бога, действительно, занимает Архитектор Вселенной, а ценность человека абсолютна. Но у человечества есть очень реальный шанс не допрогрессироваться до состояния, показанного в фильме «Матрица» именно потому, что далеко не все воспринимают мир как его авторы или заказчики. Именно в типологии многообразия ячеек реальной матрицы заключена гарантия, что человек останется человеком, Бог — Богом, а компьютер — компьютером.

Нео и Архитектор



Кураев о фильме "Матрица"



http://www.znaki.chebnet.com/

Рубрики:  Кинематограф
История,статьи,заметки
Знаменательные события
Метки:  

Процитировано 3 раз

ELLY_RAIT   обратиться по имени Воскресенье, 03 Мая 2009 г. 18:47 (ссылка)
Обычно я не высказываюсь по таким поводам, но здесь...
На святое замахнулись=)) Ответы на вопросы первой части статьи и их анализ потянут если не на диссертацию, то на серьёзный научный труд точно. Так как вопросы мироздания и мировосприятия остаются открытыми и ныне и будоражат умы научного сообщества и простого (мыслящего) люда. Далее же идёт сплошная демагогия.

Столько книг написано по "Матричной" тематике... Зачем же снова начинать? Как бы не проецировалась матрица на общественное сознание, восприятие каждого всё равно сугубо индивидуально, даже если законы функционирования системы одинаковы для всех. Как и восприятие данного фильма.

Фильм выдающийся во всех отношениях: праздник для глаз и пища для ума. Тем, кому он не понравился могу порекомендовать только больше читать и заниматься самообразованием. И пожелать удачи в этом занимательнейшем времяпрепровождении - Вас ждёт масса открытий!

P.S. А за ссылочку - спасибо. Давно хотела прикупить книжечку по символике и мифологии, да что-то уж очень дорогие мне попадались...
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   обратиться по имени Воскресенье, 03 Мая 2009 г. 19:07 (ссылка)
ELLY_RAIT,
Я уважаю ваше мнение,и остаюсь при своем.
Хорошо,хоть ссылка пригодилась:)
Ответить С цитатой В цитатник
DJ_DopeJack   обратиться по имени Воскресенье, 03 Мая 2009 г. 23:28 (ссылка)
Да-да) А в саундтреке к матрице поют гимн из Упанишад!


Бхадараньяка Упанишада, 1.3.28.
Приведи меня из нереальности к Реальности;
Приведи меня из тьмы невежества к свету Знания
Приведи меня от смерти к Бессмертию.
Да будет мир.
AUM asato maa sadgamaya . tamaso maa jyotirgamaya .
mR^ityomaa.r amR^itaM gamaya ..
AUM shaa.ntiH shaa.ntiH shaa.ntiH ..
Ответить С цитатой В цитатник
-KRASOTA-   обратиться по имени Пятница, 15 Мая 2009 г. 17:38 (ссылка)
Inquisitor_Morwiwan,
Отличные слова.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку